|
Тема 14. Человек как предмет философского анализа
1. Основные подходы к пониманию происхождения и сущности человека в истории философии. 2. Телесное и духовное бытие человека. Природное и социальное в человеке. 3. Проблема смысла жизни в духовном наследии человечества. 4. Принцип гуманизма и его эволюция.
Литература. - Философия. Учебник / Под ред. В.Д. Губина и др.. - М., 1996. С. 284-344. - Философия./ Под ред. В.П. Кохановского. - Ростов н/Д: Феникс, 1995. С 212-262. - Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс. - М., 1996. С. 171-193. - Введение в философию: Учебник для вузов. / Под ред. И. Т. Фролова. Ч.1,2. М.: Политиздат, 1989. - Спиркин В.С. Основы философии. - М.: Политиздат, 1988. С. 448-477. - Философия. / Под общ. ред. Ю.А. Харина. - Мн.: «Вышейшая школа», 1993. С. 158-175, 192-198. - Философия: Учебное пособие под ред. В.И. Кириллова. - М.: Юрист. 1997. - Философия: Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Юрист, 1996. - Філасофія: Вучэбны дапаможнік. / Пад агульн. Рэд. А.С. Цернавога. - Мн.: НКФ «Экаперспектыва», 1996. - Оконская Н,Б, Философская антропология: концепция и проблемы. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1992. - № 6. - с. 3-10. Тема 19. Основные понятия и проблемы социальной философии (для студентов экономических специальностей) 1. Общество как объект философского анализа. Отличие социальной формы движения материи от процессов живой и физико-химической природы. 2. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли. Подходы к анализу проблем общества в обществознании. 3. Основные концепции социогенеза: креационистская, эволюционно-натуралистическая, игровая и др. 4. Социальная структура общества, её основные элементы. Типы социальных структур (социально-классовая, социально-этническая, социально-демографическая).
Литература. · Философия: Учебн. пособие для студентов вузов. / Под ред. Ю.А. Харина. – Мн.: Тетра-Системс, 1998. С. 557-271. · Философия: Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. - М.: ННИТИ, 2000. С. 310-362. · Канке В.А. Философия: Истор. и системат. курс: Учебник для вузов - М.: «Логос», 2001. С. 226-235. · Радугин А.Л. Философия: Курс лекций. 2-е изд. перераб. и доп.. - М.: Центр, 2001. С. 230-249. · Философия: Учебное пособие. / Под ред. О.С Тернового. – 2 изд. – Мн.: Універсітэцкае, 1998. С. 268-281. ¨ Барулин В.С. Социальная философия: Учебник – Изд. 2-е. – М.: ФАИР-Пресс, 1999. С. 3-23, 495-521. q Современный философский словарь. / Под ред. В.Е. Кемерова. - М., Бишкек, Екатеринбург: Publisher Odissei, 1996. q Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра-М, 1997. Тема 22. Человек и техника (для студентов инженерных специальностей)
1. Понятие техники и технической деятельности. 2. Возникновение и этапы развития техники. 3. Идеология технократизма. Техницизм и антитехницизм. 4. Компьютеризация и информационное общество.
Литература. - Современный философский словарь. / Под ред. В.Е. Кемерова. - Введение в философию. Ч. 2. М.: Политиздат, 1989. с.191-202, 25-263, 283-287, 594-596. - Философский энциклопедический словарь. - М.: Инфра- М, 1997. - Философия / Под общ. ред. Ю.А. Харина. - Мн.,1993. с. 149-151, 251-253, 255-267, 205, 215, 216. - Канке В.А. Философия. Историко-систематический курс: Учебник для вузов. М.: „Логос”, 1996. с. 281-296. - Философия: Учебное пособие под ред. В.Н. Лавриненко. М.: Юрист, 1996. с. 115-121, 280-288. - Философия / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону: „Феникс”, 1995. с. 515-541. - Основы современной философии: Учебник для высш. уч. заведений. / Под общ. ред. М.Н. Росенко. - С.-Петербург: «Лань», 1997. С. 217-236. - Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. // Вопросы философии. - 1992, № 3. с. 5. - Философия техники. // Вопросы философии. - 1993, № 10. с. 24. - Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники: Учебное пособие. - М., 1998.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Требования к выполнению контрольной работы
Вариант контрольной работы студента определяется преподавателем. Объем работы - в пределах 24 страниц ученической тетради или 12-14 страниц машинописного текста через 2 интервала. Контрольная работа может быть написана от руки (разборчивым почерком), набрана на компьютере. В случае использования технических средств, сканирование или монтаж при помощи копировальной техники запрещается. Контрольное, письменное задание представляет собой набор 5 вопросов, взятых из разных тем курса. Студент должен стремиться дать четкий и развернутый ответ на все сформулированные вопросы. Оформление работы предполагает следующие требования: * наличие титульного листа; * указание варианта и формулировки вопросов; * список использованной литературы. ПРИМЕЧАНИЕ: вопрос 5 контрольной работы – это самостоятельный анализ, комментарий текстов философов, которые содержатся на указанных страницах в Методическом пособии «Практикум по философии для студентов всех специальностей. Часть 1. Брест БрГТУ, 2006, автор Варич В.Н. ВАРИАНТ 1. 1. Когда, где и как возникла философия и в чем специфика философского познания?
ВАРИАНТ 2
ВАРИАНТ 3
ВАРИАНТ 4 1. Охарактеризуйте учение Демокрита и Эпикура и определите, что в них общее, и в чем их отличие.
ВАРИАНТ 5
ВАРИАНТ 6 1. Охарактеризуйте основные черты философии Средневековья. Что такое «божественное откровение», согласно учению этого периода? 2. В чем заключается дуализм, скептицизм Р.Декарта и его учение о Боге? 3. Охарактеризуйте диалектику как совокупность принципов и законов. 4. Охарактеризуйте социальную структуру общества, ее основные элементы. 5. В чем Л.Фейербах видит сущность религии? (с.62.п.10)
ВАРИАНТ 7
ВАРИАНТ 8 1. Охарактеризуйте учение Платона об идеях и его представление о душе.
ВАРИАНТ 9
ВАРИАНТ 10 1. В чем суть спора об универсалиях в средневековой философии? Охарактеризуйте реализм, номинализм и концептуализм. 2. Охарактеризуйте учение Гегеля об абсолютной идее и его философскую систему. 3. Что такое антропосоциогенез? Охарактеризуйте трудовую концепцию антропосоциогенеза. 4. В чем состоит различие между материалистическим и идеалистическим подходами к объяснению общества и его истории. Кто разработал материалистическое учение понимания истории и в чем оно заключается. 5. Какие различия проводит Ф.Ницше между ученым и философом? (с.63-63.п.13)
ВАРИАНТ 11 1. Охарактеризуйте теорию «двойственной истины», созданную средневековой философией. 2. Сравните учение о «врожденных идеях» Р.Декарта и теорию «чистой доски» Дж.Локка. 3. Охарактеризуйте следующие категории диалектики: сущность и явление, форма и содержание, причина и следствие, общее и единичное. 4. Что такое философская антропология? Какие основные проблемы она исследует? 5. Какие различия между философией и наукой указывает Н.Бердяев? (с.84-85.п.6) ВАРИАНТ 12 1. Охарактеризуйте учение Т.Гоббса о происхождении государства (теорию «общественного договора»). 2. Охарактеризуйте исторические условия и естественно-научные предпосылки возникновения марксистской философии. 3. Что такое материя? Какие представления о ней существовали в истории философии и науке? 4. Раскройте смысл техницизма, антитехницизма в понимании роли техники в жизни человека и общества. 5. Прочитайте рассуждения Эпикура, обдумайте их и выскажите свое отношение (с.22.п.8)
ВАРИАНТ 13 1. Охарактеризуйте философию Д.Индии. 2. Охарактеризуйте учение И.Канта в «докритический период». 3. Какие существуют представления, теории об эволюции общества, его периодизации? 4. Что такое философский идеализм? Охарактеризуйте его разновидности (объективный, субъективный идеализм), укажите предствителей. 5. Прочитайте рассуждения И.Канта о «вещах в себе» и определите к какой разновидности идеализма оно относится (с.57.п.2)
ВАРИАНТ 14 1. Охарактеризуйте философию Д.Китая. 2. Раскройте смысл учения И.Канта в «критический» период. 3. Охарактеризуйте принцип технологического детерминизма и теорию технократизма. 4. Что такое философский материализм? Назовите его исторические формы и предствителей. 5. С каких позиций К.Лыщинский характеризует религию? (с.94.п.6)
ВАРИАНТ 15 1. Охарактеризуйте деятельность и философские взгляды С.Будного. 2. Дайте характеристику философии позитивизма и назовите основные этапы его развития. 3. Раскройте проблему развития общества и сравните эволюционную и революционную формы этого развития. Роль революций в истории. 4. Что представляет собой информационное общество? Какое место в нем человека? 5. Как понимает свободу Ж.П.Сартр? (с.71-72.п.3)
ВАРИАНТ 16 1. Охарактеризуйте деятельность и философские взгляды С.Полоцкого. 2. Охарактеризуйте философию неопозитивизма (логический, лингвистический позитивизм). 3. Что такое аксиология? Объясните смысл понятий «ценность», «ценностная ориентация». Типы ценностных ориентаций. 4. Охарактеризуйте естественную и искусственную среды обитания человека, какая между ними связь? 5. Проанализируйте рассуждения Фомы Аквинского о соотношении философии и геологии (с.31-32.п.8)
ВАРИАНТ 17 1. Изложите идеи белорусских философов-вольнодумцев К.Бекеша, С.Лована. 2. Охарактеризуйте основные положения философии А.Шопенгауэра. 3. Только ли человек обладает сознанием? Дайте ответ и обоснуйте его. 4. Раскройте смысл понятий качество, количество, мера как категории диалектики. 5. Применимы ли к современному образованию критические замечания, высказанные К.Нарбутом? (с.95.п.8.)
ВАРИАНТ 18 1. Изложите мировоззрение К.Лыщинского. 2. Учение каких философов и какие их идеи были теоретическим источником философии марксизма. 3. Что такое гуманизм, как он возник и каковы его основные идеи? 4. Живая и физико-химическая (неживая) природа, их отличие и взаимосвязь. 5. Какие недостатки европейского общества критикует И.Абдиралович. (с.97-98.п.12)
ВАРИАНТ 19 1. Что такое пантеизм? Изложите пантеистические взгляды о боге и природе Б.Спинозы. 2. Охарактеризуйте идеи ариан (антитринитариев) в Беларуси в XVI веке. 3. Дайте определение понятия «закон».Чем отличаются законы природы от законов общественного развития? 4. В чем заключается смысл жизни человека? Какие основные ответы на этот вопрос дает философия? 5. Прочитайте описание философии, данное Г.Конисским и сравните его с уже известными Вам определениями философии. (с.7-8.п.7)
ВАРИАНТ 20 1. Раскройте философские взгляды К.Нарбута 2. Как изменяется проблема человека в философии экзистенциализма. 3. Раскройте смысл понятий противоположность, единство, борьба, противоречие. Виды противоречий. 4. Что такое процесс и каковы его критерии. 5. В чем П.Я.Чаадаев видит различия между Востоком и западом? (с.81.п.1)
ВАРИАНТ 21 1. Какие идеи, положения содержатся в марксистской теории познания (гносеологии). 2. Охарактеризуйте философию постмодернизма. 3. Что такое сенсуализм? В учении каких философов он содержится? 4. Каковы основные формы связи человека с природой, и какие противоречия в системе «общество-природа» существуют в современную эпоху? 5. В чем, по З.Фрейду, заключается сущность культуры? (с.74-75.п.8)
ВАРИАНТ 22 1. Охарактеризуйте философию раннего средневековья. Идеи А.Блаженного. 2. Раскройте философские идеи Г.Конисского. 3. Что такое рационализм? В учении каких философов он содержится. 4. Какие проблемы современности называются глобальными и почему? 5. Почему, по мнению М.Хайдеггера, человек философствует? (с.70-71.п.2)
ВАРИАНТ 23 1. Охарактеризуйте социальные философские взгляды К.Калиновского. 2. Философия Н.Бердяева: персонализм, проблема свободы. 3. Раскройте смысл понятие движения, развитие как атрибут материи. 4. Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт. 5. Прочитайте сообщение о взглядах философов милетской школы и определите, на какой вопрос они пытались ответить? (с.18.п.1)
ВАРИАНТ 24 1. Раскройте смысл идей З.Фрейда, его учение о роли бессознательного. 2. Философия «русского космизма», ее характеристика и особенности. 3. Понятие метода и методологии. Эмпирические и теоретические методы научного исследования. 4. Проблема прогнозирования будущего. Критерии и методы научного прогнозирования. 5. Какова, по Платону, природа познания? (с.23.п.11)
ВАРИАНТ 25 1. Что такое апологетика, патристика? 2. Охарактеризуйте антропологический материализм Л.Фейербаха. 3. Как в философии решается вопрос о соотношении материи и сознания? Назовите основные варианты этого решения и охарактеризуйте их. 4. Что такое истина? Охарактеризуйте абсолютную, относительную истину и их диалектическую взаимосвязь. 5. Что является предметом философии, по Аристотелю? (с.24-25.п.13)
ВАРИАНТ 26 1. Философия эпохи эллинизма: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм. 2. Изложите учение Л.Фейербаха о христианской религии. Чем он хотел ее заменить? 3. Охарактеризуйте чувственное, рациональное познание и их формы. 4. Что такое субстанция? Охарактеризуйте различные представления о ней. 5. Какую разновидность индукции Ф.Бэкон считает подходящей для научного исследования? (с.45-46.п.3)
ВАРИАНТ 27 1. Изложите идеи философии Г.Лейбница. 2. Изложите суть учения французских экзистенциалистов (А.Камю, Ж.П.Сартр). 3. Объясните смысл следующих понятий: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм. В какие периоды истории они были характерны? 4. В чем смысл дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке? 5. Прочитайте приведенный фрагмент и определите, к какому направлению в гносеологии относятся взгляды Д.Локка? (с.51-52.п.13)
ВАРИАНТ 28 1. Охарактеризуйте учение Ф.Бэкона об идолах (призраках) познания. 2. Охарктеризуйте учение П.Флоренского. 3. Бытие природы, человека и общества – основные формы бытия. Объясните специфику человеческого бытия. 4. Как решается в философии проблема познаваемости мира? Какие мнения существуют по этому вопросу? 5. Попробуйте провести аргументы против изложенной точки зрения Д.Беркли. (с.53-54.п.16)
ВАРИАНТ 29 1. Охарактеризуйте учение Ф.Аквинского. 2. Изложите суть учения немецких экзистенциалистов (М.Хайдеггер, К.Ясперс) 3. Что такое скептицизм, агностицизм и какие философы были представителями указанных направлений. 4. Охарактеризуйте объективные и субъективные факторы развития общества. 5. Какие стадии в развитии человечества выделяет О.Конт? (с.70.п.1)
ВАРИАНТ 30 1. Охарактеризуйте философию эпохи Возрождения. 2. Охарактеризуйте философию неотомизма. 3. Субъект и объект познания. В чем заключается активность субъекта познания? 4. Объясните смысл понятий «бытие», «материя», и как они соотносятся между собой? 5. Каковы, по Шелеру, различия между человеком и другими живыми существами? (с.77.п.11.) УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ К КУРСУ Литература основная 1. Аблеев С.Р. История мировой философии: Учебник/ С.Р.Аблеев – М.:ООО «Издательство АСТ»: «Издательство Астрель», 2002. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М.:ТЭИС, 1996. 3. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М.; 1997. 4. Антология мировой философии: В 4-х т. –М.; 1969. 5. Барулин В.С. Социальная философия: Учебник. – Изд.2-е. – М.:ФАИР-Пресс, 1999. 6. Богомолов А.С. Античная философия. – М.;1975. 7. Введение в философию: Учебник для вузов. В 2-х ч. / Под ред. И.Т.Фролова. Ч.1,2. – М.: Политиздат, 1989. 8. Введенский А.И., Лосев А.Ф. Очерки истории русской философии. – Свердловск, 1991. 9. Винсельбанд В. История философии: Пер.с нем. – К.: Ника-Центр, 1997. 10. Гiсторыя фiласофii /Пад рэд. Ч.С.Кiрвеля. - Гродна, 1997. 11. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001. 12. Горбачев В.Г. История философии: Краткий курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – Брянск: Курсив, 2000. 13. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. – Ленинград, 1991. 14. Зотов А.Ф. Западная философия ХХ века: Учеб. пособие. – М.: «Проспект», 1998. 15. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. – М.: Акад.Проект. В 2-х т. 16. История современной зарубежной философии. – СПб.: «Лань», 1997. 17. История философии: Учебник. Под ред.Ч.С.Кирвеля. – Мн.: Новое знание, 2001. 18. Калмыков В.Н. Философия: учебн.пособие /В.Н.Калмыков. – Мн.: Высш.шк., 2006. 19. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. – М.: «Логос», 2000. 20. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студ. средн. спец. уч. заведений. – М.: «Логос», 2001; 2003. 21. Канке В.А. Философия: Учебник для студ. высш и средн. спец. уч. заведений. – М.: «Логос», 2000. 22. Климов А.А. Диалектика и практика познания. – М.; 1997. 23. Койре А. Очерки истории философской мысли. – М.; 1985. 24. Козел А.А. Философская мысль Беларуси. Учеб. пособие / А.А.Козел. – Мн.: Амалфея, 2001. 25. Краткий очерк истории философии. / Под ред. М.Т.Иовчука и др. – М.: «Мысль», 1981. 26. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII- начала XIX века. – М.; 1989. 27. Курбатов В.И. История философии. – Ростов-н/Д, 1997. 28. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х частях. – М.: Политиздат, 1991. 29. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. – М.; 1976. 30. Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современность.- М., 1974. 31. Основы современной философии: Учебник для высш. уч. заведений – 5-е изд., исправл. – СПб.: «Лань», 2004. 32. Радугин А.Л. Философия: Курс лекций. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Центр, 2001. 33. Реале Дж.., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4-х т. – СПб., 1997. 34. Таранов П.С. 500 шагов к мудрости. – В 2-х томах. – Донецк: Сталкер, 1996. 35. Таранов П.С. Анатомия мудрости: 120 философов, в 2-х книгах. – Симферополь: Ренолк, 1997. 36. Фiласофiя: Вучэбны дапаможнiк. Пад агульнай рэд. А.С. Цернавога. – 2-е выд., перапрац. i дапоун. – Мн.: НКФ Экаперспектыва, 1996. 37. Философия: Учеб. Для студ. учреждений, обеспечивающих получение высшего образования. / Ю.А.Харин [и др.]: под общ.ред. Ю.А.Харина. – 8-е изд. – Мн.: ТетраСистемс, 2006. 38. Философия [Текст]: учеб.пос. / Под общ.ред. Я.С.Яскевич.- Мн.: РИВШ, 2006. 39. Философия: Учеб. пос. В 2-х ч. / Под общ.ред. Я.С.Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2004.Ч.1.: Философия в исторической динамике культуры. 40. Философия: Учеб. пос. В 2-х ч. / Под общ.ред. Я.С.Яскевич. – Мн.: РИВШ, 2005. Ч.2.: Философия бытия, человека, общества. 41. Философия / Под ред. В.И.Кирилова. –М.: Юрист, 1997, ч.2. Основные проблемы философии. 42. Философия: Курс лекций: Учеб. пос. / Под ред. В.Л.Калашникова. – 2-е изд. – М.: Владос, 2004. 43. Философия [Текст]: учеб. / Под ред. Э.Ф.Кравцова, Ю.М.Шилкова. –М.: Юрай – Издат., 2004. 44. Философия. Уч. пос. / Под ред. Ю.А.Харина. – 6-е изд., стер. –Мн.: ТетраСистемс, 2003. 45. Философия: Учеб. пос. / Под общ.ред. Ю.А.Харина, - 5-е изд., стер. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. 46. Философия: Учеб. для вузов / Под общ.ред. Ю.А.Харина, - 4-е изд., стер. –Мн.: ТетраСистемс, 2001. 47. Филосоия: Учеб. пос. для студентов вузов /Под общ.ред. Ю.А.Харина. – 3-е изд., доп. и испр. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. 48. Философия: учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования [Текст]: учебник. –Москва: ИНФРА-М, 2006. 49. Философия: Учеб.пос. /Под.общ.ред. В.К.Лукашевича. –Мн.: БГЭУ, 2001; 2002. 50. Философия: Учебник для вузов /Под ред.В.Н.Лавриненко, В.П. Ратникова. –М.: ЮНИТИ, 2001. 51. Философия: задания и упражнения: Учеб.-метод.пособие для студентов вузов. / М.И. Мартынов, Л.Г. Кравченко, С.А.Киселева; Под ред. В.Н.Шкурко. –Изд. 2-е, стереотип. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. 52. Философия: Учебник / В.Г.Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В.Миронов, К.Х.Момджян. –М.: ИНФРА-М, 2000. 53. Философия: Учебник /Под ред. Н.И.Жукова. – 5-е изд., испр. и доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 2000. 54. Философия: Учеб.пос. /Под ред. Н.И.Жукова. – 4-е изд., испр. и доп. – Мн.: НТЦ «АПИ», 1999. 55. Философия: Учебник для вузов / Отв.ред. В.П.Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 56. Философия: Уч.пос./ Под ред. О.С.Тернового. – 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. 57. Философия: Учеб. практикум для вузов. –Мн.: РИВШ БГУ, 2002. 58. Философия: Уч.пос. /Под ред. Ю.А.Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 1998. 59. Философия: Уч.пос.для вузов / Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону, 1997. 60. Философия: Учеб.пос. / Под ред. В.Н.Лавриненко. – М.: Юрист, 1996. 61. Философия: Учеб. для высш.уч.завед. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 62. Философия: Учебник / Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной, В.П.Филатова. – М.: Русское слово, 1996. 63. Философия и методология науки: Учеб.пос. для студентов вузов / Под ред. В.И.Кузнецова – М.: «Аспект-пресс», 1996. 64. Философия: Учеб.пособие / Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ, 2000. 65. Философия: Основные идеи и принципы./ Под ред. А.И.Ракитова. –М.: Политиздат, 2-е изд., 1990. 66. Фишер Куно Введение в новую философию. – Мн.;1995. 67. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990. 68. Чанышев А.Н., Курс лекций по древней философии. –М.; 1981. 69. Чуешов В.И. Введение в современную философию. –Мн.: ТетраСистемс, 1997. Справочники и энциклопедии 1. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпресссервис «Книжный дом», 2002. 2. Новейший философский словарь. / Сост. А.Л. Грицанов. – Мн.: Изд-во В. М. Скакун, 1998; 2002. 3. Современная западная социология: Словарь. – М., 1990. 4. Современная западная философия: Словарь. - М., 1998. 5. Современный философский словарь. / Под ред. В.Е. Кемерова. - М., Бишкек, Екатеринбург: Publisher Odissei, 1996. 6. Философский энциклопедический словарь. – М., 1983; М.;1989. 7. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2002. 8. Философия: Справочник студента / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов. – М.: АСР: Слово, 2000. 9. Философия: 100 экзаменационных вопросов (эспресс-справочник для студентов вузов): Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 1999.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|