Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Современный арт-менеджмент – как процесс управления производством продукта рынка





культурных услуг.

Большое значение в коммерческой и некоммерческой деятельности в сфере культуры на современном этапе приобретает деятельность арт-менеджера.

 

Арт-менеджмент сегодня рассматривается как один из функционально-ролевых видов деятельности, связанный с процессами отбора, хранения, производства и распространения культурных ценностей.

 

Понятие менеджмента как составляющей слова «арт-менеджмент» рассматривается современной наукой достаточно широко. В упрощенном понимании менеджмент трактуется как «умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей»1.

 

Другие видят в нем «функцию, особый вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях», понимая под менеджментом «управление или форму управления предприятием в условиях рыночной экономики, цель которой достижение наивысшей эффективности материального и духовного производства, повышение качества продукции и увеличение прибыли».

 

Третьи рассматривают менеджмент как область человеческого знания, которая помогает осуществлять функции руководства людьми в организациях.

 

Четвертые под менеджментом понимают определенную категорию людей, социальный слой общества, занимающийся деятельностью по управлению.

 

Большой толковый словарь русского языка определяет менеджмент как «совокупность методов, форм и средств управления производством, позволяющим использовать его наиболее эффективно» .

 

Подобные разночтения вполне объяснимы, поскольку понятие менеджмента включает и функции-обязанности, и деятельность по управлению, вбирающую в себя весь управленческийинструментарий - средства, формы и методы управления производством, и область человеческого знания, и определенную категорию людей - управленцев.



 

Один из первых исследователей современного российского шоу-бизнеса И. Пригожий считает, что при современном состоянии и развитии шоу-бизнеса в России в области шоу-менеджмента четко прослеживаются два ведущих структурных элемента деятельности менеджера - процесс создания духовных ценностей и процесс продвижения художественной продукции на рынок культурных услуг. В связи с этим он предлагает следующее определение менеджмента шоу-бизнеса: «область знания, помогающая осуществлению руководства процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижению на рынок культурных услуг, результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и т.д., работающих в сфере шоу-бизнеса»1.

 

Но арт-менеджмент - это еще и процесс управления производством продукта рынка культурных услуг, включающийвсе структурные элементы управления (планирование, организацию, мотивацию, контроль)организацией людей, занятых этим производством. Поэтому арт-менеджмент представляет собой совокупность управленческих приемов (планирование, организация, мотивация, контроль), характерных для классического менеджмента, и особый вид управленческой деятельности в сфере искусства, который включает процесс создания и распространения художественной продукции. Таким образом, арт-менеджмент можно определить как профессиональноеуправление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы).

 

Менеджмент в сфере искусства особенно плодотворно начал развиваться в 30-е годы XXвека в США в связи с ростом киноиндустрии и активным проникновением бизнеса в эту сферу деятельности. Вскоре менеджер становится влиятельной силой в арт-индустрии. Именно его деятельность связана с получением прибыли через создание арт-продукта - кинофильма, спектакля, «звезды», концерта, фестиваля, конкурса и др.

 

Арт-менджмент как отрасль знания разрабатывает и изучает историю классического и артистического менеджмента, успехи и неудачи выдающихся менеджеров современности, анализирует и обобщает научные и эмпирические данные, полученные в ходе исследований, вырабатывает общие принципы эффективного управления, проводит типизацию различных форм и условий их применения.

 

Деятельность арт-менеджера мы и будем рассматривать, основываясь на значении термина «функция»: деятельность, обязанность, работа, внешнее проявление свойств, роль, задача.

 

Слово «менеджер» (manager) имеет английские корни и переводится как «управляющий».

 

В кратком словаре современных понятий и терминов «менеджер» определяется как «наемный руководитель производства, администратор, профессиональный управляющий, обладающий ограниченной самостоятельностью в административно-хозяйственной сфере»1.

 

Большой словарь иностранных слов определяет менеджера как «специалиста по управлению и организации в какой-либо области бизнеса; предпринимателя, организующего выступления артистов, музыкантов, спортсменов»2.

 

Приставка «арт» (артистический) в слове арт-менеджер указывает на определенную направленность, область деятельности такого специалиста по управлению, связанную со сферой искусства. Главными задачами арт-менеджера становятся управленческие и творческие задачи: поиск неординарных идей, новых произведений в сфере культуры, талантливых исполнителей, организация их творческой деятельности, подбор репертуара, поиск инвесторов, создание сценического имиджа, забота о творческом росте исполнителя или творческой группы и планирование ихкарьеры, подбор команды специалистов, поэтапно решающих поставленные задачи.

 

Рассматривая виды социокультурного менеджмента, авторы учебного пособия «Введение в социокультурный менеджмент» В.М. Чижиков и В.В. Чижиков выделяют четыре основные функции арт-менеджера, осуществляющего, например, постановку пьесы зарубежного автора, исходя из аспектов его деятельности:

 

1. Художественный аспект: а) перевод, б) выбор режиссера, в) выбор актеров, г) выбор художника-постановщика, д) приобретение костюмов, установка театральной техники, е) организация премьеры.

 

2. Организационный аспект: а) аренда помещения, б) расписание репетиций, в) организационная работа по распространению билетов.

 

3. Маркетинговый аспект: а) организация рекламы, б) продажа билетов.

 

4. Финансовый аспект: а) определение сметы расходов, б) формирование бюджета, в) поиск спонсоров.

 

Однако многоаспектный характер деятельности арт-менеджера не может быть сведен лишь к перечисленным функциям, поскольку он (арт-менеджер) занимается деятельностью, связанной с разработкой коммерческого творческого проекта, планированием творческого роста и разработкой имиджа «звезды», группы, поиском технического оборудования, производством рекламной продукции, выявлением сегментов рынка востребованности будущего проекта, связями с общественностью, мерчандайзингом и т. п.

 

Арт-менеджер имеет достаточно широкое поле деятельности, поскольку художественно-творческий продукт очень многообразен. Под ним можно понимать и производство разнообразных шоу-программ, концертов, фестивалей, конкурсов, клубных вечеров, организацию показов мод, выставок художественных произведений, производство кино-, аудио- и видеопродукции. В круг деятельности арт-менеджера входит: производство и продажа компакт-дисков, видеокассет, видеоклипов, развлекательных и игровых программ, телевизионных и радиопрограмм, производство и распространение кинопродукции, специализированных газет и журналов, производство музыкальных инструментов и технического оборудования для концертно-зрелищных мероприятий (свет, звук, сценография и т.п.), организация гастрольных турне и многое другое.

 

Кроме того, арт-менеджер оказывает непосредственное влияние на формирование общественного мнения, оценочные суждения и вкусы публики, вовлекая ее в освоение, а возможно, в дальнейшем и созидание культурных ценностей. Поэтому он должен решать и задачи познавательного, практически-преобразующего, рекреационного характера.

 

По нашему мнению, наиболее полно воспроизводит спектр деятельности арт-менеджера объединение его функций в следующие группы:

 

1. Проектно-технологическая (концептуальная разработка идеи творческого проекта, формирование проекта как художественно-творческой продукции, направленной на развитие художественного вкуса публики, на обеспечение высокого эстетического отдыха, культурного общения).

 

2. Художественно-творческая (сценарная, репетиционно-творческая и воспитательная деятельность внутри творческого коллектива, разработка творческого имиджа проекта, конкретной «звезды», группы, разработка сценографии, костюмов, эмоционально-образного и музыкального решения проекта).

 

3. Организационно-управленческая (формирование корпоративного имиджа фирмы и ее сотрудников, подготовка и проведение концертно-гастрольной работы, ведение переговоров, установление контактов с концертными организациями, площадками, необходимыми государственными организациями и учреждениями, отдельными юридическими и творческими лицами, производство сценических аксессуаров, изготовление оборудования для сцены, закупка или аренда техники и т.п.).

 

4. Маркетинговая (исследовательская работа по выявлению возрастных, социально-групповых интересов аудитории, сегментов рынка и основных потребителей художественно-творческой продукции).

 

5. Связи с общественностью и реклама (стимулирование продвижения художественно-творческой продукции на рынок, организация связей с средствами массовой информации, проведение презентаций, выставок, пресс-конференций, а также всех видов необходимой рекламы - афиш, листовок и т.п.).

 

6. Коммерческая и финансово-экономическая (концептуальная разработка коммерчески выгодного бизнес-плана и формирование бюджета, поиск инвесторов, согласование цен на оформление проекта и условий для осуществления продажи художественно-творческого продукта на рынке: аренда помещений, концертных залов, технического оборудования, пошив костюмов, продажа компакт-дисков, аудио- и видеокассет, билетов, мерчандайзинг и т.п.

 

7. Юридически-правовая (подготовка всей юридической документации, связанной с деятельностью организации, защитой авторских прав, отстаивание по мере необходимости интересов авторов, исполнителей, служащих в суде и арбитраже).

 

Таким образом, как управленец арт-менеджер занимается следующими видами деятельности:

 

- планирует деятельность организации по поиску и отбору неординарных произведений, разработке идеи творческих проектов и самих проектов;

 

— осуществляет отбор (кастинг) новых творческих коллективов, талантливых исполнителей («звезд», коллективов, театров) для осуществления существующего или разработки и реализации нового творческого проекта;

 

- организует творческое развитие, репетиционную и концертную деятельность творческих коллективов, отдельного исполнителя;

 

- производит набор сотрудников, которые решают творческие, организационные и финансово-экономические задачи;

 

- координирует деятельность специалистов организации, включая все рабочие службы, задействованные в разработке и реализации творческого проекта (создание сценического имиджа «звезды», проведение маркетинговых исследований, рекламных кампаний; налаживание различных форм связей с общественностью и т.п.);

 

- осуществляет контроль за производством сценических аксессуаров, пошивом сценических костюмов, закупкой или производством музыкальных инструментов, светового, звукового, технического оборудования;

 

- осуществляет контроль за изготовлением, распространением и продажей рекламно-печатной продукции, книг, журналов, музыкальных аудио- и видеоклипов, билетов, афиш, листовок и т.п.;

 

- осуществляет деятельность по разработке и организации гастрольных турне (формулирование целей турне и определение маршрута, выявление его экономической и творческой целесообразности, условий для проведения творческих концертов, встреч, обеспечение транспортом и комфортных условий быта гастролирующей группы, «звезды» и т.п.);

 

— стимулирует мотивацию сотрудников на эффективное выполнение поставленных задач (разработка системы поощрения -премии, продвижение по службе и т.п.), а зрителей - на активное посещение реализованного творческого проекта (система скидок при посещении концертов, подарки, система качественных услуг и т. п.);

 

- осуществляет поэтапный контроль за деятельностью персонала, занятого в реализации поставленных задач на каждой фазе, и деятельностью каждого сотрудника и всех служб, включенных в осуществление проекта.

 

Осуществляя функцию планирования, арт-менеджер обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение общих целей. Так при разработке телевизионного проекта «Фабрика Звезд» для организации конкурсного отбора молодых эстрадных артистов была создана специальная дирекция, включавшая жюри, в состав которого вошли ведущие исполнители российской эстрады, композиторы, музыканты и т.д.; педагоги - специалисты в различных областях эстрады, занимавшиеся тренингом молодых исполнителей; визажисты и модельеры, работавшие над созданием их имиджа, и многие другие специалисты, работавшие над созданием «звезды» в реальной жизни.

 

Руководство деятельностью такой значительной организации невозможно без установления основных направлений усилий и принятия решений, обеспечивающих целостность действий всех ее членов. С этой целью возможно создание новой организации под определенный проект или переориентация деятельности уже существующей.

 

Планирование в организации, работающей в арт-индустрии, начинается с определения цели или группы целей, ради которых она создается, и основных видов деятельности членов организации для достижения этих целей.

 

Арт-менеджер должен уметь оценить сильные и слабые стороны своей организации в таких важных областях, как финансы, маркетинг, производство, исследования и разработка творческих проектов, трудовые ресурсы, для определения реальных результатов, каких может добиться создаваемая им организация.

 

Необходимо также уметь трезво оценить возможности и угрозы окружающей среды, такие, как: конкуренция, законы, экономические условия и политические факторы, новые технологии, социальные и культурные изменения, т. е. все, что может помочь или помещать организации в достижении поставленных целей.

 

В случае если организация создается для выполнения определенной одноразовой цели (как проект мюзикла «Метро»), то она прекращает свое существование после достижения цели, ради которой она создавалась. Однако многие организации при проведении успешного проекта стремятся продлить свое существование как можно дольше. Они заново разрабатывают или меняют цели своей деятельности, выбирая новые творческие проекты с ориентиром на созданный творческий коллектив или отлаженную работу организации.

 

В другом случае, в силу изменений в окружающей среде или ошибок, произошедших в ходе определения цели или выработки планов, менеджеру необходимо осуществить согласование планов с реальностью, т.е. произвести своеобразную привязку проекта к новым, еще неучтенным условиям.

 

Осуществляя функцию организации деятельности, арт-менеджер создает структуру организации, состоящую из определенных элементов - звеньев, отделов, выполняющих конкретные задачи. Подбирая людей для конкретной работы, менеджер систематизирует деятельность людей, делегируя отдельным лицам задания, полномочия, права на использование ресурсов организации. Организация может быть как локальной, состоящей из трех или одной административной единицы, так и крупной - продюсерская компания.

 

Функция мотивации заключается в том, чтобы арт-менеджер способствовал созданию у членов организации внутреннего побуждения к действиям как через чисто экономический подход (премии, повышение оклада), так и через удовлетворение сложной совокупности потребностей каждого члена коллектива, Обеспечивая тем самым продуктивную, высокоэффективную работу.

 

Функция контроля необходима для обеспечения того, чтобы организация действительно достигла поставленных целей. В практике существуют три аспекта управленческого контроля:

 

- установление стандартов, т. е. точных целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени;

 

- измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период;

 

- сравнение достигнутых результатов с предполагаемыми.

 

Перечисленные четыре функции управления - планирование, организация, мотивация, контроль - имеют две общие характеристики, являющиеся связующими звеньями. Во-первых, все функции требуют принятия решений, и, во-вторых, для всех необходимакоммуникация, обмен информацией для принятия правильных решений и для правильного понимания принятых решений членами организации.

 

Арт-менеджер является представителем особой интеллектуальной профессии. И его управленческую работу по созданию коммерчески выгодного высокохудожественного проекта можно сравнить с созданием мозаичного рисунка, отдельные элементы которого разбросаны по разным коробкам, т.е. с выбором одного правильного решения из многочисленных комбинаций возможных, потенциальных действий.

 

Основными требованиями для принятия эффективного, единственно правильного решения является понимание масштабов проблемы и наличие адекватной информации, чему способствуют коммуникации.

 

Организации, работающие в арт-индустрии, представляют собой структурированный тип отношений между людьми, и результаты их деятельности в значительной мере зависят от качества коммуникаций.

 

Арт-менеджер является одновременно и лидером, и эффективным управляющим. Он должен обладать лидерскими качествами и оказывать существенное влияние на отдельную личность - эстрадную «звезду», известный коллектив и на организацию в целом.

 

Определяя лидерство, Питер Друкер отмечает: «Лидерство -это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие ее рамки»1.

 

Выделяют три ключевые роли арт-менеджера, предопределяющие успех его деятельности:

 

1. Роли по принятию решений, направленных на определение направления движения организации, распределение ресурсов, коррекцию текущей деятельности.

 

2. Информационные роли, направленные на обработку собираемой информации, разработку и осуществление рекламной кампании по продвижению арт-продукта на рынок.

 

3. Межличностные роли, способствующие осуществлению руководящих функций, улаживанию конфликтов, ведению деловых контактов и переговоров, определению объема и содержания работы сотрудников.

 









ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.