|
Раздел III. Философская антропологияТема 13. Сознание в структуре бытия. Проблема сознания и основные подходы к её философскому анализу: субстанциональный, функциональный, экзистенциально-феноменологический. Генезис сознания. Гипотезы о происхождении, сущности и способах существования сознания. Сознание и отражение. Сознание и мозг. Психофизиологическая проблема в современной философии и науке. Проблема искусственного интеллекта. Структура человеческого сознания. Сознание и психика. Сознательное и бессознательное. Знание, эмоции, память, воля как формы психической деятельности. Понятие мышления. Сознание, мышление, язык. Сознание, поведение, деятельность. Социокультурная составляющая сознания. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание и самосознание. Тема 14. Человек как предмет философского анализа. Человек как многомерное бытие. Образ человека в классической и неклассической философии. Программа синтеза философского и научного знания в “философской антропологии”; основные проблемы, понятия и методы её исследования (М. Шелер, А. Гелен, Г. Плеснер). Современные концепции антропогенеза: креационистская, трудовая, игровая и др. Природное и социальное в человеке: варианты решения проблемы. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человечества. Проблема смысла жизни. Принцип гуманизма и его эволюция. Тема 15. Аспекты и модусы бытия человека. Понятие личности. Структура личности. Процесс формирования личности, его биолого-социальный характер. Свобода как онтологическая, этическая и правовая проблема. Трактовка свободы в различных культурах и мировоззрениях. Дилемма свободы и необходимости. Свобода воли и свобода выбора. Свобода и ответственность. Политико-правовые и социально-экономические основания свободы. Тема 16. Человек в мире ценностей. Аксиология и её место в философии. Понятие ценности, типы ценностных теорий. Ценности как социальное явление. Классификация ценностей. Представление об оценках и нормах. Ценности личности и ценности общества. Проблема иерархии ценностей. Понятие системы ценностей, социокультурный характер её формирования. Место и роль системы ценностей в обществе, проблема её эволюции. Раздел IV. Теория познания и философия науки Тема 17. Познание как предмет философского анализа. Познавательная деятельность человека как культурно-исторический процесс получения и трансляции знаний. Многообразие форм познания (мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное, научное и др.). Проблема познаваемости мира: варианты её решения в истории философской мысли. Познание как деятельность. Проблема субъекта и объекта познания. Структура и основные закономерности познавательного процесса. Чувственная, рациональная, иррациональная стороны познания. Познание как постижение истины. Истина и заблуждение. Истина и ценность. Проблема истины и её критериев. Классическая концепция истины и её альтернативы. Тема 18. Наука и её социокультурный статус. Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний, социальный институт. Научное познание и его специфика. Структура научного познания: эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного исследования. Области научного знания. Понятие метода и методологии. Общелогические приемы познания. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. Формы научного познания. Возможности и границы науки. Научное и вненаучное знание. Наука в системе социальных ценностей. Гуманитарные параметры современной науки. Раздел V. Социальная философия Тема 19. Основные понятия и проблемы социальной философии. Общество как объект философского анализа. Социальная форма движения материи и её отличие от процессов живой и неживой природы. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Основные исследовательские программы в обществознании: натуралистическая, культуроцентристская, психологическая и др. Исследовательская программа классического и постклассического марксизма. Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и др. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая). Общество как система социальных отношений. Тема 20. Общество как развивающаяся система. Основные аспекты жизни общества: материальный, социально-политический и духовный, их взаимосвязь. Проблема движущих сил социальной динамики. Понятие социального субъекта. Роль личности в истории. Идея единства и многовариантности исторического развития. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Формационный, цивилизационный и культурологический подходы к анализу истории общества. Тема 21. Философия политики и права. Понятия политики и власти. Социально-философские концепции власти. Политическая власть и социальный интерес. Политика и право. Политическое сознание и политические институты. Государство как социальный институт. Концепция правового государства. Гражданское общество и права человека. Политика и нравственность в современном обществе. Тема 22. Человек и техника. Понятие техники, технологии и технической деятельности. Возникновение и этапы развития техники. Техника и её роль в истории цивилизации. Техника и культура. Техницизм и антитехницизм в понимании роли техники в жизни человека и общества. Технологический детерминизм. Технократизм и его эволюция. Современный уровень технического развития общества. Компьютеризация: возникновение, особенности, воздействие на современную культуру и цивилизацию. Информационное общество. Социально-экологические последствия научно-технического прогресса и перспективы постиндустриальной цивилизации. Особенности и структура инженерной деятельности, её комплексный характер в условиях современного общества. Проективная деятельность инженера: возможности и пределы. Заключение. Тема 23. Социальная эволюция и перспективы человека и человечества. Развитие философских представлений об эволюции общества. Понятие прогресса и регресса. Критерии прогрессивного развития. Проблема прогнозирование будущего. Футурология. Критерии и методы научного прогнозирования. Понятие социального идеала. Современная цивилизация: противоречия и трудности развития. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Для студентов специальностей, изучающих весь курс в течение одного семестра, тематика семинаров определяется преподавателем из числа вышеприведенных тем. Тема 9. Философская мысль Беларус и. 1. Зарождение и развитие философской мысли на Беларуси. 2. Ф. Скорина и его место в развитии белорусской национальной культуры. 3. Религиозные процессы в Беларуси, идеи Возрождения и Просвещения (С. Будны, С. Полоцкий). 4. Национально-освободительное движение и социально-философская мысль на Беларуси. (К. Калиновский, Ф. Богушевич). 5. Философия и развитие белорусского национального сознания в XX веке.
Литература. · Философия: Учебн. пособие. / Под ред. В.К. Лукашевича. – Мн.: БГЭУ, 2001. С. 118-137. · Філасофія. / Пад рэд. Р.І. Бліхаржа. - Мн., 1993. · Ковкель И.И., Ярмусик Э.С. История Беларуси. - Мн., „Аверсэв”, 1998. · Філасофія: Вучэбны дапаможнік. / Пад агульн. Рэд. А.С. Цернавога. - Мн.: НКФ “Экаперспектыва”, 1996. С. 142-147. ¨ Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии. - Мн., 1973. ¨ Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. - Мн., 1987. ¨ Бирало А. А. Философская и общественно- политическая мысль в Белоруссии и Литве в конце XVII - середине XVIII вв.. - Мн., 1971. ¨ Падокшын С. А. Філасофская думка эпохі Адрадження ў Беларусі. - Мн., 1990.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|