Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Министерство экономического развития Иркутской области





Министерство экономического развития Иркутской области

Проект

СТРАТЕГИИ

Социально-экономического развития Иркутской области

На период до 2030 года

Июнь, 2016 год


Оглавление

ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 3

Макроэкономическая ситуация. 3

Развитие муниципальных образований. 3

Место Иркутской области в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе. 3

Государственное управление. 3

Общественно-политическая ситуация в Иркутской области. 3

Оценка основных итогов программы социально-экономического развития Иркутской области на 2011-2015 годы.. 3

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИИ (СОЧЕТАНИЕ ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ ФАКТОРОВ) 3

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 3

Развитие институтов социальной сферы.. 3

Развитие инфраструктуры и обеспечение условий жизнедеятельности. 3

Обеспечение высоких темпов экономического роста. 3

Законодательное регулирование, контроль и представление интересов населения. 3

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ.. 3

Минерально-сырьевой комплекс. 3

Нефтегазохимический комплекс. 3

Лесоперерабатывающий комплекс. 3

Металлургический комплекс. 3

Фармацевтический комплекс. 3

Агропромышленный комплекс. 3

Машиностроительный комплекс. 3

Туристско-рекреационный комплекс. 3

Транспортно-логистический комплекс. 3

Энергетический комплекс. 3

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 3

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.. 3

Механизм реализации стратегии. 3

Этапы реализации стратегии. 3

Инструменты реализации стратегии. 3

Целевые показатели социально-экономического развития Иркутской области. 3

Информация о государственных программах. 3

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 3

Приложение 1: SWOT-анализ факторов развития Иркутской области. 3

Сильные и слабые стороны.. 3

Возможности и угрозы.. 3

Приложение 2: Территориальное развитие в разрезе муниципальных образований Иркутской области 3

Приложение 3: Целевые показатели социально-экономического развития Иркутской области. 3

Приложение 4: Государственные программы Иркутской области. 3

 

ОЦЕНКА ДОСТИГНУТЫХ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Иркутская область обладает высоким интеллектуальным, промышленным и природно-ресурсным потенциалом, имеет выгодное географическое положение. Область имеет ряд конкурентных преимуществ, среди которых основное место занимают:

§ Умеренная стоимость энергоресурсов, что обусловлено наличием каскада гидроэлектростанций на территории области, и, как следствие, высоким уровнем развития энергетического комплекса.

§ Крупные запасы доступных полезных ископаемых. Иркутская область является одним из самых богатых минеральными ресурсами регионов России. В балансе полезных ископаемых на территории Иркутской области учтен 71 вид минерального сырья.

§ Высокий промышленный потенциал. Наличие большого комплекса производственных мощностей на территории Иркутской области в секторах машиностроения, металлургии, химии и нефтехимии, горнодобывающей промышленности, агропромышленного комплекса и других секторов экономики.

§ Уникальные рекреационные, лесные и водные ресурсы.

§ Наличие на территории крупных транспортных узлов (БАМ, Транссиб, автомобильные трассы федерального значения, международные аэропорты в Иркутске и Братске). Регион находится вблизи государственной границы с Монголией, а также на стыке Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.

§ Развитый научно-образовательный комплекс, концентрация квалифицированного трудового потенциала.

 

Макроэкономическая ситуация

 

Наименование       2015 (оценка)
Индекс промышленного производства, % 112,9 102,5 104,4 104,5
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей 177,6 200,1 214,4 211,8
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, % 114,3 107,2 103,5 87,6
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство», млрд. рублей 88,8 93,1 84,5 76,0
Индекс производства по виду деятельности «Строительство», % 129,6 98,9 87,3 79,5
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров 871,1 973,0 716,9 922,6
Оборот розничной торговли, млрд. рублей 250,0 266,5 287,9 294,8
Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 104,8 100,4 101,3 90,1
Оборот общественного питания, млрд. рублей 9,6 10,3 10,9 10,9
Оборот общественного питания, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 98,6 100,3 101,5 90,1
Индекс потребительских цен за период с начала года, % 105,4 106,5 106,7 114,1
Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США 9,6 9,2 8,6 8,3
Доходы консолидированного бюджета, млрд. рублей 124,3 101,8 106,3 106,8
Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей 46,9 50,1 56,4 59,4
Индекс производства продукции сельского хозяйства, % 101,8 102,1 103,4 93,8
Реальные денежные доходы населения, % 105,4 106,7 98,2 99,6
Среднемесячная заработная плата, тыс. рублей 25,9 29,1 31,4 32,7
Темпы роста среднемесячной заработной платы, % 114,3 112,2 108,1 104,1
Уровень зарегистрированной безработицы 7,8 8,3 8,8 8,2

 

Благодаря взвешенной бюджетной политике, а также мерам, направленным на активизацию инвестиционной деятельности в области, стало возможно осуществлять реализацию проектов по развитию инфраструктуры, несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации и повышенные обязательства по выполнению «майских» указов Президента Российской Федерации.

В области широкое развитие получило строительство и реконструкция объектов капитального строительства (объекты социальной сферы, дорог, развитие малой авиации, речного транспорта).

За последние три года в области введено беспрецедентное количество социальных объектов, вырос объем расходов консолидированного бюджета на строительство капитальных объектов, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры.

Так, в течение 2015 года осуществлялось строительство, реконструкция и капитальный ремонт 76 объектов социально-культурного назначения, в том числе дошкольного образования – 25, общего образования – 8, здравоохранения и социального обслуживания – 29, спорта – 11 и культуры – 3.

Большой объем инвестиций в области направляется в строительство и реконструкцию дорог, таких как Тайшет – Чуна – Братск, Иркутск – Листвянка, Красноярово – Небель, Таксимо – Бодайбо. Реализуются проекты, направленные на развитие воздушного транспорта (реконструкция аэропорта Иркутска, обновление парка судов региональных авиакомпаний, создание новых региональных, межрегиональных и международных рейсов, создание авиационно-технического комплекса авиакомпании «Ангара»), речного транспорта (в рамках освоения северных территорий, развития инфраструктурной интеграции с соседними регионами).

Благодаря восточному вектору развития экономической политики государства, на территории Иркутской области дан старт двум крупным проектам инфраструктуры – «Сила Сибири» (поставка газа в Китай) и модернизация БАМа и Транссиба. Реализация этих проектов создает условия для развития не только добывающего сектора, но и обрабатывающих отраслей промышленности. В области уже создаются при поддержке Правительства Российской Федерации нефтегазохимический, машиностроительный и фармацевтический кластеры.

Новый виток развития получил агропромышленный комплекс, в связи с необходимостью выполнения задачи по обеспечению продовольственной безопасности в условиях экономических санкций и реализации мер по импортозамещению. Темпы роста отрасли обусловлены используемым комплексным подходом к развитию сельского хозяйства, что стало возможно с началом реализации на территории Иркутской области федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», которая направлена на решение вопросов обеспечения жильем сельских жителей и развитие социальной и инженерной инфраструктуры на селе.

Валовый региональный продукт (ВРП) по итогам 2015 года оценивается в 100,7% к уровню 2014 года. Рост обеспечен в первую очередь за счет добывающего сектора.

Динамика роста ВРП

ВРП, в % к пред. периоду                
105,2 102,8 101,2 105,3 106,1 108,3 112,0 109,9
               
103,7 100,1 106,8 104,5 109,4 102,0 104,8 100,7

 

За период 2000-2015 гг. объем ВРП в стоимостном выражении увеличился в 10 раз: с 103 млрд. рублей в 2000 году до 1 032,8 млрд. рублей в 2015 году. За этот же период ВРП в сопоставимых ценах вырос в 2,2 раза. Динамичное развитие экономики обусловлено развитием промышленного производства, в том числе за счет реализации крупных инвестиционных проектов – расширение строительства газопровода «Сила Сибири» и нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан», освоение нефтегазовых месторождений.

Добыча углеводородных полезных ископаемых, производство нефтепродуктов, металлургия, машиностроение и лесопромышленный комплекс обеспечивают основной вклад в добавленную стоимость, создаваемую в экономике региона, и приносят наибольшую долю налоговых поступлений в консолидированный бюджет области.

Данные отрасли исторически составляют основу экономики Иркутской области и в настоящее время определяют специализацию области как среди регионов России, так и на международном рынке:

 

Наименование показателя Ед. изм. Территория                
Индекс по разделу «Обрабатывающие производства» % Иркутская область 106,9 94,6 113,2 92,6 95,5 100,7 102,5 101,9
РФ 100,5 84,8 110,6 108,0 105,1 100,5 102,1 94,6

 

При условии модернизации в долгосрочной перспективе перечисленные виды обрабатывающих производств сохранят за собой функцию драйверов экономики региона.

Государственное управление

 

Региональная инвестиционная политика ориентирована на повышение эффективности существующих мер и выработки новых механизмов государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности.

По абсолютному показателю объема инвестиций в основной капитал среди регионов Сибирского федерального округа Иркутская область занимает 2 место.

Таких результатов удалось достигнуть благодаря эффективной работе Правительства Иркутской области по предоставлению региональных мер поддержки инвестиционных проектов, в том числе налоговых преференций. При этом соблюдается баланс интересов регионального бюджета и инвесторов, расчетный объем дополнительных налоговых поступлений по налогу на прибыль и имущество организаций за период 2015 года – 4,5 руб. с 1 руб. льготы.

В регионе созданы дополнительные инструменты для развития: утверждена Инвестиционная стратегия Иркутской области, продолжается работа Инвестиционного совета, возобновлена деятельность Координационного банковского совета при Губернаторе Иркутской области, сформирована нормативно-правовая база для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства, завершена работа по внедрению всех 15 требований регионального инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив, что подтверждено Экспертной группой и Агентством стратегических инициатив, ведётся мониторинг результатов внедрения стандарта в целях выявления соответствия требованиям стандарта и актуальным потребностям субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности действующих документов, выполняемых мероприятий, существующих инструментов и институтов, созданных ранее в процессе внедрения стандарта.

В настоящее время создан специальный «проектный офис» под руководством первого заместителя Губернатора Иркутской области – Председателя Правительства Иркутской области. Утверждена «дорожная карта» по внедрению в Иркутской области лучших региональных практик, реализация которой должна способствовать не только изменению позиции в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, но и повышению качества предоставления государственных услуг и созданию комфортной среды для развития бизнеса на территории Иркутской области.

Продолжается реализация крупномасштабных значимых инвестиционных проектов: в сфере разработки, обустройства и эффективного использования Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения, Ярактинского, Марковского и Даниловского нефтегазоконденсатных месторождений, Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения, по добыче золота в Бодайбинском районе, модернизации нефтехимического предприятия, направленной на производство бензинов в соответствии с требованиями технического регламента, по строительству газоперерабатывающего и газохимического комплекса на базе Усть-Кутско – Киренского центра газодобычи. Ведется модернизация алюминиевого производства, строительство Тайшетской Анодной фабрики, в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева – ряд приоритетных инвестиционных проектов по строительству деревообрабатывающих комплексов, активно реализуется инвестиционная программа развития Иркутского авиационного завода.

Благодаря системной работе по повышению инвестиционной привлекательности территорий, содействию реализации инвестиционных и инфраструктурных проектов позитивная динамика инвестиций в основной капитал на душу населения отмечается почти в 40% муниципалитетов области. Два муниципальных образования Иркутской области (Братск, Ангарск) вошли в лучшие практики привлечения инвестиций.

 

Бюджетная политика в регионе ориентирована на обеспечение сбалансированности как областного бюджета, так и бюджетов муниципальных образований Иркутской области, повышение качества бюджетного планирования и исполнения бюджета, сдерживание роста долговых обязательств региона, соответствие задачам, поставленным Президентом Российской Федерации в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, «майских» Указах Президента Российской Федерации 2012 года.

В целях минимизации последствий влияния негативных факторов Правительством Иркутской области продолжается работа, направленная на повышение бюджетной устойчивости.

Для обеспечения ликвидности бюджета принимаются необходимые меры для своевременного и полного поступления доходов, в том числе проводится работа с крупнейшими предприятиями-налогоплательщиками, с федеральным центром, с налоговыми органами региона, заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве и т.д. В Иркутской области, начиная с бюджетного цикла 2014 года, государственные программы играют определяющую роль в бюджетном планировании и охватывают более 99% расходов областного бюджета. Установленная в ходе планирования взаимосвязь бюджетного финансирования государственных программ и целевых показателей результативности, объема и качества бюджетных услуг, позволила повысить прозрачность и эффективность бюджетных расходов.

Расходная часть консолидированного бюджета традиционно имеет социальную направленность. Около 70% всех расходов направляется на финансирование социальных отраслей экономики, а это в свою очередь государственные (муниципальные) услуги, оказываемые населению региона в области образования, здравоохранения, культуры, социальной поддержки и бюджетные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры.

Вопреки существующей общероссийской тенденции, связанной со значительным увеличением долговой нагрузки на субъекты Российской Федерации, Иркутская область сохраняет государственный долг на экономически безопасном уровне.

По результатам мониторинга качества управления региональными финансами, проводимого Минфином России, Иркутской области в 2015 году присвоена I степень качества управления региональными финансами (с высоким качеством управления региональными финансами). Реализация мер, направленных на повышение эффективности государственного и муниципального управления, является одной из ключевых задач, реализуемых Правительством Иркутской области.

Основными направлениями в решении поставленной задачи стали совершенствование системы государственного управления, создание условий для повышения качества предоставления услуг населению, а также снижение административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

В результате было обеспечено 100% внедрение административных регламентов на региональном и муниципальном уровнях, сокращен срок ожидания в очереди при подаче заявления и получении результата предоставления услуги до 15 минут.

С 2014 года внедрен механизм оценки регулирующего воздействия (далее – ОРВ). Совместно с предпринимательским сообществом проводится работа по устранению имеющихся замечаний к действующим и разрабатываемым правовым актам, и сокращению имеющихся административных барьеров для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

По итогам независимого мониторинга исполнения Указов Президента Российской Федерации, проведенного Общероссийским народным фронтом «Народная экспертиза», в 2014 году в рейтинге субъектов Российской Федерации по эффективности внедрения процедуры ОРВ Иркутская область заняла 28 место (подобная оценка проводилась лишь за 2014 год ввиду новизны проводимой процедуры).

По итогам мониторинга развития института ОРВ в субъектах Российской Федерации и органах местного самоуправления, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации, в 2014 и 2015 годах Иркутская область заняла 33 и 39 место (среди 85 субъектов Российской Федерации).

За счет активных действий, направленных на расширение возможности гражданам получать государственные и муниципальные услуги по принципу «одного окна», создана сеть многофункциональных центров (далее – МФЦ).

На территории Иркутской области открыто 46 МФЦ и действует 151 территориально обособленное структурное подразделение. Всего в настоящее время действует 592 окна обслуживания, что позволило достичь значение показателя «доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в МФЦ», определенного пунктом 1 «б» Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» на уровне 96,4%.

Металлургический комплекс

Отрасль металлургии на территории Иркутской области представлена, в основном, предприятиями алюминиевой и черной металлургии. Крупнейшими предприятиями алюминиевой промышленности являются Братский алюминиевый завод, Иркутский алюминиевый завод (входят в группу ОК «РУСАЛ»),
ОАО «Коршуновский ГОК» и ООО «Братский завод ферросплавов» (входят в группу ОАО «Мечел»).

В алюминиевой промышленности с 2007 года в Иркутской области осуществлялось строительство Тайшетского алюминиевого завода, однако реализация проекта была приостановлена в связи с ухудшением макроэкономических условий.

Перспективным направлением является создание анодного производства компанией РУСАЛ мощностью до 225 тыс. тонн обожженных анодов в год, что может существенно снизить себестоимость производства алюминия. Реализация проекта позволит обеспечить потребность российских алюминиевых заводов в обожженных анодах, обеспечить сырьевую безопасность компании за счет строительства прокалочного комплекса. Начало строительства намечено ориентировочно на 2017 год.

В сфере развития черной металлургии перспективным является проект строительства металлургического завода по производству сортового проката в г. Братске. На Братском металлургическом заводе планируется производство стальной заготовки и строительного проката. Объем выпуска продукции
270 тыс. тонн в год. Проект находится в высокой степени готовности.

Основными задачами развития металлургии являются:

– стимулирование развития производств глубокой переработки;

– стимулирование проведения модернизации действующих промышленных объектов;

– стимулирование создания и внедрения инноваций;

– максимальное удовлетворение спроса на продукцию металлургии в регионе;

– разработка механизмов координации усилий федеральных, региональных органов государственной власти, предприятий металлургического комплекса в целях развития отрасли.

Фармацевтический комплекс

В настоящее время на территории Иркутской области сложилась уникальная база для создания и развития фармацевтического комплекса - существующие фармацевтические производства, научные институты, занимающиеся разработкой новых препаратов, возможность проведения клинических и доклинических исследований на базе медицинских ВУЗов. Иркутская область является ярким примером инновационного развития: на территории региона не только произведен, но и разработан уникальный противотуберкулезный препарат. В настоящее время в разработке находится 50 новых отечественных лекарственных препаратов, носящих инновационный характер.

В Иркутской области создан Байкальский фармацевтический кластер, в рамках которого ведется работа по созданию индустриального (промышленного) парка «Байкал-Био», одним из направлений деятельности которого станет развитие производства малотоннажной химии производства лекарств в регионе. В список участников кластера вошли ОАО «Усолье-Сибирский химико-фармацевтический завод», ООО «Меланин» и прочие.

На территории региона выявлены перспективные направления разработки лекарственных препаратов, определены потенциальные границы и производственные площадки фармацевтического комплекса (города: Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Братск), а также основные участники:

– производители химической продукции, химического синтеза;

– производители фармацевтической продукции;

– образовательные и научно-исследовательские организации, специализирующиеся в области химии и фармацевтики.

Развитие комплекса на территории региона позволит обеспечить эффективную взаимосвязь между промышленными предприятиями и учреждениями науки, а также сократит отставание материально-технической базы во многих учреждениях науки и образования данной сферы.

Основными задачами развития комплекса являются:

– привлечение инвестиций в развитие входящих в структуру комплекса предприятий;

– привлечение новых инновационных компаний малого и среднего бизнеса в сферу медицинских и фармацевтических технологий;

– развитие научных центров, направленных на разработку инновационных технологий и принципиально новых лекарственных средств;

– подготовка квалифицированных кадров, как для научных центров и фармацевтических компаний, так и для аптечных предприятий и медицинских организаций;

– создание и развитие экспериментальной базы для пилотных испытаний лекарственных препаратов;

– разработка аналогов импортных лекарственных препаратов отечественного производства, внедрение препаратов в широкую медицинскую практику;

– повышение качества лекарственных препаратов отечественного производства;

– оказание государственной поддержки отечественным производителям лекарственных препаратов, особенно предприятиям «полного цикла производства».

Агропромышленный комплекс

Агропромышленный комплекс выполняет важную роль в развитии Иркутской области, как в части формирования ВРП, так и в создании в регионе оптовых и розничных продовольственных рынков, определении устойчивости системы расселения населения в сельской местности, обеспечении сохранения демографического потенциала Иркутской области, а также в развитии и поддержке социальной инфраструктуры сельских территорий.

Иркутская область находится в зоне рискованного земледелия, что вносит определенные ограничения в развитие сельского хозяйства.

Основными организациями, обеспечивающими развитие агропромышленного комплекса, в настоящее время являются:
СХОАО «Белореченское», СХПК «Усольский свинокомплекс», ООО «Саянский бройлер», группа предприятий «ЯНТА».

Основная доля произведенной сельскохозяйственной продукции реализуется в регионе, в том числе поступает на рынок через перерабатывающие предприятия региона.

Одной из основных задач развития агропромышленного комплекса является обеспечение продовольственной безопасности населения. Уровень самообеспечения населения Иркутской области сельскохозяйственной продукцией составляет по яйцу – 164,8 %, картофелю – 98,2 %, мясу – 57,7 %, молоку – 81,7 %, овощам – 71,2 %.

Территориально развитие агропромышленного комплекса будет тяготеть к центральным и южным районам области, где имеется наиболее развитая сырьевая, производственная база и транспортно-логистическая инфраструктура.

Основными задачами развития комплекса являются:

модернизация сельского хозяйства и формирование инновационной системы в агропромышленном комплексе;

создание условий для внедрения новых высокоэффективных современных технологий, формирования интегрированных агрокомплексов полного цикла производства;

развитие мощностей малой переработки в районных муниципальных образованиях, создание сети потребительских, торгово-закупочных кооперативов;

углубление кооперации между агропромышленными предприятиями в рамках осуществления совместных проектов в области производства, переработки, транспортировки, продвижения и реализации продукции, вовлечение в агропроизводственную деятельность сельхозорганизаций, малых и средних форм хозяйствования, личных подсобных хозяйств на условиях государственно-частного партнерства;

создание благоприятных условий для выстраивания маркетинговой политики, продвижение продукции регионального бренда «Продукты Приангарья» на областном и российском рынках;

создание условий для развития комплексной компактной застройки, социальной инфраструктуры и инженерного благоустройства в сельских территориях;

совершенствование агрообразовательного процесса с учетом современных потребностей работодателей агропромышленного комплекса.

Машиностроительный комплекс

Сектор машиностроения Иркутской области представлен значительным количеством предприятий, крупнейшими из них являются Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут»», ОАО «Иркутсккабель», ОАО «ПО «Иркутский завод тяжелого машиностроения», АО «Восточно-Сибирский машиностроительный завод» и др.

Крупнейшим инвестиционным проектом машиностроительного комплекса Иркутской области является проект по созданию среднемагистрального самолета МС-21, реализуемого Иркутским авиационным заводом в качестве головного производителя в структуру Объединенной авиастроительной корпорации.

В рамках программы в настоящее время разрабатываются самолеты «МС-21-300» (160-211 мест) и «МС-21-200» (130-176 мест). Создание семейства пассажирских среднемагистральных самолетов МС-21 ориентировано на самый массовый сегмент мирового рынка авиалайнеров, МС-21 может прийти на смену популярному отечественному самолету ТУ-154.

Для наращивания импортозамещающего потенциала региона ведется работа по обеспечению комплексного развития отрасли в рамках машиностроительного кластера. В целях поддержки предприятий-участников кластера в регионе действует центр кластерного развития, в 2015 году созданы региональный центр инжиниринга, центр сертификации, стандартизации и испытаний. Основной функцией данных инфраструктурных организаций является содействие интеграции малого и среднего бизнеса в производство сложной машиностроительной продукции не только посредством их технологической поддержки при разработке, проектировании, изготовлении и испытании изделий, а также путем снижения барьеров входа на рынок высокотехнологичной продукции, в особенности авиационного назначения.

В конце 2015 года центр сертификации, стандартизации и испытаний Иркутской области оснащен специализированным оборудованием для оказания услуг предприятиям на субсидиарной основе. Прорабатывается вопрос формирования индустриального парка машиностроительного кластера, что позволит создать условия для создания единых технологических цепочек машиностроения на общей площадке и снижения барьеров входа машиностроительных предприятий малого и среднего бизнеса на рынок высокотехнологичного производства, в том числе авиастроения.

В соответствие с федеральными требованиями к индустриальным (промышленным) паркам предварительно отобраны земельные участки для размещения индустриального парка, определены первые резиденты с проектами, рассматриваются вопросы инфраструктурного обеспечения.

К 2018 году на территории региона Правительством Иркутской области совместно с компанией ООО «НТО «ИРЭ-Полюс» планируется создание Центра лазерных технологий (далее – Центр). Центр планируется разместить на одной из производственных площадок городов Иркутска, Ангарска, Усолья-Сибирского или Братска.

В Центре планируется размещение технологического оборудования для обработки материалов, в том числе по резке, сварке, термообработке, наплавке, лазерной маркировке и гравировке, прошивке технологических отверстий и лазерному спеканию. Помимо лазерной обработки материалов, Центр будет предоставлять образовательные и инжиниринговые услуги в интересах предприятий Иркутской области и соседних регионов.

Развитие машиностроительного комплекса на территории Иркутской области в дальнейшем позволит решать следующие задачи:

привлечение новых инновационных компаний малого и среднего бизнеса в сферу высокотехнологичного машиностроения;

привлечение инвестиций в развитие входящих в структуру комплекса предприятий;

развитие научных центров, направленных на разработку инновационных технологий;

подготовка квалифицированных кадров для научных центров и предприятий машиностроительной отрасли;

развитие производственного потенциала машиностроительного кластера Иркутской области;

обеспечение импортозамещения в авиастроении и авиационном комплексе России.

Энергетический комплекс

Иркутская область обладает развитой системой электроэнергетики. На сегодняшний день энергосистема Иркутской области является избыточной по мощности и электроэнергии. Потенциал энергосистемы по выработке электроэнергии при среднемноголетней обеспеченности гидроресурсами на современном этапе составляет 67-69 млрд. кВт.ч.

Крупные инвестиционные проекты, планируемые к реализации в приоритетных отраслях, характеризуются высокой энергоемкостью. Их реализация может привести к возникновению энергодефицита на территории региона в период реализации Стратегии.

Энергетическая инфраструктура региона развита неравномерно. Наиболее проблемными участками с точки зрения ограничений роста электропотребления являются:

Направление Усть-Илимская ГЭС – Коршуниха – Усть-Кут. Загрузка головных участков линии этого направления достигла своего предела и не позволяет удовлетворить прирост нагрузок потребителей.

Связь с северной частью Бурятской энергосистемы – ВЛ 220 кВ. Усть-Кут – Нижнеангарск – Таксимо, пропускная способность которой исчерпана. По этой связи транзитом осуществляется передача мощности в Бодайбинский район. Магистральная линия Усть-Кут – Нижнеангарск – Таксимо и ВЛ 110 кВ. Таксимо-Мамакан ограничивают развитие как западного участка БАМ, так и золотодобывающих предприятий Бодайбинского района. Для преодоления энергодефицита Бодайбинского района и начала реализации проектов по добыче золота планируется строительство ВЛ 220 кВ. Пеледуй - Чертово Корыто – Сухой Лог – Мамакан, объединяющей энергосистему западной части Республики Саха (Якутия), Республики Бурятия и Единую энергосистему России.

Энергоснабжение потребителей в районе междуречья Ангары и Лены, которое в настоящее время осуществляется по кольцевой сети 110 кВ. Иркутск – Усть-Орда и ТЭЦ-10 – Урик – Усть-Орда и далее Баяндай – Качуг – Жигалово – Новая Уда – Оса – Черемхово. Существующая схема по пропускной способности достигла предела и требует усиления с переводом на напряжение 220 кВ. Одним из потенциальных потребителей может быть Ковыктинское газоконденсатное месторождение, электроснабжение которого, в настоящее время, ориентируется на собственные энергоисточники.

Энергоснабжение Иркутско-Черемховского и Саянского энергоузлов в связи с созданием новых и расширением существующих энергоемких предприятий. Например, для освоения Зашихинского редкоземельного месторождения необходимо строительство ЛЭП напряжением 110 кВ. протяженностью 90 км, связанной с региональной энергосистемой – с ПС 220 кВ. ПС «Тулун».

В целях реализации Стратегии перед электроэнергетикой области стоят следующие задачи:

– увеличение мощности электростанций в целях обеспечения реализации приоритетных инвестиционных проектов;

– строительство линий электропередач к производственным и инфраструктурным объектам;

– повышение энергетической эффективности: снижение затрат потребителей при подключении и потреблении электроэнергии, сокращение сроков подключения к энергетическим мощностям;

– создание условий для расширения степени использования возобновляемых источников энергии.

Для обеспечения реализации обозначенных в Стратегии инвестиционных проектов в перспективе до 2025 года потребуется увеличение мощности электростанций на 14-17 %. Потребуется строительство новых электростанций, основной из которых является Ленская ТЭС (город Усть-Кут), мощностью 1200 МВт.

 

 

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

Перспективы развития муниципальных образований Иркутской области связаны с продолжением реализации государственной политики, ориентированной на комплексное освоение природно-ресурсного потенциала территории, повышение качества жизни, рост производительности труда и, соответственно, рост уровня доходов населения, что будет способствовать интенсивному экономическому росту и стабилизации численности населения Иркутской области.

Интенсивное развитие территории Иркутской области предполагает реализацию следующих принципов пространственного развития:

- повышение инфраструктурной связности территории за счет усиления основных планировочных осей, выполняющих функцию базовых транспортных коридоров и осей системы расселения;

- комплексное развитие ключевых узлов системы расселения, в первую очередь, агломерации «Байкальский луч»;

- создание условий для диверсификации эко<







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.