Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Для подготовки ответа используйте





Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002, стр. 31-33.

 

Вопрос № 7.

Стиль (лат. stylus, греч. stylos – палочка для письма, стерженек) – совокупность главных художественных особенностей, методов и канонов в сложившихся жанрах, видах и течениях искусства, творчестве отдельных писателей, художников, композиторов, архитекторов и т.д. Стиль проявляется в темах, идеях, характерах, в изобразительно-выразительных средствах и приемах, в технической обработке материала (камня, металла и т. д.), в исполнении. Стилевое единство существует в культуре каждой определенной исторической эпохи.

Художественный метод – способ создания произведения искусства, включающий в себя образное мышление, творческий процесс, воображение, оценку, идейную установку, отображение и преобразование действительности, субъективный мир творца.

Слово «стиль» происходит из древнегреческого языка, в котором оно первоначально означало палочку для письма на восковой дощечке, но затем получило переносное значение – «почерк». Со временем термином «стиль» начали обозначать и особенности индивидуальной манеры художника, воплотившиеся в некоторых его произведениях (например, кубический период творчества Пикассо), и характер искусства целых эпох (например, античный стиль).

Характерные для отдельного автора особенности творчества составляют его индивидуальный стиль. Но существуют и общие черты, объединяющие творения целой группы авторов и типичные для искусства в течение достаточно долгого исторического периода. Художественный стиль в этом смысле (иногда его называют «большим стилем») есть единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.

Например, раскрывая особенности древнеегипетского стиля, следует учесть, что культура Египта была теснейшим образом связана с религией и заупокойным культом, основывалась на сакрализации государственной власти, т.е. на доктрине божественного происхождения фараона. Важнейшей чертой духовной культуры Древнего Египта стал культ смерти (книга мертвых) и восприятие земной жизни лишь как подготовку к посмертному бытию и вечной жизни.

Характерными чертами искусства древних египтян были:

· неизменность форм

· каноничность

· монументальность

· грандиозность

· статичность

· размеренность

· декоративность

· сдержанность, переходящая в сумрачность.

Формы и виды древнеегипетского искусства: архитектура (пирамиды, храмы, гробницы), скульптура, рельеф, многоцветные фресковые росписи, изделия прикладного искусства.

Традиции древнеегипетского искусства оказали большое влияние на персидское, греческое, римское и искусство Нового времени. От культуры Древнего Египта идет традиция создавать грандиозные сооружения, символизирующее абсолютное духовное величие государства и его вождя. Угрюмая торжественность мавзолеев, пантеонов и крематориев – это прямое продолжение в веках древнеегипетского художественного стиля.

Рассмотрите историческую преемственность художественных стилей в процессе развития европейской культуры .

Для подготовки по данному вопросу используйте следующие учебные пособия:

· Культурология. Учебное пособие. – Рязань: Рус. слово. 1999,

Стр. 26 – 35.

· Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М., 2002.

· Культурология: Учебное пособие для вузов /Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2002.

Проверьте свои знания по изученной теме, выполнив следующие задания

Задание 1

Выберите правильный ответ

1. Укажите признаки культуры:

а) технология, с помощью которой общество устанавливает отношение с природой;

б) самобытность и оригинальность, критическое и творческое начало, самоценность;

в) расслоение общества на классы и появление государства;

г) нет правильного ответа.

2. «Она способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентации, позволяет ему различать хорошее и плохое, добро и зло, прекрасное и безобразное» О какой функции культуры идет речь?:

а) творческая;

б) ценностная;

в) познавательная.

3. Культурология это:

а) социальная наука;

б) гуманитарные знания;

в) интегративное знание.

4. Назовите основные задачи культурологии:

а) сравнительный анализ культур;

б) межкультурная коммуникация;

в) изучение причин общего и специального, устойчивого и изменчивого в культуре;

г) всё перечисленное.

5. Культурология как интегративная наука характеризуется:

а) использованием различных научных методов в рамках одной науки;

б) связью со всеми гуманитарными науками и естествознанием;

в) опорой на точные науки;

г) опорой на естественные науки.

6. Предметом культурологии является:

а) различные культуросодержащие процессы и явления, связанные с

отношениями в обществе;

б) закономерности функционирования и развития культурного процесса

человечества;

в) специфика локальных и региональных культур;

г) культурные интересы и потребности людей;

д) все перечисленное.

7. Материальная культура включает:

а) все то, что получило название искусственной среды обитания человечества и

выступает как совокупность опредмеченных духовных ценностей;

б) проективный вид деятельности, созидательную активность

человеческого воображения;

в) познавательную деятельность;

г) деятельность, нацеленную на выработку знаний, ценностей и идеалов;

д) все перечисленное.

8. Функциями культуры не является:

а) обеспечение адаптации к окружающей среде;

б) освоение норм, ценностей, требований данного общества;

в) формирование условий человеческого общения;

г) накопление, хранение и передача информации и опыта;

д) передача наследственных признаков в процессе эволюции видов.

9. Экология культуры предполагает:

а) получение знаний об истории развития мировой культуры;

б) изучение особенностей становления институтов культуры в процессе

развития общества;

в) сохранение и передачу последующим поколениям культурного

наследия;

г) понимание сущности, структуры, основных функций культуры;

д) регулирование процессов межкультурного взаимодействия.

 

Задание 2

Чем обусловлен выбор человеком той или иной концепции строительства архитектурных сооружений? Только ли прагматическими соображениями (укрыться от холода или жары, умилостивить Бога или богов пышностью и великолепием культового сооружения, показать соседям собственную силу и могущество, защититься от агрессивных врагов и т.д.) руководствовались люди?

Как в произведениях архитектуры проявляется внутренний мир построившего их человека, каким образом в них воплощается картина мира, свойственная той или иной культуре?

Распределите иллюстрации, приведенные в таблице 1, на группы в зависимости от того, к какому типу культуры они принадлежат, какие базовые представления о мире, человеке и Боге они выражают, каким образом в них проявляется картина мира, характерная для того или иного типа культуры? Заполните таблицу 2, 3, 4.

Таблица 1

  1.Большой собор в Бразилии   2. Православная церковь   3.Китайская стена   4. Пирамида Хеопса
  5. Небоскребы   6. Здание МГУ 7. Дворянская усадьба XVII – XVIII вв. 8. Собор Парижской богоматери
  9. Колизей   10. Пагода   11. Мечеть 12. Пятиэтажный дом (типовой)
  13. Русская изба   14. Зимний дворец   15. Сарай   16. Коттедж
  17.Дворец спорта   18. Авиационный ангар   19. Терем 20. Московский Кремль
  21. Юрта 22. Туземное жилище на сваях 23. Церковь в романском стиле   24. Вокзал
25. ВДНХ 26.Эйфелева башня 27.Первобытная пещера 28.«Стена плача»
  29. «Город персов»   30. Парфенон   31.Средневековый замок   32.Индуистский храм
  33. Мавзолей В.И. Ленина   34 Золотой павильон (Япония)   35. Храм Майя   36. Городская стена Томпукту (Зап. Африка)

 

Таблица 2

Функциональность архитектурных сооружений Номер иллюстрации
Защитная  
Религиозная  
Бытовая  
Производственная  
Идеологическая  
Эстетическая  
Социально-политическая  

 

Таблица 3

Стиль в архитектуре Номер иллюстрации
Античный (греческий)  
Античный (римский)  
Романский  
Готика  
Модерн  
Барокко  
Классицизм  
Социалистический реализм  
Конструктивизм  
Таблица 4
  Тип культуры Номер иллюстрации
  Западноевропейская  
  Юго-Восточной Азии  
Русская  
  Исламская  
  Католическая  
  Древнегреческая  
  Римская  
  Древних американских цивилизаций  
  Современная американская  
     

Задание 3

В разные периоды истории культуры люди по-разному относились к культуре. Крайними полюсами спектра этих отношений были, с одной стороны, боязнь, неприятие культуры, которая представлялась как фатальная, неуправляемая, вредная для человеческой природы сила, а с другой – как конструкция, созданная руками человека, подвластная человеку, которую человек может изменять по своему желанию и согласно своим проектам приспосабливать к потребностям общества.

Этические оценки культуры тоже неоднозначны. Адаптивными мы назовем такие модели, в которых культура представляется ее исследователям, как система, позволяющая человеку приспособиться к жизни. Деструктивными мы назовем такие модели, в которых культура понимается как система, враждебная для человека, подавляющая его свободу, личностные качества, уродующая его и в конечном счете угрожающая его существованию, или же разрушающая природу.

Оцените следующие культурные феномены с позиции адаптивности или деструктивности их роли в жизни людей и по отношению к природе человека и окружающей среде. Раскройте антиномичность культуры через анализ двойственной природы этих феноменов.

1. Миф 8. Мораль

2. Война 9. Религия

3. Мода 10. Революция

4. Философия 11. Традиция

5. Наркотики 12. Использование природных ресурсов

6. Наркомания 13. Молодежная контркультура

7. Система и средства массовой

коммуникации

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.