|
Модуль 5. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИЦель темы: студент знает проблемы перехода от планируемой централизованно к рыночной экономике, перспективную модель национальной экономики Республики Беларусь, формирование и развитие институтов рынка, проблемы развития предпринимательства в Беларуси и сущность структурной трансформации экономики Задачи темы: студент понимает основные этапы переходного периода от централизованно планируемой экономики к рыночной, направления перспективной модели национальной экономики Республики Беларусь.
Теоретический материал Проблемы перехода к рыночной экономике. Перспективная Модель национальной экономики 5.1.1 Проблемы перехода от централизовано планируемой к Рыночной экономике Перспективная модель национальной экономики Беларуси Формирование и развитие институтов рынка. Проблемы развития Предпринимательства и структурная трансформация экономики Формирование и развитие институтов рынка Проблемы развития предпринимательства в Беларуси Структурная трансформация экономики
Проблемы перехода к рыночной экономике. Перспективная Модель национальной экономики 5.1.1 Проблемы перехода от централизовано планируемой к рыночной Экономике Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного
123
воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого происходят эти изменения, достаточно велика — для разных стран она может колебаться от нескольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от первоначального состояния экономики, общественного и государственного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену. Переходный период включает три направления преобразований: · первое – демонтаж старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко с вязано с возникн овением кризисной с итуации в на ционал ьной экономике; · второе – становление нового экономического порядка, цель которого – создание необходимых условий, способствующих зарождению новы х структур и механизмов. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка; · третье – структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее воспроизводственную, отраслевую, региональную и технологическую структуры в состояние, отвечающее новым стратегическим, социально-политическим и экологическим целям. Важной закономерностью переходной экономики является зарождение и интенсивное развитие новых форм и отношений. Ими могут быть как не свойственные господствова вшей пре жде системе формы и о тношения (например, институты рыночной экономики), так и возникающие путем изменения содержания старых форм (например, государственная собствен- ность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, унитарных и други х предприятий или планиро вание в форм е индикативного, не директ ивного, а рекомендательного в виде государственных прогнозов и программ). Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:
124
· ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны; · обосновать перспективную модель национальной экономики; · создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений; · либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес; · обеспечить равноправие всех форм собственности; · сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры – валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений; · провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспорто - ориентированны х и импортозаме щающ их о траслей и производст в, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику; · изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководя щих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений; · значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного с тимула его трудовой активности; · разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственны х ми нимальны х социал ьны х гарантий и поэтапно приблизи ть их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов; · повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующи х параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной политики, активизация внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды).
125
Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему. В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собст венности, которая в целя х создани я устойчивых предпосылок для эконом ического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформ ирования экономики в других странах, не пошла по пути обвал ьной приватизаци и, а выбра ла в качестве основны х принципо в повышение эффект ивности производст ва, поиск стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом для исключения возможности неэффективного и незаконного перераспределения собственности. Основными задачами реформирования отношений собственности являются след ующие: создание со циально ориентиро ванной много укладно й экономики рыночного типа, совершенствование управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежны х инвестиций. Актуальной остается проблема кадрового обеспечения рыночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, менеджеров, маркетологов, активны х орган изаторов разработки и внед рения совреме нны х наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники. В качестве основных направлений структурных преобразований определены: · создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов; · опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориен тированных и импор тозам ещающих отраслей и производств, а также сферы услуг; · стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффекти вности на осн ове со вершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых,
отраслевых и региональных
корпоративных структур в форме финансово-промышленных и ины х хозяйственных групп; · развитие и государственная поддержка малого предпринимательства; · повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование ко нкурентной сред ы в не монопольны х сег мента х эконом ики; · разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающи х развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|