|
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯСтр 1 из 5Следующая ⇒ ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ Методические рекомендации По составлению, оформлению, защите доклада и реферата
Минск Составитель: Жаркова Т.Ф., преподаватель педагогики высшей категории.
Цель данной разработки – оказать помощь учащимся и их руководителям в подготовке организации защиты рефератов и докладов.
Данные рекомендации представляют собой комментарий по основным проблемам составления реферата и доклада. В них представлена логика работы над научным текстом с целью его реферирования или составления научного отчета, описаны различные виды рефератов, требования к оформлению самостоятельной научной работы в соответствии с нормативными документами, основные закономерности научного стиля при изложении текста, а также способы и формы защиты научной работы.
Рекомендации адресованы руководителям научно – исследовательской деятельности учащихся, преподавателям педагогики, психологии и других учебных дисциплин, учащимся колледжа.
Обсуждены и одобрены на заседании предметно – цикловой комиссии педагогики и психологии лингвогуманитарного колледжа Учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет».
Протокол №…………от…………………….2010
Председатель ПЦК……………………………….Лобырина Е.В.
Оглавление Введение ……………………………………………………………………………………………………4 Раздел 1. Реферат как форма научно – исследовательской деятельности ……………….………..5 1.1.Особенности работы над составляющем реферата……….……………….………….…….……5 1.2.Виды рефератов………………………………………………………………………………….…….6 1.3.Структура реферата…………………………………………………………………………………..6 1.4. Доклад как форма научной работы ………………………………………………………………..7 1.5. Краткая характеристика источников по теме исследования…………………………………...8 Раздел 2. Культура изучения научно – теоретических источников…………………………….…..8 2.1.Основные стилевые черты научного изложения…………………………………………….……8 2.2.Специфика самостоятельной работы с научной литературой………………………….……….9 Раздел 3. Общие рекомендации по оформлению реферата………………………………….….……10 3.1.Общие требования…………………………………………………………………………….….……10 3.2.Нумерация………………………………………………………………………………………………11 3.3.Требования к оформлению списка литературы……………………………………………...……11 Раздел 4. Основные положения о защите рефератов…………………………………………….……13 4.1.Общие требования к защите рефератов……………………………………………………….……13 4.2.Критерии оценивания реферата, доклада…………………………………………………….……14 Список литературы ……………………………………………………………………………………….14 Приложения …………………………………………………………………………………………..……15
ВВЕДЕНИЕ
Реферат – это краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников. В дословном переводе с латинского языка термин «реферат» означает «докладываю, сообщаю»
В настоящее время в сфере научной деятельности реферат является одним из самых распространенных жанров письменного сообщения. Реферированию чаще всего подлежит научная и техническая литература, в которой содержится новая информация. Вместе с тем реферат не заменяет первоисточников, а дает основные сведения про их содержание.
В процессе формирования у учащихся навыков научно – исследовательской работы реферат представляет собой важную форму деятельности, в результате которой у учащихся вырабатываются умения и навыки самостоятельного анализа научной литературы, теоретического исследования проблемы, логического завершения и оформления в виде текста излагаемого материала.
В процессе составления реферата решаются следующие учебные задачи: Ø закрепление и углубление теоретических знаний по дисциплине; Ø формирование навыков ведения самостоятельной работы с научной литературой; Ø приобретение навыков обобщения и анализа научной литературы; Ø развитие интереса к научно-исследовательской работе.
В результате работы по составлению реферата учащиеся должны знать: Ø понятие научного исследования, Ø структуру реферата и его виды; Ø правила оформления рефератов; Ø критерии оценки и способы защиты; Ø особенности составления докладов должны уметь: Ø формулировать научный аппарат исследования; Ø пользоваться научной литературой; Ø составлять библиографию в соответствии с выбранной темой реферата; Ø осуществлять обзорный и критический анализ литературы; Ø логично связывать между собой теоретические положения из психологии, педагогики, философии, социологии и других наук; Ø пользоваться научным стилем изложения материала; Ø готовить выступление для защиты реферата Раздел 1. Реферат как форма научно – исследовательской деятельности. Виды рефератов В научной литературе существуют разные основания для определения вида реферата. Учитывая их, рефераты объединяются в различные классификации. Наиболее известная из них следующая: I. Основание – полнота изложения содержания.
текст реферата складывается из набора ключевых слов.
II. Основание – количество первоисточников, взятых для реферирования.
III. Основание – читательское назначение.
· Общие. Сообщение сведений, расчитаны на широкий круг читателей. · Специализированные. Сообщение информации целевое, для специалистов определенной сферы деятельности. Структура реферата.
Реферат должен содержать следующие структурные элементы: Ø титульный лист (см. Приложение А); Ø оглавление (см. Приложение В); Ø введение (см. Приложение Г); Ø основную часть; Ø заключение (см. Приложение Д); Ø список литературы (см. Приложение Е); Ø приложения (при необходимости). Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по строго определенным правилам (см. Приложение А). Оглавление (см. Приложение В) имеет все заголовки и подзаголовки работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Введение к работе. Здесь обычно обосновывается актуальность выбранной темы и цели, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость изучаемой проблемы. В основной части научной работы подробно рассматривается тема реферата, теоретически на основе научных источников изучается предмет и объект. Содержание этой части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать, отражая специфику реферата Она должны показать умение исследователя сжато, логично и аргументировано излагать материал. Реферат заканчивается заключительной частью, которая так и называется Заключение. Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, обусловленной логикой научно- теоретического исследования темы. Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обобщения. После заключения принято помещать Список литературы. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в рукописи исследования (см. Приложение). По содержанию Приложения очень разнообразны. Это, например, могут быть объемные таблицы, рисунки, дидактический материал, диагностические методики, и другие продукты деятельности. Общие требования
Реферат должен быть оформлен на стандартных листах бумаги А4 (210х297 мм) с одной стороны листа. Текст реферата (шрифт Times New Roman, № 14, интервал – точно 18 пп) следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое — 30 мм, правое — 10 мм, верхнее — 15 мм, нижнее — 15 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, ключевых словах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и др. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе оформления курсовой работы, допускается исправлять подчисткой или закрашивать белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графиков) чернилами соответствующего цвета. Наименование структурных элементов реферата «ОГЛАВЛЕНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» печатаются прописными буквами по центру строк. Заголовки разделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Заголовки пунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Для заголовков разделов и пунктов могут использоваться полужирный шрифт или курсив. Каждая структурная часть реферата должна начинаться с нового листа. Реферат должен быть представлен в стандартной папке. Объем реферата, как правило, должен быть не менее15страниц и не превышать 20 стр. (без приложений, учитывая сквозную нумерацию) Нумерация Нумерация страниц реферата — сквозная. Первой страницей является титульный лист, который включают в общую нумерацию страниц. На титульном листе номер страницы не ставится. На последующих листах номер страницы проставляется на верхнем поле справа без точки.
Иллюстрации и таблицы При анализе литературных источников для обеспечения большей наглядности используют схемы, таблицы, диаграммы, графики. Рисунки (схемы, графики) и таблицы необходимо размещать непосредственно после текста, в котором о них упоминается впервые или на следующей странице. Объемные рисунки, таблицы, чертежи целесообразно перенести в Приложение (см. Приложение Ж,)
Приложение оформляют как продолжение реферата. Размещать их необходимо в порядке появления ссылок в тексте. Каждое следующее приложение начинается с нового листа, с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», ниже — его название. Если приложений несколько, они нумеруются «Приложение А», «Приложение Б» и т.д. Образец оформления:
Ссылки
При написании реферата учащийся обязан давать ссылки на литературные источники. Ссылки в тексте оформляются следующим образом: [1, с. 5], где 1— порядковый номер в списке литературы, 5 — страница, на которой находится цитата.
Список литературы
Список использованной литературы составляется в алфавитном порядке фамилий первых авторов или названий, если автора нет.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вакульчик, И.В., Мирзаянова, Л.Ф., Кожинова, Т.К. Организация выполнения курсовых работ учащимися педагогических училищ и колледжей. Методическое пособие.— Мозырь: Белый ветер, 2000. 2. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования.— Мн., 1996. 3. Кузнецов, И.Н. Подготовка и оформление рефератов, курсовых и дипломных работ.— Мн.: ООО «Сэр-Вит», 2000. 4. Немов, Р.С. Психология.— М.: Просвещение: Владос., 1995. 5. Рузавин, Г.И. Методы научного исследования.— М.: Мысль, 1974. 6. Сластёнин, В.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика.— М.: Изд. центр «Академия», 2002. ПРИЛОЖЕНИЕ А
РЕФЕРАТ Особенности развития памяти СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Аванесов, В.С. Основы педагогического контроля в высшей школе / В.С. Аванесов. - М.: МГУ, 1986. – 239 с. 2 Аванесов, В.С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / В.С. Аванесов. - М.: МИСиС, 1987. 3 Аванесов, В.С. Контроль за знаниями студентов: метод валидных тестов / В.С. Аванесов. - М., 1983. 4 Аванесов, В.С. Теоретические основы разработки заданий в тестовой форме / В.С. Аванесов.— М., 1995. 5 Аронов, М.Ф., Молчан, Л.Л. Современный урок (для преподавателей и методистов техникумов) / М. Ф. Аронов. – Мн., 1994. – 52с. 6 Айнштейн, В.Г. Об адекватности экзаменационных оценок / В.Г. Айнштейн, И.Г. Гольцова // Высшее образование в России. – 1993. - №3. - С. 40-42. 7 Амонашвили, Ш.А. Обучение, оценка, отметка / Ш.А. Амонашвили.- М.: Знание, 1980. 8 Амонашвили, М.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили.- М., 1984. 9 Амтаниус, Михаель. Психолого-педагогические основы контроля в учебном процессе: Автореф....канд.пед.наук / Михаель Амтаниус.- М.: МГУ, 1978.- 22с. 10 Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки // Избранные психологические труды. В 2-ч т., т. II / Под ред. А.А.Бодалева и др.- М.: Педагогика, 1980.- С. 128-266. 11 Андреев, В. И.Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань, 2000. - 608с. 12 Армутлийска, Д. Количественные оценки успеваемости / Д. Армутлийска // Советская педагогика.- 1986. - №10. - С. 49-52. 13 Афонина, Г. М.Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия / Г. М. Афонина. -Ростов-на-Дону, 2002. - 512с. 14 Бабанский, Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований / Ю.К. Бабанский. — М.: Педагогика, 1982. — 191 с. 15 Батышев, С. Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса / С. Я. Батышев. - М., 1980. 16 Бардин, К.В. Как научить детей учиться: Кн. для учителя / К.В. Бардин. – М.,1987. - 112с. 17 Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н.В. Басова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. - 413с. 18 Батурин, Н.А.Проблема оценивания и оценки в общей психологии / Н.А. Батурин// Вопросы психологии.- 1989. - №2.- С. 81-89. 19 Maccoby E.E., Jacklin C.N. The psychology of sex differences.— Stanford, 2001.- 458 p.
ЛИНГВОГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «МИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАУЧНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ Методические рекомендации ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|