Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль искусства в познании мира. Новаторство и традиции в культуре.





План:

1. Мифология.

2. Жизненный опыт.

3. Народная мудрость.

4. Паронаука.

5. Искусство.

1. Мифология - самый древний способ познания мира, зародился на ранних стадиях развития общества.

2. Жизненный опыт.

Опыт повседневной жизни (жизненная практика), еще один способ познания мира. Люди накапливают и распространяют свой социальный опыт. Не только с помощью языка и письменности, но и не на вербальном уровне (орудие, инструменты и т.д.)

3. Народная мудрость.

o Сказки.

o Загадки.

o Пословицы и поговорки.

Содержат важные сведения о мире природы и людей.

4. Паронаука - от латинского окончательное знание.

Черты паронауки:

o Противоречат научным знаниям.

o Претендует на универсальность и исключительность.

o Уход от конкретных объяснений.

o Использование сведений неподтвержденных практикой.

Иногда паронаука (например: астрология) способствуют выдвижению новых научных проблем.

5. Искусство и его роль в познании мира.

Искусство - это художественное познание (живопись, литература и т.д.), т.е. осуществляется через художественные образы, мы говорим что "Евгений Онегин" - это энциклопедия русской жизни.

Искусство отражает действительность. В искусстве выражается эстетическое отношение человека к действительности. Можно изучать историческое прошлое по архивным документам и археологическим раскопкам систематизируя и обобщая их, можно узнать о прошлом и с помощью художественных произведений созданных мастерами живописи и театра. Специфическим способом художественного познания является использование художественного образа.

Канон - свод прикладных правил художественного или поэтического ремесла.

С помощью художественного образа искусство создает своего рода гипотезу окружающего мира или его частей.

Вывод: многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требует и многообразия познания действительности, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.

Вопрос №2

Социальный статус личности, социальные роли личности.

Социальный статус.

Социальный статус - это показатель положения, занимаемого личностью или группой в обществе.

Каждый человек обладает несколькими статусами, однако статусы неравны. Положение в обществе определяет главный статус. В его основе лежат должность, профессия человека. Социологи различают статусы приписанные (прирожденные) и достигнутые (приобретенные). Приписанный статус человек получает автоматически по этническому происхождению, месту рождения, положению семьи вне зависимости от личных усилий. Выходцы из семей с различными социальными статусами имеют неравные условия социализации. Реальная стартовая позиция индивида влияет на его отношение к обществу, дает определенную точку зрения на мир, которая во многом обусловливает дальнейшее поведение личности. Достигнутый статус приобретается усилиями самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Социальный статус обеспечивает определенные права и возможности личности. С помощью статусов упорядочиваются, регламентируются отношения между людьми. Социальные статусы отражаются как на внешнем поведении и облике человека, так и на внутренней позиции личности, т.е. на ее установках, ценностных ориентация и мотивах. Каждый статус требует (и дает возможность) выполнения социальных ролей.

Социальная роль.

Социальная роль - это модель поведения личности, обусловленная ее статусом.

Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, определяется как ролевой набор. Роли различны по своей значимости. Роль объективно задается социальной позицией вне зависимости от индивидуальных особенностей человека, занимающего эту позицию.

Исполнение роли всегда индивидуально, но оно должно соответствовать принятым социальным нормам и ожиданиям окружающих. Между ролевым ожиданием и ролевым исполнением никогда не бывает полного совпадения. Качество исполнения роли зависит от множества условий, в числе которых решающее значение имеет соответствие роли потребностям и интересам личности. Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей, возможен ролевой конфликт. Американский социолог Т. Парсонс предложил систему описания ролей личности посредством выделения пяти свойств.

1. Масштаб - часть ролей четко ограничена в пространстве и времени, другая часть размыта.

2. Формализация роли - действие происходит по строго установленным правилам или произвольно.

3. Эмоциональность - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности.

4. Мотивация - роль ориентирует на личную прибыль или на общее благо.

5. Способ получения роли - одни роли приписываются, другие - завоевываются.

Освоение различных ролей личности происходит в процессе ее социализации через деятельность различных социальных групп.

В социальную структуру общества включаются также многочисленные социальные группы.

Престиж (уважение, влияние) - это оценка обществом значимости позиций занимаемых людьми (оценка закреплена общественным мнением).

Социальная мобильность.

Социальная мобильность - это изменение социальной группой или индивидом своей социальной позиции. Термин "социальная мобильность" был введен в социологию П.А. Сорокиным, который рассматривал социальную мобильность как перемещение по социальной лестнице в двух направлениях:

1. Вертикальном - движение вверх и вниз.

2. Горизонтальном - передвижение на одном и том же социальном уровне.

В периоды социальных изменений наблюдается массовая групповая мобильность. В стабильные периоды социальная мобильность возрастает в период структурной перестройки экономики. В этом случае важным "социальным лифтом", обеспечивающим вертикальную мобильность восходящего вида, выступает образование. Социальная мобильность представляет собой достаточно достоверный показатель уровня открытости или закрытости общества. В современном обществе социальная мобильность порождает явление социальной маргинальности.

Маргинальность - понятие, характеризующее пограничные, промежуточные, стоящие на рубеже культур явления, социальные субъекты и статусы. Это понятие ввел американский социолог Р. Парк для характеристики положения мулатов. Маргинализация подразумевает разрыв, потерю объективной принадлежности к некоей социальной общности без последующего вхождения в иную общность или без полной адаптации в ней.

Маргинал - это человек, имеющий отношение к двум различным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью. (Примеры: горожане сельского происхождения; дети из межнациональных семей; представители третьих стран, получившие европейское образование; эмигранты.) Субъективное представление маргинала о себе и его объективное положение противоречивы: он поставлен в ситуацию борьбы за выживание. Поэтому маргинальная личность обладает рядом характерных черт: беспокойством, агрессивностью, неоправданным честолюбием. Социальное поведение маргинала создает сложности как самому человеку, так и общающимся с ним людям. Долгое время в социологии маргинальность оценивалась негативно. В последнее время социологи изменили к ней отношение, увидев в этом социальном явлении положительную сторону - отсутствие жестко очерченных норм и связей, что способствует повышению активности личности, а также выработке культурных и социальных нововведений.

Люмпен - деклассированная часть общества, смирившееся со своим положением. (Социальное дно - оно замкнуто, в него легко попасть, но сложно выбраться.)

Интелегенция - работники умственного труда.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.