|
Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯСтр 1 из 13Следующая ⇒ ЗАДАНИЯ 13. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов? Современные экономисты разделяют ресурсы на четыре основных вида: 1. ЗЕМЛЯ 2. КАПИТАЛ 3. ТРУД 4. ПЕДПРИНИМАИЕЛЬСКАЯ СПОСОБНОСТЬ На данный момент для России, как для экономически развивающейся страны, основной проблемой стоит ограниченность инвестиционных ресурсов или капитала, в отличие от земельных и трудовых ресурсов. Проблема ограниченности такого вида ресурсов, как предпринимательская способность, для России в данный момент ярко не стоит, поскольку за период с 1985 по 2001 г.г. наше общество превратилось в очень предприимчивых людей. Среди важных проблем развития рыночных отношений в России существенное место занимает слабое привлечение иностранного капитала. В условиях административно-командной экономики страна была полностью отделена от потоков движения капитала. Между тем в странах Запада международная миграция капитала привела к углублению интернационализации хозяйственной жизни. Наиболее ярко это проявилось во взаимном движении капитала между промышленно развитыми странами. Рост вывоза капитала из одних промышленно развитых стран в другие отражает углубление международного разделения труда и интернационализацию производства. Современное производство под давлением научно-технической революции становиться все более сложным. Таким образом, в посткризисных условиях для ряда российских компаний существует реальная возможность получения прямых инвестиций. Однако для того, чтобы эта возможность была реализована, необходимо соблюдение целого ряда условий. Среди них и перспективность сектора экономики, в котором действует компания, и соответствующий современному западному уровню менеджмент компании
14. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии? В результате увеличения предложения ресурсов или технического прогресса возникает способность производить больший объем продукции- экономический рост. Возможен переход с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей. Возможен, но усовершенствования в производстве, внедрение новых технологий, научные исследования требуют инвестиций. 15. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?
- Эффективность будет зависеть от количества задействованного и правильности его распределения. "Незанятость части ресурсов" – это скорее мера Неэффективности работы экономики. ТЕСТЫ (выберите правильный ответ и обоснуйте его) 16. Кривая производственных возможностей экономики показывает: а) точные количества двух благ, которые собирается производить общество; б) лучшую из возможных комбинаций двух благ; в) альтернативные комбинации двух благ, которые можно произвести при наличии данного количества ресурсов; г) верно все перечисленное выше. 17. Гражданин хранит деньги на банковском счете, годовая ставка банковского процента равна 5%. Гражданин желает подписаться на журнал, при этом он учитывает, что подписка на один год стоит 10 долл., на два года – 18 долл. Определите, в какую сумму обойдется ему подписка на второй год:
18. Если линия производственных возможностей А в стране Бангладеш сдвинется из положения 7 в положение 2, то это будет означать, что: а) в стране увеличилась эффективность производства продукта А; б) в обществе увеличилась эффективность производства продукта Б; в) произошло вовлечение в экономику новых, ранее не занятых ресурсов; г) общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости. 19. Студент учится в университете, получая стипендию 200 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, получая 1000 руб. Альтернативные издержки обучения в университете:
20. Иван хочет продать партию товара за 10 млн. руб. Покупатель предлагает ему вексель на сумму 10,5 млн. руб. сроком на 1 месяц. При каком проценте годовых по месячным вкладам ему стоит согласиться:
ЗАДАЧИ 21. Пусть Василий затрачивает 1 час на производство табуретки и 2 часа на производство стола, а Иван – 2 часа на производство табуретки и 1 час на производство стола. A) Как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов? Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов? B) Каковы альтернативные издержки производства первого и последнего стола, изготовленных суммарными усилиями по технологии Ивана?
Альтернативная стоимость изготовленного по технологии Ивана первого стола равна 0,5 табуретки: производительность первого часа = 1 стол = 1/2 табуретки. Альтернативная стоимость изготовленного по технологии Ивана последнего стола равна одной табуретке: производительность 8 ч при том условии, что Иван делает столы, а Василий табуретки, = 8 столов = 8 табуреток. 22. Пусть технология позволяет производить 2 табуретки за 1 человекочас и 3 стола за 2 человекочаса. A) Как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 человек в рамках 40-часовой рабочей недели? Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуреток и сокращается на четверть продолжительность рабочей недели? B) Каковы альтернативные издержки производства 1 табуретки в первом случае и альтернативные издержки производства 1 стола во втором случае? а) На 1 табурет затрачивается – 0,5 чел/час На 1 стол затрачивается 0,7 чел/час Функция предельных возможностей рассматриваемой технологии будет выглядеть следующим образом: 0,5Х+0,7Y≤(5*40) Где Х- объем выпуска табуретов (ось Х на графике) Y- объем выпуска столов (ось Y на графике) На основе функции построим график Так, например, при отказе производства столов, технология сможет производить 400 табуретов 0,5*Х=200 При отказе производства табуретов (Х=0), технология сможет производить 285 столов Y=200/0,7 б) Тогда функция предельных возможностей примет вид: (0,5/2)Х+(0,7/2)Y≤(200/4) 0,25*Х+0,35*Y=50 Кривая будет также иметь нисходящий характер, но переместиться к оси y, так как объем производства будет сокращен за счет снижения имеющихся возможностей в) В первом случае: 1 табурет = 285 столов (1*0,5+0,7*Y=200) 1 стол = 398 табуретов (Х*0,5+0,7*1=200) Во втором случае 1 табурет = 142 стола (1*0,25+0,35*Y=500) 1 стол =198 табуретов (Х*0,25+0,35*1=50)
23. Билет на аттракцион «Колесо обозрения» приносит чистый доход 1 долл. Среднее число посетителей в день – 500 человек при 300 рабочих днях в году. Если ставка процента по депозитам – 5% годовых, сколько бы вы отдали за аттракцион? Не более чем 153 737,5 долл. Аттракцион приносит в день 500 долл. ПРОБЛЕМЫ (подготовьте письменные ответы на следующие вопросы) 24. Джон Мейнард Кейнс писал: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда ошибаются – имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад»[3]. Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику России? Большая часть идеологий современного мира сложилась в значительной мере под влиянием выдающихся экономистов – Адама Смита (Adam Smith), Давида Риккардо (David Ricardo), Джона Стюарта Милля (John Stuart Mill), Карла Маркса (Karl Marx) и Джона Мейнард Кейнса (John Maynard Keynes). Для мировых лидеров и по сей день обращаться к экономистам за советом и рекомендациями по вопросам экономической политики является обычным делом. Например, президент Соединенных Штатов постоянно пользуется рекомендациями Экономического совета. В ежегодном Экономическом докладе президента представлен широкий спектр экономических проблем, с которыми приходится сталкиваться политическим лидерам. К их числу среди множества других относятся безработица, инфляция, экономический рост, налогообложение, бедность, международная торговля, здравоохранение, загрязнение окружающей среды, дискриминация, иммиграция, государственное регулирование промышленности и образование. Экономика на службе гражданского общества. Если мы хотим быть хорошо информированными гражданами, нам надлежит знать основы экономики. Иван Тихонович Посошков (1652—1726). Его главное произведение — "Книга о скудости и богатстве", в которой автор выясняет причины отсталости страны и высказывает суждения, при каких условиях возможно достичь ее процветания. Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765). Экономические взгляды и суждения этого выдающегося русского ученого находились в непосредственной связи с экономической политикой Петра I. М.В. Ломоносов считал главной задачей своей жизни "защитить труд Петра Великого", продолжить его дело 25. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей Нельзя, поскольку СССР использовало большую часть своих ресурсов для производства самих средств производства, а лишь альтернативные издержки приходились на производство потребительских товаров. __________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|