Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы





Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются

уровень и качество жизни населения. Эта характеристика — историческая

категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан

материальными и духовными благами.


Организация Объединенных Наций,


обобщая характерные черты


национальных концепций уровня жизни в разных страна х мира, указывает на

общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление

продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные

удобства,

Свойства воспроизводстве рождаемость, смертность, заболеваемость,

ожидаемая продолжительность жизни, социальное обеспечение, одежда,

отдых и свободное время, права человека.

В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает

четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения,

социальная безопасность, качество окружающей среды.

Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит в жизнь

общества хронические «болезни» капиталистической системы: безработицу,


резкое имущественное расслоение,


бедность многочисленных слоев


населения. При социализме все население имело достаточно устойчивый,

хотя и невысокий уровень потребления, гарантированные трудоустройство и

получение дохода. С приходом новых, рыночны х, отношений появились

трудности с получением работы и, соответственно, доходов, достаточных для

удовлетворения минимальных потребностей.

Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения и

заработной платы последни х лет, уровень жизни остае тся; низким и


сопровождается широкомасштабной бедностью.


Особенно тяжелое


положение с удовлетворением материальных потребностей семей с детьми, в

том числе многодетных, одиноких пенсионеров, инвалидов и других

категорий населения.

Определение «черты бедности» – сложный теоретико-методологический и

социально-политический вопрос, который по-разному решае тся в различных

странах и международных организациях. Но сегодня общепринятыми, в том

 

189


 

числе и в Беларуси, являются методы с оциальны х стандар тов и норма тивов,

квинтильных групп, коэффициентов Джини, остроты и глубины бедности.

Для решения проблем бедности, чрезмерного социального расслоения в

Беларуси реализуются ежегодные программы занятости населения,

государственные программы поддержки и развития предпринимательства,

Концепция совершенствования оплаты труда, Президентская программа

«Дети Беларуси», Комплексная система мер по социальной защите населения


Республики Беларусь на


2000–2005


годы,


Основные направления


государственной семейной политики, Государственная программа «Жилье»,

Программа по проблемам пожилых людей и др.

Направления социальной политики и реформирования

Социальной сферы

Разработка и реализация направлений социальной политики

осуществляются государственными органами, научными институтами и

общественными структурами на основе социального императива, ключевых

проблем повышения благосостояния населения и развития человеческого

потенциала, пр инципов и приорите тов обще экономичес кой по литик и

государства, которые закреплены в стратегических и тактических документах


Президента и Правительства страны.


Такими действующими ныне


документами являются Программа социально-экономического развития

Республики Беларусь на 2001–2005 годы и Национальная стратегия

устойчивого развития Республики Беларусь до 2020 года. Эти документы

определяют приоритеты, цели и задачи, а также направления и средства и х

достижения в области социальной политики и социальной сферы.

Степень эффективности социальной политики в связи с этим определяется

следующими критериями:

· соответствием социальному императиву содержания экономических,

экологически х, структурно-инвестиционных, инновационных и други х

программ развития;

· уровнем комплексности, взаимосогласованности социальных программ,

их методологической зрелостью, ориентацией на принципы и цели социально

ориентированной экономики,на прогрессивные в этом смысле решения с

учетом отечественного и зарубежного опыта;

· эффективностью механизмов практической реализации социальных

программ, их нацеленностью на решение актуальных проблем;

· опережающим законодательным, нормативно-правовым обеспечением


новых институтов,


норм,


механизмов,


структур функционирования


социальной сферы;

190


 

· рациональным сочетанием государственных,


 

негосударственных,


самодеятельных начал в организации, функционировании и развитии

социальной сферы, форм и методов ее финансирования.

Социальная политика в ближайшие годы должна быть направлена прежде

всего на решение острых социал ьных проблем, которые определяю т


социальную безопасность государства.


Необходимо:


предотвратить


обнищание населения и решить проблему бедности;


снизить


дифференциацию доходов населения; обеспечить повышение заработной

платы, от которой зависит в конечном счете решение всех других


социальных проблем;


повысить уровень минимальных социальных


стандартов – МПБ, БПМ, МЗП и других; улучшить положение в пенсионном

и социальном обеспечении населения; не допустить дальнейшего ухудшения

в отраслях социальной сферы.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного

роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития

человеческого потенциала.

Для достижения поставленных целей в области оплаты труда необходимо:


· обеспечение роста заработной платы до уровня,


адекватного


современным требованиям воспроизводства рабочей силы;

· формирование рыночных механизмов регулирования оплаты труда,

усиление стимулирующей роли заработной платы в повышении

производительности труда и эффективности производства;

· совершенствование структуры заработной платы, повышение доли

оплаты труда по тарифным ставкам и окладам;

· регулирование межотраслевых различий в заработной плате, повышение

уровня заработной платы в сельском хозяйстве и социально-культурны х

отраслях бюджетной сферы;

· развитие социального партнерства на всех уровнях управления;

· усиление законодательной защиты прав наемных работников на труд и

его справедливую оплату.

В области политики денежных доходов и оплаты труда предусматривается:

· повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

· рост реальной заработной платы в соответствии с ростом

производительнос ти труда при некотор ом снижени и числе нности занят ы х в

экономике;

· увеличение доли оплаты труда в ВВП с 33,3 % в 2004 г. до 42 % в 2010 г.

 

191


 

Мероприятия в этой области должны быть ориентированы:

· на достижение в среднем по стране научно обоснованного

сбалансированного и высоко качеств енного питания за с чет р оста

потребления мяса и мясопродуктов преимущественно не жирных сортов,

рыбы и рыбопродуктов, фруктов и ягод; переход от «хлебного» к


мясомолочному,


насыщенному витаминами питанию;


замену


высококалорийного питания со значительной долей жиров и углеводов менее

калорийным;


· рациональную структуру гардероба,


способную удовлетворить


разнообразные потребности (повседневные, сезонные, эпизодические и др.),


связанные с различными видами деятельности


(трудовой,


бытовой,


досуговой и др.);

· существенное расширение использования предметов культурно-

бытового и хозяйственного назначения как городским, так и сельским

населением.

Повышение уровня потребления и его рационализация возможны лишь на

основе устойчивой сбалансированности спроса и предложения по

оптимизации производства товаров и развития сферы услуг,

совершенствования системы распределительных отношений.

Борьба с бедностью является важнейшим приоритетом социальной

политики. Для устойчивого развития первостепенное значение имеет

максимальное сокращение в стране уровня малообеспеченности. Реализация

этой задачи возможна на основе экономического роста, повышения уровня

жизни, прежде всего работающей части населения.

Основная цель реформирования пенсионной системы – повышение уровня

жизни пенсионеров путем создания стабильной, финансово устойчивой

пенсионной системы, отвечающей принципам социальной справедливости,

способной противосто ять будущим демограф ическим изменениям.

Предусматривается создать многоуровневую пенсионную систему,

сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы

и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

В соответствии с концепцией реформы пенсионное обеспечение будет

включать три уровня (составляющих):


· первый



пенсионное обеспечение на государственной основе


(социальные пенсии), имеющее своей целью ограничение бедности;

· второй – обязательное пенсионное страхование (страховые пенсии);

 

192


 

· третий – дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение

(профессиональные пенсии) с сохранением ведущей роли государственного

обязательного социал ьного с трахования в организации пенс ионной сис темы

как целого.

Важным направлением является создание комплексных территориальных


центров социального обслуживания,


обеспечивающих оказание


максимальной и разн осторонней помо щи гражданам пожилого возраста,

инвалидам, семьям, детям и другим категориям населения. При этом будут

учитываться утвержденные социальные стандарты, что повысит уровень,

доступность и качество оказываемых услуг всем нуждающимся.

 

 

Задания для самостоятельной работы

Темы рефератов, докладов


1.

 

 

2.

3.

 

 

4.

5.

6.


Экономические функции государства в смешанной экономике и

инструменты их реализации

Система органов государственного управления Республики Беларусь

Мировые тенденции формирования системы государственного

регулирования социально-экономического развития

Трансформация роли государства в современной экономике

Административные методы государственного регулирования экономики

Экономические методы государственного регулирования экономики.


 

 

Темы для дискуссий

1. Возможно ли точное количественное установление возможностей и

границ государственного регулирования экономики?

 

 

Практические задания

Задача 6.1

Если общая сумма денежных резервов в стране была равна 16 000 млрд.

долл. США, денежный мультипликатор равнялся 0,16, а скорость обращения

денег была равна 4,0; тогда объем номинального ВВП в стране был бы равен:

а) 10240 млрд. долл. США;

б) 25 000 млрд. долл. США;

в) 4000 млрд. долл. США;

г) 6250 млрд. долл. США.

 

193


 

Задача 6.2

ВВП в условиях полной занятости составляет 20 млрд. долл. США.

Фактический объем ВВП – 16 млрд. долл. США. Сумма налогов составляет

10 % от величины ВВП. Государственные расходы на товары и услуги равны

1,8 млрд. долл. США. Определите:

а) сводится ли государственный бюджет с дефицитом или профицитом,

установите его размеры;

б) как изменится сальдо государственного бюджета в условиях достижения

полной занятости?

 

 

Задача 6.3

Правительство получило заем иностранных банков в размере 1 млрд. долл.

США по годовой ставке 8 %. Эти средства инвестируются в реализацию

проектов, которые позволяют увеличивать национальный продукт страны в

течение последующих лет на 300 млн. дол. США ежегодно. Определите:

а) приведет ли этот заем к увеличению государственного долга страны и в

каком размере;

б) вырастет ли чистое финансовое бремя, налагаемой на граждан данной

страны?

 

 

Задача 6.4

Определите изменение цен на продукцию машиностроения в связи с

ростом цен на энергоресурсы при условии, что доля затрат на энергоресурсы

в стоимости продукции составляет 10%, а цены на энергоресурсы возрастут

на 30 %.

 

 

Задача 6.5

Определите дефицит бюджеты в прогнозном периоде и его уровень.

В базисном периоде ВВП равен 30 трлн. руб., доходы республиканского

бюджета – 6,6 трлн. руб., в том числе налоговые поступления – 6 трлн. руб.,

расходы – 7,1 трлн. руб. В прогнозном периоде предполагается рост расходов

бюджета на 20 %, темп роста ВВП – 110 %, индекс цен (дефлятор ВВП) – 116 %,

снижение налоговой нагрузки – 3 %.

 


 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.