К теме 22. Человек и техника
1. Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учебное пособие. - М., 1998.
2. Коширин Н.В. Философские вопросы техники. - Томск, 1989.
3. Назаретян А.П. Модели самоорганизации. /Фил.науки, №8, 2006.
4. Ракитов А. Философия компьютерной революции. — М., 1989.
5. Рознин В.М. Философия техники и культурно-исторические реконструкции техники. // Вопросы философии, 1996. №3.
6. Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники. — М., 1995.
7. Философский словарь студента./Под ред. Беркова В.Ф. и др. –Мн., 2003.
8. Философия техники: история и современность. — М., 1997.
К теме 23. Социальная эволюция и перспективы человека и человечества
1. Гринченко С.Н. Метаэволюция мировоззрения./Фил.науки, №8, 2006.
2. Лучшие рефереты по философии. –Р/Д, 1996.
3. Мартынов М.И. и др. Философия: вопросы и ответы. –Мн., 2002.
4. Рефераты по философии. / Под ред. Кохановского В.П. – Р/Д., 2001.
5. Стёпин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего. - М., 1996.
6. Моисеев Н. Н. Пути к созиданию. – М., 1992.
9. Философский словарь студента./Под ред. Беркова В.Ф. и др. –Мн., 2003.
7. Философия о будущем человечества. - М., 1990.
8. Фукуяма Ф. Конец истории. // Вопросы философии, 1990, №3.
9. Яскевич Я.С. Философия в вопросах и ответах. –Мн., 2003.
8. Тоффлер О. Третья волна. - М., 1991.
Перечень учебно-методических разработок к курсу
.
1. Варич В.Н. Практикум по философии для студентов всех специальностей. – Брест: БрГТУ, 2006 г. – Ч. 1.
Компьютерные средства обучения
Кроме учебно-методической литературы, находящейся в библиотеках университета и города и учебно-методическом кабинете университета, в качестве информационно-методических пособий могут быть использованы каталог общего доступа и компьютерная тестирующая программа, находящиеся в компьютерной университетской сети.
Электронный адрес каталога общего доступа: U:\FIK\Философия\.... На этом каталоге можно найти учебно-методические пособия, разработанные на кафедре философии и культурологии, рабочие программы по философии для различных специальностей, вопросы экзамену, учебную литературу в электронном виде.
ВОПРОСЫ
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ
для студентов заочной формы обучения
1. Мировоззрение и его структура. Типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.
- Возникновение философии. Круг проблем, изучаемых философией. Основные области философского знания. Функции философии.
- Древнекитайская философия: конфуцианство и даосизм.
- Древнеиндийская философия: ведизм, буддизм, философские школы индуизма.
- Досократовский период в философии Древней Греции: милетская школа, Гераклит, элеаты.
- Жизнь и философия Сократа. Софисты.
- Философия Платона. Атомистическое учение Демокрита.
- Философская система Аристотеля.
- Раннехристианская философия: апологетика и патристика. Философия Августина Блаженного.
- Схоластика, ее метод и проблематика. Основные направления в схоластике (реализм, номинализм, концептуализм). Философия Фомы Аквинского.
- Философия эпохи Возрождения: специфика и круг проблем. Гуманизм, натурфилософия и пантеизм. Социально-философские учения.
- Основные формы, направления и проблемы философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
- Разработка научного метода в философии Нового времени: Ф. Бэкон и Р. Декарт.
- Особенности немецкой классической философии. Философия И. Канта.
- Объективный идеализм Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
- Неклассическая философия XIX в.: С. Кьеркегор, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше.
- Исторические условия возникновения марксизма. Диалектика и материализм. Теория общественного развития в марксистской философии.
- Сущность и исторические формы позитивизма. Постпозитивизм.
- Экзистенциализм в философии ХХ века. Философия психоанализа.
- Религиозная философия в ХХ веке. Персонализм. Неотомизм.
- Философия в конце ХХ века. Постмодернизм.
- Основные проблемы и этапы развития русской философии. П.Я. Чаадаев. Философские воззрения западников и славянофилов.
- Философия всеединства Вл. Соловьева. Философские взгляды Н.А. Бердяева.
- Зарождение и развитие философской мысли на Беларуси. Взгляды мыслителей эпохи Возрождения и Реформации (Ф. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий).
- Идеи Просвещения и социально-философская мысль на Беларуси в XVIII-XIX веках. Философия и развитие белорусского самосознания в ХХ веке.
26. Проблема бытия в философии. Основные формы бытия. Материя и ее атрибуты.
- Движение как способ существования материи. Пространство и время.
- Диалектика как философское учение о развитии. Принципы, законы и категории диалектики.
- Понятие природы. Живая и неживая природа, их различия и взаимосвязь. Биосфера и ноосфера.
- Происхождение и сущность сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и мозг.
- Сознание и психика. Основные формы психической деятельности: память, воля, чувства и эмоции. Понятие мышления.
- Общественное сознание и его структура. Формы общественного сознания.
- Основные подходы к пониманию происхождения и сущности человека. Биологическое и социальное в человеке.
- Проблема смысла жизни в философии. Принцип гуманизма и его эволюция.
- Понятие личности. Структура личности. Процесс формирования личности и его особенности.
- Понятие свободы. Свобода и необходимость. Свобода воли и свобода выбора.
- Понятие ценности. Классификации ценностей. Понятие ценностной ориентации.
- Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание, их различия и взаимосвязь.
- Проблема познаваемости мира. Категория истины в философии. Критерии истины.
- Научное знание и его специфика. Эмпирический, теоретический и метатеоретический уровни научного познания.
- Понятие метода и методологии. Эмпирические и теоретические методы познания. Формы научного познания.
- Общество как объект философского анализа. Основные процессы в жизни общества: материальный, социально-политический и духовный.
- Основные концепции происхождения общества. Эволюционная и революционная формы развития общества. Движущие силы и факторы социального развития.
- Эволюция философских представлений о развитии общества. Понятие общественного прогресса и регресса. Критерии прогресса.
- Понятие социальной структуры. Типы социальных структур: социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая.
- Основные подходы к пониманию истории. Линейные и нелинейные интерпретации социальной истории. Проблема периодизации исторического процесса.
- Понятия политики и власти. Государство как социальный институт. Концепция правового государства.
- Понятие техники, технологии и технической деятельности. Этапы развития техники. Техницизм и антитехницизм. Идеология технократизма.
- Современный уровень технического развития общества. Информатизация и компьютеризация. Понятие информационного общества.
- Современная цивилизация: противоречия и трудности развития. Глобальные проблемы современности и будущее человечества. Социальное прогнозирование, его формы и методы.
УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
Составители: Грибов Г.М.; к.ф.н., доцент (общая редакция);
Куиш А.Л., к.ф.н., ст. преподаватель;
Михайлов В.А., к.ф.н. доцент;
Наумова В.И., ассистент.
Методические указания по курсу «Философия» для студентов заочного обучения всех специальностей.
Ответственный за выпуск:
Редактор:
___________________________
Подписано к печати ________ Формат ______
Уч. изд. л. _____ Усл. п. л. _____ Тираж _______
Заказ ______
Отпечатано на ротапринте Брестского политехнического института.
224017, Брест, ул. Московская, 267.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|