|
Тема 7. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР: СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯЗАДАНИЯ 134. Чем определяется структура рынка? Почему важно знать структуру рынка? Какие критерии можно предложить для оценки той или иной структуры рынка? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 135. Издержки монопольной фирмы: ТС- Q 2+ 6 Q. Отраслевой спрос: РD = 150 - 2 Q. Определите: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ а) оптимальную цену и объем выпуска монополиста; _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ б) величину потоварного налога, который обеспечит максимальные налоговые поступления; _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ в) цену и объем пуска монополиста с учетом потоварного налога. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 136. Спрос на продукцию монополиста описывается функцией Qd = 20 – 2 р. Восходящий участок кривой долгосрочных предельных издержек LRMC = 2 q - 2. А) Если государство установит «потолок» цены на продукцию монополиста, равный 7, то к каким последствиям это приведет? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Б) Образуется дефицит (-) или излишек (+) продукции? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 137. На рынках каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 138. Издержки фирмы в условиях монополистической конкуренции описываются формулой ТС = Q 2 + 2 Q + 200, а кривая спроса P 1 D = 50 – 2 Q. Фирма проводит рекламную кампанию. Затраты на рекламу: ТС Р = Q + 200. В результате рекламной кампании кривая спроса изменилась: Р2 D =75-2 Q. Определите Р, Q, π: а) до использования рекламы; _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ б) после использования рекламы. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 139. Почему ценовая конкуренция малоэффективна в условиях рынков с дифференциацией продукта? Каким образом можно было бы повысить значимость ценовой конкуренции в таких условиях? Большое колличество продукта на рынке для конкуренции в данном случае самое главное! Повышение значимости цены в данных условиях возVожно при разбиении рынка товаров на сектора и придерживаться в данном секторе одной цены. И тогда конкуренция в секторах будет ценовая! ТЕСТЫ (выберите правильный ответ и обоснуйте его) 140. Какая из мер государственной политики не может привести к увеличению продаж фирмы-монополиста: а) установление максимальной цены на продукт фирмы; б) аккордный налог на монополию; в) акцизный налог на продукцию фирмы; г) снижение налога за пользование землей, 141. Если кривая спроса линейна, а предельные издержки равны средним и постоянны, объем выпуска монополии: а) в два раза больше, чем в конкурентной отрасли; б) равен выпуску конкурентной отрасли; в) в два раза меньше, чем в конкурентной отрасли; Г) данных недостаточно. 142. Кривые предложения рационального монополиста и спроса на его продукцию, как правило: а) пересекаются в точке максимума прибыли монополиста; б) пересекаются в точке минимума средних издержек; в) пересекаются в точке минимума предельных издержек; г) вообще не пересекаются, так как предложение монополиста представляет собой не кривую, а одну точку. 143. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая: а) сегментирует рынок; б) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками; в) монополизирует рынок; Г) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию. 144. В городе открылся первый ночной магазин. Это пример скорее всего: а) естественной монополии; б) вынужденной монополии; в) временной монополии; г) монопсонии. 145. Выберите из ниже перечисленного условие долгосрочного равновесия фирмы - участника рынка, характеризующегося монополистической конкуренцией:
ЗАДАЧИ 146. Функция издержек конкурентной фирмы: TC(Q) = Q2 + 4Q+ 16. При какой рыночной цене эта фирма получает нормальную прибыль Конкурентная фирма в долговременном периоде получает нормальную прибыль при условии равенства цены, минимальных средних и предельных издержек: Р=АС=МС Предельные издержки МС - это прирост общих издержек в связи с производством одной дополнительной единицы продукта. QТСМС Ответ: при цене 6 147. В отрасли 20 фирм, все они имеют одинаковые производственные функции и функции издержек TC(Q) = 3 q i3 – 2 q i2 + q i, qi– в млн. шт.; ТС – в млн. долл. При какой рыночной цене и общем отраслевом объеме производства рынок будет находиться в состоянии долгосрочного равновесия? .Для решения задачи необходимо сначала найти МС и АС. 148. Издержки одной типичной фирмы, работающей на конкурентном рынке, зависят от объема выпуска (q) как ТС = 5Q2 + 2 Q. Если рыночная цена на продукцию фирмы 12 руб., определите, будет ли фирма получать экономическую прибыль или нести убытки. Какой уровень рыночной цены позволит фирме получать нормальную прибыль в долгосрочном периоде? Для решения задачи необходимо сначала найти МС и АС. 149. В конкурентной отрасли действуют 100 одинаковых фирм. Общие издержки типичной фирмы составляют TC(q) = 0,1 q 2 + 2 q + 50. Определите формулу кривой предложения отрасли и параметры краткосрочного равновесия на рынке, если спрос на товар в отрасли описывается уравнением Qd = 5000 - 100 P. Проанализируйте перспективы развития отрасли в долгосрочном периоде. Настолько мы знаем Ps=MC 150. Функция издержек фирмы-монополиста ТС = 0,5 q 2 + 2 Q. Функция спроса на продукцию фирмы Р = 10 – 0,5 Q. Какую цену установит производитель-монополист? Как оценить его монопольную власть? Ценовая максимизация прибыли при монополии имеет вид MR = МС. 151. Функция полных затрат фирмы-монополиста ТС= Q 2 + 2 Q. Функция рыночного спроса на ее продукцию Р = 20 – Q. Государство вводит потоварный налог (на каждую единицу продукции), в количестве 2 ден. ед. Определите максимальные налоговые поступления в бюджет. Каковы будут выпуск и цена, максимизирующие прибыль монополиста, после введения налога? Для определения оптимального для монополиста объема производства нужно найти средние и предельные издержки, совокупный и предельный доход. Средние издержки Предельные издержки Совокупный доход монополиста Предельный доход Помня, что условием максимизации прибыли монополиста является равенство предельного дохода и предельных издержек (MC = MR), получим 40-2Q = 2Q; 40 = 4Q; Q = 10. Итак, при объеме в 10 ед. прибыль монополиста максимальная. Для наглядности изобразим кривые среднего и предельного дохода, средних и предельных издержек (рис. 1). Кривые MR и MC (рис. 1) пересекаются при Q = 10. При этом величина средних издержек составляет 15 ден. ед. за единицу продукции Цена на продукцию - 30 ден. ед. за единицу, поэтому средняя прибыль 30-15 = 15 (ден. ед. за единицу.) Поскольку объем произведенной и реализованной продукции 10 ед., то прибыль фирмы составляет 15 x 10 = 150 p=50-2q\\TR=pq=50q-2q^2\\TC=50+2q\\MR=MC\\50-4q=2\\a) MR(11)=6\\MC(11)=2\\b)q*=12\\B)p*=26\\g)pr=TR(12)-TC(12)=312-74=238 152. Средние издержки монопольной фирмы на производство постоянны и равны 10 долл. В целях получения максимальной прибыли фирма установила цену на свою продукцию в размере 15 долл. Определите эластичность спроса по цене на продукцию фирмы. Как изменится выручка монополиста в случае, если в период сезонной распродажи цена будет снижена на 3 долл.? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 153. Фирма-монополист проводит политику ценовой дискриминации, продавая свою продукцию двум группам потребителей по разным ценам. Функции спроса потребителей на продукцию фирмы Q 1= 120 – Р 1и Q 2= 90 – 2 Р 2, где Р1, Р 2и Q1, Q2 – цена и объем спроса для каждой группы потребителей. Предельные издержки фирмы на производство постоянны и равны 3. Определите, какую цену следует назначить монополисту для максимизации своей прибыли на каждом сегменте рынка. Рассчитайте тариф из двух частей для дискриминации первого рода. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 154. На рынке спрос задается уравнением P= 72 – 2 Q. Монополия имеет функцию затрат на производство ТС = 10 Q. Она может провести совершенную ценовую дискриминацию, назначив тариф из двух частей. Каков должен быть аккордный взнос и какова плата за каждую единицу товара? Как различается прибыль фирмы-монополиста в условиях ценовой дискриминации первого рода и без нее? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 155. Известно, что в долгосрочном периоде средние переменные затраты монополистически конкурентной фирмы зависят от объема производства: АС = Q + 10. Спрос на продукцию фирмы описывается формулой Р= 150 – 3Q. Найдите параметры равновесия (цену и объем продаж) и сделайте вывод, находится фирма в состоянии долгосрочного или краткосрочного равновесия. Нарисуйте график. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 156. Функция средних затрат фирмы-монополиста на своем узком рынке АС = 3 Q– 2. Остаточный рыночный спрос на продукцию фирмы Q = 52 – 2 Р. После проведения рекламной кампании, затраты на которую составили Срекл = 0,5 Q 2+ 6 Q, остаточный спрос увеличился и составил Q = 104 – 2 Р. Определите прибыль фирмы до и после проведения кампании и сделайте выводы о ее эффективности. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 157. Компания по производству детской обуви работает на рынке монополистической конкуренции. Совокупная выручка от продаж и общие затраты на производство зависят от объема выпуска: TR(q) = 270 q - 20 q 2 TC(q) = 30 q + 10 q 2. Определите параметры долгосрочного равновесия в условиях монополии и свободной конкуренции. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ПРОБЛЕМЫ (подготовьте письменные ответы на следующие вопросы) 158. Какие методы ценообразования складываются в условиях рынка совершенной конкуренции? Каким образом они соотносятся с концепцией «справедливой цены»? Является ли цена, складывающаяся в условиях совершенной конкуренции, справедливой? Ценообразование – это процесс, способ формирования и изменения цен, их уровней, соотношения и структуры. Методы ценообразования – способы установления цен товаров. В экономической практике сформировались два основных метода ценообразования: рыночный и затратный (производственный). Они различаются прежде всего факторами, воздействующими на формирование цены. При рыночном методе определяющие факторы – конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При затратном методе в основу установления цены кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием товара 159. Является ли монополия «злом» или «благом» для общества. Кто выигрывает и кто проигрывает в результате установления монополии? Монополия — фирма, действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. 160. Какие критерии общественной эффективности той или иной рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите преимущества и недостатки каждого подхода ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА - соотношение между полученными результатами производства - продукцией и услугами, с одной стороны, и затратами труда и средств производства - с другой. В самом общем виде может быть представлена формулой: Эп= Конечный результат производства/Затраты факторов производства Является важнейшим качественным показателем экономики, ее технического оснащения и квалификации труда. Сопоставление затрат и результатов используется в практике управления фирмами, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами. Основными показателями эффективности производства являются: производительность труда; капиталоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; фондоотдача единицы основных фондов; материалоемкость единицы ВВП или конкретных видов продукции; соотношение экстенсивных и интенсивных факторов в приросте ВВП; конкурентоспособность выпускаемой продукции; срок окупаемости затрат и др. К факторам, способствующим росту эффективности производства, относятся; ускорение научно-технического прогресса, использование в производстве достижений науки и передовых технологий; структурная перестройка хозяйства; освоение современного менеджмента; развитие специализации и кооперации; использование выгод международного разделения труда. Эффективность распределения ресурсов — оптимальное размещение ресурсов между фирмами и отраслями, которое позволяет произвести совокупную продукцию, в наибольшей степени соответствующую запросам потребителей. Критерием эффективности распределения ресурсов является равенство цены (р) и предельных издержек (МС). Несовпадение указанных величин означает для отдельных фирм меньшие, чем максимально возможные, прибыли, а также недораспределенные ресурсы (р > МС) или излишнее их количество (р < МС). В условиях чистой конкуренции руководствующиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить такой объем продукции, при котором цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. 160. Какие критерии общественной эффективности той или иной рыночной структуры используются в экономической теории? Назовите преимущества и недостатки каждого подхода. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|