Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА IV. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ





УЧРЕЖДЕНИЙ

Цель: Формирование понятия образовательного учреждения, определение его правового статуса, типов и видов образовательных учреждений. Выявление особенностей правового регулирования финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений.

ДЕ1. Образовательное учреждение
  Понятие образовательного учреждения
  Правовой статус образовательного учреждения
  Государственные, муниципальные и частные образовательные учреждения.
  Типы и виды образовательных учреждений
ДЕ 2. Создание, реорганизация и ликвидация образовательного учреждения
  Учредители образовательных учреждений
  Устав образовательного учреждения
  Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательного учреждения
ДЕ 3. Финансовая и хозяйственная деятельность образовательного учреждения
  Финансирование образовательных учреждений
  Имущество образовательных учреждений
ДЕ 4. Управление образовательными учреждениями
  Понятие и правовые основы управления
  Принцип единоначалия и самоуправления в управлении
  Особенности управления высшими учебными заведениями

 

В соответствии со ст. 12 Закона РФ №3266-1 от 10.07.1992 г. от 10.07.1992 г. «Об образовании» (в ред. от 21.07.2007 г.) (далее Закон об образовании) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников[1].

Образовательное учреждение является юридическим лицом. Это значит, что образовательным учреждением признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для более полного раскрытия понятия образовательного учреждения как юридического лица необходимо определиться с содержанием правового статуса образовательных учреждений.

Правовой статус субъекта правоотношений включает в себя такие понятия как права, обязанности данного субъекта. Правовой статус образовательных учреждений в общем виде представлен в ст. 32 Закона об образовании, которая определяет компетенцию и ответственность образовательного учреждения. В ней указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения. Таким образом, правовой статус образовательного учреждения определяется, прежде всего, действующим законодательством, а затем Уставом образовательного учреждения. Необходимо отметить также, что в соответствии со ст. 72 Конституции РФ отношения в сфере образования регулируются как федеральным законодательством, так и законодательством субъектов Российской Федерации[2]. Это значит, что в случаях, предусмотренных действующим законодательством, компетенция образовательного учреждения может определяться также законодательством субъектов РФ (по вопросам, отнесенным Законом об образовании к компетенции субъектов РФ).

Перечисленные в ст. 32 Закона об образовании права образовательного учреждения можно объединить в следующие основные группы:

1. Самостоятельное осуществление образовательного процесса. Сюда можно отнести такие права образовательного учреждения, как использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий; разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов; разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин, разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков; самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом об образовании; самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством с государственной аккредитации; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и др.

2. Самостоятельное осуществление кадровой политики: подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации; установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей; установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования и др.

3. Самостоятельное осуществление финансовой и хозяйственной деятельности: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств; привлечение для осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств, в том числе использование негосударственным образовательным учреждением банковского кредита; предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств и др.

4. Самостоятельное определение структуры образовательного учреждения. Это право предусмотрено для всех образовательных учреждений. Так, например, в соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. ФЗ от 01.12.2007 г. № 313-ФЗ) (далее Закон о высшем образовании) высшие учебные заведения самостоятельны в формировании своей структуры и могут иметь филиалы, представительства, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантуру, интернатуру, ординатуру, докторантуру, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, объекты производственной и социальной инфраструктуры, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения. Структурные подразделения образовательного учреждения высшего профессионального образования не являются юридическими лицами, но могут быть частично наделены правами юридического лица[3]. В этом отношении наибольший практический интерес вызывают такие структурные подразделения, как филиалы и представительства.

Право создавать филиалы и представительства используются в основном в области реализации профессионального образования. В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства[4]. Таким образом, филиалы образовательных учреждений в отличие от представительств, вправе вести образовательную деятельность, а представительства – лишь представлять и защищать интересы образовательного учреждения.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. В некоторых случаях учредители образовательных учреждений разрабатывают типовые положения о представительствах и филиалах подведомственных им образовательных учреждений (См. Примерное положение о представительстве государственного высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования РФ, рекомендованное письмом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. №17-55-52ин/17-11).

5. Раскрывая понятие правового статуса образовательного учреждения необходимо указать на право образовательного учреждения образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений) в целях развития и совершенствования образования.

Деятельность ассоциаций и союзов регламентируется Гражданским кодексом РФ (частью первой) от 30.11.1994 г. №51-ФЗ (в ред. от 26.06.2007) и Федеральным Законом РФ №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» (в ред. от 26.06.2007 г. с изм. от 19.07.07 г.). В последние годы на территории Российской Федерации и Республики Башкортостан все чаще встречаются случаи создания некоммерческих организаций. Так, например, в 2005 году в Республике Башкортостан создана Ассоциация «Башкирский педагогический государственный университетский комплекс», учредителями которого явились образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, одной из основных целей которого в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ №803 от 23.12.2005 г. явилось развитие современной системы непрерывного педагогического образования и повышение качества профессионального образования[5].

Таким образом, действующее законодательство, реализуя принцип автономности образовательных учреждений, предоставляет им обширные права и широкие возможности для осуществления образовательной деятельности. В то же время Закон об образовании предусматривает и ответственность образовательных учреждений:

-за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

-реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;

-качество образования своих выпускников;

-жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

-нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

Кроме того, все предусмотренные действующим законодательством виды деятельности должны осуществляться образовательными учреждениями в строгом соответствии с действующим законодательством.

В определении правового статуса образовательного учреждения огромное значение имеет вопрос о его учредителе. В зависимости от того, кто выступает учредителем образовательного учреждения, они могут подразделяться на:

-государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации);

-муниципальные;

-негосударственные (частные, учреждения общественных и религиозных организаций (объединений)).

Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность в основном соответственно за счет средств государственного и муниципального бюджета. В связи с этим действующее законодательство строго регламентирует основные сферы деятельности таких образовательных учреждений. В Законе об образовании указано, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. А в отношении негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. В действующем законодательстве можно выявить иные различия в правовом регулировании деятельности государственных и негосударственных образовательных учреждений (см. таблицу).

Таблица №

Основные характеристики Государственные и муниципальные образовательные учреждения Негосударственные образовательные учреждения
Учредители   Органы государственной власти, органы местного самоуправления Отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения, (ассоциации и союзы); отечественные и иностранные общественные и частные фонды; общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; граждане Российской Федерации и иностранные граждане.  
Регулирование деятельности Деятельность регулируется Типовыми Положениями, утвержденными Правительством РФ Типовые Положения об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида выполняют функции примерных.  
Правовой режим имущества Собственником имущества является РФ, субъект РФ или муниципальное образование Собственником имущества является образовательное учреждение  

 

Помимо определения статуса образовательного учреждения, огромное значение имеет отнесение образовательного учреждения к определенному виду и типу.

Типы и виды образовательных учреждений определяются в соответствии с п. 4 ст. 12 Закона об образовании и Типовыми положениями об образовательных учреждениях.

По информации Министерства образования России (см., в частности, Межведомственный информационный бюллетень «Образование в документах». №9. 2003 г. С. 95) в соответствии с Законом об образовании и типовыми положениями о соответствующих типах образовательных учреждений, утвержденными постановлениями Правительства РФ, имеются следующие виды образовательных учреждений.

Тип «дошкольное образовательное учреждение» подразделяется на виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников); детский сад компенсирующего вида; детский сад присмотра и оздоровления; детский сад комбинированного вида; центр развития ребенка - детский сад.

Тип «общеобразовательное учреждение» подразделяется на виды: начальная общеобразовательная школа; основная общеобразовательная школа; средняя (полная) общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; лицей; гимназия; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа; центр образования; открытая (сменная) общеобразовательная школа; вечерняя (сменная) общеобразовательная школа при учреждениях уголовно-исполнительной системы и воспитательно-трудовых колониях; кадетская школа.

Тип «общеобразовательная школа-интернат» подразделяется на виды: общеобразовательная школа-интернат начального общего образования; общеобразовательная школа-интернат основного общего образования; общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов; гимназия-интернат; лицей-интернат; общеобразовательная школа-интернат с первоначальной летной подготовкой; кадетская школа-интернат.

Тип «общеобразовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» подразделяется на виды: школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; детский дом; детский дом-школа; специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии; специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии.

Тип «специальное учебно-воспитательное учреждение открытого и закрытого типа (для детей и подростков с девиантным поведением)» подразделяется на виды: специальная общеобразовательная школа открытого типа; специальное профессиональное училище открытого типа; специальная общеобразовательная школа закрытого типа; специальное профессиональное училище закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа открытого типа.

Тип «образовательное учреждение начального профессионального образования» подразделяется на следующие основные виды: профессиональное училище; профессиональный лицей.

Тип «образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста» подразделяется на виды: начальная школа - детский сад; начальная школа - детский сад компенсирующего вида; прогимназия.

Тип «специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» подразделяется на виды: специальный (коррекционный) детский сад; специальная (коррекционная) начальная школа - детский сад; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа; специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат; специальное (коррекционное) профессиональное училище.

Тип «оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» подразделяется на виды: санаторная школа-интернат; санаторно-лесная школа; санаторный детский дом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Тип «образовательное учреждение среднего профессионального образования» подразделяется на виды: техникум (училище); колледж.

Тип «другие образовательные учреждения для детей» подразделяется на виды: межшкольный учебный комбинат.

Тип «образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» подразделяется на виды: центр диагностики и консультирования; центр психолого-медико-социального сопровождения; центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции; центр социально-трудовой адаптации и профориентации; центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Тип «учреждения дополнительного образования детей» подразделяется на виды: центры, дворцы, дома развития детского творчества детей и юношества различных наименований и направлений; станции юных натуралистов, технического творчества, туризма и экскурсий; клубы; детская студия по различным видам искусств; детский парк; школа по различным областям науки и техники, видам искусств, спорта; музей детского творчества и др.; детский оздоровительно-образовательный лагерь.

Тип «образовательные учреждения высшего профессионального образования» подразделяется на виды: институт; академия; университет.

Тип «образовательные учреждения дополнительного профессионального образования» подразделяется на виды: академия; институт повышения квалификации (институт усовершенствования) - отраслевой, межотраслевой, региональный; курсы (школы, центры) повышения квалификации; учебные центры службы занятости.

Образовательные учреждения независимо от типа и вида осуществляют свою деятельность на основании Устава, который разрабатывается на основании Типового положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида. Так, например, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2001 г. №264 регулирует деятельность высших учебных заведений. Средние специальные учебные заведения осуществляют свою деятельность на основании Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. №160.

Как было указано ранее, образовательные учреждения являются юридическими лицами, поэтому для них действует порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Законом об образовании.

Общий порядок создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц регулируется Федеральным Законом РФ №129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 19.07.2007 г.)[6], в соответствии с которым порядок создания образовательного учреждения можно свести к следующим основным этапам.

I этап. Принятие учредителем решения о создании образовательного учреждения. Учредителем образовательного учреждения могут выступать:

-органы государственной власти;

-органы местного самоуправления,

-отечественные и иностранные организации всех форм собственности, их объединения, (ассоциации и союзы);

-отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

-общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации;

-граждане Российской Федерации и иностранные граждане.

При создании образовательного учреждения органом государственной власти или местного самоуправления указанное решение оформляется в виде приказа соответствующего органа. В случае, если учредителем выступают несколько лиц, то они заключают учредительный договор, а решение оформляется в виде протокола общего собрания учредителей образовательного учреждения. Законодательством может быть установлено, что учредителем данного вида образовательного учреждения могут выступать только органы государственной власти соответствующего уровня. Так, например, Законом об образовании установлено, что учредителем образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих военные профессиональные образовательные программы, может быть только Правительство Российской Федерации. Отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II этап. Подача учредителем в орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц, заявление на проведение регистрации с приложением документов, необходимых для проведения регистрации. К таким документам относятся:

1) Решение о создании образовательного учреждения

2) Устав образовательного учреждения. Устав является основным документом, регламентирующим все сферы деятельности образовательного учреждения. Локальные акты образовательного учреждения не должны противоречить его уставу. Устав разрабатывается на основании Типового Положения об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и в нем в обязательном порядке указываются:

· наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

· учредитель;

· организационно-правовая форма образовательного учреждения;

· цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

· основные характеристики организации образовательного процесса (например, правила приема обучающихся, воспитанников;режим занятий обучающихся, воспитанников и др.)

· структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением, финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения, осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности и др.

· порядок управления образовательным учреждением, в том числекомпетенция учредителя, структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности, порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

· права и обязанности участников образовательного процесса;

· перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

3) Учредительный договор (подается в случае создания образовательного учреждения несколькими учредителями).

4) Квитанция об уплате государственной пошлины

III этап. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, соответствующий государственный орган управления образованием.

С момента регистрации у образовательного учреждения возникают права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, предусмотренной его уставом и направленной на подготовку образовательного процесса. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Права образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации. (Порядок лицензирования и аккредитации образовательных учреждений см. в гл. 6)

Особенности реорганизации и ликвидации образовательного учреждения установлены ст. 34 Закона об образовании, в соответствии с которым образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с действующим законодательством реорганизация образовательного учреждения может осуществляться в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения.

Порядок реорганизации во многом схож с порядком создания образовательного учреждения.

Необходимо лишь отметить, что порядок создания и реорганизации, основания и порядок ликвидации устанавливаются:

- для федеральных государственных образовательных учреждений – Правительством Российской Федерации;

- для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации - органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации,

- для муниципальных образовательных учреждений – органом местного самоуправления.

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться также по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Правовое регулирование финансовой и хозяйственной деятельности образовательных учреждений различается в зависимости от статуса образовательных учреждений. Указанные различия связаны, прежде всего, с различным источником финансирования деятельности, а также с различным правовым режимом имущества государственных и негосударственных образовательных учреждений.

В связи с тем, что негосударственные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность за свой счет и с использованием своего имущества, их можно приравнять в отношении финансово-хозяйственной деятельности к коммерческим организациям.

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется в основном за счет средств государственного и муниципального бюджета, а потому финансовая и хозяйственная деятельность находится под строгим государственным (муниципальным) контролем.

Финансовые отношения государственных (муниципальных) образовательных учреждений имеют следующие особенности:

1. Финансирование осуществляется в отношении: федеральных государственных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов финансирования; государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений – на основе федеральных нормативов и нормативов субъекта Российской Федерации.

Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.

2. Финансирование затрат, связанных с получением на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального и высшего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, осуществляется из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с заданиями (контрольными цифрами) по приему студентов на бесплатное обучение. Объемы и структура приема обучающихся на обучение за счет средств федерального бюджета определяются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Источник финансирования указанных затрат определяется в зависимости от того, какой компонент государственного образовательного стандарта реализуется в процессе обучения. Обучение студентов и финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов в пределах: федерального компонента государственного образовательного стандарта осуществляется за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Российской Федерации; регионального компонента государственного образовательного стандарта производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации.

3. Государственные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения.

4. Источником финансирования деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений могут выступать кроме вышеперечисленных средств иные дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

-торговля покупными товарами, оборудованием; оказание посреднических услуг; долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

-приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

-ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

5. Государственные образовательные учреждения самостоятельно определяют направления и порядок использования своих бюджетных и внебюджетных средств, в том числе их долю, направляемую на оплату труда и материальное стимулирование работников образовательных учреждений. Указанные правомочия реализуются образовательными учреждениями при строгом соблюдении требований действующего бюджетного законодательства.

6. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет. В соответствии списьмом Центрального банка РФ №31-Т от 04.03.2003 г. бюджетные учреждения перешли на обслуживание в органы федерального казначейства Минфина России и финансируются через открытые в них лицевые счета.

Имущественные отношения в сфере образования также имеют свои особенности. Указанные отношения регулируются нормами гражданского законодательства, а также Федеральным законом о некоммерческих организациях, ст. 39 Закона об образовании, а также ст. 27 Закона о высшем образовании.

В соответствии со ст. 39 Закона об образовании за образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Собственником имущества государственного образовательного учреждения являются:

-Российская Федерация – в случае, когда учредителем образовательного учреждения выступает Федеральный орган государственной власти. Функции по управлению федеральным имуществом осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, находящееся в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, по управлению имуществом.

-Субъект Российской Федерации – в случае, когда учредитель образовательного учреждения – орган государственной власти субъекта РФ. Функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации осуществляет Комитет по управлению собственностью при Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Башкортостан.

Имущество, закрепленное за образовательным учреждением, находится в его оперативном управлении. Право оперативного управления регулируются ст. 296 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Государственные и муниципальные образовательные учреждения владеют и пользуются имуществом, переданным ему в оперативное управление, но не имеют права распоряжения. Закон об образовании предоставляет им единственное правомочие по распоряжению – это право передать имущество в аренду в установленном действующим законодательством порядке.здведомственные образовательного учрежденияеедерального казначейства Минфина России

Ст. 39 Закона об образовании устанавливает, что образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником. Так, например, приказом от 23 апреля 2007 г. №724 Федеральное агентство по образованию РФ обязало подведомственные образовательные







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.