Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА VIIIлава НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ





Цель: Формирование знаний о нормативно-правовом регулировании послевузовского и дополнительного профессионального образования. Изучение правовой основы деятельности высших учебных заведений по реализации послевузовского профессионального образования. Изучение форм реализации дополнительного профессионального образования.

ДЕ 1. Нормативно-правовое регулирование послевузовского профессионального образования
  Понятие и правовое регулирование послевузовского профессионального образования
  Правовой статус субъектов послевузовского правового образования
  Особенности обучения в аспирантуре, докторантуре
  Соискательство
ДЕ 2. Нормативно-правовое регулирование дополнительного профессионального образования
  Понятие, цели и задачи дополнительного профессионального образования
  Правовой статус слушателей учреждений дополнительного профессионального образования
  Деятельность учреждений, реализующих дополнительное профессиональное образование
  Деятельность образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования по реализации дополнительного образования
 
 
 

Высшим уровнем образования в Российской Федерации является послевузовское профессиональное образование. Участниками образовательных правоотношений в сфере послевузовского профессионального образования являются образовательные учреждения, реализующие образовательные программы послевузовского профессионального образования, с одной стороны, и аспиранты, докторанты, соискатели – с другой, которые осуществляют послевузовское профессиональное образование в аспирантуре, докторантуре либо самостоятельно в процессе подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата либо доктора наук.

Послевузовское профессиональное образование реализуется в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и образовательные правоотношения в данной сфере регулируется Федеральным законом №125-ФЗ от 22.08.1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 01.12.2007 г.) (далее Закон о высшем образовании).

В соответствии с Законом о высшем образовании докторантом является лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук. Аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Адъюнктом является военнослужащий, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся в адъюнктуре и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук. Соискателем является лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру (адъюнктуру) и докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре (адъюнктуре), либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.

Помимо определения субъектов ст. 19 Закона о высшем и послевузовском образовании содержит их основные права, которые можно в следующие основные группы:

1) Право на получение отпуска: право лиц, допущенных к вступительным испытаниям в аспирантуру, на отпуска продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы; право аспирантов, обучающихся в аспирантуре по заочной форме обучения, на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением средней заработной платы; право на отпуск для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук или доктора наук, предоставляемый в предусмотренном законом порядке; право аспирантов, обучающихся в аспирантуре по заочной форме обучения на библиотечный день и др.

2) Право на стипендиальное обеспечение. В соответствии со ст.19 Закона государственными стипендиями обеспечиваются лица, обучающиеся в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, а также докторанты. Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов утверждено Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2001 года № 487.

3) Право на ежегодные каникулы. Данное право закрепляется за лицами, обучающимися в аспирантуре по очной форме обучения за счет средств бюджета, а также за докторантами. Продолжительность ежегодных каникул как для аспирантов, так и для докторантов составляет два месяца.

4) Право на возмещение транспортных расходов: проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно для аспирантов, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения и реализующих свое право на дополнительный 30-дневный отпуск, оплачивается организацией-работодателем.

5) Право на ежегодное пособие для приобретения научной литературы. Такое право предусмотрено пунктом 11 ст. 19 Закона о высшем образовании. Соответствующая норма содержится также в п. 35 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства от 27.06.2001 г. №487 (в ред. от 29.07.2006 г.) Ежегодное пособие для приобретения научной литературы выплачивается в размере двух месячных стипендий каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета.

6) Право на предоставление общежития. В ст. 19 Закона о высшем образовании данное право упоминается применительно к аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме обучения, им предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

7) Право на отсрочку от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам, получающим послевузовское профессиональное образование в имеющих государственную аккредитацию федеральных государственных высших учебных заведениях и научных учреждениях (организациях), имеющих лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования, предоставляются отсрочки от призыва на военную службу на период учебы и защиты квалификационных работ. Право на отсрочку от призыва на военную службу закреплено также в ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 24.07.2007 г.). Таким образом, отсрочка предоставляется на время получения послевузовского профессионального образования по очной форме обучения и защиты диссертации и иной квалификационной работы. При этом для получения отсрочки от призыва на военную службу гражданин должен обучаться в государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях. Перечисленные вузы и научные учреждения должны иметь лицензию на ведение образовательной деятельности по образовательным программам послевузовского профессионального образования.

8) Материально-технические гарантии права аспиранта, докторанта на образование: аспиранты и докторанты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также правом на командировки, в том числе в высшие учебные заведения и научные центры иностранных государств, участие в экспедициях для проведения работ по избранным темам научных исследований наравне с научно-педагогическими работниками высших учебных заведений и научными работниками научно-исследовательских учреждений (организаций).

9) Иные права аспирантов, докторантов и соискателей.

В соответствии с п. 4 ст.19 Закона о высшем образовании Положения о докторантах, об аспирантах (адъюнктах) и о соискателях утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Единым реестром ученых степеней и ученых званий, утвержденным Постановлением Правительства РФ №74 от 30 января 2002 г., (в ред. от 20.04.2006 г.) для научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации устанавливаются следующие ученые степени и ученые звания:

ученая степень доктора наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученая степень кандидата наук по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание доцента по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

ученое звание доцента по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования[27].

Номенклатура специальностей научных работников, согласно которых устанавливаются ученые степени доктора и кандидата наук, разработан Министерством промышленности, науки технологий Российской Федерации и согласован с Российской академией наук, Министерством образования Российской Федерации, Высшей аттестационной комиссией Министерства образования РФ и утвержден Приказом Министерства промышленности, науки технологий Российской Федерации №47 от 31.01.2001 г. (в ред. от 26.04. 2004 г.в ред.т 20.7 г.шем образовании Правительства от 27.)

Порядок присуждения ученых степеней зависит от присуждаемой ученой степени (кандидат или доктор наук) и формы реализации послевузовского профессионального образования (аспирантура, докторантура или соискательство).

В соответствии с Положением о порядке присуждения ученых степеней, утвержденным Постановлением Правительства РФ №74 от 30.01.2002 г. в целях обеспечения единой государственной политики в области государственной аттестации научных и научно-педагогических кадров и присуждения ученых степеней действует Высшая аттестационная комиссия Министерства образования и науки Российской Федерации, состав которой утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Высшая аттестационная комиссия)[28].

Для рассмотрения докторских и кандидатских диссертаций Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании заключения Высшей аттестационной комиссии и ходатайств высших учебных заведений создаются диссертационные советы.

Ученая степень доктора наук присуждается Высшей аттестационной комиссией на основании ходатайства диссертационного совета, принятого по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии о соответствии представленной диссертации установленным Положением критериям.

Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее профессиональное образование.

Положение о порядке присуждения ученой степени содержит критерии, которым должны отвечать диссертации, представленные на соискание ученой степени, подробно регулирует механизм представления и защиты диссертаций, рассмотрения диссертаций в Высшей аттестационной комиссии, порядок оформления и выдачи дипломов, рассмотрения апелляций, а также порядок нострификации (приравнивании) аттестационных документов о присуждении ученых степеней, выданных в других государствах и лишения (восстановления) ученых степеней.

Аспирантура. В аспирантуру (адъюнктуру) принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование, на конкурсной основе. Прием в аспирантуру проводится ежегодно в сроки, устанавливаемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями (организациями). Для проведения приема в аспирантуру организуется приемная комиссия под председательством ректора (проректора) высшего учебного заведения или руководителя (заместителя руководителя) научного учреждения (организации). Члены приемной комиссии назначаются ее председателем из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов.

Поступающие в аспирантуру представляют лично документ, удостоверяющий личность, и диплом (для лиц, получивших образование за рубежом, - диплом и копию свидетельства о его эквивалентности) об окончании высшего учебного заведения, а также следующие документы: заявление на имя ректора высшего учебного заведения и руководителя научного учреждения (организации), осуществляющих подготовку аспирантов; копия диплома о высшем профессиональном образовании и приложения к нему (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств - участников СНГ, - копия соответствующего диплома, а также копия свидетельства об эквивалентности документов иностранных государств об образовании диплому о высшем профессиональном образовании Российской Федерации); анкету; список опубликованных научных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе при наличии у поступающего научных работ и изобретений или реферата, по усмотрению высшего учебного заведения и научного учреждения, организации; удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов (для лиц, сдавших кандидатские экзамены за рубежом, справки о наличии законной силы предъявленного документа о сдаче кандидатских экзаменов).

Поступающие в аспирантуру проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, который сообщает о результате собеседования в приемную комиссию.

Решение о допуске к вступительным экзаменам в аспирантуру приемная комиссия выносит с учетом итогов собеседования поступающего с предполагаемым научным руководителем и доводит до сведения поступающего в недельный срок.

Поступающие в аспирантуру сдают следующие конкурсные вступительные экзамены в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования:

-специальную дисциплину (в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников);

- философию;

- иностранный язык, определяемый высшим учебным заведением или научным учреждением, организацией и необходимый аспиранту для выполнения диссертационного исследования.

Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов.

Прием вступительных экзаменов в аспирантуру проводится комиссиями, назначаемыми ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения (организации), ведущего подготовку аспирантов. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.

Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам.

Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной аспирантуре - четырех лет.

Аспирант обязан за время обучения в аспирантуре:

- полностью выполнить индивидуальный план;

- сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине;

- завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (научный совет, отдел, лабораторию, сектор) для получения соответствующего заключения.

Докторантура. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. При этом срок подготовки докторантов не должен превышать трех лет. Срок подготовки в докторантуре засчитывается в стаж научно-педагогической и научной работы.

При приеме в докторантуру подаются следующие документы:

1) заявление на имя ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения (организации), осуществляющих подготовку докторантов;

2) копия диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;

3) анкета;

4) развернутый план подготовки докторской диссертации;

5) список опубликованных научных работ и изобретений.

Поступающим в докторантуру лично предъявляются: документ, удостоверяющий личность, а также диплом о присуждении ученой степени кандидата наук.

Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения (организации) рассматривает документы поступающего в докторантуру и на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории, сектора) и решения ученого совета высшего учебного заведения или научно-технического совета научного учреждения (организации) издает приказ о зачислении.

Лица, зачисленные в докторантуру, освобождаются от занимаемых должностей в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации. Зачисленным за счет средств бюджета стипендия выплачивается со дня зачисления, но не ранее дня увольнения с предыдущего места работы.

В период подготовки докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить завершенную диссертацию на кафедру (отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения.

Для оказания помощи докторанту в проведении диссертационных исследований по месту его подготовки может назначаться приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения (организации) научный консультант из числа докторов наук. При необходимости в качестве консультанта могут привлекаться ведущие ученые и специалисты сторонних учебных и научных учреждений, организаций.

Ежегодно ученые советы высших учебных заведений или советы факультетов высших учебных заведений и научно-технические советы научных учреждений (организаций) проводят аттестацию докторантов, по результатам которой принимается решение о дальнейшем пребывании их в докторантуре.

Докторант, не выполняющий план работы над диссертацией, отчисляется из докторантуры приказом ректора высшего учебного заведения или руководителя научного учреждения (организации).

Докторант, отчисленный до окончания срока из докторантуры, может быть восстановлен на оставшийся срок приказом руководителя высшего учебного заведения или научного учреждения (организации) при наличии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации вакантных мест.

Соискатели - это лица, готовящие диссертации вне аспирантуры или докторантуры.

Соискатель степени кандидата наук должен иметь высшее профессиональное образование. Он прикрепляется в качестве соискателя для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре.

Прикрепление осуществляется к высшим учебным заведениям и научным учреждениям (организациям), имеющим аспирантуру, по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более двух лет и для подготовки кандидатской диссертации - на срок не более трех лет.

Соискатель степени доктора наук должен иметь ученую степень кандидата наук. Он прикрепляется к организации (учреждению), которое имеет докторантуру, для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук без обучения в докторантуре.

Соискатели, работающие над докторскими диссертациями, прикрепляются для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям (организациям), имеющим докторантуру по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более 4 лет.

Прикрепление соискателей к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям производится в сроки, устанавливаемые ректорами высших учебных заведений или руководителями научных учреждений, организаций.

Для прикрепления к высшему учебному заведению или научному учреждению, организации соискатель подает на имя руководителя заявление с приложением копии диплома о высшем профессиональном образовании и удостоверения о сдаче кандидатских экзаменов, если они сданы (для лиц, сдавших кандидатские экзамены за рубежом, - справки о наличии законной силы предъявленного документа о сдаче кандидатских экзаменов); документ, удостоверяющий личность, и диплом о высшем профессиональном образовании (для лиц, получивших высшее профессиональное образование за рубежом, - соответствующий диплом и свидетельство о его эквивалентности) предъявляются соискателем лично. Соискатели, работающие над докторскими диссертациями, предъявляют диплом кандидата наук.

Ректор высшего учебного заведения или руководитель научного учреждения (организации) на основании результатов собеседования соискателя с предполагаемым научным руководителем (научным консультантом - для соискателя ученой степени доктора наук) и заключения соответствующей кафедры (отдела, сектора, лаборатории) издает приказ о прикреплении соискателя с указанием срока прикрепления и утверждением научного руководителя (научного консультанта). В случае прикрепления соискателя только для сдачи кандидатских экзаменов научный руководитель не утверждается.

Научными руководителями (консультантами) соискателей назначаются приказом ректора высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации, как правило, лица из числа докторов наук или профессоров.

Соискатель представляет на утверждение кафедры (отдела, сектора, лаборатории) согласованный с научным руководителем (научным консультантом) индивидуальный план (план подготовки диссертации) в срок не позднее трех месяцев со дня прикрепления для подготовки диссертации.

Индивидуальный план (план подготовки диссертации) и тема диссертации утверждаются ректорами (учеными советами) высших учебных заведений или руководителями (научно-техническими советами) научных учреждений (организаций) по представлению кафедр (отделов, секторов, лабораторий) в сроки, определяемые высшими учебными заведениями и научными учреждениями, организациями.

Соискатель периодически отчитывается и ежегодно аттестуется кафедрой высшего учебного заведения или отделом (сектором, лабораторией) научного учреждения (организации).

Соискатели, не выполняющие индивидуальный учебный план работы, подлежат отчислению.

Соискатели ученой степени кандидата наук сдают по месту прикрепления кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине. При отсутствии в высшем учебном заведении или научном учреждении, организации права приема кандидатских экзаменов по отдельным дисциплинам (философии, иностранному языку) по ходатайству руководителей этих высших учебных заведений или научных учреждений, организаций соискателям разрешается сдача кандидатских экзаменов по таким дисциплинам в других высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих аспирантуру.

Освоение дополнительного образования вызвано объективной необходимостью, так как оно позволяет гражданину непрерывно повышать свою квалификацию, что обеспечивает результативную деятельность предприятий, учреждений, организаций в условиях научно-технического прогресса. Таким образом, дополнительное образование, также как основное, имеет огромное значение в российской образовательной системе.

Ст. 26 Закона об образовании регулирует как общеобразовательное (см. в гл. 7) так и профессиональное дополнительное образование, определяя ее основные цели, задачи и формы реализации. В настоящей главе нами будет рассмотрен вопрос правового регулирования дополнительного профессионального образования.

Правовую основу дополнительного профессионального образования составляют Закон об образовании, Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденное Постановлением Правительства №610 от 26 июня 1995 года, Типовое положение о структурных подразделениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, организуемых в высших и средних учебных заведениях Российской Федерации, утвержденное Постановлением Государственного комитета РФ по высшему образованию №2 от 10 апреля 1996 г.

Целью дополнительного образования является всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.

Основной задачей дополнительного профессионального образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Действующее законодательство, разделяя понятия основного и дополнительного образования, различает их исходя из содержания образовательных программ. Чем же отличаются дополнительные образовательные программы от основных. Главное отличие состоит в том, что у дополнительных образовательных программ нет стандартов. Задачей этих программ, как правило, является более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности.

Имеются также иные особенности в реализации дополнительных образовательных программ, которые можно определить исходя из Типовых положений, регулирующих деятельность образовательных учреждений по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ.

Особенности правового регулирования дополнительного профессионального образования различаются в зависимости от форм реализации дополнительных образовательных программ, которая осуществляется:

1. В образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

2. В образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ.

Правовое регулирование деятельности образовательных учреждений дополнительного профессионального образования осуществляется в соответствииТиповым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлением Правительства №610 от 26 июня 1995 года (в ред. от 31.03.2003 г.)[29].

Образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов является юридическим лицом и обладает всеми признаками юридического лица. Правовой статус данных образовательных учреждений аналогичен правовому статусу образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы (подробнее в гл. 4).

Образовательное учреждение повышения квалификации реализует следующие виды дополнительного профессионального образования: повышение квалификации; стажировку; профессиональную переподготовку.

Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие виды обучения:

краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Целью стажировки является формирование и закрепление на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности.

Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов.

Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.

Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.

Виды образовательных учреждений повышения квалификации. К образовательным учреждениям повышения квалификации относятся:

академии (за исключением академий, являющихся образовательными учреждениями высшего профессионального образования), под которыми понимаются ведущие научные и учебно-методические центры дополнительного профессионального образования преимущественно в одной области знаний, осуществляющие обучение кадров высшей квалификации, проводящие фундаментальные и прикладные научные исследования и оказывающие необходимую консультационную, научно-методическую и информационно-аналитическую помощь другим образовательным учреждениям повышения квалификации;

институты повышения квалификации (усовершенствования) - отраслевые, межотраслевые, региональные – это образовательные учреждения повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов отрасли (ряда отраслей) или региона, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей предприятий (объединений), организаций и учреждений в повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, проведение научных исследований, оказание консультационной и методической помощи;

курсы (школы, центры) повышения квалификации, учебные центры службы занятости - образовательные учреждения повышения квалификации, в которых специалисты, безработные граждане, незанятое население и высвобождаемые работники предприятий (объединений), организаций и учреждений проходят обучение в целях получения новых знаний и практических навыков, необходимых для профессиональной деятельности.

Правовой статус слушателей образовательных учреждений повышений квалификаций. Слушателями образовательного учреждения повышения квалификации являются лица, зачисленные на обучение приказом руководителя образовательного учреждения.

Слушателю на время обучения в образовательном учреждении повышения квалификации выдается справка, свидетельствующая о сроках его пребывания на учебе в данном учреждении.

Права и обязанности слушателей образовательного учреждения повышения квалификации определяются законодательством Российской Федерации, уставом и правилами внутреннего распорядка этого учреждения.

Слушатели образовательного учреждения повышения квалификации имеют право:

-участвовать в формировании содержания образовательных программ и выбирать по согласованию с соответствующими учебными подразделениями учреждения дисциплины для факультативной и индивидуальной форм обучения;

-пользоваться имеющейся на факультетах, кафедрах и в других структурных подразделениях учреждения нормативной, инструктивной, учебной и методической документацией по вопросам профессиональной деятельности, а также библиотекой, информационным фондом, услугами других подразделений в порядке, определяемом уставом этого учреждения;

-принимать участие в конференциях и семинарах, представлять к публикации в изданиях учреждения свои рефераты, аттестационные работы и другие материалы;

-обжаловать приказы и распоряжения администрации учреждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Слушатели имеют также другие права, определенные законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения повышения квалификации.

За слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.

Оплата проезда слушателей к месту учебы и обратно, а также выплата суточных за время их нахождения в пути осуществляются за счет средств федеральных органов исполнительной власти, предприятий (объединений), учреждений и организаций по месту основной работы слушателей.

На время обучения слушатели обеспечиваются общежитием с оплатой расходов за счет направляющей стороны.

Оценка уровня знаний слушателей обра







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.