Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Проблемы перехода к рыночной экономике. Перспективная модель национальной экономики





5.1.1 Проблемы перехода от централизовано планируемой к рыночной экономике

Переход от централизованно регулируемой к рыночной эко­номике, как и любой переход от одного экономического поряд­ка к другому, сопровождается существенными преобразования­ми экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, ме­тоды хозяйствования и государственного воздействия на эконо­мическую деятельность, но и структура производства и заня­тости, психология людей. Продолжительность переходного пе­риода, в течение которого происходят эти изменения, достаточ­но велика — для разных стран она может колебаться от нес­кольких лет до нескольких десятилетий. Все зависит от перво­начального состояния экономики, общественного и государст­венного устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономической системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период включает три направления преобразо­ваний:

• первое – демонтаж старого экономического порядка, ос­новная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что нередко связано с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второе – становление нового экономического порядка, цель которого – создание необходимых условий, способствующих зарождению новых структур и механизмов. В этой фазе по­лучает развитие новая институциональная среда, обеспечиваю­щая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третье – структурная перестройка, целью которой яв­ляются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику, приводящие ее вос­производственную, отраслевую, региональную и технологичес­кую структуры в состояние, отвечающее новым стратегичес­ким, социально-политическим и экологическим целям.



Важной закономерностью переходной экономики является зарождение и интенсивное развитие новых форм и отно­шений. Ими могут быть как не свойственные господствовавшей прежде системе формы и отношения (например, институты ры­ночной экономики), так и возникающие путем изменения со­держания старых форм (например, государственная собствен­ность в новой форме акционерных обществ, ассоциаций, уни­тарных и других предприятий или планирование в форме инди­кативного, не директивного, а рекомендательного в виде госу­дарственных прогнозов и программ).

Однако для этого потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:

• ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и раз­вить научно-технический, инновационный и кадровый потен­циалы страны;

• обосновать перспективную модель национальной экономики;

• создать законодательно-нормативную базу, правовые ин­ституты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;

• обеспечить равноправие всех форм собственности;

• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры – валютной, фондовой и товарных бирж, а также многообразие финансовых учреждений;

• провести структурную перестройку экономики на основе опережающих темпов развития наукоемких ресурсосберегающих экспорто-ориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, внедрить прогрессивные технологии и высокопроизводительную технику;

• изменить структуру и усовершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководя­щих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

• разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения, особенно социально уязвимых слоев и групп, повысить роль государственных минимальных социаль­ных гарантий и поэтапно приблизить их к бюджету прожиточного минимума, снизить необоснованную дифференциацию групп населения по уровню доходов;

• повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности, особенно на начальных этапах переходного периода (правовое обеспечение, установление гибких и стимулирующих параметров бюджетно-налоговой, денежно-кредитной, ценовой и антимонопольной по­литики, активизация внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества с различными финансовыми организациями Европы и мира, решение проблем занятости, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды).

Решение данных проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация отношений собственности, которая в целях создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффектив­ности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негатив­ный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов повышение эффективности производства, поиск стратегического инвестора, участие трудового коллекти­ва в принятии решений при сохранении государственного конт­роля за этим процессом для исключения возможности неэффек­тивного и незаконного перераспределения собственности.

Основными задачами реформирования отношений собствен­ности являются следующие: создание социально ориентирован­ной многоукладной экономики рыночного типа, совершенство­вание управления государственным имуществом, сохранение потенциала системообразующих предприятий, максимальное привлечение отечественных и зарубежных инвестиций.

Актуальной остается проблема кадрового обеспечения ры­ночных преобразований. Особенно остро ощущается нехватка высококвалифицированных специалистов высшего звена, ме­неджеров, маркетологов, активных организаторов разработки и внедрения современных наукоемких ресурсосберегающих технологий и высокопроизводительной техники.

В качестве основных направлений структурных преобразо­ваний определены:

• создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• опережающее развитие наукоемких высокотехнологических экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

• стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

• развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

• повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

• разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.