Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Основные методические требования к организации и содержанию работы по формированию связной речи детей с ОНР в специальном детском саду





Формирование связной речи – это формирование и формулирование связных мыслей. Опираясь на принцип поэтапного формирования умственных действий (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин) можно понять, что становление умственных действий – сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций с опорой на вспомогательные средства, а затем сокращается, свертывается и постепенно осуществляется во внутреннем плане. К таким вспомогательным средствам формирования связной речи детей с ОНР относятся: наглядность (по поводу которой происходит речевое высказывания) и моделирование плана высказывания, на значимость которого указывали Л.С.Выготский (1996), В.К.Воробьева (1988), В.П. Глухов (2004). Если расположить используемые при обучении дошкольников виды рассказывания в порядке постепенного убывания наглядности и «свертывания» смоделированного плана высказывания, то можно выделить следующие этапы коррекционно-логопедической работы:

I этап Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на демонстрацию действий, включает следующие этапы работы:

1.Формирование навыка воспроизведения рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;

2. Формирование навыка составления рассказа по демонстрируемым действиям.

II этап Цель: Формирование навыка связной речи с опорой на картинный материал, включает следующие этапы работы:

1.Формирование навыка пересказа: 1.1. по серии сюжетных картинок; 1.2.по сюжетной картинке; 1.3. по набору предметных картинок.

2. Формирование навыка составления рассказа: 1.1. по предметно-графической схеме; 1.2. по серии сюжетных картинок; 1.3. по сюжетной картинке. 3. Формирование навыка составление рассказа-описания по картинке: 1.1. формирование навыка составления простого рассказа-описания; 1.2. формирование навыка составления развернутого рассказа-описания.

III этап Цель: Формирование навыка связной речи без зрительной опоры, включает следующие этапы работы:

1. Формирование навыка пересказа литературного произведения.

2. Формирование навыка составления рассказа: 1.1. по опорным словам; 1.2. по сюжетам из личного опыта детей; 1.3. творческие рассказы.

3. Формирование навыка составления рассказа-описания по представлению

  1. Основные методические требования к организации и содержанию работы по формированию связной речи детей с ТНР в специальном детском саду

В качестве основных направлений по развитию связной речи можно выделить:

  1. Расширение объема речеведческих сведений и понятий;
  2. Углубление работы над типами речи (повествованием, описанием, рассуждением) за счет изучения их разновидностей;
  3. Введение сведений по стилистике и работа над текстами различных видов;
  4. Уточнение комплекса речевых умений, выделение частных умений в структуре обобщенных речевых действий;
  5. Использование нетрадиционных видов упражнений в связной речи;
  6. Увеличение объема и сложности используемых в системе обучения текстов.

1. Словарная работа:

  • толкование значений слов, оттенков их значений, эмоционально-экспрессивной окраски в процессе выбора слов для конкретных ситуаций;
  • работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологическими единицами, включение их в конкретный текст, в собственные предложения;
  • работа со словарями - толковыми, словообразовательными, синонимическими, орфографическими;
  • исправление ошибок словоупотребления в устной речи;
  • речи и в письменных сочинениях.

2. Работа над словосочетанием (словосочетание - это момент в процессе создания текста, момент творческого процесса):

  • составление словосочетаний с конкретными словами - для текста или словосочетаний заданного типа;
  • выверка сочетаемости слов на основе языкового чутья или по словарям сочетаемости;
  • введение, включение словосочетаний в предложение и текст;
  • обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения, предупреждающие подобные ошибки.

3. Работа над предложением:

  • составление предложений на заданную тему, с использованием заданных слов - по теме сочинения, рассказа;
  • составление предложений заданного типа по схемам-моделям;
  • распространение предложений, перестройка их структуры;
  • выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах;
  • интонирование предложений, работа над паузами, логическими ударениями;
  • свободное составление предложений, фраз;
  • редактирование предложений, устранение различных недочетов в их построении

4. Логическая работа:

  • работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов, явлений природы по их признакам;
  • построение обобщений, индуктивных и дедуктивных рассуждений, доказательств;
  • исправление логических ошибок: неоправданных повторов, нарушений последовательности мысли, восполнение пропусков чего-то важного, и т. д.

5. Упражнения, опирающиеся на теории текста:

  • моделирование структуры текста образцов и подчинение собственного текста этой модели, т. е. редактирование своего текста;
  • отработка типов связи в тексте;
  • составление текстов различных функционально-смысловых типов: описание, повествование и рассуждение, а также разных жанров: рассказ, пейзажная зарисовка, описание картины, очерк, статья в газету, письмо, пьеса;
  • передача сюжета в диалогической форме.






ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.