Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Метод социометрических измерений





 

Метод социометрии относится к эффективным инструментам социально-психологического исследования структуры малых групп и коллективов. Кроме того, он выступает также и методом изучения личности как элемента группы. Ценность социометрии повышается при ее комплексировании с другими методами исследования личности и группы.

Из истории метода. Термин «социометрия» означает измерение межличностных взаимоотношений в группе. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено не случайно так назвал этот метод.1 Совокупность межличностных отношений в группе составляет, по Морено, ту первичную социально-психологическую, характеристики которой во многом определяют не только целостные характеристики группы, но и душевное состояние человека. Методологической ошибкой Морено явилась абсолютизация этой структуры, придание ей универсальной роли в мотивации социального поведения. Марксистская методология социометрии рассматривает возможности этого метода только в рамках анализа структуры контактных групп, не распространяя ее принципы на общественное поведение личности в целом.2

Задачи измерений. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования.

 

1 Морено Дж. Социометрия. М., 1958.

2 См.: Кузьмин Е. С. Из опыта изучения производственных коллективов. – В кн.: Проблемы общественной психологии. М., 1965; Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969; Волков И. П. Методы социометрических измерений в социально-психологических исследованиях. Л., 1970; Паниотто В. И. Структура взаимоотношений в малых социальных группах. Автореф. Канд. Дис. Киев, 1973.

 

С помощью социометрии можно изучать типологию социального поведения людей в условиях групповой деятельности, судить о социально-психологической совместимости членов конкретных групп. Для социолога этот метод позволяет вскрыть и изучить строение таких микросоциальных объектов какими являются социальные группы. Как известно, любая контактная группа или социальная общность рождается на основе какой-то совместной деятельности и потребностей людей. Наряду с официальной структурой во взаимоотношениях между членами группы завязывается система неофициальных взаимоотношений, основанных на эмоциональной природе человеческой общительности. Измерить эти взаимоотношения — одна из практических задач социометрии.

Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, нормативную, обязательную сторону человеческих взаимоотношений, в любой социальной группе всегда имеется психологическая структура неофициального или неформального порядка, формирующаяся как система межличностных предпочтений, симпатий и антипатий. Особенности такой структуры во многом зависят от ценностных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и самооценок. Как правило, неформальных структур в группе возникает несколько, например структуры взаимоподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы.

Для социометрического исследования важно, что любая структура неформального характера, хотим мы этого или не хотим, всегда в тех или иных отношениях проецируется на формальную структуру, т. е. на систему деловых, официальных отношений, и тем самым влияет на сплоченность коллектива, его продуктивность. Эти положения проверены экспериментом и практикой.

Наиболее общей задачей социометрии является изучение структурного аспекта социальной группы и царящей в ней психологической атмосферы. Социометрический тест позволяет, конечно, исследовать эти проблемы весьма приблизительно и лишь с определенной степенью надежности. Однако, дополненный данными наблюдений и эксперимента, выступает удобным средством для быстрого и технически достаточно простого проникновения во внутреннее строение группы. Одноактная социометрия дает лишь «срез», приблизительную «фотографию» групповой структуры, а многоактная - характер ее изменения.

Социометрические исследования, проводимые в производственных группах, бригадах на промышленных предприятиях, могут дать ценный материал для теоретической практической разработки необходимых мероприятий социального развития производственных коллективов.3

Ясно что только с учетом групповых факторов может быть выработана действительно научая и эффективная система управления развитием и совершенствованием социальных отношений в коллективе на производстве и в быту. Социометрия позволяет в определенных отношениях изучить эти факторы и тем самым внести свою посильную лепту в решение задач прикладной и экспериментальной социальной психологии.

Социометрическая процедура. Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После формулировки задач исследования и выбора измерений формулируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев для опроса членов групп. Социометрический опрос существенно отличается от анкетного опроса или интервью, так кА вопросы, на которые должны ответить члены группы, касаются эмоциональной стороны их межличностных взаимоотношений. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутреннее затруднение у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Однако у исследователей имеются специальные приемы для недопущения таких случаев. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку (социометрическая карточка, см. ниже) или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на лих, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий, или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т. д.

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант – непараметрическая процедура. Это предложение ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе насчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N – 1), где N – число членов группы.

 

3 Один из разделов этого плана, как известно, специально посвящен совершенствованию социальных отношений в труде и досуге рабочих и служащих (см.: Планирование социального развития коллектива предприятия. Методические рекомендации. М., 1971).

 

Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектов выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, получающего выборы. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, а вместе с этим сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Другим недостатком непараметрической процедуры является большая вероятность получения случайного выбора. Некоторые испытуемые, например, руководствуясь личным мотивом, нередко пишут в опросниках: «выбираю всех». Ясно, что такой ответ может свидетельствовать только о двух моментах — либо у испытуемого действительно сложилась такая обобщенная аморфная и недифференцированная система отношений с окружающими (что маловероятно), либо испытуемый заведомо дает ложный ответ, прикрываясь формальной лояльностью к окружающим и к экспериментатору (что наиболее вероятно).

Анализ таких случаев привел некоторых исследователей к попыткам изменить социометрическую процедуру в таком направлении, чтобы снизить вероятность случайного выбора. Так родился второй вариант — параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Например, группе из 25 человек каждому лицу предлагают выбрать всего лишь 4 или 5 человек. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название «социометрического ограничения» или «лимита выборов».

Многие исследователи считают, что введение «социометрического ограничения» значительно повышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке. А это, в свою очередь, дает возможность сопоставительного анализа материала по различным группам.

В настоящее время принято считать, что для группы в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов. Существенное отличие второго варианта социометрической процедуры состоит в том, что социометрическая константа (N-1) сохраняется только для системы получаемых выборов (т. е. из группы к участнику). Для системы отданных выборов (т. е. в группу от участника) она измеряется новой величиной d (социометрическим ограничением). Введением величины d можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс:

 

 

 

где Р — вероятность случайного события (А) социометрического выбора; N — число членов группы.

Обычно величина Р(А) выбирается в пределах 0,20—0,30. Подставляя эти значения в формулу (1) для определения d c известной величиной N получаем искомое число «социометрического ограничения» в выбранной для измерений группе.

Недостатком параметрической процедуры является невозможность раскрыть многообразие взаимоотношений в группе. Возможно, выявить только наиболее субъективно значимые связи. Социометрическая структура группы в результате такого подхода будет отражать лишь наиболее типичные, «избранные» коммуникации. Введение «социометрического ограничения» не позволяет судить об эмоциональной экспансивности членов группы.

При составлении программы исследования можно запланировать проведение социометрии, как в первом, так и во втором варианте. В таком случае, возможно, получить более содержательный материал. Так, например, американские ученые Энг и Френч в 1948 г. произвели социометрическое измерение статусов членов 32 групп учащихся колледжей. На одних и тех же группах и по одним и тем же критериям были проведены три серии параллельных социометрических опросов. После обработки ответов были высчитаны коэффициенты корреляции между этими сериями. Первая серия проводилась без ограничения выборов, вторая — с ограничением в 5 выборов третья — с ограничением в 2 выбора. Результаты показали, что наиболее тесно связаны между собой первая и вторая серии(коэффициент корреляции +0,78), менее тесно — первая и третья (коэффициент корреляции +0,65). Отсюда был сделан выбор о принципиальной возможности и достаточной эффективности социометрической процедуры с ограничением выборов.

Социометрические критерии. Выбор критериев социометрии диктуется задачами исследования и вытекает из его программы. Если, например, требуется изучить групповую структуру взаимных симпатий или взаимопомощи, то вопросы формулируются таким образом, чтобы смысл их по возможности полно отвечал социальному и моральному содержанию этих взаимоотношений и был приурочен к конкретной деятельности, где эти взаимоотношения могут проявиться. Выполнив эти требования, вы получите значимый критерий. Например, если вы задаете вопрос типа: «Выберите тех из членов группы, кто является вашим товарищем?», то такой критерий не отвечает вышеуказанным требованиям, это слабый критерий. Товарищи могут быть разные, скажем по работе — одни, и по досугу — другие. Одних людей мы склонны записать в свои товарищи уже только потому, что часто обращаемся к ним. Других мы не склонны зачислять в свои товарищи даже тогда, когда просим у них в долг. Поэтому нужно сформулировать критерий по возможности конкретнее, на основе какой-то реальной ситуации. Например, в данном случае его можно сформулировать так: «Если бы вы захотели организовать встречу Нового года у себя дома, в кругу близких знакомых и товарищей по работе, то кого бы из членов группы вы пригласили?». В такой формулировке роль и значение товарища очерчены более строго и конкретно; Однако это совершенно не значит, что подобный критерий в равной степени заинтересует всех членов группы. Другим членам группы может быть, более понравится, скажем, такой критерий: «Кого из членов вашей группы вы желали бы иметь своим соседом по квартире? или: «Кого из членов вашей группы вы пригласили бы на вашу свадьбу?» и т. д. Критерии, позволяющие изучать симметричные отношения (партнерства), называются двойными. Они позволяют выбрать (отвергнуть) партнера равной роли. Например, выбор товарища по парте в школьном классе.

Рекомендуется не загромождать социометрическую карточку большим числом критериев, но выбрать такие, которые, во-первых, были бы логически связаны между собой, и, во-вторых, вызывали бы активный интерес у большинства испытуемых. Необходимо подбирать такие вопросы, смысл которых был бы очевиден для всех членов изучаемой социальной группы. Целесообразно при этом учитывать социально-демографические, профессиональные, психологические и другие признаки.

Часто в социометрическом исследовании ставится задача выявить неформальную структуру авторитетности, вскрыть отношения лидерства и подчинения, основанные на процессах межличностного взаимовлияния. Для этих целей применяются так называемые одинарные ролевые критерии лидерства-подчинения. Выделение такого типа критериев в самостоятельную группу основано на допущении, что человек, способный на взаимопомощь, поддержку товарища, постоянное дружеское общение с ним, иногда не способен взять на себя руководство его поведением в каких-либо важных для них обоих жизненных ситуациях. Этот случай, однако, не исчерпывает модификации симметричных отношений. Некоторые люди только тогда ощущают внутренний комфорт и уверенность в совместной деятельности, когда находят себе достойный образец для подражания, т. е. сильного и авторитетного лидера. Другие, наоборот постоянно проявляют стремление к лидерству. Поэтому в любой группе неформальные отношения лидерства и подчинение представляют собой относительно самостоятельную вертикальную групповую структуру, нередко совпадающую с официальным распределением ролей. Изучить ее можно спомощью одинарных ролевых критериев лидерства-подчинения. Например: «Кого из членов вашей бригады вы выбрали бы своим бригадиром?» или: «Кого из членов вашей группы вы бы выбрали в качестве лидера вашей группы в самые ответственные моменты выполнения производственной программы?». Вопросы можно сформулировать и в обратном порядке, т. е. с требованием отрицательного выбора. Для получения полной социометрической структуры выборов-отвержений желательно включить в социометрическую карточку обе формы формулировок критерия: положительную и отрицательную.

Ролевые критерии лидерства могут быть сформулированы и несколько иначе. Например: «Если бы вы организовывали для членов вашей группы и своих знакомых турпоход или вылазку за город, то кого из членов вашей группы вы пригласили бы в организационную вами компанию?». Здесь опрашиваемый сам выступает в роли лидера. Прежде чем ответить на социометрический критерий, он должен вообразить себя в позиции лидера, поставить себя на его место. В первом случае, когда спрашиваем о желаемом лидере, получаем групповую структуру неофициальных влияний на основе отображения реально сложившихся в группе отношений членов к желаемому и популярному лидеру, во втором – структуру на основе воображаемого выбора желательных компаньонов и подчиненных. Если в результате сравнения такие структуры будут не похожи друг на друга, то можно сделать вполне правомерный вывод о недостаточной структурированности группы. Если такие структуры совпадают, то это говорит о наличии осознаваемой членами группы дифференциации ролей и иерархии влияний в группе. Выяснение этих вопросов имеет прямое отношение к изучению социально-психологических возможностей данной группы при решении тех или иных задач в совместной работе. Например, в спортивных командах эти отношения во многом определяют сыгранность игроков и коллективно-психологические возможности команды в наиболее острые моменты спортивного состязания. Малейшее неподчинение игровому лидеру в атакующей ситуации ведет к ошибкам во взаимодействии, срыву инициативы. В зависимости от того, какую групповую структуру мы исследуем, выбирают те или иные критерии.

Кроме указанных разновидностей социометрических критериев, часто необходимо знать, насколько группа осознает и правильно оценивает внутригрупповые связи. Такое исследование можно осуществить также с помощью социометрических приемов, называемых «тестом социальной перцепции».4 Для этого необходимо включать в социометрическую карточку критерии гностического характера. Последние формулируются следующим образом. Например, в приводимом ниже отрывке из социометрической карточки под номером 1 задаются положительный и отрицательный критерии лидерства. Буква К означает коммуникативный критерий, а буква Г — гностический.

Сопоставление данных по коммуникативным (К) я гностическим (Г) критериям позволяет сделать вывод о степени осознанности структуры взаимоотношений в группе. Социальному психологу такой прием помогает изучить характер восприятия и понимания участниками друг друга в различных знаковых, смысловых ситуациях общения и взаимных оценок.

Каким же образом подобрать значимые и устойчивые критерии для социометрии?

Проиллюстрируем это примером конкретного социометрического исследования нескольких групп студентов психологического факультета Ленинградского уииверситета.5 Исследователи поступали следующим образом. Была сформулирована гипотеза о том, что для студенческой молодежи значимыми могут оказаться только те критерии, которые непосредственно отражают сущность познавательных потребностей в студенческом возрасте применительно к специфическим условиям учета и быта изучаемых групп. Чтобы выяснить такие субъективные значимые ситуации, было решено произвести со студентами ряд нестандартизированных интервью. Задавался один вопрос: «О чем вы только чтобеседовали с товарищами вашей группы в перерыве после лекции?». На основе данных интервью отобрали 20 различных критериев. Однако в социометрическую карточку были включены лишь шесть наиболее значимых критериев и один наименее значимый (для сравнительного анализа). Для определения степени субъективной значимости критерия (силы критерия) был проведен письменный опрос студентов того же факультета по принципу случайной выборки.

 

4 Подробнее см.: Орн Ю. О социометрических тестах выбора и перцепции. – В кн.: Советская педагогика и школа. Тарту, 1970, с. 111-122.

5 Волков И. П. Указ. Соч., с. 33-35.

 

В процессе опроса каждый опрашиваемый давал по 10-балльной шкале оценку каждому критерию по степени личного интереса к нему. Шкала была составлена таким образом, что оценка в 10 баллов давалась наиболее интересному вопросу. После статистической обработки результатов опроса были рассчитаны средние шкальные оценки критериев, полученные от 80 опрошенных студентов, высчитаны среднеквадратичные отклонения, характеризующие устойчивость интереса к вопросу, затем высчитаны коэффициенты корреляции между показателями шкальных оценок по каждой паре критериев. В социометрическую карточку вошли лишь шесть критериев, средняя шкальная оценка которых колебалась в пределах от 7 до 5,3 балла, а среднеквадратичное отклонение колебалось в пределах ±2,8 балла. Все эти критерии оказались положительно связанными между собой (коэффициенты корреляции в пределах + 0,49 ÷ + 0,23 при достаточно высоком уровне значимости). В четырех случаях были получены низкие положительные корреляции между критериями различных типов, но их средние оценки оказались значительно выше других и они были включены в анкету.

Киевский социолог В. И. Паниотто предложил другой прием для измерения взаимного влияния ответов на разные социометрические критерии. Как, например, влияют ответы по вопросу А на ответы по вопросу В. Автор ввел коэффициент, который он назвал коэффициентом причинности.6

 

 

где рав — вероятность влияния ответов по критерию А на ответы по критерию В; Х(i)A — число выбранных лиц, названных i-испытуемым по критерию А; Х(i)B— число выбранных лиц, названных i-испытуемым по критерию В; Х(i)AB — число выбранных лиц, названных i-испытуемым одновременно по критерию А и В.

Коэффициент причинности позволяет определить, в какой мере ответ на один критерий предопределяет ответ на социометрический критерий.

Социометрическая карточка. Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. От качества ее оформления во многом зависит результат опроса. В тех случаях, когда проводится анкетный опрос большого числа групп и людей по именной анкете (не анонимной, а с указанием имени и фамилии заполняющего), социометрические критерии могут быть включены в общую анкету наряду с другими вопросами, но их нужно выделить в особый подраздел анкеты. Такая форма социометрии требует в ходе ответов обязательного написания в анкете фамилий тех товарищей, которые предпочитаются, или фамилий тех, которые отвергаются. Воспользоваться шифром

здесь весьма трудно. В этом состоит одно из больших затруднений применения социометрии в рамках массового именного анкетного опроса. В то же время достоинство его в том, что он дает материал по межгрупповым взаимоотношениям.

Когда социометрия является предметом самостоятельного исследования, то порядок составления социометрической карточки таков:

1) вначале готовятся списки членов социометрируемых групп. Каждый член группы должен иметь свой порядковый номер в списке. Это его шифр;

2) затем составляется карточка с учетом размера изучаемой группы. Под заголовком «Социометрическая карточка» дается краткая инструкция к заполнению. Здесь указывается, что, отвечая на вопросы, необходимо в графу «выборы» проставлять номера тех членов групп по списку, которые наиболее полно соответствуют вашим отношениям к ним по предложенным критериям выбора;

 

 

3) при опросе без ограничений выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволяли бы давать достаточно полные ответы;

4) при опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. Определениечисла выборов для разных по численности групп, заранее заданной величиной Р(А) в пределах 0,14—0,25 можно произвести, пользуясь табл. 1;

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.