Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Иконография Страстного цикла.





Страстной цикл — в изобразительном искусстве — цикл сюжетов, основанный на заключительных частях Евангелий, повествующих о последних днях земной жизни Иисуса Христа.

Основные темы Страстей Христовых: Помазание Христа миром (Омовение ног); Тайная Вечеря; Моление о чаше; Суд Пилата; Крестный путь; Распятие; Погребение Христа; Сошествие во ад.

Самый ранний цикл в русской иконописи находится в праздничном ряду Успенского монастыря во Владимире; сохранившийся – цикл Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Тайная вечеря рассказывает о самой последней трапезе Спасителя со своими учениками. На иконе изображены Иисус и двенадцать Его учеников, включая предавшего Спасителя Иуду Искариота. События, произошедшие во время Тайной Вечери стали отправной точкой Страстей (Страданий) Христовых.

Особенности:

1. Самый юный из апостолов, Иоанн Богослов, на иконе изображается возлежащим у груди Спасителя.

2. Иуда Искариот лишён нимба. Часто в руках его рисуется кошелёк, мошна - Иуда был казначеем апостолов, он собирал пожертвования и распоряжался собранными деньгами.

3. Иисус Христос изображён с характерным для Его иконографии крестчатым нимбом.

Омовение ног. Композиция таких икон строится по кругу - апостолы сидят вокруг стола, а изображенный слева (очень редко справа) Христос смиренно омывает ноги Петру. На иконах в нижней части слева изображен Христос, Его хитон подпоясан белым поясом. Перед Ним полукругом сидят апостолы. У ног Христа стоит золотая купель в форме чаши. Христос держит полотенце обеими руками, склоняется к апостолу Петру, чтобы отереть его ноги. Иконография Омовения ног складывается в византийском искусстве IX – XII веков, один из примеров – мозаика в храме Осиос Лукас в Фокиде. В древнерусской живописи этот сюжет встречается в иконах XV века в связи с появлением высокого русского иконостаса, в праздничный чин которого в некоторых случаях включались иконы «Омовение ног». Наиболее развитым среди сохранившихся от XV века является праздничный ряд иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, выполненный около 1497 года. Он состоял из двадцати пяти икон, девять икон посвящены Страстям Христовым. Среди них есть икона «Омовение ног», которая в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. «Омовение ног» также представлено на одном из клейм двусторонней иконы-таблетки конца XV – начала XVI века из Софийского собора в Новгороде

Моление о чаше. Классич. Иконография вкл. изображение коленноприклонного молящегося Иисуса среди пустынных гор и спящих апостолов. Обычно Христос изображается дважды: молящимся и стоящим перед спящими учениками. (Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде, к.XV-нач.XVI вв.).

"Суд Пилата" или по-иному "Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату" редко встречается в русской иконописи. Сюжет страстного цикла изображает приведение и беседу Христа с Пилатом. Связанный Христос в сопровождении воинов стоит перед возвышением с троном Пилата. Пилат умывает руки, обратившись к первосвященникам Анне и Каиафе (что, хотя и является отступлением от непосредственного изложения евангельских событий, но передает смысл сложения Пилатом ответственности за казнь Христа с себя на еврейский народ). Изображение трона показывается так, что левая (относительно зрителя) ножка свисает с возвышения. Подобным образом изображается трон Пилата на новгородской "таблетке" из Софийского собора конца XV - начала XVI вв. (Икона из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря).

Шествие на Голгофу. Иисусу Христу возложили крест на плечи, так как осужденным на распятие полагалось нести крест свой до места казни. Местом казни был обозначен холм, называвшийся Голгофою, и находящийся к западу от Иерусалима, недалеко от городских ворот с названием - Судные. Измученный побоями и бичеваниями, истомленный душевными страданиями, Иисус Христос едва шел по гористой дороге, несколько раз падая под тяжестью креста. За Учителем шло много народа, люди стояли и по обочине дороги на всем Крестном пути Спасителя. Думаю, вы поняли, что изображено. (Главный иконостас Софийского собора в Новгороде. 16 век).

Распятие: Первые христиане не изображали сцен Распятия, только после отмены смертной казни. Первое время используются аллегорические изображения, только в VII в. произошла отмена символических замен образа Христа. Первые изображения полноценной сцены – рельеф дверей церкви св. Сабины в Риме (VIв.).

Ранний тип - Сирийский тип – одно фигурное распятие. Другой тип – это акцентирование на самой казни. Еще один тип – изображения с распятыми разбойниками. В византийской традиции тело Христа прибивалось 4 гвоздями, в западной - ноги приколочены одним. В русской иконописи терновый венец появляется в XVII в.

Положение во гроб. Иконография сюжета композиционно вариабельна. Действие обычно происходит перед пустой нишей (пещерой), или же внутри гробницы, через дверной проём которой виден пейзаж. Часто в каменном гробу представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображён крест, на котором был распят Господь

Троица

Ветхозаветная Троица. Изображена в виде трех ангелов. Такое изображение основано на библейском повествовании о том, как Бог явился к праотцу Аврааму в виде трех странников, которые предсказали рождение сына. Святая Троица изображается в виде трех ангелов, сидящих под деревом. На столе перед ними — угощение, предложенное Авраамом, который стоит рядом. Сарра находится либо тут же, вместе с Авраамом, предстоя перед Святой Троицей, либо в шатре.

Новозаветная Троица. Бог Отец изображен в виде Старца. В нимбе над Его головой те же буквы, которые пишутся в нимбе Спасителя, означающие, как говорилось выше, “Сущий”, но сам нимб может быть не круглым, а треугольным. Иисус Христос восседает рядом с Богом Отцом. В правой руке Спаситель держит раскрытое Евангелие, в левой— Крест. Дух Святой изображен в виде голубя, парящего над Ними, потому что Он явил Себя при Крещении Спасителя.

Два основных типа:

· Сопрестолие - Изображение Бога-Отца в виде седовласого старца, Сына в виде мужа, восседающего на троне по правую руку от Него; Святого Духа в виде голубя над троном.

· Отечество - На иконе Бог-Отец, восседающий на престоле, на Его коленях — Спас Эммануил, держащий синюю сферу в голубом сиянии, в которой изображен голубь — символ Духа Святого. За плечами Бога-Отца два шестикрылых серафима. Подножие поддерживают красные крылатые колеса с очами — одни из ангельских чинов — «престолы». Слева и справа на столпах-колоннах — избранные святые: слева — Даниил, справа — Симеон. Предстоит Троице один из юных апостолов. Нимбы и у Отца и у Сына крестчатые.

В византийских изображениях Троицы было больше иллюстративности, в них всегда подробно передавались все обстоятельства появления ангелов перед Авраамом и перед его супругой Саррой, почтительно угощавшими гостей роскошными яствами. Композиции византийских Троиц обычно перегружены подробностями, им не хватает цельности и единства, даже когда они вписаны в круглое поле. Средний ангел возвышается над боковыми. (Троица. Византийская икона. XIV в. Флоренция. Музей Барджелло).

Фреска "Троица", написанная Феофаном Греком в церкви Спаса Преображения в Новгороде, использовала канонический сюжет «Гостеприимство Авраама». Икона имеет немного бытовой характер, Он также выделяет среднего ангела.

Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества (Отца, Сына и Святого Духа), воспринималась как символ времени, символ духовного единства, мира, согласия, взаимной любви и смирения, готовности принести себя в жертву ради общего блага. Сергий Радонежский основал недалеко от Москвы монастырь с главным храмом во имя Троицы.

В иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь.

Левый ангел, означающий Бога-Отца, правой рукой благословляет чашу. Средний ангел (Сын), изображенный в евангельских одеждах Иисуса Христа, опущенной на престол правой рукой с символическим перстосложением, выражает покорность воле Бога-Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела (Святого Духа) завершает символическое собеседование Отца и Сына, утверждая высокий смысл жертвенной любви, и утешает обреченного на жертву.

Символика «Троицы. Идейным и композиционным центром «Троицы» является чаша с головою жертвенного тельца, преобразующего агнца новозаветного, т.е. душу Христа. Она означает любовь, готовую жертвовать собой. Вокруг престола с чашей группируются три задумчивых ангела. Они образуют как бы замкнутый круг - символ света, вечности и любви. Трапеза ангелов символична. Древнейшим символом пищи духовной в истории человечества является трапеза, пир.

«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им. Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках). Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи. Архитектурный фон – строго классический: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.