Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Природно-ресурсный, демографический и трудовой потенциалы





Под природно-ресурсным потенциаломпонимают совокуп­ность природных ресурсов данной территории, природных усло­вий, явлений и процессов, которые используются или могут быть реально вовлечены в хозяйственную деятельность при дан­ных технических и социально-экономических возможностях об­щества с условием сохранения среды обитания человека. Размер природно-ресурсного потенциала – это сумма потенциалов от­дельных видов природных ресурсов – земельных, водных, лес­ных, минерально-сырьевых и др. Он зависит от ряда факторов, среди которых количество имеющихся в стране природных ре­сурсов, их количественные и качественные характеристики (размер запасов, содержание полезного вещества, мощность пла­стов и т.д.), возможность комплексного использования.

Количественная оценка природно-ресурсного потенциала страны возможна в том случае, если все виды ресурсов будут исчисляться по единому принципу. Для этого применяются балльная система, стоимостные показатели и абсолютные энер­гетические потенциалы. Наибольшую значимость в условиях становления рыночных отношений приобретает стоимостная (денежная), или собственно экономическая, оценка природно-ресурсного потенциала.

Однако осуществить экономическую оценку разных видов природных ресурсов на единой методологической основе весьма сложно, поэтому размер природно-ресурсного потенциала ко­личественно характеризуют чаще всего с помощью натураль­но-вещественных показателей (объемов запасов, продуктивно­сти, площади и др.).

Земельные ресурсы.Представляют собой часть земельного фонда страны, которая пригодна для хозяйственного использо­вания. Они создают основу для сельскохозяйственного произ­водства, ведения лесного хозяйства, а также для городской за­стройки, расселения сельского населения, размещения про­мышленных предприятий, транспортных коммуникаций и всех других видов наземной деятельности человека.



Земельный фонд Республики Беларусь — это площадь стра­ны, составляющая 20759,8 тыс. га. В Европе по данному пока­зателю Беларусь занимает 13-е место, следовательно, большин­ство европейских государств обладают гораздо меньшими зе­мельными ресурсами. По состоянию на начало 2005 г., земель­ный фонд страны распределялся следующим образом (по кате­гориям землепользователей):

• сельскохозяйственные организации – 8717 тыс. га (42,0 %);

• граждане – 1319 тыс. га (6,3 %);

• крестьянские (фермерские) хозяйства – 171 тыс. га (0,8 %);

• земли запаса и государственных лесохозяйственных организаций – 8587 тыс. га (41,4 %);

• прочие землепользователи – 1966 тыс. га (9,5 %).

Наибольшие площади земельного фонда заняты сельскохо­зяйственными угодьями – участки земли, которые использу­ются в сельскохозяйственном производстве.

Водные ресурсы.Включают все пригодные для хозяйствен­ного использования запасы поверхностных и подземных вод. Ресурсы поверхностных вод определяются в основном суммар­ным стоком в средний по водности год и оцениваются по Бела­руси в 57,9 км3, из которых 34 км3 (58,7 %) формируются на территории страны. В многоводные годы суммарный речной сток может достигать 96 км3 в год, снижаясь в маловодные до 37,2 км3 в год. Местный сток изменяется в соответствии с вод­ностью года от 61 до 22,8 км3 в год. Естественные ресурсы прес­ных подземных вод оцениваются в 15,8 км3 в год (43,5 млн м3 в сутки), а разведанные утвержденные запасы – 2,3 км3; они распространены по всей территории Беларуси на глубинах от 100до 450 м.

По обеспеченности водными ресурсами на одного жителя Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях несколько лучших, чем европейские страны, и значительно лучших по сравнению с отдельными соседними государствами. Водообеспеченность одного жителя Беларуси водами местного формирования составляет 3,6 тыс. м3, в том числе подземными водами – 1,4 тыс. м3. Это выше, чем в Англии (2,6 и 1,0 тыс. м3 соответственно), Польше (2,2 и 0,95 тыс. м3) и Украине (1,0 и 0,2 тыс. м3). Самые высокие показатели обеспеченности водой имеют жители Норвегии (89,0 и 27,5 тыс. м3) и европейской территории России (9,0 и 2,0 тыс. м3).

В Беларуси функционирует специфическая отрасль эконо­мики – водное хозяйство, которое занимается изучением, уче­том, управлением, прогнозированием и планированием исполь­зования водных ресурсов, охраной поверхностных и подземных вод от загрязнения и истощения, транспортировкой их к месту потребления. Основная задача водного хозяйства – обеспече­ние всех отраслей и видов хозяйственной деятельности водой в необходимом количестве и соответствующего качества.

Лесные ресурсы. Включают стволовые запасы древесины, разнообразные недревесные ресурсы: технические (живицу, пробку и др.), кормовые, охотничье-промысловые, пищевые (грибы, плоды, ягоды, орехи и др.), лекарственные растения; выполняют общественно полезные и защитно-ресурсоохранные функции (водоохранные, климаторегулирующие, полезащит­ные, противоэрозионные и др.), в том числе рекреационные и эстетические. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым и рассматриваются вместе с занимаемыми ими землями, кото­рые могут использоваться с целью сохранения, воспроизвод­ства и повышения продуктивности лесов.

Лесной фонд Беларуси как совокупность всех лесов страны натурального и искусственного происхождения включает покры­тые лесом земли, а также другие земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства. Общая площадь лесного фонда, составила 9,2 млн га, в том числе лесопокрытая (без прогалин, высечек, гарей) – 7,8 млн га

Лесные ресурсы Беларуси достаточно хорошо изучены. Запасы древесины составляют 1,3 млрд м3, в том числе возможные для эксплуатации — около 129 млн м3. Общий прирост лесов – примерно 25 млн м3 в год. Запасы дре­весины в значительной степени определяются возрастным соста­вом, средний возраст белорусских лесов – 45 лет. По возраст­ным категориям покрытая лесом площадь распределяется сле­дующим образом: молодняки – 36,4 %, средневозрастные – 44,4, приспевающие – 14,2, спелые и перестойные – 4,7 %. Дефицит приспевающих и спелых насаждений определяет воз­можность дальнейшей эксплуатации лесных ресурсов страны. Значительная часть лесов (25 %) создана искусственно – это лесные культуры, главным образом, сосна и ель.

Демографический и трудовой потенциалыимеют основополагающее значение для оценки и прогноза трудовых ресурсов. Важ­нейшими показателями являются численность и продолжи­тельность жизни населения, рождаемость и смертность, поло­возрастная структура, распределение населения на городское и сельское и др.

Численность населения определяется по итогам переписей и текущих оценок (в годы между переписями). Текущие оценки проводятся на основании итогов переписи населения, к кото­рым ежегодно добавляется количество родившихся и прибыв­ших и вычитается число умерших и выбывших с данной терри­тории.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении – это количество лет, которое в среднем предстоит прожить одно­му человеку из поколения родившихся при условии, что на про­тяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в ка­ждом возрасте останется таким, как в данный период времени. Возрастные коэффициенты смертности определяются как отно­шение числа умерших в данном возрасте в течение календарно­го года к среднегодовой численности лиц данного возраста.

Распределение населения на городское и сельское произво­дится по месту проживания. В Республике Беларусь к город­ским поселениям относятся города и поселки городского типа (городские, рабочие и курортные). Население страны, прожива­ющее на остальной территории, является сельским.

Численность населения Республики Беларусь на начало 2005 г. составила 9800,1 тыс. чел. По количеству жителей Бе­ларусь занимает 5-е место среди стран СНГ (после России, Ук­раины, Узбекистана и Казахстана) и 17-е место в Европе (опере­жая такие государства, как Австрия, Болгария, Швеция). Наи­большей численности населения Беларусь достигла в 1994 г. В дальнейшем происходило снижение данного показателя.

Динамика численности населения страны определяется ес­тественным и механическим его приростом (убылью). Естест­венный прирост равен разности между числом родившихся и умерших за год. Механический прирост, или сальдо миграции, определяется разностью между числом прибывших в страну и выбывших в другие государства на постоянное место жи­тельства.

В Беларуси во второй половине XX в. наиболее высокий уро­вень рождаемости наблюдался до 1960 г., когда на 1 тыс. жителей приходилось более 24 родившихся. В дальнейшем он сни­зился и в 2004 г. составил всего 9,1 родившихся. Наиболее низ­кий уровень смертности был в 1960–1966 гг., когда на 1 тыс. жителей ежегодно умирало менее 7 чел. В последующие годы данный показатель увеличился и в 2004 г. составил 14,3 чел. До 1993 г. в Беларуси происходил естественный прирост на­селения. С 1977 г. в сельской местности, а с 1997 г. и в город­ских поселениях уровень смертности превысил уровень рожда­емости. Таким образом, страна в демографическом развитии вступила в качественно новый этап – депопуляцию. Особенно­стью этого процесса в Беларуси является не только низкий уро­вень рождаемости, характерный для многих развитых госу­дарств, но и высокий уровень смертности, имеющий тенденцию к росту.

Среднее число рождений в расчете на одну женщину, так на­зываемый суммарный коэффициент рождаемости, снизилось с 1,9 в 1990 г. до 1,2 в 2004 г. В настоящее время по этому показа­телю Беларусь, хотя и несколько превосходит Болгарию, Рос­сию, Латвию, Чехию, но вместе с ними, а также Эстонией и Литвой занимает одно из последних мест в мире.

В то же время для простого воспроизводства населения сум­марный коэффициент рождаемости для одной женщины дол­жен быть не менее 2,15. При сохранении тенденции перехода к модели однодетной семьи численность населения страны через 25-30 лет может сократиться почти вдвое.

Снижение рождаемости обусловило изменение в возрастной структуре населения. Число детей в возрасте до 14 лет умень­шилось с 2252,5 тыс. чел. на начало 1995 г. до 1530,3 тыс. чел. к началу 2005 г., а их удельный вес в общей численности насе­ления снизился соответственно с 22,1 до 15,6 %. Число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличилось соответственно с 1250,1 до 1334,4 тыс. чел., а удельный вес этой категории населения возрос с 12,2 до 14,5 %. В соответствии с классификацией ООН, если в структуре населения эта категория лиц составляет более 7 %, то общество находится в стадии демографической старос­ти. Старение населения приводит к повышению государствен­ных расходов на социальное обеспечение и оказание медицин­ской помощи пожилым людям.

Стратегическая цель государственной политики на рынке труда заключается в обеспечении свободно избранной, продук­тивной занятости и создании условий для более полной реали­зации трудового потенциала общества в соответствии с профес­сиональными возможностями каждого человека.

Важнейшей задачей миграционной политики является опти­мизация межгосударственных перемещений населения на осно­ве сочетания государственных и личных интересов граждан: по­вышение эффективности воздействия на процессы внутренней миграции с учетом потребностей социально-экономического развития отдельных регионов страны, необходимости сохране­ния демографического потенциала сельской местности. В облас­ти внешней миграции политика государства должна быть на­правлена на совершенствование миграционного законодатель­ства и выполнение международных договоров и соглашений.

В Республике Беларусь за годы государственного суверени­тета проделана большая работа по проведению активной демо­графической политики, созданию соответствующей норматив­но-правовой базы. Для координации политики в области народонаселения и демографической безопасности и выработки согласованных действий республиканских органов государственного управле­ния, иных государственных организаций, подчиненных прави­тельству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органов создан Национальный комитет по народонаселению при Совете Министров Республики Беларусь.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.