|
Политические и социально-экономические предпосылки построенияперспективной модели экономики по временному фактору следует разделить на две гр уппы содер жательны х п редпосылок, нацеленн ы х на краткосрочную и долгосрочную перспективы. Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить.
132
К текущим задачам относятся: · реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры; · краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю отдачу вложенных средств; · максимальное использование наличных производственных мощностей; · совершенствование традиционных технологий и методов ведения хозяйственной деятельности; · ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели борьбы с инфляцией, укрепление нацио нальной валюты без должного учета долговременных интересов реального сектора экономики; · сосредоточение структур экономического управления преимущественно на решении оперативн ы х вопросо в сбыт а продукции, пополне ния оборо тны х средств, преодоления убыточности и неплатежей. Безусловно, успешное решение текущих задач создает необходимый фундамент для преобразований — важнейш ую предпосылку построения перспективной модели экономики. Но в сложнейшую повседневную хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы, нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылк и Долгосрочного характера. Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал, знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от которых имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны носить упреждающий характер. Структурные преобразования также нельзя провести одномоментно. Изменения в структуре реального сектора экономики в пользу отраслей, производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг; достижение и поддержание прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной стр уктурах экономики требуют огромных и заблаговременных капиталовложений, отладки механизма трансформации сбережений в инвестиции. Столь же инерционен в своей динамике многокомпонентны й располагаемый потенциал раз вития экономик и (природные, демографические, производственные, научные, информационные, технологические и другие ресурсы). Длительный период времени (даже в историческом измерении – несколько поколений) необходим для институциональных преобразований. Внесение изменений в законодательство, разработка и ввод в действие новых законов, 133
утверждающих правовые нормы для становления институтов рыночной экономики – частной собственности, предпринимательства, инновационны х структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного финансирования, страхования инновационных рисков и других, – многолетний процесс. Но еще более длительные сроки требуются для утверждения новых неформальных институтов – традиций, обычаев, нравов, формирующих межличностные отношения, такие качества человека и гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его результатам, к различным формам собственности и т.д. Этот огромный, глубокий пласт культуры нации сконцентрирован в исторически наследуемом экономическом опыте поколений, народных корнях и традиционных ценностях, сохраняющих национально-культурную идентичность. Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых предпосылок построения ПМЭ. В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов формирования перспективной модели экономики входят: · выгодное экономико-географическое положение Беларуси; · развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры в целом; · значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.); · достаточно мощная строительная база; · значительный научно-технический потенциал; · многоотраслевой промышленный комплекс; · высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене рабочей силы и слож ившаяся систе ма подготовки квалифициро ванны х кадров; · комплексность развития территорий и сформированность межотраслевых комплексов; · многовекторные внешнеэкономические связи, способствующие расширению внешних рынков; · совершенствующаяся в профессиональном отношении система государственного управления.
134
В качестве барьеров выступают: · несовершенство законодательно-нормативной базы, сохраняющей преоблада ние административны х р ычаг ов и бюрократи ческих п репон в управлении экономикой; · недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке товаров и услуг, капиталов, рабочей силы; · критический уровень износа активной части основных производственных фондов и устаревшие в большей части производственные технологии, неразвитость инновационной и информационно-коммуникационной инфраструктур; · недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки кадров для работы в рыночных условиях; · чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей. Поэтому задачей государственной политики в области реформирования является создание такого механизма управления и регулирования, который повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные предпосылки к построению ПМЭ. Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю совокупность необходимых предпосылок и условий следует разделить на внешние и внутренние, а последние в свою очередь – на общесистемные, структурные, институционально-правовые и другие. К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы глобализации и информат изации, и нтегра ция и со трудничество в миро вом и региональном масштабах. Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новому этапу прогресса человечества – постиндустриальному информационному обществу, к экономике, основанной на знаниях. Сегодня в высокоразвитых странах 85–90 % прироста ВВП обеспе чивают инновации в науке, технике, экономике и других сферах общества. Вхождение в мировое сообщество наряду с переходом на новый технологический уклад, инновационный путь развития обусловливает принятие обществом и государством новой цивилизационной стратегии.
135
Сегодня Беларусь придерживается принципиальной линии на смену парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно - технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной окружающей среде. Поэтому совместный поиск государствами мира новой цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные диспропорции модели неустойчивого, ресурсоемкого развития и угрозы социальной стабильности, поиск новых концепций социальной справедливости, экономической эффективности и экологической защищенности жизненно необходим как мировому сооб ществу в целом, так и каждому государству. Данный подход закреплен в Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020). Стратегия содержит комплекс внутренних общесистемных условий и предпосыл ок перехода к модели устойчивого развития и построения ПМЭ. Это прежде всего мировоззренческие, идеологические, правовые и политические условия, способные обеспечить формирование рыночной конкурентной среды социально ориентированной экономики, устойчивый экономический рост и повышение благосостояния народа. Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются: · построение социального правового демократического государства; · эволюция общественных структур в направлении институтов современного гражданского общества. Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования в действующей экономической системе страны (системные условия): · в реальном секторе – создание эффективной и конкурентоспособной экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления технологической базы производства, выпуска высокотехнологической наукоемкой продукции, развитие сферы услуг; · финансовом секторе – формирование финансовых структур и механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и международного масштабов; · институционально-правовой сфере – построение системной законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы и институты социально ориентированной рыночной экономики;
136
· внешнеэкономической сфере – ориентация на принципы открытости национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства, влияние процессов глобализации, регионализации, информатизации, глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве; · области управления и регулирования социально-экономических процессов – гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования, решение текущи х и перспе ктивных задач на основе новы х информацио нны х технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров. Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований дол- говременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются: · построение структурного и институционального каркаса ПМЭ; · создание национальной инновационной системы; · реформирование отношений собственности, развитие рыночных институтов, малого и среднего предпринимательства; · развитие человеческого потенциала; · оптимизация роли государства в регулировании и реформировании экономики и социальной сферы. Этапы построения перспективной модели экономики Если подходить к определению фаз вызревания политических, социальных, экономических, психологических и других институтов с философско-теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой экономической системе. Первая стадия преобладания элементов старой системы с ростками новых общественных отношений и структур – характеризуется сменой конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На данном этапе еще имеют место проявления иждивенчества, социальной апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государ - ственной собственности. Отсутствует конкуренция из-за сильных монополистических тенденций. Вторая стадия сосуществования в рамках одной политической системы структур двух экономических укладов – характеризуется в концептуальном плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями, 137
новой институциональной средой,
новой ролью государства и государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной политикой. Социальная ориентация, в отличие от первой стадии уже не я в л я е т с я в с е о б ъ е м л ю щ е й, в с ё п р о н и з ы в а ю щ е й и д е е й, о п р е д е л я ю щ е й (к а к при социализме) построение всех государственных и общественны х структур. Появляются структурированное гражданское общество и достаточно сильный и эффективный частный сектор. Третья стадия преобладания правовых норм, государственных институтов и общественных структур нового экономического строя – характеризуется достаточно раз витой соци ально ор иен тированной ры ночной эконом икой. Полностью соблюдаются ее основные п ринципы: свобода личности, социаль - ная сбалансированность, развитые конкурентные условия, сильное государство. Социальная ориентация основывается на принципе субсидиарности: помощь оказывается в целях самопомощи и не вредит движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и э ф ф е к т и в н ы м ч а с т н ы м с е к т о р о м н а о с н о в е К о н с т и т у ц и и, в с е й с и с т е м ы законов в демократическом режиме социального партнерства. С точки зрения практической реализации этой стратегии, социально-экономической политики государства, при определении ступеней приближения к ПМЭ важно соблюдать принципы и логику программно-целевого подхода: анализ стартовых условий, определение проблемных полей, ресурсной основы деятельности, выработка стратегических и тактических целей, определение направлений и средств, а также механизмов их достижения. Для достижения конечных целей, с учетом длительного характера преобразований, в указанных стратегических документах выделяются следующие (практические) этапы социально-экономического развития в направлении построение ПМЭ. Первый этап (2001–2005 гг.) – создание необходимых условий для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора экономики. На этом этапе предусматривается решить следующие задачи: разработка необходимой законодательно-нормативной базы реформирования экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования; техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация предприятий на базе внед рения со време нных технологий, машин и оборудования; создание необходимых условий для оздоровления населения, 138
повышения уровня его образования и культуры путем приоритетного развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма; снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население; улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по преодолению последствий чернобыльской катастрофы; обеспечение комплексности социально-экономического развития областей, районов и городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах. Второй этап (до 2010 г.) – создание макроэкономических условий для стабильного социально-экономического и экологического развития, повышение уровня жизни народа за счет рос та эффе ктивности и конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должна быть завершена разработка законодательно-правовой базы устойчивого развития, заложены основы для формирования новой модели белорусско й экономики, предусматривающей эффективное воспроизводство благ и услуг, облад ающей потенциалом долгоср очного динамичного рос та и поз воляющей решать задачи с табильного пов ышения благосостояния народа, модернизации производственного аппарата, обеспечения безопасности страны, что потребует усиления экономической функции государства в построении основ рыночной экономики. Будут созданы условия для перехода к активной структ урной перестройке и модернизаци и экономики. Приоритетными направлениями должны стать: развитие человеческого потенциала на основе совершенствования систем образования, здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг; инновационное развитие национальной экономики; наращивание экспортного потенциала за счет повышения уровня конкурентоспособности, технологического пере вооружения производст ва, внедрения на укоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие аг - ропромышленного комплекса и социальное возрождение села. Третий этап (2011 – 2020 гг.) – гармонизация взаимоотношений общества и природы на основе развития хозяйственной деятельности в предела х воспроизводственны х возможнос тей биосферы и перенесения акцента в приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественны х на духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы постин - дустриального информационного общества с новым технологическим базисом, обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу воспроизводства. Экономическое развитие должно опираться на функционирование зрелых институтов рыночной экономики, углубление
139
структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкое внедрение достижений науки и техники, создание экологически чисты х производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья, сбалансированное развитие территорий и населенных пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на принципах зрелой демократии и гражданского общества.
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|