Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Мозаика собора Софии Киевской — Богородица «Нерушимая Стена»





Самая известная мозаика собора — Богородица «Нерушимая Стена» — находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды. Мозаика в алтаре собора. Богоматерь стоит с поднятыми руками на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. На ней - синий хитон, пурпурный мафорий с золотыми складками и красные сапожки. Из-за пояса свисает белый платок

Примечательная черта киевской «Оранты» — ее пропорции. Перед мозаичистом стояли большие трудности в построении изображения на вогнутой поверхности апсиды. Чтобы не допустить искажений в восприятии фигуры Богородицы, мастер должен был найти особые пропорциональные соотношения. По своим пропорциям фигура „Оранты“ плохо приспособлена для отведенного ей места. Она слишком коротка и приземиста. Голова составляет лишь одну шестую часть фигуры. Нижняя часть последней непропорционально коротка по отношению к размерам головы. Если бы мастер учел перспективное сокращение, то он должен был удлинить именно нижнюю часть фигуры, чего он как раз не сделал. Поэтому фигура и кажется такой короткой и большеголовой, что придает ей несколько архаический характер.

 

3. Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток — символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

 

Умиление (елеуса) - от греч. «милующая», «сострадание, сочувствие». Умиление — один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображена с Младенцем Христом, сидящим на Ее руке и прижимающимся щекой к Ее щеке. На иконах Богородицы Елеусы между Марией (символом и идеалом рода человеческого) и Богом Сыном нет расстояния, их любовь безгранична. Икона прообразует крестную жертву Христа Спасителя как высшее выражение любви Бога к людям. В греческом искусстве данный иконографический тип именовался чаще «Гликофилусса» (от греч. «сладко любящая»), что иногда переводят как «Сладколобзающая» или «Сладкое лобзание».

Наиболее известные иконы типа «Умиление»:

1. Владимирская икона Божией Матери представляет собой поясное изображение Богоматери в темно-красном с алой каймой мафории, с младенцем Христом на правой руке, в нежном, порывистом движении обнимающим Мать за шею и прильнувшим (щекой к Ее щеке. Владимирская икона Божией Матери написана с необычайной теплотой, отличается изысканной пластикой линий, совершенством силуэта.

На гиматии Христа – клав, оливково-зеленая полоса вокруг пояса и через плечо - византийский знак царской власти.

Золотой фон Владимирской иконы Божией Матери символизирует Божественный свет. По сторонам - византийская контрактура, сокращение слов с помощью первой и последней букв МР ФV (греч. «Матерь Божия»), рядом IС ХС (греч. «Иисус Христос»).

 

 

2. Икона Божией Матери «Петровская» относится к одному из наиболее любимых русским народом типов богородичных икон, называемому «Умиление». Близкой иконографической аналогией образу является икона Владимирской Богоматери

В отличие от прославленного образа фигуры Богородицы и Младенца Христа на Петровской иконе представлены погрудно, а само изображение дано в зеркальном отражении.

Есть характерные особенности и в жестах рук Богоматери и Спасителя. Редким в богородичной иконографии является изображение объятия Матерью Сына. На Петровской иконе Богородица именно обнимает Младенца, обхватив левой рукой Его за плечи, а правой указуя на Него как на «Истинный Путь и Жизнь». При этом правая рука Богоматери пишется на груди Спасителя, чем передается и другой смысл этого жеста - материнское ласкание Младенца. На краснофонном образе Петровской Богоматери XIV в., новгородской школы, жест правой руки Богородицы еще более характерен - Она обхватывает ею шею Сына.

Руки Спасителя в свою очередь отвечают на материнскую ласку. Сам Младенец, как и на Владимирской иконе, прижимается Своим ликом к лику Богородицы. Его левая рука держит свиток, а правая сложена в достаточно редком для древних образов жесте священнического именословного благословения. Правая благословляющая рука Младенца Христа покоится на груди Матери.

 

Одигитрия (от греч. «указующая путь»), Путеводительница — один из наиболее распространенных типов изображения Богоматери с Младенцем. Отрок Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой — держит свиток, реже — книгу, что соответствует иконографическому типу Христа Пантократора (Вседержителя). Как правило, Богородица представлена в поясном изображении, но известны и сокращенные оплечные варианты (Казанская) или изображения в рост.

Отличием от довольно близкого типа Елеусы, служит взаимное отношение Матери и Сына: икона выражает уже не безграничную любовь, здесь центром композиции является Христос, обращенный к предстоящему (зрителю), Богородица же, также изображенная фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Младенца.

 

Наиболее известные иконы типа «Одигитрия»: Иверская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери, Смоленская икона Божией Матери, Тихвинская икона Божией Матери,

 

Казанская икона Божией Матери

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому огрудному варианту Одигитрии, возможно, она является списком с образа, хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.

Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон в России.

 

Тихвинская икона Б. М

Относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия (Путеводительница), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращённость друг к другу.

Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа вывернута пяточкой на зрителя. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Христос изображается в оранжевых одеждах. Икона покрыта ризой.

Западные мотивы в богородичной иконографии, образные трансформации иконографии икон Богородицы в древнерусском искусстве под влиянием западноевропейских традиций (ХУI-ХУII вв.). Типы иконографии и художественные новации.

Периодизация:

¾ правления Василия III (1505-1530) – дионисийские традиции + трансформация: плотный колорит, отчётливый контур, ориентация на миниатюры, принцип драгоценного украшения.

¾ Митрополит Макарий (1542-1564) – четкость и определённость, Новгородской школы, соединение московских и новгородских традиций, идеологическое содержание работ

¾ Иван грозный (1568 - 1584) – образы икон более аскетичны, нарастает драматизм,, мрачный колорит, суровость и трагичность

¾ Федор Иванович (1584-1598) – изысканность форм, аристократизм, грация

 

До 15 века Русская иконопись, складывалась под воздействием Византии. Эта эпоха характеризуется: строгостью иконографических типов и композиций, некоторой угловатостью форм, простотой замысла и композиций, незначительным числом красок, недостатком переходных тонов.

Следующая эпоха охватывает 16 и 17 века и считается эпохой высшего развития самобытной русской иконописи. Она характеризуется: творческой свободой, изяществом форм, склонностью к сложным символическим и историческим композициям, разнообразием светлых колеров и теми техническими признаками, какими обычно определяется Московская школа. В иконописи XVI-XVII веков побеждают темные тона: сначала насыщенные, звучные, благородные, потом все более тусклые, землистые, с изрядной примесью черноты.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.