Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Политические и социально-экономические предпосылки построения





перспективной модели экономики по временному фактору следует

разделить на две гр уппы содер жательны х п редпосылок, нацеленн ы х на

краткосрочную и долгосрочную перспективы.

Краткосрочная экономическая политика призвана решать неотложные

и ближайшие задачи функционирования экономики страны, поддержания

жизненного процесса нации, который нельзя прервать или остановить.

 

 

132


 

К текущим задачам относятся:

· реакция на тенденции и циклы рыночной конъюнктуры;

· краткосрочные мероприятия и проекты, рассчитанные на быструю

отдачу вложенных средств;

· максимальное использование наличных производственных мощностей;

· совершенствование традиционных технологий и методов ведения

хозяйственной деятельности;

· ориентация финансовой сферы, денежной политики на ближайшие цели

борьбы с инфляцией, укрепление нацио нальной валюты без должного учета

долговременных интересов реального сектора экономики;

· сосредоточение структур экономического управления преимущественно

на решении оперативн ы х вопросо в сбыт а продукции, пополне ния оборо тны х

средств, преодоления убыточности и неплатежей.

Безусловно, успешное решение текущих задач создает необходимый

фундамент для преобразований — важнейш ую предпосылку построения

перспективной модели экономики. Но в сложнейшую повседневную

хозяйственную деятельность страны должны встраиваться процессы,

нацеленные на отдаленную перспективу и создающие предпосылк и

Долгосрочного характера.

Долговременными, по сути, являются инвестиции в человеческий капитал,

знания, умения, в систему образования, науку и технологии, отдача от

которых имеет большой временной лаг. Поэтому данные инвестиции должны

носить упреждающий характер.

Структурные преобразования также нельзя провести одномоментно.

Изменения в структуре реального сектора экономики в пользу отраслей,

производящих предметы потребления, в пользу сферы услуг; достижение и

поддержание прогрессивных пропорций в воспроизводственной, отраслевой,

технологической, региональной стр уктурах экономики требуют огромных и

заблаговременных капиталовложений, отладки механизма трансформации

сбережений в инвестиции. Столь же инерционен в своей динамике

многокомпонентны й располагаемый потенциал раз вития экономик и


(природные,


демографические,


производственные,


научные,


информационные, технологические и другие ресурсы).

Длительный период времени (даже в историческом измерении – несколько

поколений) необходим для институциональных преобразований. Внесение

изменений в законодательство, разработка и ввод в действие новых законов,

133


 

утверждающих правовые нормы для становления институтов рыночной

экономики – частной собственности, предпринимательства, инновационны х

структур и механизмов коммерциализации нововведений, венчурного


финансирования,


страхования инновационных рисков и других, –


многолетний процесс. Но еще более длительные сроки требуются для

утверждения новых неформальных институтов – традиций, обычаев, нравов,

формирующих межличностные отношения, такие качества человека и

гражданина, как ответственность, дисциплина, уважение к труду и его

результатам, к различным формам собственности и т.д. Этот огромный,

глубокий пласт культуры нации сконцентрирован в исторически


наследуемом экономическом опыте поколений,


народных корнях и


традиционных ценностях,


сохраняющих национально-культурную


идентичность.

Долговременный характер вышеназванных процессов преобразований

обусловливает их стратегический характер и придает им статус базовых

предпосылок построения ПМЭ.

В число позитивных предпосылок и конструктивных факторов

формирования перспективной модели экономики входят:

· выгодное экономико-географическое положение Беларуси;

· развитые системы транспортных коммуникаций и производственной

инфраструктуры в целом;

· значительные земельные, водные, лесные ресурсы, запасы важных

полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства

строительных материалов и др.);

· достаточно мощная строительная база;

· значительный научно-технический потенциал;

· многоотраслевой промышленный комплекс;

· высокий общеобразовательный уровень населения при низкой цене

рабочей силы и слож ившаяся систе ма подготовки квалифициро ванны х

кадров;

· комплексность развития территорий и сформированность

межотраслевых комплексов;


· многовекторные внешнеэкономические связи,


способствующие


расширению внешних рынков;

· совершенствующаяся в профессиональном отношении система

государственного управления.

 

 

134


 

В качестве барьеров выступают:


· несовершенство законодательно-нормативной базы,


сохраняющей


преоблада ние административны х р ычаг ов и бюрократи ческих п репон в

управлении экономикой;

· недостаточное развитие конкурентной среды на внутреннем рынке

товаров и услуг, капиталов, рабочей силы;

· критический уровень износа активной части основных производственных

фондов и устаревшие в большей части производственные технологии,

неразвитость инновационной и информационно-коммуникационной

инфраструктур;

· недостаточный уровень менеджмента, подготовки и переподготовки

кадров для работы в рыночных условиях;

· чрезмерное налоговое бремя на товаропроизводителей.

Поэтому задачей государственной политики в области реформирования

является создание такого механизма управления и регулирования, который

повысит эффективность использования имеющихся факторных преимуществ

и последовательно устранит препятствия, что создаст дополнительные

предпосылки к построению ПМЭ.

Исходя из изложенных критериев и методологических подходов, всю

совокупность необходимых предпосылок и условий следует разделить на

внешние и внутренние, а последние в свою очередь – на общесистемные,

структурные, институционально-правовые и другие.

К числу внешних предпосылок относятся прежде всего учет главных

тенденций развития цивилизации, встраивание в мировые процессы

глобализации и информат изации, и нтегра ция и со трудничество в миро вом и

региональном масштабах.

Современный мир характеризуется переходом от индустриальной стадии

мировой экономики, господствовавшей почти два века, к новому этапу


прогресса человечества



постиндустриальному информационному


обществу, к экономике, основанной на знаниях. Сегодня в высокоразвитых

странах 85–90 % прироста ВВП обеспе чивают инновации в науке, технике,

экономике и других сферах общества.

Вхождение в мировое сообщество наряду с переходом на новый

технологический уклад, инновационный путь развития обусловливает

принятие обществом и государством новой цивилизационной стратегии.

 

 

135


 

Сегодня Беларусь придерживается принципиальной линии на смену

парадигмы общественного прогресса с переходом на новые принципы

взаимодействия природы, общества и человека. Высшей целью научно -

технического и социально-экономического прогресса должны стать интересы

человека, его духовное и физическое здоровье в благоприятной и безопасной

окружающей среде. Поэтому совместный поиск государствами мира новой

цивилизационной стратегии, устраняющей исторически унаследованные

диспропорции модели неустойчивого, ресурсоемкого развития и угрозы


социальной стабильности,


поиск новых концепций социальной


справедливости,


экономической эффективности и экологической


защищенности жизненно необходим как мировому сооб ществу в целом, так и

каждому государству.

Данный подход закреплен в Национальной стратегии устойчивого

развития Республики Беларусь на период до 2020 года (НСУР-2020).

Стратегия содержит комплекс внутренних общесистемных условий и

предпосыл ок перехода к модели устойчивого развития и построения ПМЭ.


Это прежде всего мировоззренческие,


идеологические,


правовые и


политические условия, способные обеспечить формирование рыночной

конкурентной среды социально ориентированной экономики, устойчивый

экономический рост и повышение благосостояния народа.

Важными политическими предпосылками формирования ПМЭ являются:

· построение социального правового демократического государства;

· эволюция общественных структур в направлении институтов

современного гражданского общества.

Для успешного построения ПМЭ необходимы предпосылки и преобразования

в действующей экономической системе страны (системные условия):

· в реальном секторе – создание эффективной и конкурентоспособной

экономики на основе структурной перестройки, модернизации и обновления


технологической базы производства,


выпуска высокотехнологической


наукоемкой продукции, развитие сферы услуг;


· финансовом секторе



формирование финансовых структур и


механизмов, ориентированных не только на выживание (быстроокупаемые

проекты), но и на долгосрочные крупные проекты национального и

международного масштабов;


· институционально-правовой сфере



построение системной


законодательной основы, закрепляющей в правовом пространстве принципы

и институты социально ориентированной рыночной экономики;

 

136


 

· внешнеэкономической сфере – ориентация на принципы открытости

национальной экономики внешнему миру, многовекторности внешней

политики, учитывающей первичность суверенитета нации и государства,


влияние процессов глобализации,


регионализации,


информатизации,


глубоких перемен в мировом геополитическом пространстве;

· области управления и регулирования социально-экономических

процессов – гибкое сочетание прямых и косвенных методов регулирования,

решение текущи х и перспе ктивных задач на основе новы х информацио нны х

технологий, совершенствование системы подготовки и переподготовки

кадров.

Приоритетными предпосылками и направлениями преобразований дол-

говременного характера, ориентированными на построение ПМЭ, являются:

· построение структурного и институционального каркаса ПМЭ;

· создание национальной инновационной системы;


· реформирование отношений собственности,


развитие рыночных


институтов, малого и среднего предпринимательства;

· развитие человеческого потенциала;

· оптимизация роли государства в регулировании и реформировании

экономики и социальной сферы.

Этапы построения перспективной модели экономики

Если подходить к определению фаз вызревания политических,

социальных, экономических, психологических и других институтов с

философско-теоретических позиций, то следует подчеркнуть, что диалектика

развития предполагает как минимум три стадии перехода к новой

экономической системе.

Первая стадия преобладания элементов старой системы с ростками новых


общественных отношений и структур



характеризуется сменой


конституционных основ государственного строя, вхождением в рыночные

отношения, появлением новой политики занятости, доходов и цен. На

данном этапе еще имеют место проявления иждивенчества, социальной

апатии и недобросовестного отношения к труду, его результатам, государ -


ственной собственности.


Отсутствует конкуренция из-за сильных


монополистических тенденций.

Вторая стадия сосуществования в рамках одной политической системы

структур двух экономических укладов – характеризуется в концептуальном

плане как смешанная экономика с развитыми рыночными отношениями,

137


 

новой институциональной средой,


 

новой ролью государства и


государственного регулирования, сильной, но уже селективной социальной

политикой. Социальная ориентация, в отличие от первой стадии уже не

я в л я е т с я в с е о б ъ е м л ю щ е й, в с ё п р о н и з ы в а ю щ е й и д е е й, о п р е д е л я ю щ е й (к а к

при социализме) построение всех государственных и общественны х


структур.


Появляются структурированное гражданское общество и


достаточно сильный и эффективный частный сектор.

Третья стадия преобладания правовых норм, государственных институтов

и общественных структур нового экономического строя – характеризуется

достаточно раз витой соци ально ор иен тированной ры ночной эконом икой.

Полностью соблюдаются ее основные п ринципы: свобода личности, социаль -


ная сбалансированность,


развитые конкурентные условия,


сильное


государство.


Социальная ориентация основывается на принципе


субсидиарности: помощь оказывается в целях самопомощи и не вредит

движущим силам рынка. Государство определяет рамочные политические и

правовые условия. Оно сотрудничает с развитым гражданским обществом и

э ф ф е к т и в н ы м ч а с т н ы м с е к т о р о м н а о с н о в е К о н с т и т у ц и и, в с е й с и с т е м ы

законов в демократическом режиме социального партнерства. С точки зрения


практической реализации этой стратегии,


социально-экономической


политики государства, при определении ступеней приближения к ПМЭ

важно соблюдать принципы и логику программно-целевого подхода: анализ

стартовых условий, определение проблемных полей, ресурсной основы

деятельности, выработка стратегических и тактических целей, определение

направлений и средств, а также механизмов их достижения.

Для достижения конечных целей, с учетом длительного характера

преобразований, в указанных стратегических документах выделяются

следующие (практические) этапы социально-экономического развития в

направлении построение ПМЭ.

Первый этап (2001–2005 гг.) – создание необходимых условий для

обеспечения устойчивого социально-экономического развития, повышения

уровня жизни народа на основе роста эффективности реального сектора

экономики. На этом этапе предусматривается решить следующие задачи:

разработка необходимой законодательно-нормативной базы реформирования

экономики и эффективного функционирования субъектов хозяйствования;

техническое перевооружение и модернизация экономики, реструктуризация

предприятий на базе внед рения со време нных технологий, машин и

оборудования; создание необходимых условий для оздоровления населения,

138


 

повышения уровня его образования и культуры путем приоритетного

развития здравоохранения, образования, культуры, спорта и туризма;

снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей и население;

улучшение экологической ситуации, осуществление действенных мер по


преодолению последствий чернобыльской катастрофы;


обеспечение


комплексности социально-экономического развития областей, районов и

городов, стабилизации ситуации в проблемных регионах.

Второй этап (до 2010 г.) – создание макроэкономических условий для

стабильного социально-экономического и экологического развития,

повышение уровня жизни народа за счет рос та эффе ктивности и

конкурентоспособности национальной экономики. На этом этапе должна

быть завершена разработка законодательно-правовой базы устойчивого

развития, заложены основы для формирования новой модели белорусско й

экономики, предусматривающей эффективное воспроизводство благ и услуг,

облад ающей потенциалом долгоср очного динамичного рос та и поз воляющей

решать задачи с табильного пов ышения благосостояния народа,


модернизации производственного аппарата,


обеспечения безопасности


страны, что потребует усиления экономической функции государства в

построении основ рыночной экономики. Будут созданы условия для перехода

к активной структ урной перестройке и модернизаци и экономики.

Приоритетными направлениями должны стать: развитие человеческого

потенциала на основе совершенствования систем образования,

здравоохранения, жилищного строительства и других отраслей сферы услуг;


инновационное развитие национальной экономики;


наращивание


экспортного потенциала за счет повышения уровня конкурентоспособности,

технологического пере вооружения производст ва, внедрения на укоемких,

ресурсосберегающих, экологически чистых производств; развитие аг -

ропромышленного комплекса и социальное возрождение села.

Третий этап (20112020 гг.) – гармонизация взаимоотношений общества и

природы на основе развития хозяйственной деятельности в предела х

воспроизводственны х возможнос тей биосферы и перенесения акцента в

приоритетах человеческих ценностей с материально-вещественны х на

духовно-нравственные. На этом этапе будут формироваться основы постин -

дустриального информационного общества с новым технологическим


базисом,


обеспечивающим переход к ресурсосберегающему типу


воспроизводства.


Экономическое развитие должно опираться на


функционирование зрелых институтов рыночной экономики, углубление

 

139


 

структурных преобразований, расширение частного бизнеса, широкое

внедрение достижений науки и техники, создание экологически чисты х

производств, ускорение интеграционных процессов со странами ближнего и

дальнего зарубежья, сбалансированное развитие территорий и населенных

пунктов. Совершенствование социальных процессов будет базироваться на

принципах зрелой демократии и гражданского общества.

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.