Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Процессов массовой информации





Наблюдение за поведением аудитории оратора, театральной публики, — несомненно, самый древний метод изучения слушателей и зрителей. Достаточно вспомнить, что многие положения классической риторики сформулированы на основе наблюдения. Известно, что в Древней Греции и в Риме ораторы и поэты фиксировали и обобщали свои наблюдения за внешними реакциями публики. Наблюдательность, проницательность, способность распознавать замыслы собеседников по действиям, жестам и выражениям лиц — одно из качеств, которым отвечали дипломаты (часто они же были ораторами) древней Индии. Об этом свидетельствует источник, относящийся к I тысячелетию до нашей эры.23 Мимика лиц в аудитории, напряженное молчание, негодование, аплодисменты, возгласы одобрения и т. д. — все эти данные о поведении аудитории учитывались столетиями информируя выступающего об эффективности воздействия на слушателей и зрителей. Но только в последние годы регистрация и анализ реакций аудитории производятся на научной основе.

Научные наблюдения за публикой в театре и кинозале предпринимались советскими социологами искусства еще в 20-е годы. Была разработана таблица — координатная сетка.

 

23 См.: Законы Ману. Пер. Эльмовича. СПб., 1913, гл. VII (Царь). 67

 

По вертикали заносили виды реакций зрителей (сочувственное вмешательство в спектакль, напряженная тишина, сильный смех, разговоры о происходящем, шум, кашель, выход из зрительного зала и т. п.), а по горизонтали — определенные моменты (эпизоды, сцены, акты) спектакля или фильма. Наблюдатели рассаживались в зрительном зале и фиксировали на сетке реакцию публики. Систематическое наблюдение позволяло установить некую среднюю повторяющуюся реакцию и отклонения от нее. Подобный метод наблюдения практиковал: В. Э. Мейерхольд в своем театре в течение театрального сезона 1924—1925 гг.24 В это же время с помощью наблюдения изучалась реакция зрителей фильма С. М. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин». Пример научного, хотя и спонтанного наблюдения реакции слушателей в зале находим в работе С. Л. Рубинштейна. С помощью этого метода он зафиксировал взаимодействие слуховых данных восприятия со зрительными.25

Со временем место наблюдателя-экспериментатора заняла техническая аппаратура. Магнитофоны фиксируют акустические реакции зрителей, съемка зрительного зала инфракрасными лучами — моторно-эмоциональные реакции (выражение лица, движения, жестикуляции и т. д.). В нашей стране такие наблюдения сейчас почти не проводятся, хотя уже в 20-х годах советские исследователи применяли различные технические средства изучения зрителя, включая съемку зрительного зала с помощью магниевой вспышки. Недавно московский исследователь М. Марков с помощью специальной аппаратуры пытался фиксировать кожно-гальванические реакции зрителей при восприятии кинофильма.26

Остановимся на некоторых особенностях методики наблюдения в изучении эффективности массовой коммуникации.

Кто наблюдается? Объектом наблюдения является различная по структуре аудитория: масса (уличная толпа, посетители кинотеатра и т. п.), малая группа (семья, соседи, посетители красного уголка и т. п.), а также отдельная личность или сам источник информации, точнее, его деятельность, организация, взаимодействие служб и должностных лиц. Нередко в поле зрения исследователей попадают социальные институты, которые оказывают влияние на средства массовой информации или испытывают на себе их действие.

Что наблюдается? Организатор наблюдения констатирует факт, имеющий вербальную или моторно-эмоциональную основу.

 

24 Федоров В. Ф. Опыт изучения зрительного зала. – «Жизнь искусства». 1925, № 23

25 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946, с. 222.

26 В настоящее время подобные исследования продолжаются.

 

Интерес представляют такие акты поведения, которые гипотетически или по здравому смыслу могут свидетельствовать об отношениях наблюдаемого к интересным для исследователя моментам информационного содержания, изменениям в окружающей действительности. Наблюдаются не сами отношения, но значимые действия людей, действия, которые характеризуют эти отношения.

В изучении явлений массовой информации следует разграничить два типа наблюдения: одно ведется за непосредственным процессом контакта аудитории и коммуникатора, т. е. когда люди смотрят, слушают, читают; другое наблюдение за поведением аудитории осуществляется после общения с массовым средством информации. Рассмотрим ситуацию непосредственного наблюдения взаимодействия коммуникатора с аудиторией.

1. Наблюдение пространственно-временных особенностей ситуации, в которой осуществляется контакт аудитории с массовым источником. Характеризуя активность аудитории, с которой она преодолевает пространство и время на пути к контактам с информацией, определяют: а) частоту контактов аудитории с коммуникатором или передачей; б) объем времени, уделяемого массовому средству или его отдельным передачам в) ценность этого времени в распорядке дня человека г) количество времени, затрачиваемого реципиентом на то, чтобы установить контакт с коммуникатором; д) места, в которых происходит контакт аудитории с коммуникатором; е) житейские препятствия, которые преодолеваются в тех случаях, когда аудитория стремится включиться в прием информации данного коммуникатора и т. д.

2. Наблюдение социально обусловленной деятельности людей, которая протекает параллельно или уступает место контакту с массовым средством. Информация, адресованная человеку, преодолевает «препятствия» социального характера, словно бы конкурирующие с ней. Коммуникация, будь то чтение газеты, прослушивание радио или просмотр телепередачи, может выступать фоном обычных домашних или производственных дел, занятий человека, которые социально обусловлены, например, шофер ведет машину, слушая радио, или студент готовится к экзамену и временами посматривает на телевизор. Бывает так, что обычная деятельность людей сама выступает фоном, на котором воспринимается массовое средство, поглощающее основное внимание человека. Например, домашняя хозяйка специально присела у телевизора, чтобы посмотреть передачу, но при этом ее руки чистят фасоль в миске. Коммуникация, таким образом, может быть основным стимулом, овладевающим активным вниманием аудитории, или только значительным стимулом, или она совсем уступает место параллельным действиям человека. В этой связи имеет смысл наблюдать и оценивать случаи: а) когда аудитория предпочитает коммуникацию другим видам деятельности; б) когда передаваемая информация «конкурирует» с социально обусловленными поступками, занятиями, домашними делами, общественными и семейными обязанностями и т. д.

3. Наблюдение особенностей взаимоотношений людей, вызванных под влиянием средств коммуникации. Информация, отправленная аудитории, сталкивается с социально-психологическими особенностями воспринимающего человека — с его установками, настроениями, мотивами потребления содержания и т. п. Эти особенности восприятия также проявляются через поведение людей, которое свидетельствует о том или ином отношении человека к деятельности передающих каналов этой связи наблюдаются и фиксируются: а) реплики, разговоры, обсуждения передач и печатных изданий в аудиториях различной структуры, высказывания отдельных личностей во время прослушивания, просмотра программ, дискуссии и т. п.; б) кто является действующим лицом, т. е. говорит и действует руководитель группы, «домашний авторитет», подчиненный и т. п.); в) какую роль берут на себя члены аудитории в связи увиденным, прочитанным, услышанным (активную —- пассивную, критикуют — одобряют, навязывают свое мнение или комментируют, разъясняют другим, прислушиваются к мнению других, доверяют коммуникатору или ссылаются на другие источники и т. п.).

4. Наблюдение внешних признаков проявления внимания, интереса к коммуникации. Фиксируются элементы вербально моторно-эмоционального характера — возгласы одобрения, тишина, кашель, смех, аплодисменты, движения тела, рук, т. д. Например, К. Вульф и М. Фиск, изучая отношение детей к комиксам, регистрировали все реплики по поводу книги, которая читается под наблюдением, позы, движение губ, мимику, реакции на появление кого-либо в комнате, на телефонные звонки, поведение экспериментатора и сверстников. 27

5. Наблюдение не выраженных внешне признаков внимания. Речь идет о фиксации бессознательного эмоциональной активности реципиентов. Наилучшим ее индикатором, как полагают специалисты, являются физиологические реакции субъекта: давление, частота пульса, потоотделение. Как известно, во время эмоциональных реакций нервный процесс распространяется не только по коре больших полушарий, но также в подкорковые центры, которые регулируют деятельность внутренних органов. Ожидание, страх, беспокойство, радость, удовлетворение и другие проявления эмоций являются одной из сторон психической деятельности человека.

 

27 Wolf K. M. and Fiske M. Children say about comics. – In: Communications research, N. Y., 1948 – 1949, p.5-50

Сопоставляя наблюдение с соматическими реакциями с картиной внешнего и вербального поведения, исследователи получают данные о степени воздействия коммуникации на бессознательном и сознательном уровнях.28

Теперь рассмотрим ситуацию наблюдения после процесса взаимодействия массового средства информации и реципиента. Эффект информации наблюдают в различных сферах отношений: в межличностном общении; в отношениях людей к труду и своим обязанностям, в отношениях человека с разлучными социальными институтами, в том числе со средствами массовой коммуникации. С помощью метода наблюдения получают данные: а) о функциональных особенностях того или иного средства массовой коммуникации; б) об оценках, которые выносит аудитория информации; в) о структуре аудитории различных каналов.

Несколько примеров. Возможный путь выявления социальных функций телевидения с помощью наблюдения продемонстрировали Курт и Гледис Лэнги. Вывод, который они сделали, свидетельствует о том, что телевидение избирательно отражает события и потому уступает в объективности по сравнению с непосредственным участием человека в происходящем. К такому убеждению Лэнги пришли в результате наблюдения и опроса мнений людей, непосредственно видевших церемонию встречи одного военно-политического деятеля США, и телезрителей, смотревших трансляцию этого шествия у себя дома. Полученные данные касались интерпретации события и его значения очевидцами и телезрителями. Была выявлена роль телевидения в трансляции общественных событий. В частности, авторы поколебали тезис о том, что буржуазное телевидение «несет правду» в дом зрителей, что «камера не лжет». Предполагаемая точность репортажа далеко не непроизвольна: каждая камера показывает избирательно, опускает многие сценки, тем самым позволяет зрителю догадываться об остальном происходящем и самому делать выводы о том, что осталось за комментируемым кадром.29

У. Стейэлмана интересовали оценки аудитории отражаемой коммуникатором действительности. Наблюдатели были расставлены у газетных киосков и регистрировали, какое внимание публика обращала на заголовки в газетах. Так удалось ответить на вопрос, помогают ли заголовки распродать тираж.30 М. Партен описывает участие таксомоторной компании в изучении оценок содержания радиопередач.

 

28 Broadbeck A. J. and Jones D. B. Television viewing and the norm-violating practices and perspectives of

adolescents: A synchronized depth and score program of policy research. – In: Television and human behavior.

N. Y., 1963, p. 98-134.

29 Lang K. and Lang G. The unique perspective of television. - In: Reader in public opinion and communication. N.

Y., 1966, p/ 278-292.

30 Stiegleman W. A. Do newspaper headlines realy promote street sales? – “Journalist Quarterly”, 1949, vol. 26, p.

379-388.

 

Водители такси вели запись реакций пассажиров на передачи, которые они слушали, находясь в машине.31 Х. Кентрил и Г. Оллпорт описали наблюдение за тем, как ведет себя аудитория в зависимости от того, насколько полно и верно отражается в поведении оратора представление о ее психологии. В один американский город с визитом прибыл знаменитый проповедник. Послушать его собралось столько народа, что всех пришлось разместить в двух залах. В одном из них проповедник выступал непосредственно перед публикой, реагируя на ее настроение, выражение лиц, а в другом зале проповедника слушали через динамики. Наблюдение показало разительную разницу в поведении двух аудиторий.32. Ч Свансон, Дж. Дженкинс и Р. Джоунс с целью изучения отношений аудитории к сообщениям о важных событиях (речь президента) наблюдали реакции зрительного зала, записывали разговоры в барах и реплики в адрес телепрограммы. Г. Белкнап, сопровождая Дж. Кеннеди во всех его встречах с избирателями во время предвыборной кампании, фиксировал реакции толпы на политические термины, фразы, темы речей кандидата, чтобы затем подсказать ему, как лучше строить выступления.33

Известно, что, если некоторая часть аудитории обращается более или менее постоянно к содержанию определенных коммуникаторов, то это может свидетельствовать о том, насколько и для кого ценно то, что передается этими средствами. Л. Уорнер и П. Лунт в работе, посвященной изучению социальных классов, сообщают о том, как они с помощью наблюдателей, расставленных у газетных киосков, провели учет того, кто и какие газеты и журналы покупает. У касс кинотеатров регистрировалось число зрителей различных социальных прослоек, присутствовавших на просмотре фильма.34 Д. Лукас воспользовался приемом наблюдения, изучая степень «постоянства» театральной публики, что, конечно, свидетельствует об оценке, даваемой аудиторией коммуникатору.

Один из аспектов исследований коммуникации, где применима техника наблюдений, — изучение самих источников информации и тех, кто готовит и передает ее. Так, У. Диебер применял метод наблюдения и подробное интервью, изучая отношение между репортерами и правительственными источниками новостей. Один из последователей Диебера применил метод участвующего наблюдения при изучении репортеров газет в пригородной общине. В нашей стране сотрудник Калининградского телевидения В. Н. Солнцев методом включенного наблюдения и анализа содержания пытался выявить роль структуры редакций теленовостей в передаче событий.

 

31 Parten N. Surveys, polls and samples. N. Y., 1950, p. 83.

32 Cantril H. and Allport G. W. The psychology of radio. N. Y. – L., 1935, p. 42-45.

33 “New York Times”, 1960, 7 Oct.

34 Warner L. W. and Lunt P. S. The social life of modern communitu. New Haven, 1941, p. 54.

 

Кто наблюдает? Ответ на этот вопрос можно дать в зависимости от того, что является предметом наблюдения, в каких условиях оно ведется, хочет исследователь или нет, чтобы знали о его намерениях. В простейшем случае в роли наблюдающих выступает сам исследователь или коллектив научных сотрудников. Однако нередко функция наблюдателя доверяется другим людям или техническим средствам. Делается это главным образом для того, чтобы не сковывать естественное поведение людей присутствием постороннего да еще присматривающегося к их поступкам человека.

В Англии, к примеру, роль наблюдателей доверяется постоянным местным корреспондентам, которые в основном отвечают на вопросники, рассылаемые телерадиосетью, а параллельно подслушивают реплики, мнения окружающих, приглядывются к уличным происшествиям. В роли наблюдателей выступают представители массовых профессий, которые по роду деятельности постоянно вращаются среди многих людей, это кладовщики, страховые агенты, профсоюзные деятели, работники культуры и бытовых предприятий, некоторые должностные лица в армии и т. п.35 Иногда исследователи делают выводы, основываясь на показаниях одной части аудитории о другой. Например, Джон и Матильда Райли, доверяя наблюдательности родителей, опрашивали их о том, каким будет, по их мнению, поведение детей в отношении определенного содержания массовых средств информации.36 Австралийский ученый С. Форсей, наоборот, обратился к наблюдательности детей, с тем, чтобы определить структуру и уровень авторитарности семьи, и их влияние на выбор телевизионных программ.37

Все чаще в изучении коммуникативного процесса применяют механические средства наблюдения за аудиторией. О том много или мало зрителей включили свои телевизоры на данных момент времени, могут сказать механические устройства, основанные на принципе измерения нагрузки электрической сети (естественно, такой метод не годится, если приемник принимает больше, чем одну станцию, ибо невозможно сказать, какую программу смотрит аудитория). К простейшим методам механического наблюдения можно отнести метод совпадающего звонка. Интервьюер звонит по телефону на квартиру зрителя слушателя и задает подошедшему к телефону вопрос о том, смотрят (слушают) ли в семье передачу, идущую в данный момент в эфире, если нет, то почему, что в семье думают о подобных передачах и т. п.

 

35 Silvey R. J. Radio audience research in Great Britain. – In: Communications research. N. Y., 1948-1949, p. 71- 90.

36 Райли дж. И Райли М. Массовая коммуникация и социальная система. – В кн.: Социология сегодня. М.,

1965, с. 228-232.

37 Forsy S. D. The influence of family structure upon the patterns and effects of family viewing. – In: Television

and human behavior. Tomorrow’s research in mass communication. N. Y. 1963, p. 64-80.

 

Для целей наблюдения используют специальную аппаратуру. Так, Л. Богарт применял смотровую камеру для регистрации числа рекламных объявлений, которые воспринимались испытуемыми при чтении газеты. С помощью аппаратуры измерялся охват зрения. Записи движения глаз потом сравнивались с тем, что запомнили читатели. В более сложных экспериментальных условиях исследователи применяют для контроля поведения видеозапись.38

В США и Англии широко применяется электронный метод контроля за поведением аудитории. Он заключается в том, что к телевизору присоединяются специальные приборы, регистрирующие момент включения приемника, время его работы, волну, на которой он принимает передачу. В Англии, например, такие приборы («таммеры») устанавливаются в квартирах тех жителей, которые входят в выборочную «модель района». В США компания Си-Би-Эс применила метод моментального «подсматривания» за аудиторией, основанный на принципе радара. Телевизионный передатчик посылает, а специальные приборы, установленные в телевизорах, принимают и вновь отражают сверхчастотную волну. Электронная аппаратура, установленная в студии, подсчитывает отраженные сигналы и дает показания о количестве приемников, настроенных на прием данной станции.

Общий недостаток электронного и радарного методов наблюдения заключается в том, что в этих случаях определяется не число людей, смотрящих передачу, а число приемников, настроенных на станцию. А ведь между этими величинами нет прямой зависимости. В этом лишний раз убеждает один из новейших «механических» методов изучения зрителя. Миниатюрной кинокамерой снимается почти целый фильм о семье, собравшейся перед телевизором. Кинокамера начинает съемку вместе с включением приемника и снимает все, что в поле ее зрения. В Англии подобное наблюдение было проведено в 99 индивидуальных квартирах. Было снято на пленку поведение зрителей в течение 6 тыс. вещательных часов. Оказывается 14% времени, в течение которого работает телевизор, никто из наблюдаемых зрителей не смотрел программы, хотя приемники были включены; 25% указанного времени люди находились у телевизоров, но занимались посторонними делами, вплоть до того, что иные объяснялись в любви или даже дрались.39

Особые преимущества всех механических способов наблюдения, во-первых, в том, что они не зависят от свойств человеческой памяти; во-вторых, обеспечивают непрерывность сведений о приеме тех или иных программ. Однако при «механическом» наблюдении, а еще больше при наблюдении очевидцев событий остро встает вопрос этики.

 

38 Halloran J. D. The effects of mass communication. With special reference to television. L., 1964, p. 75-76.

39 Silvey P. The measurement of audiences. L., 1966, p. 5.

 

Такие средства сбора данных, как подслушивание или наблюдение в квартире с помощью кинокамеры, задевают права личности. У исследователя нет моральных оснований следить за человеком на прогулке или в его собственном доме.

Как наблюдать? Известно, что различают случайное (не систематизированное) и систематическое наблюдение. При исследовании массовых средств предпочтение лучше отдать систематизированному наблюдению. Для того чтобы быть полным и целеустремленным, наблюдение должно быть аналитическим и формализованным. Это два основных требования к процедуре метода. Исследователь выполнит их, если, соблюдая все правила научной организации своей работы, кроме того, выполнит ряд условий:

1) начиная исследования с помощью метода наблюдения. необходимо провести предварительное изучение поведения аудитории в ситуации, связанной с задачами наблюдения к проверяемыми гипотезами, и определить сферу наблюдения и перечень действий, которые необходимо наблюдать, чтобы получить ответ на поставленные задачи. Наблюдать буквально все, что делают люди во время общения с массовым средством, очень сложно, а часто не имеет смысла. С другой стороны, результаты обследования могут быть ошибочными, если регистратор опускает существенные моменты поведения аудитории. Исследователь должен сосредоточиться на значимых актах поведения, т. е. таких поступках реципиентов, которые свидетельствовали бы об их отношении к передаваемому в рамках поставленных задач. Цель предварительного наблюдения как раз и состоит в том, чтобы определить наиболее вероятные поступки аудитории при восприятии изучаемой программы, передачи, отдельной информации, которые могут свидетельствовать об изучаемых отношениях аудитории к коммуникации. Такие поведенческие акты в удобной для исследования форме и порядке заносятся в протокол. Протокол становится как бы стандартным тестом, при помощи которого один или несколько исследователей могут вести наблюдение за одним или несколькими реципиентами или аудиторией в целом. Разумеется, если наблюдатель ведет регистрацию в присутствии аудитории, то он делает это незаметно для всех, например, под видом своих занятий, письма и т. п., либо время от времени отлучается, чтобы записать увиденное. Основные пункты протокола могут быть определены, исходя из личного опыта наблюдателей, здравого смысла, консультаций с компетентными людьми и т. п.;

2) следует объединить в группы такие акты поведения, (подлежащие регистрации, которые дают ответ на каждую из поставленных задач. Дело в том, что об отношении аудитории к массовому средству, его содержанию или некоторым компонентам содержания трудно судить по одному, отдельно взятому факту поведения. Чаще всего исследователю приходится выбирать среди наблюдаемых реакций такие, которые, словно подкрепляя друг друга, на своем языке свидетельствуют об определенных чувствах, настроениях, оценках аудитории тому, что передано. Например, о том, что информация «теленовостей» принимается одобрительно, можно убедиться из совокупности реакций зрителей: 1) блок реакций предпочтения — все оставили свои дела, параллельные занятия и обратились к телевизору, просят друг друга не мешать слушать и смотреть, обращают внимание друг друга на информацию и т. п.; 2) блок реакций одобрения — разряженная атмосфера удовлетворенности, веселый смех и т. п.; 3) блок положительных мнений — одобрительная критика, комментарии, одни члены аудитории поясняют услышанное другим и т. п.;

3) необходимо определить характер ситуации, в которой происходит наблюдение, и учесть возможные его ошибки. Наблюдение можно организовать в разных ситуациях. Оно может быть естественным, если изучается поведение аудитории в условиях повседневной жизни, или экспериментальным (стандартным), если условия окружающей среды определяет сам исследователь. Экспериментальное наблюдение дает более строгие выводы, но нельзя полагать, что его условия достаточно отражают реальную картину. Данные необходимо сопоставить с массовым наблюдением.

Как уже отмечалось, наблюдать можно непосредственный процесс взаимодействия коммуникатора и реципиентов (сиюминутные реакции), и можно отмечать перемены в поведении людей после воздействия на них передающих средств (отсроченные реакции). Ситуация наблюдения выбирается в зависимости от задач, гипотез организации исследования. Например, С. Фешбах, изучая влияние телевизионного содержания на агрессивность в поведении детей, наблюдал их игру почти сразу же после демонстрации экспериментальной передачи.40 Действенность коммуникации можно наблюдать и спустя значительное время, повторяя наблюдение многократно на протяжении ряда лет. Так, И. Пул приступил к изучению влияния телевидения на формирование вкусов детей, рассчитывая следить за ними в течение 20 лет. Среди комплекса методов, используемых им (интервью, дневники, тесты), значительное место отводится наблюдению.41

Систематизированное наблюдение может быть включенным (соучаствующим) и невключенным. Если в роли регистратора поведения группы (формальной или неформальной) выступает ее непосредственный член, который разделяет ее нормы, уважает ее авторитеты и т. д., то всегда существует опасность искажения результатов наблюдения.

 

40 Feshbach S. The effects of aggressive content in TV programs upon the aggressive behavior of the audience. –

In: Television and human behavior… N. Y., 1963, p. 83-97.

41 Halloran J. D. Op. cit., p. 58.

 

Вот некоторые возможные источники предвзятости наблюдателя. Ошибки наблюдения, не зависящие от наблюдателя

а) если в качестве регистратора выступает непосредственный член аудитории, то многое в поведении других он способен воспринимать как должное, само собой разумеющееся и не помечать значимых проявлений отношения аудитории к процессу коммуникации;

б) наблюдаемое специфическое поведение аудитории регистратор может понять и описать как реакцию на информацию, хотя причина реакции иная; например, зрители несколько приподнято обсуждают выпуск теленовостей но причиной тому — не содержание информации — просто аудитория настроена несколько эмоциональнее обычного, так как дело происходит в предвыходной день, когда люди предвкушают радости завтрашнего отдыха;

в) искажения в описании поступков людей связаны с определенным отношением регистратора к отдельным членам аудитории; так, регистратор способен допускать ошибку под влиянием авторитета, который он уважает или которому противится;

г) поведение аудитории ошибочно истолковывается, если наблюдатель делает обобщения на основе собственных реакций; регистратору может показаться важным и значимым или, наоборот, не стоящим внимания то, о чем повествует коммуникатор;

д) верному впечатлению о поведении аудитории в коммуникативном процессе могут мешать физические условия, в которых оказался наблюдатель: неудобная поза, плохо слышно, что говорят в аудитории, не видно, что делают наблюдаемые люди, или плохо видно, слышно коммуникатора, и потому неясно, по поводу чего реагирует аудитория; в результате таких неудобств допускаются пропуски в наблюдаемой картине, наблюдатель раздражается, излишне напрягается; возникшие эмоции будут отпечатываться на результатах наблюдения;

е) объективному наблюдению могут помешать случайные «пустяки» (плачет ребенок, плохо работает телевизор и т. п.); прежде чем оценивать отношение аудитории к передаче, необходимо отметить значимость элементов окружающей обстановки, которые рассеивают внимание, важно учесть также, в одинаковой ли мере «пустяки» мешают членам аудитории и лично наблюдателю.

Ошибки наблюдения, зависящие от самого наблюдателя

а) на результатах наблюдения сказываются личные убеждения наблюдателя, его стереотипы поведения, установки; их не изменить, и от них не избавиться, поэтому важно, чтобы регистратор осознавал это и контролировал свои действия;

б) на итогах наблюдения могут отрицательно отразиться старания наблюдателя преодолеть личную предвзятость отношении к деятельности коммуникатора, к конкретной информации или к членам аудитории; стремясь быть объективным и тщательным, наблюдатель неосознанно упрощает или усложняет фиксируемую картину;

в) большое значение имеет стиль мышления наблюдателя, способ принятия решений — наблюдатель меньше допустит ошибок, если он в жизни привык поступать обдуманно, не делая выводы «наскоком»;

г) важно, приступая к наблюдению, оценить самочувствие лица, которое проходит его; головная боль и прочее, что мешает в данный момент сконцентрироваться на деле, ставит под угрозу точность реакций наблюдателя, а значит, и достоверность его выводов;

4) надо выбрать удобный и надежный способ фиксации поведения аудитории. Возможны два варианта. Либо фиксируют наличие или отсутствие в каждый данный момент какого-либо действия, на основе чего будут указаны частоты появления тех или иных актов поведения. Либо оценивают интенсивность или протяженность наблюдаемых действий. В последнем случае пользуются шкалами оценок: интенсивности и времени.

Известно несколько видов шкал оценки интенсивности действий. Напомним наиболее распространенный вариант. Для каждого действия аудитории на шкале отмечаются три, пять, а иногда семь делений интенсивности, определяемой в баллах или вербально. Например, интенсивность такой реакции аудитории, как обмен мнениями по поводу телеинформации, могла быть описана в трех степенях: всеобщий, единичный, нет обмена. Чем больше делений на шкале, тем больше оттенков наблюдаемых действий она описывает. Выбор количества делений шкалы зависит от того, какое явление наблюдается, а также от возможной тонкости суждений о наблюдаемой реакции или действии человека;

5) необходимо продумать систему синхронизации наблюдаемых реакций аудитории с отдельными моментами содержания информации или деятельности коммуникатора. В этом случае особую роль играют шкалы оценки времени. Они выполняют две задачи и соответственно имеют два вида: а) в протоколе наблюдения приводится синхронная шкала времени, наблюдатель отмечает акты поведения в соответствии со временем течения передачи программы; шкала как бы «увязывает» (синхронизирует) наблюдаемое действие с содержанием информации; вместо временных интервалов в качестве пунктов синхронной шкалы можно указать основные мысли (фрагменты} изучаемого содержания, если оно заранее известно наблюдателю, — в таком случае все акты поведения аудитории окажутся «увязанными» с непосредственными своими побудителями; 2) шкала времени может быть придана каждому пункту наблюдения; в этом случае исследователя интересует, как долго продолжалась та или иная реакция аудитории; б) от исследователя требуется объективно и доказательно изложить итог наблюдения. Делая выводы об особенностях отношений аудитории к тому, что и как передают массовые средства, исследователь должен соблюсти два правила. Во-первых, позаботиться о том, чтобы не приписывать людям таких мотивов поведения, которых не оказалось в наблюдаемый момент. Часто человек многим наблюдаемым в жизни фактам готов приписать наиболее знакомую и приемлемую, с его точки, зрения, причину. Например, фиксируется, что передачи для детей очень популярны среди взрослых. Пойдя по пути шаблонных представлений об аудитории, исследователь признает, что взрослым движет желание «побывать» в своем детстве, вспомнить минувшее и дорогое. Или: слушать передачи взрослых обязывают роль воспитателей и т. п. Однако если обратить внимание на некоторые детали наблюдаемой ситуации, то, например, оказывается, что значительную часть аудитории составляют одинокие и бездетные женщины. Мотивы предпочтения детских передач, следовательно, иные.42 Во-вторых, подводя итоги наблюдения, следует остерегаться общих, претендующих на многое формулировок, надо оговорить возможные отклонения в выводах из-за обстоятельств, сопутствующих наблюдению, и т. д.

Основным мерилом объективности наблюдения считают сравнение показаний двух пли нескольких регистраторов, следивших за поведением одной и той же группы людей в одних и тех же условиях. Если это условие не соблюдается, нет гарантий, что наблюдение не представляет собой лишь более или менее субъективные впечатления какого-либо индивида. Чтобы стало возможным совпадение показателей нескольких наблюдателей, чтобы результаты наблюдения были понятны читателям точно так же, как авторам, нужно употребляемые термины определять операционально, т. е. они должны быть как можно более описательными и как можно менее объяснительными.43

Для проверки» обоснованности наблюдения его данные можно сравнивать с итогами опросов. Данные, полученные при наблюдении невербальных форм поведения, могут быть сопоставлены с записью речи испытуемых.

 

42 Lazarsfeld P. F. Radio and press. N. Y., 1940, p. 112.

43 Фресс П., Пиаже Ж. Указ. Соч., с. 111.

Г л а в а III







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.