Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Научно-методическое обеспечение социально-культурной деятельности.





Проблема методического обеспечения - одна из наиболее сложных в системе социально-культурной деятельности, так как от ее решения зависит качество и эффективность деятельности учреждений культуры. Острота проблем методического обеспечения объясняется усиливающимися противоречиями между изменяющимися условиями, установками, назначением социально-культурной деятельности и ее практическим воплощением.

 

Выражается это в поисках назначения социально-культурной деятельности в целом, кризисных явлениях в социальной сфере, малочисленности набора форм, используемых на практике, отсутствии государственного финансирования региональных научно-методических центров и методических кабинетов районных домов культуры.

Методика-это центральный блок в культурно-просветительной работе, который осуществляет прием и переработку информации и преобразует ее в художественно-образную, символико-аллегорическую форму.

Это особенно важно потому, что в своей работе культурно-просветительные учреждения обращаются к эмоциональной сфере человека, широко учитывают и используют комплекс специфических закономерностей управления поведением человека, прежде всего социально-психологические.

При этом вся организация и методика работы культурно-просветительного учреждения должны учитывать необходимость создания наиболее благоприятных условий для межличностного общения. Собираясь вместе, общаясь, люди, независимо от того, осознают ли они это или нет, всегда оказывают определенное влияние друг на друга.

В других случаях предметно-практические действия используются в качестве средств и способов общения, а самая деятельность строится по законам общения. Человеческое общение в культурно-просветительном учреждении особенно благоприятно, поскольку оно происходит в непринужденной обстановке, когда сама атмосфера располагает к взаимопониманию. Многие формы культурно-просветительной работы прямо рассчитаны на использование этого механизма.



2.2 Проблема методического обеспечения

В настоящее время роль методического обеспечения как фактора повышения эффективности социально-культурной деятельности не всегда используется оптимально. Методическая деятельность в учреждениях культуры часто подменяется сугубо административной. В обязанности методистов вменяется инспекторская работа, что приводит к дублированию управленческих служб и снижает эффективность методического обеспечения. Роль методистов нередко сводится лишь к поиску подходящего сценария или помощи в подготовке и проведении отдельной программы. Методисты часто не обладают четким представлением о своем труде как целостном процессе - его целях и задачах, средствах, методах, формах, технологии решения стоящих проблем.

Совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности. Любая организованная практика должна иметь информационно-методическую базу.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности можно охарактеризовать как организованную деятельность по информационному обслуживанию специалистов учреждений культуры и внедрению передовых методик в их деятельность. Информационное обслуживание направлено на своевременное и полное обеспечение специалистов библиографической, фактографической информацией о достижениях современной теории и практики. Информационная функция осуществляется в тесной связи с педагогической, так как одновременно с процессом информирования происходит и процесс обучения использованию новых методик в деятельности учреждений культуры. В основе педагогической функции методического обеспечения лежит работа по повышению квалификации и переподготовке специалистов. Организационная функция предполагает включение в методическое обеспечение не только консультационно-информационной деятельности, но и практическую помощь в реализации методических рекомендаций.

Методическое обеспечение социально-культурной деятельности осуществляется на основе принципов научности, оперативности, дифференцированного подхода.

Методические решения и рекомендации должны быть основаны на глубоком анализе практической деятельности учреждений и достижений науки, т.е. быть результатом научно-исследовательской работы. Методическая деятельность призвана оперативно выявлять недостатки и недочеты в деятельности учреждений, своевременно оказывать консультативно-методическую помощь. Методические рекомендации должны способствовать качественному росту социально-культурных услуг. Дифференцированный подход в методическом обеспечении предполагает учет специфики типов и видов учреждений, технологических процессов и специализаций, а также условий деятельности учреждений.

Субъектом методического обеспечения является методист - интегрирующий носитель методических идей, создатель методических знаний и рекомендаций. Воздействие методиста на аудиторию социально-культурной деятельности опосредованно через практиков-специалистов. Поэтому требования к подготовке методистов высокие и охватывают уровень информационной, организационной и педагогической культуры.

Таким образом, социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде, все компоненты которого наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к творческому самовыражению в мире культурных ценностей. Культурно-досуговая деятельность - это определенный способ выявления общественных отношений, форма функционирования и развития общества, способа жизнедеятельности самого человека, его индивидуального самоутверждения и общения, осмысления своего бытия во временном континууме - прошлом, настоящем и будущем.

Методическое руководство - это целенаправленный непрерывный и динамичный процесс воздействия методического центра на все звенья подведомственной библиотечной сети. Оно основано на аналитической, обобщающей и организаторской работе по совершенствованию всех направлений деятельности библиотечной системы и каждой отдельной библиотеки.

Оказание централизованной методической помощи способствует унификации библиотечной технологии, стандартизации технических операций, что, в свою очередь, сказывается на качестве библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей.

Функции методического руководства многоаспектны. Сегодня к их числу относят информирующую (сообщение сведений о достижениях библиотечной теории и передовой практики, об особенностях и путях внедрения опыта лучших библиотекарей); образовательную (передача профессиональный знаний, обучение эффективным методам и приемам работы); воспитательную (формирование мировоззрения, научного подхода, активного отношения к труду, творческого отношения к профессиональным обязанностям); консультирующую (проверка работы библиотек, оценка их деятельности, предупреждение и устранение недостатков и ошибок); исследовательскую (целенаправленное использование результатов исследований путем проверки их выводов на практике и последующей разработки научно-обоснованных рекомендаций, учитывающих особенности и условия деятельности конкретных библиотек; применение исследовательских методов для изучения практики; участие в проведении исследований в библиотеках подведомственной сети). В теории методического руководства выделяется и организационная функция, однако исследователи не дают определения ее специфических черт.

Необходимо подчеркнуть, что вычленение отдельных функций в целостной и единой научно-методической деятельности обусловлено задачами структурного анализа; в реальной практике методистов и методических центров все они тесно связаны и переплетены.

В связи со столь сложным многофункциональным характером деятельности особое значение имеет установление соотношения средств, форм и методов в процессе методического руководства. В настоящее время все элементы, входящие в систему методического воздействия (пособия, формы повышения квалификации, научно-исследовательской работы и контроля) определяются как ее средства, служащие достижению поставленных целей; формы - как способы объединения людей с целью включения их в различные виды деятельности, а методы - как способы управления деятельностью объектов воздействия.

Реализация указанных функций, средств, форм и методов воздействия во взаимосвязи - задача каждого методического центра в целом и его научно-методического отдела в частности.

В настоящее время организационная структура наиболее крупных методических отделов строится либо по функциональному признаку (то есть методисты специализируются для оказания помощи по вопросам формирования и сохранности фондов, библиотечного, справочно-библиографического обслуживания, информационной работы и т.д.), либо по региональному признаку (то есть курируют библиотеки определенных регионов, областей, республик). Возможно и иное распределение обязанностей.

Совершенствование деятельности учреждений социально-культурной сферы в современных условиях во многом связано с методическим обеспечением их работы. Без методического обеспечения не может эффективно развиваться ни одна область человеческой деятельности.

В третьей главе курсовой работы были рассмотрены функции и направления методического руководства.

Функции методического руководства - это категории, отражающие свойство, способность и предназначенность данного вида управленческой деятельности к конструктивному воздействию на методику культурно-просветительной работы.

Можно выделить два основных вида функций методического руководства культурно-просветительной работой: общие и специфические. Специфические функции:

Познавательная функция методического руководства позволяет накапливать знания о методике культурно-просветительной работы;

Функции внедрения. Она выполняет роль посредника между субъектом и объектом методического руководства, между методистом и работником учреждения, организующего досуг, между наукой и практикой. Функция внедрения включает в себя две подфункции: информационно-методического обслуживания и стимулирования.

Каждая специфическая функция претворяется в жизнь посредством основных направлений методической работы.

 









ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.