Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема 1. введение в теорию организации





Введение

 

В составе цикла общеобразовательной дисциплин по специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии» предусмотрено изучение дисциплины «Теория организации».

Основной целью преподавания данной дисциплины является изучение особенностей строения, функционирования и развития организации, а также

принципов построения организации как системы;

закономерностей функционирования и развития организаций;

факторов, определяющих структуру организации, и влияния их на принятие решений по определению степени дифференциации работ, стандартизации деятельности и уровня централизации;

типов организаций, имеющих различное строение;

методов организационного проектирования;

возможностей формирования организационной культуры и управления изменениями в организациях.

Предметом изучения дисциплины являются законы и принципы создания и функционирования организаций, разработанные на их основе рациональные формы и методы распределения различных видов деятельности в организации, поведении организаций и их связь с внешней средой.

Объектом изучения «Теории организации» являются социальные организации, т.е. человеческие организации, объединяющие людей.

Изучение дисциплины «Теория организации» осуществляется в следующих формах: лекции, семинары, практические занятия, индивидуальная работа под контролем преподавателя, самостоятельная работа студентов.

На лекции выносятся наиболее сложные вопросы курса, требующие высокого уровня систематизации и обобщения, глубокой фундаментальной подготовки. На семинарах обсуждаются вопросы более частного характера, которые расширяют и конкретизируют знания, полученные на лекциях, и в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа включает изучение рекомендуемой литературы, подготовку докладов, сообщений, выполнение домашних заданий.

Качество и эффективность самостоятельной работы студентов контролируется на семинарах, в процессе индивидуальной работы преподавателей со студентами, на экзамене.

Индивидуальная работа преподавателей со студентами является обязательной. Дни и часы для индивидуальной работы по каждой учебной группе в отдельности определяются кафедрой.

Индивидуальная работа предусматривает выполнение заданий, выдаваемых преподавателем в порядке выполнения этого вида учебных занятий;

 


ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ К СИТУАЦИИ

 

1. Ознакомьтесь с ситуацией и сформулируйте существенные признаки, которые позволят отнести ЦРТ к деловым организациям.

2. Как Вы думаете, что стало причиной появления неформального лидера в ЦРТ?

3. Какие последствия для руководителя может иметь появление в коллективе неформального лидера?

4. Используя типологическую матрицу, оцените ситуацию в Центре речевых технологий?

Таблица 1

 

  Объективная ситуация
«внешняя» «внутренняя»
требует поддержания функционирования требует развития требует поддержания функционирования требует развития
Кадровый состав в организации Не ориентирован на изменения Ситуация Ситуация 3 Ситуация Ситуация 7
Ориентирован на изменения Ситуация Ситуация 4 Ситуация Ситуация 8
             

5. Что сделал Хитров для выхода из сложившейся ситуации? Согласны ли Вы с его действиями?

 

Практическое упражнение.

Студенты разбиваются на 2-3 группы. Каждая подгруппа выбирает организацию, которую будет анализировать: Совет студентов, студенческий клуб, студенческое научное общество. Подготовьте ответы на следующие вопросы.

1. Докажите, используя отличительные признаки организации, что Ваша группа является организацией.

2. Какие мотивы, послужили исходным моментом при создании организации? При определении мотивов воспользуйтесь рисунком 1.

 

Рис. 1. Мотивы объединения людей в организации

 

3. Определите, нужен ли вашей организации общий руководящий орган? Если «да», то каким образом он должен формироваться?

4. Необходимо ли организация и координация деятельности участников? Если «да», то кто будет координировать деятельность участников?

5. Рассмотрите, как Ваша организация будет взаимодействовать с внешней средой?

 

Домашнее задание

 

Опишите организацию любой сферы деятельности, в которой вы нашли условия, подтверждающие сложившееся представление о социальных (деловых) организациях. Текст должен состоять из фактов организационной жизни и содержать характеристику отличительных признаков организации.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ повторения

 

1. Что изучает теория организации?

2. Каким образом теория организации сформировалась в качестве самостоятельной дисциплины?

3. Какое место занимает теория организации в системе научных знаний?

4. В чем заключаются объект, предмет и метод теории организации?

5. Охарактеризуйте основные подходы к определению понятия организация.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Теория организации:

а) наука, изучающая основные принципы, законы и закономерности природы и общества;

б) наука о принципах, законах и закономерностях создания, развития и функционирования организации;

в) наука о количественных соотношениях и качественных характеристиках объектов окружающего мира.

2. Организация как социальное явление представляет собой:

а) группу людей, объединившихся для достижения определенной цели в области производства товаров, услуг, информации и

б) большую группу разных людей, собравшихся для чего-либо в определенное время в каком-нибудь одном месте;

в) частного предпринимателя, ведущего самостоятельную коммерческую деятельность.

3. Общие характеристики организации:

а) необходимость управления;

б) руководитель организации;

в) вертикальное и горизонтальное разделение труда;

г) зависимость от внешней среды;

д) мотивация.

4. Основные ресурсы организации:

а) экологические;

б) человеческие;

в) информационные;

г) продовольственные;

д) технологические;

е) материальные.

5. Организационные отношения включают:

а) воздействия, взаимодействия и противодействия при создании, реорганизации и прекращении деятельности организации;

б) административные и независимые отношения;

в) легитимные и противоправные отношения;

г) воздействия и взаимодействия при создании организации;

д) устойчивые и неустойчивые отношения.

6. Неформальные организации – это:

а) кооперативные организации с небольшой численностью персонала;

б) не зарегистрированные в государственном порядке организации;

в) государственные и муниципальные предприятия.

7. Управление организацией – это:

а) выдача четких распоряжений и приказов непосредственным исполнителям задания;

б) обеспечение согласованных действий членов организации, направленных на достижение общих целей;

в) неукоснительное выполнение исполнителями распоряжений и приказов дирекции и вышестоящих начальников.

8. Формальные организации – это:

а) зарегистрированные в установленном порядке организации;

б) организации, не ведущие хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли;

в) группа людей внутри организации, объединенных общими интересами и стремящихся к достижению единой цели.

9. Университет относится к классу …организаций

а) управляющих;

б) обслуживающих;

в) неформальных;

 

 

г) производящих;

д) общественных.

10. В основу современной теории организации положены концепции:

а) организация - предмет междисциплинарного изучения;

б) только поведенческий подход;

в) структурный подход и ничего более;

г) организация как формальная структура, разложенная на части;

д) организация - это самоорганизующаяся система на всех этапах своего жизненного цикла;

е) организация, как система.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2003.

2. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2003. - 123 с.

3. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2003. – 416 с.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ТЕМЫ

 

1. Особенности системного подхода к определению сущности организации.

2. Отличительные признаки открытых и закрытых организационных систем.

3. Организация как управляемая система.

4. Социотехнические качества организационных систем.

5. Сходство и отличие жизненного цикла продукта и организации.

 

Семинар 1. Системный подход в теории организации

 

Учебная цель: изучение эволюции подходов к понятию «организация», формирование системы знаний на современные аспекты функционирования организации исходя из концепции и положений общей теории систем.

 

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

 

1. Эволюция взглядов на сущность организации, их актуальность для современных условий.

2. Системное представление об организации.

3. Организация как открытая система.

4. Организация как биологическая система. Жизненный цикл организации.

 

 

Тесты ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Организационная система – это:

a) совокупность механизмов внутреннего и внешнего функционирования.

б) штатное расписание.

в) элементарная структура предприятия;

г) это комплекс элементов, которые обеспечивают взаимодействие технических, технологических, экономических и социальных подсистем

2. Какая модель организации была предложена Ф.У. Тейлором?

а) организация – машина;

б) организация как трудовой процесс;

в) организация как живой организм.

3. Какая модель выступала в защиту отделения управленческих функций от фактического выполнения работы?

а) организация – машина;

б) организация как трудовой процесс;

в) организация как живой организм.

4. Какая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование?

а) открытая;

б) закрытая.

5. "Обратная связь" в замкнутой системе управления означает …

а) информацию о входах объекта управления

б) корректирующие воздействия на объект управления

в) информацию о выходах объекта управления

г) управляющие воздействия на объект управления

д) информацию о воздействиях внешней среды

6. Анализ макро-окружения предприятия включает анализ…

а) динамики изменения финансовых показателей предприятия;

б) новейших достижений в технологии производства;

в) сильных и слабых сторон предприятия;

г) рынка рабочей силы.

д) отношений с поставщиками и кредиторами

7. Какое из свойств означает, что система выступает и воспринимается относительно окружающей среды как нечто целое?

а) устойчивость;

б) организованность;

в) целостность.

8. Свойство эмерджентности организации обеспечивает:

а) готовность к реорганизации;

б) оперативное формирование и мобилизация новых качеств;

в) способность к активизации взаимосвязи;

г) способность к адаптации и модернизации;

д) формирование организацией новых качеств ее составляющих.

9. Открытая система – это система, которая ….

а) игнорирует эффект внешнего развития;

б) предполагает взаимодействие с окружающим миром;

в) не имеет обратную связь;

г) обладает свойством получать информацию или деньги, или ресурсы.

10. Жизненный цикл организации – это…

а) временной интервал, включающий в себя несколько стадий изменений организации;

б) предсказуемые изменения с определенной последовательностью состояний в течение времени;

в) время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделия потребителями.

Рекомендуемая литература

 

I. Основная литература

 

1. Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 2003. 336 с.

2. Основы менеджмента: Учеб. пособие для вузов / Науч. ред. А.А.Радугин. М.: Центр, 1997. 432 с.

3. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2003. 123 с.

 

II. Дополнительная литература

4. Бир Ст. Мозг фирмы. М.: Радио и связь, 1993. 413 с.

5. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. 270 с.

6. Акоффр Р. Планирование будущего корпорации. М.: Прогресс, 1985. 325 с.

7. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления. М.: Изд-во «Прогресс», 1971. 308 с.

8. Коуз Р. Природа фирмы // ЭКО. 1993. № 2.

9. Менар Клод. Экономика организаций. М.: ИНФРА-М., 1996. 160 с.

10. Пригожин А.И. Организации: системы и люди. Эффективность трудовых организаций в социалистическом обществе. М.: Политиздат, 1983. 176 с.

11. Теория организаций и организационное проектирование (пособие по неклассической методологии): Учеб. пособие / Под ред. Т.П.Фокиной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. 240 с.

12. Robbins S.P. Organization Theory: Structure, Design, and Application. L.: Prentice-Hall International, Ins, 1990. 552 с.

13. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учеб. для вызов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 286 с.

 

 

И принципы их построения

И функционирования

 

Понятие социальной организации. Виды и классификация социальных организаций. Особенности социально-экономической организации. Производственные организации и их свойства. Три класса переменных, описывающих социальную и производственную организацию: первичные переменные, переменные управления, переменные эффективности. Общие представления о зависимостях, законах и закономерностях организации. Закон эмерджентности. Закон синергии. Закон коммуникативности. Закон иерархичности. Закон самосохранения, «необходимого разнообразия». Специфические законы социальной организации. Принципы организации.

 

Термины и понятия

 

· Закон иерархичности · Закон историчности · Закон коммуникативности · Закон необходимого разнообразия · Закон самосохранения · Закон синергии · Закон эмерджентности · Закон социальных организаций · Лидер · Производственная организация · Первичные переменные · Переменные управления · Переменные эффективности · Руководитель · Социальная организация · Социальная система · Стиль руководства

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ ТЕМЫ

 

1. Что понимается под социальной организацией?

2. В чем заключаются особенности социальных организаций?

3. Каков состав социальных и экономических связей в организации?

4. Каковы особенности производственной организации?

5. В чем заключается механизм использования законов синергии и эмерд- жментности?

6. Каковы суть и содержание закона иерархичности?

7. В чем заключается суть развития организации и закона историчности?

 

Семинар 2. Особенности и законы социальных организаций

 

Учебная цель: изучение признаков и свойств социальной организации; формирование представления об общих и специфических законах социальной организации.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре

 

1. Особенности и виды социальных организаций.

2. Производственная организация как разновидность социально-экономических систем.

3. Законы организаций и их приложения.

 

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

 

1. Примером социальной организации может быть:

а) система здравоохранения;

б) система образования;

в) общественная организация;

г) система налогообложения;

д) церковь;

е) финансовая система.

2. Природа законов организации:

а) объективна;

б) субъективна;

в) объективно субъективна;

г) субъективно объективна.

3. Социальным называется стиль руководства, при котором

а) ориентация на результат и на работника высокая;

б) ориентация на результат и на работника низкая;

в) ориентация на результат высокая, а на работника низкая;

г) ориентация на результат и на работника средняя;

д) ориентация на результат низкая, а на работника высокая.

4. Синергия - это:

а) сохранение энергии в замкнутых материальных системах при любых возмущающих воздействиях со стороны окружающей среды;

б) прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий, затраченных членами коллектива.

в) общая сумма материальных ресурсов, необходимых для решения организацией поставленных задач.

5. Закон самосохранений – это:

а) стремление организации к получению любыми способами максимальной прибыли.

б) поддержание жизнеспособности организации путем получения заемных средств;

в) обеспечение выживаемости организации с максимальным использованием ресурсов.

6. Развитие организаций – это:

а) регрессивный процесс;

б) прогрессивный процесс;

в) процесс, связанный с глобальным состоянием цивилизации;

г) тесно связанные между собой процесс и регресс.

7. В соответствии с законом информированности - упорядоченности увеличение информированности …

а) приводит к упорядочению связей с окружающей средой;

б) приводит к упорядочению структуры коммуникаций;

в) повышает степень упорядоченности структуры подчинения;

г) приводит к упорядочению связей между подразделениями;

д) повышает степень упорядоченности при выборе управляющего воздействия.

8. Устойчивость организации….

а) не зависит от относительного сопротивления отдельных частей организации;

б) зависит от наибольших относительных сопротивлений отдельных частей организации;

в) зависит от наименьших относительных сопротивлений отдельных частей организации.

9. Закон композиции:

а) с целью получения максимальной прибыли организации должны стремиться к полной самостоятельности;

б) на всех этапах своего развития организации должны придерживаться стратегии минимизации расходов и накопления ресурсов;

в) в рамках достижения единой цели существует объективная тенденция организаций к объединению.

10. Закон информированности и упорядоченности:

а) В условиях глобального информационного пространства выживают только очень крупные организации;

б) наибольшими возможностями устойчивого, поступательного развития обладает организация, обеспеченная полной, достоверной, структурированной информацией;

в) в конкурентной борьбе побеждает организация, обладающая максимальными денежными средствами, которые она может тратить на рекламу и создание положительного имиджа.

 

Рекомендуемая литература

I. Основная литература

1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1992. 702 с.

2. Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2003. 248 с.

3. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2003. 123 с.

II. Дополнительная литература

4. Пригожин А.И. Социология организаций: М.: Наука, 1980. 156 с.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Введение в менеджмент: Социология организаций и управления. Воронеж: ВГАСА, 1995. 195 с.

6. Франчук В.И. Основы современной теории организации. М.: Институт организационных систем, 1995. 75 с.

7. Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2003. – 416 с.

Вопросы для обсуждения темы

 

1. Какова роль А. Смита в развитии теории организации?

2. Что общего во взглядах Тейлора и Файоля и в чем их различие?

3. Как можно охарактеризовать бюрократическую теорию организации?

4. Каково значение теории «Х» - теории «У» для понимания современных проблем организации?

5. Системный подход в теории организаций.

6. Современные тенденции в теории организации.

 

Семинар 3. Основополагающие идеи в теории организации

 

Учебная цель: изучение эволюции и формирование системы взглядов на современные аспекты теории организации

Семинарское занятие проходит в форме конференции.

 

Вопросы для обсуждения темы

 

1. Что понимается под структурой организации и почему она важна?

2. Можно ли считать, что усилия по формализации производственных отношений всегда служат источником повышения эффективности организации?

3. Насколько нужна централизация?

4. Какая взаимосвязь между технологией и структурой организации?

5. Почему имеет место тенденция к уменьшению размеров организации?

6. Какое влияние внешняя среда оказывает на структуру организации?

7. Почему изменение стратегического выбора обусловливает структурные перестройки?

 

Практическое занятие 2. Изучение структурных проблем и факторов проектирования организации

 

Учебная цель: приобретение навыков решения проблем организаций, связанных с их строением, и исследованием факторов, определяющих структуру организации.

Задание 1. Проведите анализ структурных проблем фирмы «Kodak»

Ситуация для анализа. «Kodak» в начале трудного пути.

Вложив миллиарды долларов в НИОКР, Kodak прочно встала на путь диверсификации. И хотя в последние годы Kodak провела уже несколько реорганизаций, доходы ее в 1983 г. оказались ниже, нежели в 1982 г. Эта компания, владеющая признанной во всем мире торговой маркой, по уши увязла в трясине вялого рынка кино- и фототоваров. Помимо значительного долгового времени Kodak несла серьезные потери из-за просчетов в организации управления. К этому времени от славных традиций ее менеджмента остались лишь воспоминания, а персонал потерял всякую надежду на перемены к лучшему.

Новому управляющему Kodak, Джорджу Фишеру, потребовался год, чтобы расшевелить неповоротливого гиганта. Начал Фишер с того, что расстался с подразделениями по производству медицинской продукции, сконцентрировав усилия на технологии получения и обработки цветных изображений. Это позволило компании сократить долги с неподъемных 7,5 млрд. долларов в 1993 г. до 1,5 млрд. в 1994 г. Одновременно с этим Фишер вплотную занялся упорядочением штатного расписания аппаратных структур, встроенных в каркас управленческой иерархии.

Главная цель Фишера поднять рейтинг Kodak и вновь сделать ее заметной “фигурой” на мировом рынке. В серии пространных интервью для Business Week он разъяснил суть новой стратегии формы. По мнению Фишера, прежде всего необходимо преобщить Kodak к современной деловой культуре и существенно снизить издержки. “Для нашей компании характерны типичные недостатки, давно уже подробно описанные в учебниках. Управленцы Kodak крайне медлительны, и ни у кого из них нет здорового стремления взять на себя ответственность за дело”, - сетует Фишер.

Всеобщая апатия, царившая в Kodak, сослужила ей плохую службу, и по началу Фишер был весьма удивлен, попав в это замкнутое сообщество, где дела вершились в высших эталонах власти, сотрудники были лишь “винтиками”, а открытые дискуссии или обмен мнениями не поощрялись. «Иерархическая структура управления чуть не погубила Kodak. Каждый ее служащий, как загипнотизированный, повиновался своему начальнику и шагу боялся ступить без его указаний», - констатирует Фишер. Судя по всему, ему нелегко, но, к счастью, в его активе – богатый опыт управленческой деятельности. Сделав ставку на судьбоносное для фирмы решение важнейших вопросов, таких, как повышение качества продукции, удовлетворение потребительского спроса и сокращение сроков разработки новых изделий, Фишер надеется уменьшить расходы и оздоровить компанию.

Важным стратегическим звеном в осуществлении этой грандиозной программы является расширение доли Kodak на азиатском рынке. Не случайно Фишер поручил своему второму заместителю Уилбуру Презано руководство деятельностью специальной группы, разрабатывающей стратегический план генерального наступления Kodak на китайском и гонконгском рынках. Кроме того, по словам Фишера компания стремительно наращивает объемы услуг на слабо освоенных рынках, в том числе в России, Индии и Бразилии. Напомним, что не далее как в 1994 г. Kodak удалось достичь 400 – процентного роста продаж на российском рынке, выдав сотни лицензий своим новым экспресс - лабораториям и магазинам, торгующим ее фирменной продукцией.

Не ограничиваясь расширением рынка в чисто географическом плане, Фишер также надеется добиться высоких результатов на рынке систем цифровой обработки изображений.

Начиная с 70-х гг., когда в Kodak осознали всю значимость развития цифровой фотографии, постепенно вытесняющей традиционные фотохимические процессы, на НИОКР в области цифровой обработки изображений были брошены значительные средства – около 5 млрд. долларов. Но руководство компании не смогло прийти к единому мнению в вопросе прогнозирования динамики объема продаж высоко прибыльных традиционных фотографических пленок и бумаги, обусловленной появлением на рынке цифровой фотоаппаратуры. До прихода Фишера в компанию лишь немногие ее разработки удавалось запустить в производство. Новыми товарами и их маркетингом занималась тогда добрая дюжина различных отделений Kodak, деятельность которых никто не координировал. Трудно себе представить, но было время, когда в Kodak параллельно разрабатывалось 23 проекта цифровых сканеров.

Создав отделение прикладных систем цифровой обработки изображений, новый глава Kodak сосредоточил многочисленные независимые проекты под одной крышей.

Однако, как справедливо отмечают аналитики, успехи Kodak пока незначительны. Некоторые из приближенных к Фишеру лиц считают, что он торопит события, пытаясь за немыслимо короткий срок решить труднейшую задачу. «У Kodak есть первоклассные технологические разработки, но ей еще не удавалось продемонстрировать столь же замечательные изделия. Поэтому Kodak сейчас занимает весьма скромное место среди прочих фирм, действующих на рынке цифровой обработке изобретений», - заявил Жак Кауфман, консультант по обработке изобретений из г. Уилметт.

Но если вообще можно ускорить процесс НИОКР в Kodak и придать новый импульс производству ее новинок, то с подобной задачей, по мнению аналитиков, способен справиться только Фишер. Фишер обладает уникальным сочетанием профессиональных качеств технолога и менеджера, умеет быстро сориентироваться в ситуации и принять нужное решение. Вряд ли кто-нибудь другой смог бы также быстро, оценить все плюсы и минусы, разделаться с отделениями компании, не связанными с выпуском фотоаппаратуры и материалов. Фишер редко берет какой-либо документ в руки дважды и, обсуждая текущие вопросы с подчиненными, оперативно решает их, не откладывая в долгий ящик. Такой подход явился новаторским для Kodak, где уже укоренилась традиция затягивать окончательное рассмотрение проблемы путем бесконечного ее муссирования и анализа. “У нас привыкли изучать любой вопрос годами. Джорж придерживается правил 80/20: если решения правильны лишь в 80 % случаев, но приняты в кратчайший срок, он доволен”, - рассказывает вице-президент Kodak Лео Томас.

Чтобы раз и навсегда покончить с жесткой иерархической структурой, сковывавшей инициативу сотрудников Kodak, Фишер лично стал демонстрировать новый, свободный стиль поведения. В отличие от прежних управляющих Kodak, державших подчиненных на расстоянии, он не стремится соблюдать дистанцию, не повышает голоса, всегда корректен и не чуждается юмора. Беседуя с Фишером, ощущаешь, что обращаться с близким человеком, а потому не хочется разочаровывать его. Сотрудники Kodak всегда могут связаться со своим босом по электронной почте – и они охотно пользуются этой возможностью, посылая в день примерно 30 сообщений. Его секретарь распечатывает их на бумаге, а на следующий день Фишер пишет ответные послания своим респондентам прямо поверх их текста. И, судя по всему, подобная открытость по душе персоналу Kodak.

Однако, как сообщила администрация фирмы, происходящие перемены внесли тревожную ноту в атмосферу компании, лишив ее сотрудников уверенности в завтрашнем дне. Снижение премиальных, осуществленное по прямому указанию Фишера, настроило многих против него. В свою очередь объявленное сокращение 800 рабочих мест, проведенное на фабрике Kodak Park в Рочестере, тоже не прибавило сотрудникам оптимизма.

И, вероятно, для периода реформ это естественно.

Нет ничего труднее попытки изменить порядок вещей. Но нет и деятельности, которая по мнению Фишера, была бы более интересной.

Источник: М. Мермонт. Д. Тайбей. Kodak // Бизнес УИК. 1995. № 8. С. 39 – 45.

 

вопросы к ситуации

 

1. Объясните, как первоначальная стратегия Kodak повлияла на структуру компании.

2. Выделите фразы, которые подтверждают, что до прихода Дж.Фишера Kodak испытывала трудности структурного характера. Установите их причины. При выявлении структурных недостатков воспользуйтесь картой симптомов и причин структурных проблем (табл. 1).

3. Какие факторы, определяющие структуру организации, оказались для Kodak наиболее существенными? Объясните.

4. Как повлияло изменение стратегии Kodak на структуру компании?

5. Какое влияние на структуру Kodak оказано появление Дж. Фишера?

6. Дали ли произведенные изменения ожидаемый эффект, уменьшили ли они остроту проблем?

 

 

Таблица 3

Карта симптомов и причин структурных проблем

 

I. Низкая мотивация II. запоздалые и неправильные решения
   
1. Непоследовательные и произвольные решения, не отвечающие установленным пра- 1. Отсутствие необходимых средств координации деятельности
правилам 2. Нерациональное распределение работ 3. Отсутствие четких целей и задач 2. Чрезмерное развитие иерархии и централизация решений 3. Отсутствие системы оценки результатов принимаемых решений
III. конфликты и недостаточная координация действий IV. рост расходов в административной сфере
1. Наличие конфликтных целей 2. Отсутствие механизмов координации деятельности отдельных рабочих групп 1. Большой штат управления 2. Увеличение канцелярской работы и процедур, отвлекающих от производительного труда
V. Неадекватная реакция на изменение обстоятельств 1. Отсутствие специалистов, осуществляющих контроль за внешней средой 2. Недостаточная поддержка нововведений

Практическое упражнение. Анализ дилемм структуры компании Kodak

 

Предположим, что Вы пришли работать на фирму Kodak до начала ее реорганизации в качестве руководителя одного из крупных подразделений и спустя несколько месяцев обратили внимание на недостатки существующей организационной структуры. Очевидно, что ваши доводы в пользу перемен были встречены коллегами без особого энтузиазма.

1. Приведите несколько выражений, которые, по вашему мнению, можно было бы выдвинуть против следующих идей:

а) формализация должностных обязанностей;

б) делегирование полномочий по осуществлению контроля;

в) усиление координации действий взаимосвязанных служб.

2. В табл. 2 приведены некоторые дилеммы структуры. Подумайте, по каким из них в Kodak не достигнуто приемлемое равновесие? Объясните вашу позицию. Какие проблемы структурного характера обусловлены такой ситуацией?

3. Предположим, что бывшее руководство Kodak признало, что трудности компании являются следствием структурных проблем. Думаете ли Вы, что дирекция Kodak посчитала бы эти проблемы настолько существенными, чтобы приступить к их решению в срочном порядке. Какие доводы можно привести для того, чтобы обложить какие-либо действия по реорганизации компании?

 

Таблица 4

Дилеммы структуры

 

Конкурирующие противоположности
1. Ограничение сферы деятельности узким кругом обязанностей   Широкая специализация, большее разнообразие выполняемых работ
2. Определенность задания, регламентация работ Самостоятельность (или автономность), проявление личной инициативы
3. Минимальное количество подчиненных, тщательный контроль Максимально возможное количество подчиненных, плоская организационная структура
4. Централизация в принятии решений Делегирование полномочий, усиление активности и ответственности
5. Формализация деятельности, стандартные решения Гибкие, неформальные отношения, новые решения

 

ЗАДАНИЕ 2. Оцените эффективность процесса структуризации в фирме «Motorola»

Под давлением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках многие торговые фирмы оказались вынужденными рассмотреть пути снижения затрат и исключения потерь. В то время, когда фирмы искали пути снижения затрат, они старались определить и пути увеличения потока новаторских идей. В 80-х гг. многие компании отреагировали на эту двойную проблему сокращением уровней управления и увеличением норм управляемости. Эти многообещающие структуры обладали выгодами от снижения затрат посредством ликвидации управленческих должностей (и окладов) и наращивания потока идей путем предоставления индивидам больших полномочий для принятия решений. Сообщения о позитивных результатах этих усилий по проведению реструктуризации были весьма многочисленными в средствах массовой информации.

Некоторые из сообщений в печати содержали подтверждение компании «Ford Motors», что ее двенадцать уровней управления следует сократить и привести в соответствие с семью уровнями фирмы «Toyota» и с сокращением в среднем звене руководства компании «Xerox Corporation». Даже фирмы с высокими показателями объявили, что попытаются добиться лучших результатов, сократив количество менеджеров в своих организациях. Например, признанный лидер экономической эффективности компания «Dana Corporation» объявила о своем намерении сократить пять своих уровней управления до четырех. Эти сообщения в печати об успехах достигли высшего руководства фирмы «Motorola», которое отдало распоряжение своим специалистам по управлению персоналом оценить потенциальные прибыли от улучшения структуры.

Высшее руководство фирмы «Motorola» интересовалось тем, как любые попытки сократить административно-управленческий аппарат повлияют на давнее обязательство фирмы в отношении определенных ценностей. Дело в том, что фирма пользовалась репутацией работодателя, относящегося к работникам с уважением, защищая тех из них, кто хорошо работал в фирме в прошлом. Любая попытка в процессе реструктуризации ликвидировать управленческие должности должна была быть совместима с репутацией фирмы. Высшее руководство фирмы также проявило интерес к реакции самих менеджеров на попытку сокращения управленческих должностей. Будут ли эти попытки восприняты как угроза, особенно если ли это будет означать сокращение персонала в их собственных структурных подразделениях?

Осведомленные об этих проблемах специалисты по управлению персоналом разработали следующую стратегию поведения при необходимости снижать затраты и в то же время сохранять ценности, определяющие приоритет человека. Процесс состоял из пяти этапов, в







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.