|
Тема 7. Медицина и фармация нового времени (1640-1918).Влияние французского материализма ХУШ в. на развитие медицины и фармации. Великие естественнонаучные открытия конца ХУШ и начала Х1Х вв. и их влияние на развитие лекарствоведения и медицины. Дифференциация медицинских дисциплин. Медико-биологическое направление. Внедрение анатомических вскрытий в преподавание медицины в Западной Европе. Лейденская анатомическая школа. Ф.Рюйш (1638-1731, Голландия). Учебники анатомии. Начало анатомических вскрытий в России. Основание Кунсткамеры (1717). Вклад П.А.Загорского (1764-1846), И.В.Буяльского (1789-1866), Н.И.Пирогова (1810-1881) в развитие анатомии. Общая патология. Макроскопический период. Зарождение патологической анатомии. Дж.Морганьи (1682-1771), М.Биша (1771-1802). Микроскопический период. Гуморализм К.Рокитанского (1804-1876). Целлюлярная патология Р.Вирхова (1821-1902). Функциональное направление в патологии. Микробиология. Эмпирический период (до Л.Пастера). Первые микроскопические наблюдения. Эмпирические методы борьбы с эпидемиями особо опасных инфекций. Вклад русских ученых в развитие методов борьбы с чумой (Д.С.Самойлович, 1742-1805). Открытие вакцины против оспы (Э.Дженнер, 1796, Англия) и введение оспопрививания. Эмпирические методы борьбы с раневой инфекцией (И.Ф.Земмельвейс, Венгрия; И.В.Буяльский, Россия; Дж.Листер, Англия – основоположник метода антисептики (1867); Н.И.Пирогов, Россия). Экспериментальный период. Л.Пастер (1822-1895, Франция) – основоположник научной микробиологии и иммунологии. Первые пастеровские станции во Франции (1885) и России (1886). Пастеровский институт в Париже. Развитие учения о защитных силах организма: клеточная теория иммунитета (И.И.Мечников, 1883, Россия) и гуморальная теория иммунитета (П.Эрлих, 1990, Германия).Развитие бактериологии (Р.Кох, 1843-1910, Германия), вирусологии: (Д.И.Ивановский, 1864-1920, Россия). Физиология и экспериментальная медицина. Достижения по изучению отдельных систем и функций организма: Р.Декарт (1596, Франция), А.Галлер (1708-1777, Швейцария), А.М.Филомафитский (1807-1849, Россия), Й.Мюллер (1801-1858, Германия), К.Людвиг (1816-1895, Германия), Г.Гельмгольц (1821-1894, Германия), и др. Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: Е.О.Мухин, И.Е.Дядьковский, И.М.Сеченов, С.П.Боткин, И.П.Павлов. Становление экспериментальной медицины. Первые клинико-физиологические лаборатории (Л.Траубе, Германия; С.П.Боткин, Россия). Учение И.П.Павлова об условных рефлексах и высшей нервной деятельности. Клиническая медицина. Терапия. Передовые медицинские центры Западной Европы. Лейденский университет. Утверждение клинического метода. Г.Бурхааве (1668-1738, Голландия); его учение о распознавании и лечении болезней. Первые методы и приборы физического обследования больного. Открытие перкуссии (Л.Ауэнбруггер, 1722-1809, Австрия), посредственной аускультации (Р.Лаэннек, 1781-1826, Франция), изобретение стетоскопа (1819). Рентгеновский метод (1895). Хирургия. Развитие техники оперативных вмешательств: Л.Гейстер (1683-1758, Германия), Ж.Л.Пти (1674-1750, Франция), Ж.Д.Ларрей (1766-1842, Франция), И.В.Буяльский (1789-1866, Россия), Б.Лангенбек (1810-1887, Германия), Н.И.Пирогов (1810-1881, Россия). Создание топографической анатомии (Н.И.Пирогов). История открытия наркоза: эфирного (У.Мортон, Ч.Джексон, 1846, США), хлороформного (Дж.Симпсон, 1847, Англия). Успехи хирургии в связи с открытием методов антисептики (Дж.Листер, 1867, Англия) и асептики (Э.Бергманн, К.Шиммельбуш, 1890, Германия). Открытие групп крови: К.Ландштейнер (1900, Австрия), Я.Янский (1907, Прага). Переливание крови. Трансплантация органов и тканей. Идея государственного здравоохранения: Й.П.Франк (1745-1821, Австрия, Россия); его труд «Система всеобщей медицинской полиции». Первый закон об общественном здравии и государственное учреждение по охране общественного здоровья (Англия, 1848). Становление экспериментальной гигиены: М.Петтенкофер (1818-1901, Германия), А.П.Доброславин (1842-1889, Россия), Ф.Эрисман (1842-1915, Россия).
Тема 8. Здравоохранение, медицина и фармация в России и СССР Организационные принципы советского здравоохранения. Этапы становления системы управления здравоохранением. Народный комиссариат здравоохранения РСФСР (1918). Н.А.Семашко (1874-1949), З.П.Соловьев (1876-1928). Народный комиссариат здравоохранения СССР (1936). Г.Н.Каминский (1895-1938). Профилактическое направление. Задачи государства в области здравоохранения; их реализация в первые годы советской власти. Декрет о национализации аптек (28.12.1918). Порядок взимания платы за отпускаемые из аптек медицинские средства. Открытие первого в стране фармацевтического института (Петроград, 1919). Борьба с эпидемиями. Санитарное просвещение. Оздоровление условий труда и быта. Охрана материнства и младенчества. Участие населения в здравоохранении. Проблема медицинских и фармацевтических кадров и пути ее решения. Единство медицинской науки и практики здравоохранения. Проблемы развития медицины и фармации в России и СССР в первые годы советской власти. Пути их решения. Основные достижения. Развитие медицинской и фармацевтической науки в России и СССР в первые годы советской власти. Медицинская и фармацевтическая печать. Научные съезды. Международные конгрессы. Открытия в области медицины и фармации и смежных с ними наук, отмеченные Нобелевскими премиями. Международное сотрудничество в области здравоохранения. История создания Всемирной организации здравоохранения.
Семинарские занятия
Тема № 1. Вводное занятие План 1. История медицины и фармации как наука 2. Периодизация всемирной истории медицины и фармации. Источники изучения истории медицины и фармации Цель и задачи занятия Дать определение истории медицины и фармации как науки. Охарактеризовать основные этапы ее развития, перечислить источники изучения истории медицины и фармации, раскрыть цели и задачи изучения истории медицины и фармации. Ознакомление с содержанием данной учебной дисциплины, с тематикой рефератов и докладов, требованиями к их подготовке и написанию, основными учебными пособиями и литературой для подготовки к семинарским занятиям. Материал к занятию История медицины и фармации это наука, изучающая развитие медицинской деятельности и медицинских знаний, историю лекарствоведения на различных этапах истории человечества. Она непосредственно связана с общей историей культуры народов. История медицины рассматривает развитие лечебной и предупредительной медицины, медицинской практики и теории. Знание истории медицины и фармации имеет большое значение для формирования мировоззрения будущего врача, обогащает его теоретическими знаниями, воспитывает чувство гуманизма и патриотизма. Как предмет преподавания, история медицины и фармации дает возможность на основе изучения прошлого опыта правильно оценить достижения современной медицины и фармации. История медицины делится на общую и частную. Общая история медицины изучает методологические и естественнонаучные основы медицины различных эпох, важнейшие направления ее развития, совершенствование практических навыков и умений по лечению, распознаванию и предупреждению болезней. Общую историю медицины студенты изучают на кафедре истории и философии. Частная история медицины изучает возникновение и развитие отдельных медицинских дисциплин, вклад ученых в их развитие, создание и деятельность медицинских учреждений. Частная история медицины подробно изучается на специальных кафедрах.
Студенту необходимо осмыслить и запомнить следующие понятия: Медицина – (от лат. Medicina) – система наук и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровье человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней. Фармация – (от греч. Pharmakeia - лекарство, применение лекарств). Фармация – научно-практическая отрасль, занимающаяся вопросами изыскания, получения, исследования, хранения, изготовления и отпуска лекарственных средств. Вместе с фармакологией составляет науку о лекарствах. Фармация объединяет комплекс дисциплин: фармацевтическую химию, токсикологическую химию, фармакогнозию, технологию лекарственных форм и препаратов и др. В основу периодизации истории медицины положена периодизация всемирной истории: · первобытное общество (2 млн. лет до н.э. 1У-1 тысячелетие до н.э.) · древний мир (до середины 1 тысячелетия н.э.) · средние века (с середины 1 тысячелетия до 1640 г.) · новое время (1640-1918 гг.) · новейшая, современная история (с 1918 г.). В каждой из эпох медицина и фармация имела свои черты развития. Они менялись с развитием науки, техники, культуры, экономики.
Источники изучения истории медицины и фармации можно условно разделить на 7 основных групп: 1. Устные (фольклорные) – передача народом в устной форме образов реальной действительности 2. Лингвистические – отображение в речевой форме реальной исторической действительности 3. Письменные – рукописные или печатные документы, выполненные на папирусе, глине, керамике, бумаге, пергаменте, дереве и т.д. 4. Вещественные (материальные) – основную часть которых составляют археологические памятники, а также антропологические материалы (останки человека). 5. Этнографические – суеверия, обряды, верования, обычаи и т.д. 6. Кинофотодокументы – источники, фиксирующие события, которые могут неоднократно воспроизводиться 7. Фотодокументы – фонограммы, сделанные в момент события.
Задачи преподавания курса истории медицины и фармации: - изучение фактических данных из прошлого медицины и фармации; - развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины и фармации - воспитание уважительного отношения к избранной профессии на основе изучения опыта мировой и отечественной медицины, ее лучших традиций, - ознакомление с жизнью и научно-практической деятельностью выдающихся представителей отечественной и зарубежной медицины. - воспитание чувства патриотизма и гуманизма, чести и достоинства врача, провизора на основе изучения лучших традиций отечественной медицины и фармации.
Литература (общая ко всем темам семинарских занятий) · Сорокина Т.С. История медицины. М., 1994; 2004 · Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. М., 2004 · Заблудовский П.Е. и др. История медицины. М., 1981 · Кузьмин М.К. История медицины. М., 1978 · Мирский М.Б. Медицина России ХУ1-Х1Х веков. М., 1996 · Мирский М.Б. Хирургия от древности до современности. Очерки истории. М., 2000 · Егоров В.А., Абдулманова Е.Д. История фармации. Самара, 2002 · Зархин И.Б. Очерки из истории отечественной фармации. М., 1956. · Микиртичан Г.Л., Суворова Р.В. История отечественной педиатрии. С.-Петербург, 1998 · Выдающиеся деятели отечественной медицины. Учебно-методическое пособие. Ярославль, ЯГМА, 2000
Тема №2 ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|