Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 8 «Культурный взлет России в XIX веке»





Цель:

1. Усвоить сущность и содержание основных понятий темы: «золотой век» русской культуры, русская литература как универсальная форма общественного самосознания, русский человекоцентризм как отличительная черта отечественной культуры XIX века, русская идея как основа славянофильства.

2. Развивать умение применять понятия и категории культурологии к анализу культурных процессов в России.

3. Воспитывать умение и желание слушать оппонента, вести дискуссию; приобщать к общечеловеческим культурным ценностям.

Учебная программа по теме

«Золотой век» русской культуры (XIX в.). Реформы в области образования и развития науки. Русская общественная мысль. Формирование русской интеллигенции и ее роль в развитии материальной и духовной культуры. Славянофилы и западники.

Литература: от романтизма к критическому реализму. Театр, музыка, особенности и тенденции их развития. Композиторы «Могучей кучки» и П.И. Чайковский.

Архитектура: классицизм, ампир, эклектика, модерн.

Русская живопись: академизм, романтизм, реализм. Художники-передвижники. Мировое признание русской художественной культуры.

Многообразие форм и направлений в развитии русской культуры в период «Серебряного века».

Вопросы для обсуждения

1. Причины культурного взлета России в XIX в. Основные факторы и тенденции культурного развития.

2. Развитие науки и образования, их влияние на развитие русской культуры в XIX веке.

3. Русская литература XIX века.

4. Русская живопись: от классицизма к авангарду.

5. Русская музыкальная культура XIX века.

6. Архитектура Санкт-Петербурга и Москвы – поэзия в камне (на конкретных примерах - по выбору).

7. «Серебряный век» русской культуры (на конкретных примерах по выбору).

 

Материал для подготовки к занятию

Вопрос № 1

В тысячелетнюю историю культуры России XIX век вошел под названием «золотой век» и занял особое место в общемировом культурном процессе. Он начался рождением А.С. Пушкина(1799-1837) и закончился смертью не менее известного соотечественника, религиозного философа В. С. Соловьева(1853-1900), став небывалым взлетом русской культуры и новым качественным подъемом всех сфер жизни российского общества. Россия дала миру гениев во всех областях духовной культуры – в литературе, живописи, музыке, науке, философии. В этот период завершился процесс складывания русского литературного языка, оформилась самобытная национальная культура, подарившая человечеству бессмертные художественные образцы, ставшие классикой для многих последующих поколений. Важнейшим фактором культурогенеза стал процесс культурной самоидентификации – формирование русской нации и рост национального самосознания.

При подготовке ответа определите, какие события истории оказали главное воздействие на небывалый культурный взлет России?

Рассмотрите влияние Отечественной войны 1812 года, восстания декабристов, реформ Александра II и отмены крепостного права. Какой резонанс на русской почве имели западноевропейские революции и распространение марксизма?

Многие вопросы, поставленные русской культурой XIX века, остаются актуальными и сейчас, находятся в центре этических, философских размышлений современности. Приведите примеры.

Вопрос № 2

При подготовке вопроса следует показать, как в XIX веке государственная власть продолжила тенденции в образовании, заложенные Петром Великим, признав просвещение важнейшим направлением государственной политики.

Рассмотрите по периодам основные реформы в сфере образования, начиная с эпохи Александра I. Какие изменения происходят в социальном составе образованных людей? Как это отражается на социально-политической активности в обществе?

Рассмотрите успехи и достижения отечественной науки. Подготовьте сообщения о выдающихся ученых, открытия и изобретения которых имеют общемировое значение.

Прославили отечественную науку:

ученые-естествоиспытатели А.М. Бутлеров (1828-1886), Д.И. Менделеев (1834-1903), И.М. Сеченов (1829-1905), К.А. Тимирязев (1843-1920), В.В. Докучаев (1846-1903);

изобретателиП. Л. Шиллинг (1786-1837), Б.С. Якоби ((1801-1874), А.С. Попов (1859-1905), Н.Е. Жуковский (1847-1921), С.А. Чаплыгин (1869-1942);

математики – Н. И. Лобачевский (1792-8576), П. Л. Чебышев (1821-1894) и др.

Вопрос №3

Обратите внимание на то, что литература в XIX веке стала универсальной формой общественного сознания, ориентиром для многих просвещенных людей русского общества этого периода.

Ни одна цивилизацияне может назвать такого созвездия имен, внесших неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры, как русская литература XIX века. Никогда до и после русская литературная мысль не поднималась до таких великих художественных откровений, надолго опережая многие европейские литературные открытия даже следующего XX века.

В начале столетия основной тенденцией стала смена классицизма и сентиментализма новым течением – романтизмом (В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, А.С. Пушкин,

М.Ю. Лермонтов).

Во второй четверти XIX в русской словесности утверждается реализм (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.С. Грибоедов, И.А. Гончаров, И.А. Крылов).

Центральными темами произведений крупнейших писателей середины – второй половины XIX века И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.М. Горького и др. – стали вопросы человеческой природы, смысла жизни, сущности бытия.

Какими процессами в общественной жизни был вызван этот психологизм в русской литературе? Подготовьте сообщения об уникальности философско-нравственного поиска свободы, справедливости, человеческого братства и всемирного счастья в русской классической литературе на примере известных вам произведений.

Вопрос № 4

При подготовке сообщений по вопросу обратите внимание на смену стилей и направлений в русской живописи в XIX веке. Классицизм, в котором преобладали религиозная и мифологическая тематики, вытесняется сначала романтизмом (проявившимся в полотнах О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, К.П. Брюлова), а затем во второй половине XIX века – реализмом. Наиболее значимым явлением этого периода в живописи стало «Товарищество передвижных художественных выставок», в состав которого в разные периоды входили такие мастера, как И.М. Крамской, В.И. Суриков, В.Г. Перов, И.И. Шишкин Н.Н. Ге, И.И. Левитан, И.Е. Репин и многие другие.

На конкретных примерах известных Вам живописных шедевров покажите сюжетные линии, в основе которых была жизнь русского народа, быт, традиции, история и проблемы России той эпохи.

Параллельно с развитием реалистического жанра в конце XIX века появляются художники, активно ищущие новые нестандартные решения: М.А. Врубель, К.С. Петров-Водкин, В.С. Серов, В. Кандинский, М. Шагал и др.

В их творчестве явственно ощущается влияние модерна, ознаменовавшего переход к новым формам и методам художественного выражения, что необходимо показать при подготовке сообщения по данному вопросу.

Вопрос № 5

При подготовке вопроса «Русская музыкальная культура XIX века» следует обратить внимание на то, что русское музыкальное творчество прошло путь от народной песни до классической музыки, основоположником которой стал Михаил Иванович Глинка (1804-1857). Музыкальный язык Глинки стал основой зрелого национального стиля русской музыки, а главная заслуга его в создании первых русских опер «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Эти оперы положили начало оперной классики.

Наиболее активно русская музыкальная культура развивается во второй половине XIX века. Огромный вклад в развитие этой сферы внесли представители так называемой «Могучей кучки»- М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М. П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи. Продолжая традиции Глинки, члены «Могучей кучки» в 50-60 годах создали выдающиеся музыкальные произведения, став основоположниками новых направлений в музыкальном искусстве. Так Александр Порфирьевич Бородин является одним из создателей русской классической симфонии, а Николай Андреевич Римский Корсаков – крупнейших в мире мастер инструментовки, новатор в области музыкальной гармонии. Огромный вклад в развитие русской музыкальной культуры внес композитор, педагог (свыше 260 учеников), автор учебников и видный музыкальный деятель Н.А.Римский Корсаков (1844-1908).

Подготовьте сообщения о вкладе и значении творчества представителей «Могучей кучки» в развитии русской музыкальной культуры. Обратите внимание на то, что «Новая русская музыкальная школа» в своем творчестве развила традиции классической музыки, ее талантливые представители широко раздвинули границы жанров симфонической, оперной, инструментальной музыки.

Выдающиеся русские композиторы призывали черпать мелодии из народных песен и обращаться к сюжетам общественной истории.

П.И.Чайковский (1840-1893) продолжил музыкальные традиции, заложенные композиторами «Могучей кучки», создал выдающиеся произведения, отражающие историческое прошлое своего народа, вечную борьбу добра и зла, стремление человека к счастью. Гений П.И.Чайковского также проявился в эстетике балетного искусства. Его музыка стала основой нового типа балетного спектакля, большого симфонического, классического балета.

На рубеже XVIII-XIX вв. появился жанр камерной лирической песни – русского романса на тексты русской поэзии. Одним из создателей русского романса стал О.А. Козловский, написавший «Российские песни», героико-патриотические полонезы. Один из них на слова Г.Р. Державина«Гром победы раздавайся» долгое время был русским национальным гимном.

Неоценимый вклад в развитие жанра лирической песни внесли М.И.Глинка (80 романсов) и П.И.Чайковский (100 романсов).

Вопрос № 6

Русская архитектура первой половины XIX в. связана со стилем ампир ( от франц. империя), которыйсложился во Франции при Наполеоне I и служил воплощению идей государственного могущества. Этот стиль завершил развитие классицизма. В России он проявился в творчестве архитекторов А.Д. Захарова, А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова.

Характерной чертой зодчества XIX в. стало создание крупных архитектурных ансамблей, призванных символизировать величие и процветание Российской империи, что особенно проявилось в Петербурге, многие кварталы которого поражают удивительной гармонией и единством.

При подготовке к семинарскому занятию необходимо познакомиться с жизнью известных архитекторов, чьи имена вошли в историю русского зодчества, показать характерные черты архитектурных школ Москвы и Санкт-Петербурга. Подготовьте сообщения о наиболее интересных и значительных творениях русских и иностранных архитекторов XIX вв., проследите, как последовательно менялись архитектурные стили и направления.

Вопрос № 7

Рубеж XIX - XX вв. вошел в русскую культуру и историю как «Серебряный век». Россия пережила расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания, мистические и аккультные настроения, художественные открытия в театральном искусстве и живописи.

Идеологической базой культуры «серебряного века» стал «критический идеализм» - разновидность религиозно-философского учения, в частности, философия Владимира Соловьева.

Дм. Мережковский провозгласил «чистое» искусство, содержанием которого стал мистический сюжет, гротескное восприятие действительности. Культуре стала отводиться мессианская роль.

Поэтические искания «Серебряного века» связаны с именами А. Блока, К. Бальмонта, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Брюсова, Н. Радлова.

В сборнике «Стихи о Прекрасной Даме» Александр Блок выступил как лирик – символист, находящийся под сильным влиянием философии Владимира Соловьева.

Художники, стремясь к гармонии и красоте мира, видели задачу искусства в воспитании чувства прекрасного в человеке. Подготовьте сообщение о наиболее ярких представителях нового художественного стиля «модерн» (В.А. Серов, М.А. Врубель, А. Бенуа, М.В. Нестеров, К. Коровин и др.)

Культурологический словарь

Акмеизм (греч.akme – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – течение в русской литературе XX в., провозгласившее освобождение от символизма. Представители: С.М. Городецкий, М.А. Кузьмин, ранние Н.С. Гумилев, А.А. Ахматова, О.А. Мандельштам.

Дворянская культура – культура, построенная на утончённых манерах и светском (дворянском) этикете, основы ее – образованность и воспитанность, что было необходимо для вхождения в общеевропейское сообщество.

Западники – (середина XIX в.) – представители философии и общественной мысли в России, требовали воспроизведения в России западноевропейской культуры и цивилизации во всей её полноте: П.В. Анненков, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Л.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.П. Огарев и др.

«Мир искусства» - (1898 – 1924 г.) творческое объединение поэтов-символистов и художников, созданное в Санкт-Петербурге А.Н. Бенуа и С.П. Дягилевым.

Передвижники – «Товарищество передвижных художественных выставок», основано в 1870 г. по инициативе М.Н. Крамского, Г.Г. Мясоедова, В.Г. Перова.

Русская религиозная философия – оригинальное течение в области философии, яркие представители: В.С. Соловьёв, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, В.В. Розанов.

Славянофилы – представители идейно-политического течения в России середины XIX века. Требовали более внимательного отношения к национальным корням и традициям, изучения и выдвижения на первый план исторической самобытности России (И.С. и К.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и др.), которую они видели в отсутствии борьбы социальных групп, в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве.

Супрематизм (лат. supremus - наивысший) – разновидность геометрического абстракционизма. Оперирует комбинацией простейших геометрических элементов (квадратом, крестом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат считается наиболее чистым, т.е. очищенным от содержательных ассоциацией элементом. Основоположником считается художник К.С. Малевич.

Философия русского космизма - течение в области философии, представлено именами Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского.

Футуризм (лат. futurum - будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10 – 20-х гг. ХХ века., характеризуется отрицанием сложившихся традиций в культуре, устремлённостью в будущее, в котором якобы будут преобладать «техника», «скорости», «сила». В искусстве футуристы видят предмет для самовыражения в творчестве, игры формами, случайными ассоциациями.

Темы докладов

1. Русская интеллигенция и ее роль в развитии культуры.

2. XIX век – «золотой век русской культуры». Идеи и достижения.

3. Место русской литературы в отечественной культуре.

4. Культурная жизнь России в XVIII – XIX вв.: театр, музыка, музеи, салоны, кружки, развлечения и праздники (любой из сюжетов).

5. Культура русского дворянства.

6. Петербург как культурная столица России Нового времени.

7. Архитектура барокко: Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Ф.-Б. Растрелли, С. Чевакинский.

8. Классицизм в русской архитектуре: Дж. Кваренги, Ч. Камерон, А.Ф. Кокоринов, М.Ф. Казаков А.Н. Воронихин, К. Росси и т.д.

9. Архитектура модерна в Петербурге и Москве.

10. Становление русской живописной школы в первой половине XVIII в.

11. Живопись второй половины XVIII в.: А.П. Антропов, И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский.

12. Русская живопись XIX в.

13. Сила и слабость русского авангарда.

Литература

1. Культурология. Теория, философия, история культуры: Учебник для студентов вузов / Никитич Л.А. – ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

2. Культурология. Учебное пособие. – Рязань: Рус. слово.1999.

3. Зарецкая Д.М., Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М., 2002.

4. Культурология: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М., 2002.

5. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2002.

6. Культурология. История мировой культуры. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

Дополнительная литература

1. Каган М. С. История и культура Петербурга. Уч. пос. СПб., 2000.

2. Кургатников А.В. Русская старина: Путеводитель по XVIII веку. М., 1996.

3. Лещенко В.Ю. Семья и русское православие (XI – XIX вв.). СПб., 1999.

4. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХVIII - начала ХIХ веков). СПб., 1994.

5. Марченко Н. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. М.: Изограф, Эксмо-Пресс, 2001.

6. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3-х тт. М., 1993-1995.

7. Муравьева И.А. Век модерна: Панорама столичной жизни.

Тт.1-2.- СПб., 2001-04.

8. Пыляев М.И. Старая Москва. М., 1990.

9. Пыляев М.И. Старый Петербург. М., 1997.

10. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

11. Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1999.

12. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М., 1997.

13. Зодчие Санкт-Петербурга ХIХ - начала ХХ века. СПб, 1998.

14. Зодчие Санкт-Петербурга. ХVIII век. СПб, 1997.

15. Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII века. М., 1999.

16. История русской архитектуры. Изд.2-е. / Под ред. Ушакова Ю.С., Славиной Н.А., СПб, 1994.

Занятие № 8 (экскурсия по выбору)

Практическое занятие № 4







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.