Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Раздел 10. ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ





 

 

Одним из важнейших аспектов бизнес-планирования являются определение долгосрочных целей и оценка сопутствующих бизнесу рисков. Этот раздел интересует большинство инвесторов. Они хотят знать, насколько крупной может стать организация в будущем, сколько денег они могут потерять при самом неблагоприятном исходе, какова стратегия выхода, т.е. те методы, которые будут использованы для изъятия их инвестиций и дохода из организации.

В данном разделе необходимо сконцентрироваться на следующих аспектах:

· долгосрочные цели организации;

· стратегии достижения этих целей;

· потенциальные риски;

· стратегии выхода.

Разрабатывая концепцию долгосрочного развития вашего бизнеса, необходимо рассмотреть цели организации на перспективу (стабильный бизнес, инновационный бизнес, обладание репутацией поставщика товаров/услуг высочайшего качества, доминирование на рынке по объемам продаж, захват узкого сегмента рынка и т.д.). Необходимо также определить стратегии, которые будут использованы при достижении долгосрочных целей (интенсификация усилий по маркетингу и развитию товара или услуги, увеличение ассортимента, создание новых производств, сужение сфер деятельности организации путем выделения определенных групп товаров или услуг и т.д.). Это позволит определить приоритеты в реализации отдельных операций и в расходовании финансовых средств.

Необходимо оценить потенциальные риски, определить уровень этих рисков и меры по их предотвращению или снижению. Ассортимент рисков весьма широк, а вероятность каждого типа риска различна, так же, как и сумма убытков, которые они могут вызвать.

Таблица 9.1

Анализ организационных рисков

 

Виды рисков Описание риска Вероятность возникновения риска Убытки Способы минимизации риска
Кадровые Финансовые Маркетинговые Технологические Политические Юридические Экологические Строительные Специфические Форс-мажор        

Для сложных и рисковых проектов целесообразно оценить вероятность наступления неблагоприятных событий и оцифровывать влияние рисков на показатель эффективности проекта с помощью методов количественного анализа рисков.

Задание 1. Сформулируйте долгосрочные цели компании, стратегии дости

жения этих целей.

2. Оцените основные возможные риски, определите вероятность

их возникновения

3. Разработайте меры по снижению (предотвращению) рисков.

 

Раз­дел 11. ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН

 

 

Основной задачей данного раздела является обоснование финансовых результатов проекта. Для этого необходимо:

· Составить финансовую модель проекта.

· Определить основные показатели эффективности и финансовой состоятельности проекта.

Финансовая модель может носить среднесрочный или долгосрочный характер в зависимости от типа проекта. Горизонт анализа необходимо разбить на временные интервалы:

o первый год функционирования бизнеса - месяцы,

o второй и третий годы функционирования бизнеса - кварталы,

o для оставшегося горизонта планирования – годы.

Каждый из интервалов необходимо рассмотреть с точки зрения притоков и оттоков денежных средств. С этой целью выделяют доходную и расходную части проекта.

Доходная часть проекта представляет собой информацию о планируемых объемах сбыта и ценах продаж основной и сопутствующей продукции (отходов).

В расходной части проекта указывается размер расходов проекта по основным статьям издержек (издержки на НИОКР, производство, маркетинг, персонал и т.д.).

Информация о доходах и расходах представляется в стандартном документе «Отчет о прибылях и убытках» (табл. 10.1).

 

Таблица 10.1

Отчет о прогнозируемых прибылях и убытках

Показатели Месяц 1 (квартал1, год1) Месяц 2 (квартал2, год2) Всего за период
План Факт План Факт   План Факт
Продажи/Выручка              
Прямые затраты              
Сырье, материалы и комплектующие              
Производственная электроэнергия/мощности              
Заработная плата производственного персонала              
Итог прямые затраты              
Валовая прибыль              
Косвенные (операционные) затраты              
Затраты на продажу (коммерческие расходы)              
Заработная плата управленческого персонала              
Единый социальный налог              
Налоги с оборота и др., за исключением налога на прибыль              
Итого косвенные затраты              
Операционная прибыль (до уплаты процентов по займам и налогов)              
Проценты по займам и кредитам              
Чистая прибыль до уплаты налогов              
Налог на прибыль              
Чистая прибыль после уплаты налогов              
                 

 

Отчёт о прибылях и убытках позволяет установить, приносит ли данный товар прибыль, и сравнить различные товары по прибыльности. В целом он определяет, насколько эффективно работает организация. Документ необходим при обращении за ссудами и при заполнении налоговых деклараций.

В данном разделе также важно показать процесс поступлений и расходования денег в процессе деятельности организации. Для этого финансовой службой разрабатывается отчёт движения денежных средств, который составляется как суммарный результат деятельности организации по всем видам товаров и услуг (табл. 10.2).

 

Таблица 10.2

Отчет о прогнозируемом движении денежных средств

  Показатели Месяц 1 (квартал1, год1) Месяц 2 (квартал2, год2)   …   Всего за период
План Факт План Факт План Факт
Доход от продажи товаров (услуг)              
Денежные издержки на производство и реализацию товаров (услуг) по статьям              
Налоги              
Отчисления с фонда заработной платы              
Дивиденды              
Инвестиции в имеющееся оборудование              
Инвестиции на приобретение нового оборудования              
Закупка материалов, сырья, комплектующих              
Процентные издержки              
Затраты, связанные с повышением качества товаров, разработкой новых моделей              
Суммарные затраты денежных средств              
Добавление к активной части баланса              

 

В данном разделе также необходимо указать общий необходимый объем инвестиций, основные статьи инвестиционных вложений, размер вложений по данным статьям и сроки возврата инвестиционных средств. Кроме того, необходимо указать источник инвестиций и наиболее предпочтительную форму участия инвестора (долгосрочный кредит/участие в акционерном капитале создаваемого бизнеса/федеральная целевая программа и т.п.).

 

Таблица 10.3

График возврата инвестиционных средств

 

  Периоды проекта
Начало периода 1 Конец периода 1 Конец периода 2 Конец периода N Итого
Объем инвестиций                
Погашение задолженности                

В проектном анализе используются различные показатели достоинства проектов при экспертизе инвестиционных перспектив, но все они базируются на основной формуле дисконтирования. Двумя главными показателями служат чистый дисконтированный доход и внутренняя норма рентабельности инвестиций.

Чистый дисконтированный доход (Net Present Value - NPV) - разница между приведенной стоимостью и инвестированными средствами - называется чистой приведенной стоимостью. Показывает насколько выгодно вложение капитала в данный проект.

Чистая приведенная стоимость рассчитывается с использованием прогнозируемых денежных потоков, связанных с планируемыми инвестициями, по следующей формуле:

NCF i

NPV = ∑ (1 + r) i - Inv,

где NCF i - дисконтированный денежный поток для i-го периода;
Inv - начальные инвестиции;
r - ставка дисконтирования (стоимость капитала, привлеченного для

инвестиционного проекта);

i - период.

При положительном значении NPV считается, что данное вложение капитала является эффективным.

Понятие чистой приведенной стоимости (NPV) широко используется в инвестиционном анализе для оценки различных видов капиталовложений. Представленная выше формула верна только для простого случая структуры денежных потоков, когда все инвестиции приходятся на начало проекта. В более сложных случаях для анализа может потребоваться усложнить формулу, чтобы учесть распределение инвестиций во времени. Чаще всего, для этого инвестиции приводят к началу проекта аналогично доходам. В MS Excel для расчета NPV используется функция =НПЗ().

Дисконтированный период окупаемости (DBP) - показывает срок, необходимый для того, чтобы доходы, генерируемые инвестициями, с учетом дисконтирования, покрыли затраты на инвестиции. Этот показатель определяется последовательным расчетом NPV для каждого периода проекта. Точка, в которой NPV станет положительным, является точкой окупаемости:

∑ NCF i (-),

DPB = I +

∑ NCF i (+)

где I - период отрицательного денежного потока;

∑ NCF i (-) - накопленное дисконтированное сальдо денежного потока i -го

периода, до первого положительного значения;

∑ NCF i (+ - первое дисконтированное положительное значение денежного

потока i- го периода.

 

∑ NCF = CF x r,

где CF – денежный поток;

r – ставка дисконтирования.

Внутренняя норма дохода (Internal Rate of Return - IRR) или - внутренняя норма рентабельности) – эта ставка дисконтирования, при которой чистая приведенная стоимость равна нулю.

IRR определяет максимальную стоимость привлекаемого капитала, при которой инвестиционный проект остается выгодным. В другой формулировке, это средний доход на вложенный капитал, обеспечиваемый данным инвестиционным проектом, т.е. эффективность вложений капитала в данный проект равна эффективности инвестирования под IRR процентов в какой-либо финансовый инструмент с равномерным доходом.

IRR рассчитывается как значение ставки дисконтирования, при которой NPV= 0. Как правило, значения IRR находят либо графическими методами (построив график зависимости NPV от ставки дисконтирования), либо с помощью специализированных программ. В MS Excel для расчета IRR используется функция =ВНДОХ().

∑ NCF i

IRR =

Inv

где NCFi - дисконтированный денежный поток для i -го периода,

Inv - начальные инвестиции.

 

Индекс прибыльности (Profitability Index, PI ) показывает, насколько прибыльный данный проект, т.е. отдачу на единицу всех инвестиций

NCF i

(1 + r) i

PI =

Inv

где NCFi - дисконтированный денежный поток для i -го периода;

Inv - начальные инвестиции;

r - ставка дисконтирования (стоимость капитала, привлеченного для ин

вестиционного проекта).

 

При значениях PI > 1 считается, что данное вложение капитала является эффективным.

ROIC (Return On Investment Capital) – рентабельность инвестированного капитала:

ROIC = EBIT / IC,

где EBIT (Earnings Before Interest and Tax) - прибыль до вычета налогов и процентов.

IC (Investment Capital) – инвестированный капитал.

IC представляет собой разность активов (включая инвестиции по проекту) и суммы беспроцентных обязательств. Показатель ROIC напрямую зависит от IC, в связи с этим IC (не включая инвестиции по проекту) определяется отдельно для каждой организации.

WACC (Weighted Average Cost of Capital) - средневзвешенная цена капитала рассчитывается по формуле

WACC = ∑ Ki x wi = Ke x we, + (Kps x wps x + Kd x wd)x (1-0.24)

где w - удельный вес конкретного источника в общем объеме капитала;
Ke - цена собственного капитала;
Kps - цена капитала, привлекаемого за счет выпуска привилегированных ак-

ций;

Kd - цена заемного капитала;

EVA (Economical Value Added ) экономическая добавленная стоимость, полученная организацией за определенный период деятельности:

EVA = NOPAT – WACC. IС,

NOPAT (Net operational profit after tax) - чистая операционная прибыль после выплаты налогов.

Таблица 10.4

 

Основные показатели эффективности и финансовой состоятельности проектов

 

Показатель Значение
Чистый дисконтированный приведенный доход (NPV)  
Внутренняя норма рентабельности (IRR)  
Дисконтированный период окупаемости (DBP)  
Индекс прибыльности (PI)  
Экономическая добавленная стоимость (EVA)  
Рентабельность инвестированного капитала (ROIC)  
Средневзвешенная цена капитала (WACC)  

Период окупаемости капиталовложений (PBP-Pay Back Period) указывает на число лет, требуемых для возмещения капиталовложений в проект за счет чистых выгод от проекта. Этот показатель иногда удобен для быстрого расчета и может указать на вариант проекта, заслуживающий дальнейшего рассмотрения. Однако он не приводит к однозначным выводам.

Документом, которыйподводит итог экономической и финансовой работе организации за отчётный период, является балансовый отчёт, который разрабатывается службой главного бухгалтера.

Отчёт составляется за прошедший период времени. Продолжительность отчётных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год. В условиях стабильной работы организации продолжительность периодов может быть увеличена.

В балансовом отчёте должен содержаться полный перечень активов (собственности) и пассивов (задолженности) организации (табл. 10.5).

Таблица 10.5

Прогнозируемый баланс

 

АКТИВЫ Период 1 Период N
       
Внеоборотные активы 1. Основные средства и нематериальные активы по остаточной стоимости в т.ч.      
- балансовая стоимость      
- начисленный износ      
- остаточная стоимость      
2. Незавершенные капитальные вложения      
Текущие активы      
1. Запасы сырья и материалов      
2. Незавершенная продукция      
3. Готовая продукция      
4. Дебиторская задолженность      
5. НДС уплаченный      
Окончание таблицы 10.5
       
6. Резерв денежных средств      
7. Свободные денежные средства      
8. Прочие текущие активы      
Итого активов      
ПАССИВЫ Период 1 Период N
Капитал      
1. Источники собственных средств      
- уставный капитал      
- учредительный капитал      
- акционерный капитал      
- целевые финансирование и поступления      
2. Нераспределенная прибыль/убыток      
Долгосрочные обязательства      
1. Долгосрочные кредиты банков      
2. Заемные средства      
3. Долгосрочная кредиторская задолженность      
Текущие обязательства      
1. Краткосрочные кредиты банков      
- счета к оплате      
- расчеты с бюджетом      
2. Краткосрочная кредиторская задолженность      
Итого пассивов      

 

На основе приведённых планов (отчётов) рекомендуется провести анализ самоокупаемости производства, т.е. определить объём данного товара, обеспечивающий безубыточность производства.

В силу того, что любой финансовый анализ будущего неизбежно характеризуется той или иной степенью неопределенности, рекомендуется рассмотреть несколько альтернатив.

При работе над финансовым разделом следует подчеркнуть важность и достоверность предоставляемых данных. С этой целью очень важно следить за тем, чтобы данные, представленные в остальных разделах бизнес-плана, соответствовали данным, представленным в финансовом плане.

 

Задание 1. Составьте финансовую модель проекта:

- отчет о прогнозируемых прибылях и убытках;

- отчет о прогнозируемом движении денежных средств;

- балансовый отчет;

- график возврата инвестиций;

- срок окупаемости проекта

2. Определите основные показатели эффективности и финан

совой состоятельности проекта.

Раз­дел 12. SWOT- АНАЛИЗ

 

 

Для того, чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, предприятие должно уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на его пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться. Метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английских слов: сила, слабость, возможности и угрозы) позволяет установить линию связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, угроз и возможностей, а затем – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формирования стратегии организации (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Матрица SWOT

 

  Возможности Угрозы
    ···     ···
Сильные стороны СИВ (силы и возможности) СЛУ (сильные стороны и угрозы)
1 ______________            
2 ______________            
···______________            
Слабые стороны СЛВ (слабые стороны и возможности) СЛУ (слабые стороны и угрозы)
1 ______________            
2 ______________            
···______________            

 

На каждом из полей нужно рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть выделены при разработке стратегии.

 

 

Задание 1.Определите возможности и угрозы конкретной орагани-

зации;

 

2. Определите сильные и слабые стороны конкретной органи

зации;

3. Постройте и пронализируйте SWOT-матрицу.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ К БИЗНЕС-ПЛАНУ

 

 

Приложения к бизнес-планированию – это место для информации, которая способна подтвердить сведения, приведенные вами в плане. В приложениях вы можете представить детали, касающиеся частных аспектов вашего бизнеса:

· выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) на дату внесения последних изменений;

· документы, подтверждающие финансовые обязательства заявителя и других организаций по финансированию проекта, включая копии договоров с кредитными и инвестиционными организациями, венчурными фондами и другими финансовыми институтами;

· копии договоров или соглашений о кооперации с указанием организационных и финансовых условий кооперации и планируемых условий продаж (при кооперации по выпуску продукции);

· копии договоров, соглашений, контрактов, гарантийных писем на поставку продукции (при реализации продукции);

· копии охранных документов на объекты интеллектуальной собственности, договоров о передаче и приобретении прав на объекты интеллектуальной собственности;

· копии лицензий, сертификатов и т.д.;

· фотографии, схемы и другие пояснительные документы;

· результаты маркетинговых исследований;

· техническая информация;

· производственная информация и т.д.

К бизнес-плану должна прилагаться финансовая модель, созданная с помощью Excel, Project Expert или другого программного обеспечения, позволяющего строить финансовые модели.

 

 

Библиография

1. Черняк В.З. Бизнес-планирование. 2-е изд.,/ В.З. Черняк. М.: ЮНИТИ, 2007, с.519.

2. Максютов А.А. Бизнес-планирование развития предприятия. / А.А. Максютов. М.: Альфа-Пресс, 2006, с.288.

3. Попов В.М. Бизнес-планирование, 2-е изд., /В.М. Попов, С.И. Ляпунов и др. М.: Финансы и статистика, 2007, с. 816.

4. Алиев В. С. Практикум по бизнес-планированию с использованием программы Project Expert. / В.С. Алиев. М.: Инфра-М, 2007, с. 272.

5. Петухов С.В. Бизнес-планирование. /С.В. Петухов. Изд. «Омега-Л», 2006, с. 191.

6. Адамс Б. Бизнес-планирование. Эффективные методики разработки./ Б. Адамс, Изд.АСТ, 2007, с. 469.

7. Карпенко Е.М. Планирование на предприятии. Бизнес-планирование. Учеб. пособ. для вузов./ Е.М. Карпенко, Н.П. Драгун., Изд.: УП ИВЦ Минфина, 2007,с. 224.

8. Ридинг К. Стратегическое бизнес-планирование: динамическая система повышения эффективности./ К. Ридинг.. Изд.: Баланс Бизнес Букс, 2005, с.384.

9. Дженстер П. Анализ сильных и слабых сторон компании: определение стратегических возможностей.: Пер. с англ., /П. Дженстер, Д. Хасси., М.: Издательский дом «Вильямс», 2003.

10. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами./ Р. Арчибальд., М.: Компания Ай Ти; М.:ДМК Пресс, 2004.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.