|
Гимнографические иконы Богоматери.Акафист — это хвалебное византийское песнопение (жанр православной церковной гимнографии) в честь Иисуса Христа, Богородицы и святых. Древнейшим акафистом считается Акафист Божией матери, написанный еще в VII веке.
Каждое песнопение связано с фактом священной истории поэтому требуется полное отображении содержания того или иного акафистника. Обычно такого рода иконы состоят из средника, где размещается главный сюжет иконы, и клейм — небольших прямоугольников, композиционно и сюжетно соотнесенных со средником и обрамляющих средник со всех четырех (реже двух) сторон. Зародившись в жанре житийных икон, этот способ компоновки изображения (икона с клеймами) оказался очень удобен для иллюстрирования акафистов. Корпус акафистных икон, как одного из столбовых направлений в иконографии Богородицы, формируется в позднеиконописной традиции не ранее XVI–XVII веков.
Вершиной акафистных иконографий следует признать образ «О Тебе радуется [обрадованная вся тварь]». Это по-своему интересная иконография, в ее основе лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храм а, окруженного цветущими деревьями. Это одновременно и образ небесного Иерусалима (так метафорически в церковной традиции именуют рай). В нижней части иконы, у подножия престола, изображаются люди — пророки, цари, святые разных рангов и простой люд. С богословской точки зрения, считается, что икона символизирует образ преображенного Творения, начало которому положено в тайне Боговоплощения.
Афонская традиция в иконографии богородичных икон. Административно — особая единица Греческой Республики, самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха (с 1312 года). Каждый из 20 монастырей имеет статус патриаршей ставропигии. Афонская икона вобрала в себя традиции греческой иконописи византийского и поствизантийского периодов, подвергнутых переработке средствами тональной живописи нового времени. Афонской икона стала самостоятельным религиозным и художественным феноменом, для которого характерны следующие особенности: ¾ иконография, восходящая к древним образцам; ¾ крупный и обобщенный монументальный силуэт, четко выделяющийся на золотом фоне; ¾ условная светотеневая моделировка с мягкими переходами тона, базирующаяся не на натурном наблюдении за освещенностью объекта, а на умозрительном построении формы; ¾ многослойная масляная живопись, не образующая ни малейшего рельефа на поверхности доски; ¾ условные и нейтральные трактовки ликов, максимально удаленные от всякого подобия «портретности»; ¾ рисунок, не стремящийся к анатомической правильности, с укрупненными чертами ликов и силуэтами кистей рук. Афонская икона представлена сравнительно ограниченным кругом сюжетов. Это, прежде всего, образы Божией Матери, «афонской Игуменьи», — Иверская, Скоропослушница, Троеручица, Вратарница, Достойно есть, Отрада и Утешение и др., а также ростовые и полуфигурные изображения святых (наиболее распространенный образ — Св. великомученика и целителя Пантелеимона). Иконы праздничного цикла встречаются редко, и можно сказать, что афонским иконописцам за время существования афонской иконы не удалось разрешить задачу многофигурной композиции, и иконы этих сюжетов напоминают, скорее, живописные примитивы.
Иверская икона Божией Матери - православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная, принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Первое известие о ней относится к IX веку — временам иконоборчества. Иконография двунадесятых праздников (Христологический ряд). Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы, входят в число великих праздников. В зависимости от прославляемого, двунадесятые праздники разделяются на Господские и Богородичные, причем Господские стоят выше Богородичных. Двунадесятых Господских праздников всего восемь: Воздвижение Креста, Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница. Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас, принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду. В иконостасе праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». Типы изображения: персональный тип – младенец – Рождество, Сретение. В остальных – взрослый, бородатый В мандоле – Преображение, Вознесение Преображение Господа Бога и Спаса нашего — праздник христианской церкви Православное празднование совершается 19 августа (6 августа по юлианскому календарю). Суть: описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками. Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее. История самого события Преображения Господня излагается в Евангелиях: Мф.; Мк. Лк. Согласно повествованию евангелистов, вместе с Иисусом Христом на гору Фавор, где произошло Преображение Господне, пришли три его ученика, апостолы - Петр, Иаков и Иоанн. Преображение сопровождалось появлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, говоривших с Иисусом. На горе Фавор у учеников Христа открылось "духовное зрение", и они смогли увидеть Свет, преобразивший Христа. Христос показал трем ученикам Свое Преображение, чтобы они засвидетельствовали Его Божественную природу и добровольное согласие на крестные муки.
Иконография: Основой для иконографии праздника Преображения Господня становится евангельское повествование. В православной и́конописи композиция Преображения всегда изображается среди скалистого пейзажа. На иконах Христос изображается в величии Своей божественной славы, которая символически выражена в особой белизне Его одежд. Белизна подчеркивается мандорлой — тёмным кругом, на фоне которого Иисус символически изображается как просфора на дискосе во время литургии. Моисей и Илия изображаются по обеим сторонам от Христа как сослужащие Ему священник и диакон. Ученики обычно изображаются испуганными увиденным ими преображением их Учителя и явлением двух пророков Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|