|
Работа по развитию связной речи учащихся специальных школ V вида.Целью работы по развитию речи учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида является формирование содержательной, логичной, точной, богатой, выразительной и правильной речи. Связная речь – «вид речемыслительной деятельности, результатом которой является текстовое сообщение». Следовательно, система работы, направленная на развитие связной речи учащихся речевой школы, предполагает формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи. Предметом методики развития связной речи является – содержание, операционный состав и методические условия формирования у школьников речевых умений адекватно воспринимать высказывание, воспроизводить текст и создавать собственный. При этом формирование речевых умений рассматривается в системе работы по совершенствованию речевой деятельности учащихся. Развитие речи учащихся – одна из главных задач обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе V вида. Под развитием речи в практике обучения школы данного типа понимается система работы над созданием навыков активного владения языком в целях полноценного общения (А.А. Алмазова). При этом связная речь рассматривается одновременно и как процесс коммуникации, и как результат этого процесса, то есть создание определенного речевого произведения или текста. В современной речевой школе обучение русскому языку направлено на овладение им как средством общения, поскольку именно в процессе общения происходит развитие интеллекта школьника, формирование его личностных качеств. Указанная цель обусловила коммуникативно-речевую направленность обучения русскому языку, что предполагает взаимодействие языкового образования и речевого развития школьников. В русле такой направленности речевое развитие рассматривается как готовность школьников к полноценной речевой деятельности, а основной целью обучения учащихся связной речи является их речевое развитие. По определению Т.Г. Рамзаевой, основополагающими компонентами системы обучения связной речи являются: знакомство с элементарными речеведческими знаниями (речь; виды речевой деятельности; формы речи; типы и функциональные стили речи), а также владение системой речевых умений, связанных с восприятием и созданием текста. Методика развития связной речи учащихся речевой школы базируется на двух подходах: лингвистическом и психолингвистическом (А.А. Алмазова). Лингвистические данные позволяют создать и использовать в обучении модель анализируемого или создаваемого текста, а использование психолингвистической теории восприятия и порождения текста делает возможным обучение школьников с недоразвитием речи построению связного высказывания как коммуникативной единицы. В современной методической науке (А.К. Аксенова, Т.А. Ладыженская, В.И. Капинос, Т.Г. Рамзаева, Г.С. Щеголева и др.) речевое умение понимается как действие или система действий, направленных на решение определенных коммуникативных задач. В основе классификации речевых умений, разработанной М.С. Соловейчик, лежит деятельностный подход и учтены все структурные компоненты речевой деятельности. Названная классификация включает умения, необходимые для создания высказываний (говорения и письма), а также умения, необходимые для восприятия высказываний (слушания и чтения). Формирование умений связной речи у учащихся речевой школы имеет свою особенность в плане организации деятельности учащихся и в выборе методов обучения. На уроках в большей степени используется сочетание слуховых (чтение текста, объяснение учителя), зрительных (вербальных, невербальных опор) и моторных (запись материала) средств обучения, служащих базой для сознательного овладения учениками специальной (коррекционной) школы V вида правилами построения текста. Целью развития связной речи учащихся речевой школы является формирование у них умений адекватно воспринимать и анализировать связное речевое высказывание, а также умений создавать собственные тексты разных типов речи. В связи с этим названные речевые умения будут рассматриваться как обобщенный способ выполнения действий, и как конечный результат обучения связной речи учащихся специальной (коррекционной) школы V вида. Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи предполагает использование последовательного, поэтапного, системного подхода к развитию связной речи, при котором логично сочетаются упражнения репродуктивного, конструктивного и творческого характера. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что особенностями работы по формированию у учащихся речевой школы умения воспроизводить текст являются: - целенаправленный и подробный анализ источника, проводимый с целью выяснения особенностей содержания и структуры готового связного высказывания; - проведение языкового анализа текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников; - сочетание устных и письменных упражнений; - использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера, позволяющих ученикам представить модель анализируемого или воспроизводимого ими текста. Обучение учащихся речевой школы правилам построения собственного высказывания будет включать следующие компоненты: - поэтапное формирование содержательного, операционного, мотивационного компонентов умения создавать текст; - проведение на уроках русского языка большого количества упражнений репродуктивного и конструктивного характера в качестве подготовительных к написанию сочинений; - в процессе создания текста проводится одновременная работа над всеми компонентами речевой системы; - сочетание устных и письменных творческих упражнений; - использование большого количества опорных конструкций вербального и невербального характера, позволяющих ученикам представить модель создаваемого ими текста. В начальных классах речевой школы дети учатся составлять тексты по развернутым вопросам плана, по серии сюжетных картинок, сюжетным картинам, опорным словам, предметно-графическим схемам и другие. Проводятся следующие виды сочинений: по наблюдениям, по серии картинок, по сюжетной картине, описание предмета. Важной особенностью проведения уроков по развитию связной речи в специальной (коррекционной) школе V вида является использование различных моделей, опорных конструкций вербального и невербального характера (А.А. Алмазова). К вербальным опорам относятся: развернутые вопросы, тематические предложения, смысловые лексические группы, имена существительные и эпитеты к ним, глаголы и глагольные сочетания. В качестве опор невербального характера используются: сюжетные картины, серии сюжетных картин, наглядные модели, графические и предметные схемы (Г.В. Чиркина). Как показывает практика, одним из эффективных приемов коррекционно-логопедической работы по развитию связной речи является применение наглядных моделей. Они позволяют школьнику осознать смысловой план текста, представить логику развития действия, поупражняться в употреблении грамматических форм и синтаксических конструкций. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|