Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема «Основные черты западноевропейской культуры XIX в.»





Цель:

1. Усвоить сущность и содержание основных понятий темы: рационализм, антропоцентризм, сциентизм, неоклассицизм, ампир, романтизм, сентиментализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм.

2. Развивать умение применять понятия и категории культурологии к анализу процессов культуры Нового времени.

3. Воспитывать умение и желание слушать оппонента, вести дискуссию, приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Учебная программа по теме

Культура индустриального общества. Социальные отношения и их отображение в духовной культуре. Промышленная революция и развитие науки и техники. Утверждение культуры индустриального общества. Выдающиеся открытия европейских ученых. Литература, музыка, живопись: основные направления и стили развития. Скульптура и архитектура. Кинематограф.

Появление элитарной и массовой культуры. Формирование национальных школ. Многообразие развития и начало культурной универсализации в Европе.

Вопросы для обсуждения

1. Формирование культуры индустриального общества. Утрата традиционных подсистем культуры (религиозная, аристократическая, народная). Охарактеризуйте новые формы культурной жизни. Рассмотрите два подхода к характеристике культуры XIX века:

- «массы, коллективизм, разум»,

- «личность, индивидуализм, чувство».

2. Можно ли считать либерализм XIX века продолжением культурных движений

Ренессанса, Реформации и Просвещения?

3. Основные художественные стили и направления XIX века в литературе, живописи, музыке, архитектуре и скульптуре:

- неоклассицизм,

- ампир,

- романтизм,

- сентиментализм,

- критический реализм,

- импрессионизм,

- постимпрессионизм.

Приведите примеры.

4. Научные и технические достижения XIX века и их влияние на культурное развитие.

Материал для подготовки к занятию

Исследуя ступени развития культуры Нового времени, важно отметить, что рационализм в целом и рациональные подходы к науке, морали и религии определили характерные особенности этой эпохи, которая во многом обусловила ценности и регулятивы современной западноевропейской мировоззренческой концепции.

Исследуя социокультурные предпосылки Нового времени, необходимо обратить внимание на значение протестантской этики в формировании буржуазных отношений, на религиозное и экономическое освобождение человека, рассмотреть политическую программу английского Просвещения, научную революцию и промышленный переворот, а также отметить значение идей Просвещения.

Нужно обратить внимание на многообразие стилей художественной культуры, выражающих мировоззренческие концепты различных социальных структур и общественных сегментов.

XIX век завершает эпоху Нового времени.

При рассмотрении проблем XIX в. следует обратить внимание на изменение условий развития культуры, связанные с техническим прогрессом, экспериментальной наукой, индустриализацией, развитием буржуазной цивилизации и демократии. Утвердились новые тенденции в развитии общественной и философской мысли – рационализм, антропоцентризм, сциентизм, а также начался процесс формирования мировой культуры как целого. Это поставило задачу разрешения проблемы диалога культур.

Необходимо раскрыть основные причины и характерные черты новых направлений в искусстве: романтизма, реализма, импрессионизма, постимпрессионизма и т.д.

Темы докладов и рефератов

1. Протестантская этика и капитализм.

2. Культ разума и природы в эпоху Нового времени.

3. Представители английского Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Мандевиль, Д. Дефо, Дж. Свифт).

4. Представители французского Просвещения (Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо).

5. Представители немецкого Просвещения (Кант, Лессинг, Шиллер, Гете, Гердер).

6. Барокко в европейской культуре.

7. Классицизм: художественный стиль и эпоха.

8. Рококо в искусстве и жизни светского общества.

9. Сентиментализм (С. Ричардсон, Л. Стерн, Ж. Грез,

Ж.-Ж. Руссо).

10. Основные тенденции развития культуры в XIX в.: разнообразие форм культурной жизни, технический прогресс, демократизм.

11. Понятие природы, человека, культуры в XIX в.

12. Мораль Нового времени.

13. Классицизм: художественный стиль и эпоха.

14. Романтизм в живописи, литературе, музыке.

15. Реализм в живописи, литературе, музыке.

16. Критический реализм XIX в. (Золя, Диккенс, Теккерей, Бальзак, Стен-даль, Мопассан, Флобер).

17. Архитектура Франции эпохи Наполеона I.

18. Театр, балет, оперетта.

19. Франсиско Гойя.

20. Архитектура первой половины XIX в. - новое пространственное решение городской среды.

21. Импрессионизм и постимпрессионизм как отражение иррационального представления о мире и человеке.

Литература

1. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Никитич Л.А. – ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

2. Культурология. Учебное пособие. – Рязань: Рус. слово.1999.

3. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М., 2002.

4. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2002.

5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002.

6. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

Дополнительная литература

1. Бринтон К. Истоки западного образа мысли. М., 2003.

2. Ванцлов В.В. Эстетика романтизма. М., 1966.

3. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

4. Вольтер. Философские сочинения. М., 1996.

5. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. СПб., 1992.

6. Европейский романтизм. М., 1979.

7. Западноевропейская художественная культура XVIII в. М., 1980.

8. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.: Высшая школа, 1993.

9. История зарубежного искусства. М., 1983.

10. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

11. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

12. Локк Дж. Соч. в 3-х тт. М., 1985-88.

13. Мандевиль Б. Басня о пчелах. М., 1974.

14. Монтескье Ш. О духе законов. М., 1999.

15. Очерки по истории мировой культуры / Учебное пособие под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997.

16. Петров С.М. Критический реализм. М., 1974.

17. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 2001.

18. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Буржуазный век.

М.: Терра-Пресс, 1996.

19. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. Галантный век.

М.: Терра-Пресс, 1996.

20. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. Москва, 1971.

Занятие № 6

Семинар №3

Тема 8 «Культура Древней Руси»

Цель:

1. Усвоить сущность и содержание основных понятий темы: зодчество архитектура, крестово-купольный стиль; шатровый стиль, фреска.

2. Развивать умение применять понятия и категории культурологии к анализу процессов культуры Древней Руси.

3. Воспитывать умение и желание слушать оппонента, вести дискуссию; приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Учебная программа по теме

Периодизация русской культуры, ее исторические истоки и особенности. Этногенез российской культуры.

Культурогенез древних славян. Дохристианский этап развития. Культ природы и календарная обрядность. Религия. Искусство: прикладное искусство, зодчество, музыка.

Культура Киевской Руси и принятие христианства. Византийское наследие. Письменность, образование, литературные памятники, фольклор. Появление научных знаний. Церковная и светская архитектура. Живопись: иконопись, фреска, мозаика, книжная миниатюра. Декоративно-прикладное искусство. Ремесла.

Влияние монголо-татарского ига на развитие русской культуры. Роль церкви в сохранении культурных ценностей. Монастыри.

Культура Московского государства (XIV – XVII вв.). Становление русского национального характера. Понятие «культурная самоидентичность». Византийско-имперские амбиции в идеологии и мессианское сознание.

Историческая литература: былины и исторические повести, летописи, хронография. Книгопечатание. Наука. Искусство: зодчество, живопись. Древнерусские художественные школы (владимиро-суздальская, новгородская, московская).

Вопросы для обсуждения

1. Исторические истоки древнерусской культуры. Дохристианская культура славян.

2. Культура Киевской Руси, принятие православия.

3. Древнерусские ремесла, письменность, летописание, литература, книжное дело.

4. Архитектура Древней Руси.

5. Русская храмовая живопись: иконы, фрески, мозаика.

6. Культура Московского государства: зодчество, литература, книгопечатание.







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.