|
Тема № 1. Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей Бледнова Ю, Пуговкина Ю.Стр 1 из 11Следующая ⇒ Тема № 1. Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей Бледнова Ю, Пуговкина Ю. Задания для самостоятельной работы: Задание 1.
Задание 3. Подготовиться к фронтальному опросу по теме: « Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей». Задание 1. Пункт 4,5. Контрольные вопросы: Основные критерии связной диалогической речи. Достаточное («исчерпывающее») раскрытие темы (предмета речи), смысловая законченность и структурное единство, определяемые адекватным использованием языковых и внеязыковых средств в конкретной ситуации речевого общения, - критерии связности развёрнутой диалогической речи. Основные звенья и операции процесса порождения речевых высказываний, обеспечивающие связность речи. См. вопрос №3 Основные виды и формы речи. Различают две формы речи: устная речь, письменная речь. Устная речь – это речь, произносимая в процессе говорения; основная форма использования естественного языка в речевой деятельности. Для разговорного стиля литературного языка устная форма является основной, тогда как книжные стили функционируют и в письменной, и в устной форме (научная статья и устный научный доклад, выступление на собрании без заранее подготовленного текста и запись этого выступления в протоколе собрания). Важнейшей отличительной чертой устной речи является ее неподготовленность: устная речь, как правило, творится в ходе беседы. От устной речи, т.е. речи, порождаемой в процессе говорения, следует отличать речь читаемую или выученную наизусть; для этого вида речи иногда применяют термин «звучащая речь». Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей: обилие незаконченных синтаксических построений, самоперебивы, повторы, конструкции с именительным темы, подхваты. В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации). Одним из наиболее существенных недостатков устной речи считается ее прерывистость (логическая, грамматическая и интонационная), заключающаяся в неоправданной остановке речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда – в неоправданном повторении одних и тех же слов. Вторым из наиболее распространенных недостатков устной речи является ее нерасчлененность (интонационная и грамматическая): фразы следуют одна за другой без пауз, логических ударений, без четкого грамматического оформления предложений. Письменная речь – это речь, созданная с помощью видимых (графических) знаков на бумаге, ином материале, экране монитора. Письменная форма речи является основной для официально-делового и научного стилей речи, для языка художественной литературы. Публицистический стиль использует в равной мере письменную и устную формы речи (периодическая печать и телевидение). Использование письменной формы позволяет дольше обдумывать свою речь, строить ее постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи. Такие черты устной речи, как повторы, незаконченные конструкции, в письменном тексте были бы стилистическими ошибками. На письме используются знаки пунктуации, а также различные средства графического выделения слов, сочетаний и частей текста; использование иного типа шрифта, полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, обрамление, размещение текста на странице. Указанные средства обеспечивают выделение логически важных частей текста и выразительность письменной речи. Видами речи являются: говорение – отправление звуковых сигналов, несущих информацию; слушание – восприятие звуковых сигналов и их понимание; письмо – использование видимых графических символов и их понимание. Так, речевой акт как психофизический процесс есть связь между говорящим (адресантом) и слушателем (адресатом), предполагающий три компонента – говорение (писание), восприятие и понимание речи (текста). Комплексный подход ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СО II-III УРОВНЕМ ОНР · Обучение основам монологической речи. · Расширение пассивного и активного словаря детей. · Формирование практических навыков словообразования и словоизменения; закрепление лексико-грамматических категорий. · Составление и распространение простых предложений по предметным и сюжетным картинкам. · Обучение детей «чтению» и отгадыванию загадок о предметах по карточкам с условными обозначениями и предметным картинкам. · Обучение детей ведению диалога. · Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев. · Обучение детей составлению пересказа текста: § - по опорным картинкам/сюжетной картине/серии сюжетных картин; § - с опорой на схематичный рисуночный план; § - с использованием различных предметов и элементами драматизации; § - по опорному плану из рисунков-пиктограмм; § - по устному плану и сюжетной многофигурной картине. · Обучение детей составление различных видов рассказов: § - рассказов-описаний; § - рассказов-сравнений; § - повествовательных рассказов; § - творческих рассказов. · Использование при обучении рассказыванию различных опор: § - на сюжетную картинку/ серию сюжетных картин; § - на рисунки-пиктограммы; § - на рисуночный план; § - на устный план. · Обучение анализу, планированию и построению самостоятельных речевых высказываний. · Тематическое и календарное планирование занятий. · Особенности организации фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий (контрольные вопросы это и есть весь материал,который выше) Тема 9. 1 комплексный характер проблемы развития речи и речевого общения детей. В основе подпрограммы лежат разработки того исследовательского направления, которое связано с именем видного российского ученого - психолога и педагога Ф.А.Сохина. Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучению грамоте и др., а также вне занятий - в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Однако только обучение родному языку на специальных занятиях может дать здесь устойчивый развивающий эффект. Эта система создана на базе комплексного подхода. В целях ее методического обеспечения разработана особая образовательная технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития -фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге - развитие связной речи в целом. Ведущим принципом при построении этой системы служит взаимосвязь разных речевых задач, которые на каждом возрастном этапе выступают в специфических сочетаниях. Отсюда вытекает преемственность в решении речевых задач. Выделяются две формы обеспечения преемственности в развитии речи дошкольников - линейная и концентрическая. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование ее грамматического строя, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется, прежде всего, линейно, т.к. от группы к группе происходит постепенное усложнение материала внутри каждой задачи, варьируется и сочетаемость упражнений, их смена и связь. Однако при этом на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро.В развитии связной речи - это связывание предложений в высказывание, в словарной работе - это освоение смысловой стороны слова, в грамматике - это формирование языковых обобщений. В исследованиях лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР (ныне - Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой были выделены три основных направления научно-практических разработок в области развития речи и речевого воспитания детей. Это: структурное направление (формирование разных структурных уровней системы языка), функциональное направление (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи, речевого общения), когнитивное /"познавательное"/ направление (формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений). Все перечисленные направления находят свое отражение в настоящей подпрограмме.Ее разработчики исходят из того, что в основе развития речи лежит активный, творческий процесс овладения языком, формирования речевой деятельности (что и показали упомянутые исследования). Подлинное развитие речи предполагает освоение ребенком творческих возможностей языка. Однако для этого требуется особая организация процесса овладения языком, которая и осуществляется в русле данной подпрограммной области. Подпрограммой определяются как общие, так и более частные критерии базового уровня речевого развития, который ребенок должен достичь в дошкольном детстве. Среди первых следует назвать:* владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;* умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять; -знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации; - элементарные умения чтения и письма. В подпрограмме реализуется идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и речевого воспитания. Так, развитие речи органически связано с умственным развитием, поскольку развитое человеческое мышление - это речевое, языковое - словесно-логическое мышление. Правильно построенный процесс речевого воспитания способствует и развитию мышления. Наряду с этим связь речевого (языкового) и интеллектуального необходимо рассматривать и в обратном направлении - от интеллекта к речи (языку). Имеется в виду своеобразная лингвистическая функция интеллекта - роль мыслительной деятельности в овладении языком (Ф.А.Сохин). Эта функция также нуждается в педагогическом культивировании. Особенно отчетливо связь речевого и умственного развития проявляется при формировании связной речи, которую отличают содержательность, логичность, последовательность. Чтобы связно рассказать о чем-либо, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, опираться на существенные свойства этого объекта, устанавливать различные отношения между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо подбирать адекватные для выражения той или иной мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связи отдельных предложений и частей высказывания. Связное высказывание как продукт деятельности ребенка позволяет судить о том, насколько глубоко он владеет его выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами и др Возвращаясь к проблеме владения выразительными средствами, подчеркнем, что соответствующие умения наиболее интенсивно формируются при обучении детей пересказу фольклорных и литературных текстов. С другой стороны, владение этими средствами ведет к углублению и утончению художественного восприятия литературных произведений. При формировании творческого рассказывания очень важно осознанное отношение ребенка к языку в его эстетической функции, которая проявляется в выборе языковых изобразительно-выразительных средств для воплощения художественного образа.Существенное влияние оказывает содержание художественных произведений, используемых в процессе развития речи. Умение детей рассказывать совместно, группами предполагает установление взаимопонимания между рассказчиками, умение договариваться друг с другом, в случае необходимости помогать товарищу, уступать ему и т.д. Таким образом, развитие языковых способностей образует одну из стержневых линий психического развития в дошкольном детстве. Внутри подпрограммы выделяются основные задачи педагогической работы по развитию речи, каждой из которых соответствует определенный комплекс частных образовательных задач.К числу первых принадлежат: *развитие связной речи; * развитие лексической стороны речи; * формирование грамматического строя речи; * развитие звуковой стороны речи; * развитие образной речи. Кратко рассмотрим эти задачи. Развитие связной речи. Решение этой задачи сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребенка в семье, в детском саду и т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи детей. Центральным моментом развития такой речи является обучение детей умению строить развернутое высказывание. Это предполагает формирование у них элементарных знаний о структуре текста (начало, середина, конец), представлений о связи между предложениями и структурными звеньями высказывания. Последнее составляет важное условие достижения связности речевого высказывания. Большую роль в организации связного высказывания играет интонация. Поэтому формирование умения правильно использовать интонацию отдельного предложения способствует оформлению структурного единства и смысловой законченности текста в целом. Развитие лексической стороны речи. Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Овладение словарным составом родного языка - необходимое условие освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны слова. Работа над словом - это прежде всего работа по осмыслению его значения. Ребенка необходимо знакомить с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантически адекватное его использование, формирование обобщенного представления о слове. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания сообразно контексту, речевой ситуации создает предпосылки для свободного и гибкого обращения с языковыми средствами при построении высказывания. Конечно, словесные обозначения (наименования предметов) дети усваивают в ходе ознакомления с окружающей действительностью - как стихийного, так и специально организованного. Однако словарь дошкольников нуждается не только в количественном обогащении, но и в качественном совершенствовании. Для этого требуется особая педагогическая работа по уточнению значения слов, обучению семантически адекватному употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, развитию умения понимать переносные значения. В развитии словаря дошкольников крайне важным является принцип объединения слов в тематические группы. Единицы языка связаны друг с другом. Совокупность слов, составляющих тематический ряд, образует семантическое поле, которое располагается вокруг ядра. Например, многозначное слово "игла" в значении "лист хвойного дерева" входит в семантическое поле: дерево - ствол - ветви - хвоя - зеленая - пушистая, растет - опадает; игла для шитья входит в другое семантическое поле: шить - зашивать - вышивать - платье - рубашка - узор - острая - тупая и т.д. В процессе словарной работы (как и при решении других задач речевого воспитания) следует стремится к тому, чтобы речь ребенка приобретала такие качества, как точность, правильность, выразительность.В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые адекватно отражают замысел говорящего. Эта работа проводится в форме словесных, упражнений, выполнения творческих заданий. Формирование грамматического строя речи. В процессе овладения речью ребенок приобретает умение образовывать и употреблять грамматические формы. С учетом этого подпрограмма предусматривает специальную работу над морфологией (изменение слов по родам, числам, падежам), словообразованием (образование одного слова на базе другого с помощью особых средств), синтаксисом (построение простых и сложных предложений). Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы (за исключением некоторых); он усложняется с возрастом детей. В детской речи наиболее велик удельный вес существительных и глаголов, однако ребенок все больше начинает употреблять другие части речи - прилагательные, местоимения, наречия, числительные и т.д. При работе над существительными дети обучаются правильному употреблению падежных форм (особенно формы родительного падежа во множественном числе), знакомятся с разнообразными способами согласования существительного с прилагательными и глаголами. При работе над глаголами дети учатся употреблять их в форме 1-го, 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа, использовать категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода (девочка сказала), мужского рода (мальчик читал) или среднего рода (солнце сияло) с глаголами прошедшего времени. Детей подводят также к образованию повелительного наклонения глагола-действия, к которому кто-либо побуждает кого-либо (иди, беги, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения - возможного или предполагаемого действия (играл бы, читал бы). Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения различных типов предложений. При работе над прилагательными детей знакомят с тем, как согласуются существительное и прилагательное в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, весела, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр - добрее, тихий - тише). Дети осваивают и различные способы словообразования. Так, у них формируется умение образовывать слово на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, с помощью аффиксов (окончаний, приставок, суффиксов) и др. Овладение разными способами словообразования помогает дошкольника правильно употреблять название детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, конфетница), направление действий (ехал - поехал - выехал) и т.пПри работе над синтаксисом детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. Формирование сложных синтаксических конструкций в высказываниях детей производится в "ситуации письменной речи", когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Специальное внимание при обучении детей построению предложения уделяется упражнениям на употребление правильного порядка слов, на преодоление синтаксического монотона (повторения однотипных конструкций), правильное согласование слов и др. Наряду с этим у детей формируется элементарное представление о структуре предложения и о характере использования лексики в предложениях разных типов, умение осознанно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей. Развитие звуковой стороны речи. Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух (общую способность воспринимать фонологические средства языка). Линейные звуковые единицы (звук - слог - слово - фраза - текст) обладают самостоятельной протяженностью, следуют друг за другом. Одновременно с ними особенности звуковой стороны речи отражают просадические единицы: словесное ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Практическое владение языком предполагает умение различать на слух и адекватно воспроизводить все звуковые единицы родного языка. Поэтому работа по формированию звукопроизношения у дошкольников должна проводится систематически. Важными средствами звуковой выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Особый пласт образовательной работы связан с развитием у детей умения пользоваться интонацией - строить интонационный рисунок высказывания, передавая не только его значение, но и эмоциональный "заряд". Параллельно с этим осуществляется формирование умений использовать темп, громкость произношения в зависимости от ситуации, отчетливо произносить звуки, слова, фразы, предложения (дикция). Обращая внимание ребенка на интонацию, педагог развивает его речевой слух, чувство тембра и ритма, ощущение силы звука, что в дальнейшем оказывает влияние и на развитие музыкального слуха. В целом, работая над звуковой стороной речи, ребенок осваивает умение "подчинять" высказывание целям и условиям коммуникации с учетом предмета и темы высказывания, особенностей слушателей. Развитие образной речи. Речь ребенка становится образной, непосредственной и живой в том случае, если у него воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать при построении высказываний самые разнообразные выразительные средства. Важнейшие источники развития выразительности детской речи - это произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).Подпрограмма определяет конкретные пути развития образной речи ребенка средствами литературных произведений разных жанров (сказки, рассказа, стихотворения) и малых фольклорных форм. Развитие образности является существенным моментом речевого развития во всем его объеме. Так, лексическая сторона речи служит составной частью образности, т.к. анализ семантики способствует развитию умения употреблять точное по смыслу и выразительное слово или сочетание в соответствии с контекстом высказывания. Не менее значим грамматический аспект образности, поскольку используя разнообразные стилистические средства (порядок слов, построение разных типов предложений), ребенок оформляет свое высказывание грамматически правильно и одновременно выразительно. Фонетическая сторона связана со звуковым оформлением текста (интонационная выразительность, оптимально выбранный темп, дикция), что во многом обусловливает характер эмоционального воздействия на слушателей. Развитие всех сторон речи, взятой в аспекте ее образности, выступает фундаментальным условием развития самостоятельного словесного творчества, которое может проявляться у ребенка в сочинении сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок. Подпрограмма предполагает включение в контекст организованного развития речи и речевого общения работы по подготовке детей к чтению и письму, по формированию у них предпосылок соответствующих умений. Подобная подготовка должна быть подчинена единым целям и задачам речевого воспитания детей дошкольного возраста и шире - обеспечивать поступательность общего развития в этом возрасте. Так, в процессах чтения и письма перед детьми выделяются и ставятся прежде всего коммуникативные задачи. Иначе говоря, важно, чтобы дети смогли осмыслить чтение и письмо как самобытный способ обращения одного человека к другому. Только на этой основе ребенок сможет затем расчленять поток собственной мысли и развернуто оформлять ее в тексте (равно как и полноценно воспринимать текст - развернутое выражение мысли другого человека). Кроме того, при подготовке к письму педагог должен опираться на уровень развития осмысленной моторики, который достигнут ребенком в ходе освоения развивающих форм двигательной и изобразительной деятельности. 2«Методы и приемы развития речи детей в процессе индивидуальной и фронтальной работы». В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста применяю различные методы.- Наглядные.В качестве наглядных методов используются наблюдение (например, в подборе антонимов применялось сравнительное наблюдение) и демонстрация наглядных пособий.- Практические.Ведущим практическим методам являлось упражнение. В применении упражнений учитывались некоторые правила (поставить перед детьми учебную задачу, рассказать, что им предстоит сделать; показать образец выполнения упражнения; помнить, что выполнение упражнений нуждается в поощрении и контроле со стороны взрослого, иначе могут закрепиться ошибочные приёмы, искажения в знаниях).-Игровые. Достоинство игровых методов и приёмов заключалось в том, что они вызывали у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогали концентрировать внимание на учебной задаче, которая становилась не навязанной извне, а желанной личной целью.-Словесные.В качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, использую беседу и чтение произведений разного жанра.Учитывая основные недостатки речи детей дошкольного возраста, система работы основывалась на решении следующих задач:Для развития и обогащения словарного запаса детей мною разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно - графический и игровой материал: -предметные картинки с изображением различных признаков предметов (цвет, форма, величина); -сюжетные картинки с изображением действий; -коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру, по -составным частям, по фактуре (на ощупь); -муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико – тематическим циклам; -картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования; различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы, ягоды) и т. д. -технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.). Например, использование метода Лозанова. Методика обучения пересказу Источник: А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981 г. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|