|
Профессиональная компетентность менеджера социально-культурной деятельности.Менеджер социально-культурной деятельности, как и любой другой специалист, может считаться профессионально компетентным, если имеет достаточно высокий уровень образования, владеет необходимыми навыками, умениями, имеет профессионально-деловой опыт, обладает организаторскими способностями. Кроме общих требований менеджеры социокультурной сферы должны отвечать и целому ряду специфических требований, обусловленных особенностями самой социокультурной деятельности и ее конкретных субъектов:
1. Социокультурная среда, формирующаяся в обществе, постепенно трансформируется из среды только потребления в среду причастности, вовлеченности и развития человека, что обуславливает необходимость становления и развития особого типа управления –- сопричастного менеджмента. 2. Управление в социокультурной сфере выражается в конкретной организации и регулировании деятельности коллективов, которые в свою очередь обеспечивают воспроизводство социальной и культурной жизни людей; в разработке стратегических и текущих целей и задач социокультурного развития соответствующего региона.
Профессиональная компетентность сопричастного менеджера определяется ориентацией его на культуровоспроизводящую и культуротворческую деятельность с людьми, его способностями к публичной деятельности, импровизации и творческому самовыражению. 3. Социокультурный менеджмент и производственный процесс в этой сфере — это не манипулирование индифферентной массой людей, а гармоничная деятельность, в основе которой находятся духовные начала, личность, человеческий ресурс, но не ресурс, определяемый набором индивидов, а представляющий собой совокупность организационных отношений, очерченных определенной социокультурной деятельностью. 4. Исходя из того, что социокультурная сфера приобрела сегодня характер как некоммерческой, так и коммерческой деятельности, менеджер социально-культурной деятельности обязан быть экономически и юридически грамотным специалистом, а его деятельность соизмеряться с закономерностями культурно-исторических и современных процессов, человеческого опыта общения и взаимодействия. 5. Поскольку в социокультурной сфере ключевыми фигурами производственного процесса являются в основном люди творческого труда, процесс регулирования и координации их деятельности должен опираться на мотивационные и стимулирующие факторы. 6. Отсутствие жесткого контроля сверху, невмешательство и свобода деятельности предполагают иные стандарты качества, которые в отечественных условиях не всегда могут быть на уровне мировых, но обязательно должны соответствовать запросам потребителей.
Сопричастный тип менеджмента предусматривает в этих условиях максимально возможное делегирование полномочий развитие горизонтальных коммуникаций без посредничества администрации, свободу циркуляции культурной, творческой, художественной, социальной информации.
Расширение информационного поля деятельности социокультурной организации усиливает ее сопричастность к общему делу, повышая уровень мотиваций, способствует становлению творческой атмосферы в коллективах учреждений культуры.
Стили руководства: характеристика, особенности, достоинства и недостатки Стиль руководства – это манера поведения руководителя по отношению к подчинённым. Большое значение имели исследования Дугласа МакГрегора (1906-1964). В 1960 году он опубликовал книгу «Человеческая сторона предприятия». В этой книге он выдвигает две теории: теорию «x» и теорию «y». Теория «x» соответствует автократическому или авторитарному стилю руководства. Авторитарный – это жёсткий руководитель, управляющий с помощью приказов. Согласно теории «x» авторитарный стиль руководства основывается на 4 основных положениях:
1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности стараются избегать работы.
2. У людей не честолюбия, поэтому они стараются избежать ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.
3. Больше всего люди хотят защищённости.
4. Чтобы заставить людей трудиться необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.
Достоинства авторитарного стиля:
1. Единоначалие.
2. Личная ответственность руководителя за принятие и реализацию управленческих решений.
3. Обеспечение дисциплины.
Недостатки авторитарного стиля:
1. Отсутствие самостоятельности и свободы действий в деятельности работников.
2. Чрезмерный контроль.
3. Скованность и безынициативность исполнителей.
4. Страх перед наказанием.
5. Неудовлетворённость трудом у рядовых работников.
Теория «y» соответствует демократическому стилю руководства. Демократический руководитель решает вопросы с согласия коллектива. Согласно этой теории выдвигается 4 положения:
1. Труд – процесс естественный. Если условия труда благоприятны, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.
2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.
3. Приобщение к организации является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.
4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал работников используется частично.
Достоинства демократического стиля:
1. Высокая степень делегирования полномочий (децентрализация).
2. Отсутствие жёсткого контроля на промежуточных этапах работы.
3. Создание атмосферы открытости и доверия.
4. Тесное взаимодействие с исполнителями.
5. Знание работницами целей организации.
Недостатки демократического стиля:
1. В экстремальной ситуации, требующей жёстких действий, данный стиль может оказаться неэффективным.
2. Многие руководители не воспринимают данный стиль, им гораздо ближе и понятнее авторитарные методы.
В более поздних исследований выделяется либеральный стиль руководства. Либеральный руководитель – человек, неуверенный в своих силах. Он основывается на следующих положениях:
1. В процессе своей деятельности личность должна обладать полной свободой.
2. Каждый человек сам заинтересован в результатах своей работы.
3. Жёсткий контроль приносит больше вреда, чем пользы.
4. Главная задача руководителя – не вмешиваться в работу подчинённых.
Достоинства либерального стиля:
1. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.
2. Данный стиль делает ставку на инициативность и самостоятельность.
Недостатки либерально стиля:
1. Пассивность руководителя.
2. Низкая требовательность.
3. Попустительство.
4. Отсутствие дисциплины.
5. Потеря контроля над подчинёнными.
Вывод; не существует «плохих» и «хороших» стилей управления. Конкретная ситуация, вид деятельности, личностные особенности руководителя и подчинённых определяют выбор оптимального стиля.
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|