|
Закономерности овладения грамматическим строем речи в онтогенезе.В работах А. Н. Гвоздева с учетом тесного взаимодействия морфологической системы языка выделяется следующие периоды формирования грамматического строя речи. I период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев). Этот период включает два этапа: 1) этап однословного предложения; 2) этап предложений из нескольких слов-корней. Первый этап 1 периода (1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев). На этом кратковременном этапе ребенок использует отдельные слова в роли предложения (однословные предложения). В речи ребенка лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок часто использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет ребенок, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания (бух, би - би, му, мяу), лепетные слова (ди, моко). Второй этап I периода (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев) – этап предложений из нескольких слов-корней. На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала два, затем три слова, то есть в речи ребенка появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова в высказывания, связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной, неизменяемой форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной, неизменяемой форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения (дай, ниси, пать). Анализ детских высказываний этого этапа показывает, что дети улавливают из речи окружающих лишь общее содержание, общий смысл слова, выраженный в его лексической основе. Формально-знакомые средства языка не дифференцируются, остаются вне сферы его восприятия. Так, при восприятии различных форм слов (дом, дома, домой, домом и т.д.) ребенок воспринимает лишь общую часть этих слов (дом). При комбинировании аморфных слов-корней ребенок еще не ставит и не может решить задачу выбора нужной грамматической формы и употребляет одинаковую форму слова в различных словосочетаниях. II период – период усвоения грамматической структуры предложения (1 год 10 месяцев – 3 года). Этот период состоит из трех этапов: 1). Этап формирования первых форм слов (1 год 10 месяцев – 2 года 1 месяц). 2). Этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 года 2 месяца – 2 года 6 месяцев). 3). Этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 6 месяцев – 3 года). Первый этап II периода характеризуется появлением первых форм слов. На этом этапе формирования грамматического строя речи дети начинают замечать различную связь между словами в предложении. В отличие от предыдущего этапа, на котором все слова использовались в одинаковой, неизменяющейся форме, на этом этапе ребенок начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются следующие: формы именительного падежа единственного числа и множественного числа с окончаниями – ы, - и (фонетически всегда – и по причине смягчения согласных), формы винительного падежа с окончанием - у (кису, куклу), иногда появляются формы родительного падежа с окончанием – ы (нет кисы), окончание – е для обозначения места (толе вместо столе), при этом предлог не употребляется. Первыми грамматическими формами глаголов являются: повелительное наклонение 2-го лица единственного числа (иди, неси, дай), формы 3-го лица единственного числа настоящего времени, без чередования в основе (сидит, спит), возвратные и невозвратные глаголы. К двум годам появляются прилагательные, чаще всего в форме именительного падежа мужского или женского рода, но без согласования с существительными. Таким образом, в речи ребенка начинают обозначаться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом изъявительного наклонения (матик играет), некоторые формы управления глаголом (дай кису). Однако в речи ребенка имеется большое количество аграмматизмов. На этом этапе отмечается расширение структуры предложения до 3-4 слов (Таня играет кукла). Второй этап II периода - этап использования системы флексий для выражения связей слов (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев). Словоизменение в русском языке характеризуется большим разнообразием флексий, которые систематизируются при формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения. Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования (систему по Э. Косериу, С.Н. Цейтлин), позже овладевает частными правилами, исключениями из общего правила (нормой языка), происходит дифференциация внутри системы языка. Третий этап II периода – этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет). Характерной особенностью нормального речевого развития является то, что усвоение предлогов происходит лишь после усвоения основных наиболее функциональных грамматических элементов языка – флексий. На начальных этапах речевого развития в детской речи отсутствуют предлоги (на столе – толе). Но это период непродолжителен. Научившись выделять и использовать флексию, ребенок затем вводит в эту конструкцию и недостающий третий элемент – предлог, выражая лексико-грамматическое значение с помощью предлога и флексии. На этом этапе ребенок правильно употребляет простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частных правил словоизменения, в этом числе дифференциация морфологической системы склонения существительных, усвоение окончаний множественного числа – ов, - ами, - ах, падежных окончаний именительного падежа множественного числа – а, - иа (рога, стулья). III период – период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения и спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил. В речи детей до 4 лет иногда еще встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении, тенденции унификации основы. После 4 лет такого рода окказионализмы исчезают из детской речи, остаются лишь нарушения чередования в основах глагола. Усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление. Таким образом, к школьному возрасту, ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию грамматических закономерностей при изучении русского языка. (доп-но)Н.И. Красногорский выделяет следующие этапы развития речи у детей: ПЕРВЫЙ ПРЕДРЕЧЕВОЙ ПЕРИОД (первый год жизни): 1) подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций; образование недифференцированных голосовых шумов и звуков (с 3 до 6 месяцев); 2) гуление; образование голосовых недифференцированных гортанных, глоточных, ротовых, губных шумов и отдельных неопределенных речевых звуков; 3) лепет как первичная форма речевого потока, состоящего из недифференцированных голосовых звуков, вызванных подражанием. ВТОРОЙ ПЕРИОД – ОБРАЗОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ ЗВУКОВ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИРОВКА (второй год жизни): 1) синтез слогов (6 – 12 месяцев); опосредование ими внешних раздражителей; 2) синтез слоговых двучленных цепей (9 –12 месяцев) и их автоматизация; 3) образование первых 5 – 10 слов (8 –10 месяцев). ТРЕТИЙ ПЕРИОД (третий год жизни): 1) обогащение словарного фонда до 500 слов и больше; 2) образование и автоматизация речевых цепей от двучленных до многочленных шаблонов; 3) совершенствование произношения отдельных слов и речевых шаблонов. ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД (четвертый год жизни): 1) обогащение словарного фонда до 1000 слов и больше; 2) удлинение и усложнение речевых цепей; число слов в речевых цепях достигает 9 – 10; 3) накопление и автоматизация речевых цепей и формирование более сложных речевых потоков; 4) усиленно громкое произношение речевых цепей, способствующее их укреплению; 5) укрепление, упрочение речевых стереотипов и их автоматизация; 6) дальнейшее улучшение неправильно произносимых фонем и слов в речевых цепях; 7) появление простых подчиненных словарных цепей или придаточных предложений. ПЯТЫЙ ПЕРИОД (пятый год жизни): 1) дальнейшее обогащение словарного фонда; 2) выработка приспособительной громкости произношения; 3) развитие подчиненных сложных словарных цепей или придаточных предложений. Список литературы: 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников». Издательский центр «Академия», 2013. 2. Бородич А.М. «Методика развития речи детей», «Просвещение» Москва,1994. 3.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 1961. 4.Козырёва Л.М. «Развитие речи, дети 5-7 лет», «Академия развития»,Ярославль, 2010. 5. Сахин Ф.А «Развитие речи детей дошкольного возраста», Москва, 2009. 6.Фёдоренко Л.П «Методика развития речи детей дошкольного возраста», «Просвещение» Москва,1992.
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|