|
Особенности работы над составлением реферата.Самостоятельная работа над рефератом начинается с определения темы и цели научного исследования . Цель исследования — это результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы, это идеальное видение результата, который направляет деятельность человека. При составлении реферата цель может быть сформулирована как определение характеристик изучаемого явления, выявление взаимосвязей явлений, изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявлениеобщих закономерностей; создание классификаций. Определив цель работы, следует составить необходимый список литературы, который будет анализироваться при составлении реферата. Работу над научным текстом следует начинать с реферативного чтения. Реферативное чтение предполагает анализ текста с разделением его на две части: первая – основное высказывание, от которого и строится дальнейшее рассуждение - это тематическая часть или тема, которая и содержит в себе предмет изучения. Предмет исследования – это конкретная проблема, наиболее значимые свойства, особенности, характеристики, которые будут представлены в содержании реферата. Вторая часть, выделяемая в процессе реферативного чтения – рема, или введение новой информации. Такая информация представляет в научно – теоретическом исследовании объект исследования, т.е. те обстоятельства, в которых существует и изучается предмет научного исследования. Логика взаимосвязи этих частей может быть представлена вопросами
· О чем идет речь в данном утверждении? · Что нового сообщается об исследуемом предмете?
Тема реферата отражается в тексте реферата, его частях и представлена словосочетанием обобщающего значения, которое, повторяясь в тексте, концентрирует внимание на изучаемом предмете. Тема реферата проходит по всему тексту, развиваясь посредством введения новой информации, характеризующей предмет исследования в разнообразных его проявлениях. В тексте это будет представлено взаимосвязанными предложениями. Обобщение может отсутствовать. В тексте реферата допускается перефразирование одной и той же мысли и использование её в разных частях. В таких случаях, в тексте реферата должно быть обобщение. Текст реферата отражает информацию, данную в библиографическом источнике, а также включает новые материалы, сведения, ранее не публиковавшиеся, но представляющие ценность в связи с изучаемой проблемой. Процесс составления текста реферата представляет собой определенную компрессию научной информации, направленную на выявление и выбор из содержания первоисточников наиболее важных, смыслосодержащих, проблемных сведений и отражение их в содержательной и лаконичной форме. Требования, которые предъявляются к реферату – объективность и целостность информации, единство стиля, логика и последовательность изложения материала. Составляя реферат, учащиеся должны знать специфику реферирования, которая отражена в следующих особенностях: специфика описания в реферате заключается в том, что оно ведется при помощи ключевых слов; в связи с тем, что в реферате необходимо дать максимум информации при минимуме печатных знаков, термины в тексте несут основной объем информации; наличие качественно сформулированных терминов и понятий, раскрывающих тему, предмет и объект исследования; реферат не должен иллюстрировать субъективных взглядов референта на изучаемую проблему; в реферате не дается оценка изучаемому предмету в рамках указанной темы; при реферировании следует широко использовать слова, позволяющие абстрагировать и обобщать смысл; в процессе реферативного изложения референт передает информацию словами автора. Для реферата не характерны субъективно – оценочные элементы. Виды рефератов В научной литературе существуют разные основания для определения вида реферата. Учитывая их, рефераты объединяются в различные классификации. Наиболее известная из них следующая: I. Основание – полнота изложения содержания.
текст реферата складывается из набора ключевых слов.
II. Основание – количество первоисточников, взятых для реферирования.
III. Основание – читательское назначение.
· Общие. Сообщение сведений, расчитаны на широкий круг читателей. · Специализированные. Сообщение информации целевое, для специалистов определенной сферы деятельности. Структура реферата.
Реферат должен содержать следующие структурные элементы: Ø титульный лист (см. Приложение А); Ø оглавление (см. Приложение В); Ø введение (см. Приложение Г); Ø основную часть; Ø заключение (см. Приложение Д); Ø список литературы (см. Приложение Е); Ø приложения (при необходимости). Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам (см. Приложение А). Оглавление (см. Приложение В) имеет все заголовки и подзаголовки работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы и цели, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость изучаемой проблемы. В основной части научной работы подробно рассматривается тема реферата, теоретически на основе научных источников изучается предмет и объект. Содержание этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, отражая специфику реферата Она должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал. Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется Заключение. Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой научно- теоретического исследования темы. Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обобщения. После заключения принято помещать Список литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования (см. Приложение). По содержанию Приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть объемные таблицы, рисунки, дидактический материал, диагностические методики, и другие продукты деятельности. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|