Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







УО «Брестский государственный технический университет»





Кафедра философии и культурологии

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по курсу «ФИЛОСОФИЯ» для студентов

Заочного обучения всех специальностей

Брест-2006г.

 

 

Методические указания состоят из введения, содержания курса, планов семинарских занятий, тематики контрольных работ, рекомендуемой литературы и контрольных вопросов к экзамену.

 

Составители: Грибов Г.М.; к.ф.н., доцент (общая редакция

Михайлов В.А., к.ф.н., доцент;

Грибова И.Г. доцент

 

Брестский государственный технический университет, 2006 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Содержание курса

2. Планы семинарских занятий

3. Тематика контрольных работ

4. Литература

5. Вопросы к экзамену

ВВЕДЕНИЕ

Философия представляет собой наиболее общую область знания о мире, человеке, его познавательной деятельности. Она обогащает представления человека о мире, совершенствует культуру его мышления, помогает определять те или иные подходы при анализе различных процессов и явлений окружающего нас мира, наделяет определённой методологией, помогающей в решении различных проблем природы, общества и человека. В связи с этим философия не случайно занимает центральное место в гуманитарной подготовке студентов.

В процессе преподавания этой дисциплины ставятся следующие задачи:

1) получение студентами необходимой суммы знаний, касающихся основ важнейших философских учений, основных философских проблем, категорий и принципов, ознакомление студентов с ведущими мыслителями в истории философии и их идеями;

2) овладение студентами альтернативным мышлением, ознакомить их с различными подходами к решению тех или иных философских проблем;

3) умение анализировать те или иные философские проблемы, различные жизненные ситуации с позиций полученных студентами знаний по философии;

4) приобретение студентами необходимых умений и навыков в применении полученных знаний в личной, общественной и профессиональной деятельности, в анализе философских текстов, в культуре философской дискуссии и др.;

5) гуманизировать профессиональное мышление будущих специалистов технических специальностей.

В соответствии с этим в основу содержания предмета положены следующие принципы:

- рассмотрение философии как особой формы знания, не сводимой к науке,

- антропологическая доминанта при изложении всех тем курса,

- равноправие всех философских концепций и диалог между ними,

- целостный подход к анализу проблем природы, общества и человека.

Содержание данного курса разработано в соответствии с представленной в 2000г. Министерством образования и науки Республики Беларусь учебной программой курса «Философия» для высших учебных заведений.

Основными формами изучения философии студентами-заочниками являются: лекции, семинарские занятия, выполнение письменных работ, консультации, самостоятельная работа.

Студент должен знать:

- концептуальные основы важнейших направлений в истории философской мысли;

- основные принципы и категории философского знания;

- ведущих представителей истории философии;

уметь характеризовать:

- специфику философского знания;

- социокультурную обусловленность философии;

- основные философские проблемы и понятия;

- связь философии с практикой;

- собственную философскую позицию и основания её выбора;

уметь анализировать:

- различные философские проблемы как теоретического так и жизненно-повседневного уровней;

- место и роль философии в жизнедеятельности человека,

- роль философии в решении глобальных проблем человечества и выборе путей социальных трансформаций;

- специфику различных философских систем в их взаимосвязи с социальными и культурными параметрами общества;

приобрести навыки и качества:

- анализа и интерпретации философских текстов;

- культуры философской аргументации и полемики;

- оперирования философскими понятиями и категориями;

- применения полученных знаний в личной, общественной и профессиональной деятельности;

- философско-мировоззренческой толерантности.

 

Из средств изучения предмета следует выделить: конспекты лекций, учебники и учебные пособия, работы классиков философии, статьи в сборниках и журналах, энциклопедии, монографии.

Студенты заочной формы обучения, в силу её специфики, должны делать основной упор на самостоятельную работу над изучением курса.

Содержание курса.

В этом разделе помещены план курса с изучаемыми темами и количеством часов, отведенных на лекции, семинары и самостоятельное изучение.

 

ПЛАН И СЕТКА ЧАСОВ

Примерный тематический план курса “Философия” (114 часов)

Введение

Название темы Лекц. Сем-ры С/р
1. Философия в системе культуры      

Раздел I. История философии

2. Философия Древнего Востока   -  
3. Древнегреческая философия      
4. Философия средневековья и эпохи Возрождения.      
5. Новоевропейская философия XVII-XVIII вв.      
6. Европейская философия XIX века.      
7. Основные школы и направления философии XX в.      
8. Русская философия   -  
9. Философская мысль Беларуси      

Раздел II. Философские концепции бытия

10. Метафизика и онтология как стратегии познания бытия      
11. Проблема материи в философии   -  
12. Философия природы      

 

Раздел III. Философская антропология

13. Сознание в структуре бытия      
14. Человек как предмет философского анализа      
15. Аспекты и модусы бытия человека      
16. Человек в мире ценностей      

Раздел IV. Теория познания и философия науки

17. Познание как предмет философского анализа      
18. Наука и её социокультурный статус   -  

Раздел V. Социальная философия

19. Основные понятия и проблемы социальной философии      
20. Общество как развивающаяся система      
21. Философия политики и права      
22. Человек и техника      

Заключение

23. Социальная эволюция и перспективы человека и человечества      
  Итого: 114      
           

Форма аттестации: ___ экзамен _____

 

 

Введение

Тема 1. Философия в системе культуры.

Понятие мировоззрения, его структура и основные функции. Исторические типы мировоззрения. Сравнительный анализ философии, мифологии, религии, искусства и науки.

Проблема возникновения философии. Основные концепции её генезиса. Предмет философии и его историческая динамика. Основные области философского знания: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Язык философии.

Статус и роль, и функции философии в современной культуре.

Раздел I. История философии.

Тема 2. Философия Древнего Востока

Специфика древневосточных цивилизаций, особенности их культурных традиций.

Религиозно-мифологический характер древнеиндийской философии. Основные философские школы Древней Индии.

Рационально-практическая направленность древнекитайской философии. Конфуцианство, даосизм, легизм, их место и роль в древневосточной культуре.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.