Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ





НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ

для студентов экономических специальностей

 

Учебно-методический комплекс

 

 

Гомель 2011

 
 

УДК 338(476)(075.8)

ББК 65.050.1я73

Ш 59

 

 

Рекомендован научно-методическим советом Гомельского филиала МИТСО (Протокол № 5 от 18 мая 2011 г.)

 

 

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента БТЭУ ПК В. А. Голуб;

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой экономики и управления производством ГГУ им. Ф.Скорины И. В. Бабына.

 

Шилович, А.В.

Ш 59 Национальная экономика Беларуси / А.В. Шилович, Я.В. Янчицкая. – Гомель: ГФ МИТСО, 2011. – 252 с.

Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с программой курса «Национальная экономика Беларуси», изучаемой в Международном институте трудовых и социальных отношений.

В учебно-методическом комплексе содержатся краткие теоретические материалы по курсу, контрольные вопросы, тесты, задачи и другие виды заданий, позволяющие закрепить полученные знания, охарактеризовать и проанализировать процессы, проходящие в национальной экономике Беларуси.

Рекомендуется для студентов экономических специальностей вузов.

 

УДК 338(476)(075.8)

ББК 65.050.1я73

 

© Шилович А.В., Янчицкая Я.В., 2011

© Оформление. ГФ МИТСО, 2011

       
   
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…...........…………7

Модуль 1. Научные основы национальной экономики...................………8

1.1 Предмет и задачи курса. Предпосылки становления,

функционирования и развития национальной экономики…..............................8

1.1.1 Предмет и задачи курса «Национальная

экономика Беларуси»..............................................................................................8

1.1.2 Предпосылки становления, функционирования и развития

национальной экономики.......................................................................................10

1.2 Основные макроэкономические показатели и пропорции

национальной экономики. Типы национальных

хозяйственных систем...........................................................................................13

1.2.1 Основные макроэкономические показатели и

пропорции национальной экономики...................................................................13

1.2.2 Типы национальных хозяйственных систем..............................................19

Задания для самостоятельной работы................................................................22

Темы рефератов, докладов, дискуссий................................................................22

Практические задания...........................................................................................23

Материалы для текущего контроля знаний........................................................24

Модуль 2. Экономический потенциал Беларуси..........................................31

2.1 Понятие и состав совокупного

экономического потенциала страны....................................................................32

2.1.1 Понятие и основные факторы, определяющие

экономический потенциал страны......................................................................32

2.1.2 Важнейшие составляющие экономического

потенциала и его оценка......................................................................................32

2.2 Система потенциалов национальной экономики Беларуси........................33

2.2.1 Природно-ресурсный, демографический

и трудовой потенциалы.......................................................................................33

2.2.2 Научный, научно-технический

и инновационный потенциалы.............................................................................39

2.2.3 Информационно-технологический

и другие потенциалы страны...............................................................................55

Задания для самостоятельной работы................................................................59

Темы рефератов, докладов, дискуссий................................................................59

Практические задания...........................................................................................60

Материалы для текущего контроля знаний........................................................67

Модуль 3. Экономический рост национальной экономики........................72

3.1 Экономический рост национальной

хозяйственной системы и его факторы...........................................................73

3.1.1 Экономический рост как категория

национальной хозяйственной системы...............................................................73

3.1.2 Факторы экономического роста...............................................................75

3.1.3 Индикаторы и динамика устойчивого

экономического развития.....................................................................................77

3.2 Моделирование экономического роста.........................................................79

3.2.1 Макромодели и факторные модели

экономического роста.........................................................................................79

3.2.2 Прогнозирование динамики ВВП................................................................80

Задания для самостоятельной работы................................................................83

Темы рефератов, докладов, дискуссий................................................................83

Практические задания...........................................................................................83

Материалы для текущего контроля знаний........................................................86

Модуль 8. Национальная экономика

и экономическая безопасность.......................................................................229

8.1 Экономическая безопасность

в системе национальной безопасности.

Экономическая безопасность как система

и ее институциональные основы........................................................................229

8.1.1 Экономическая безопасность

в системе национальной безопасности............................................................229

8.1.2Экономическая безопасность как система.

Институциональные основы экономической безопасности..........................232

Задания для самостоятельной работы..............................................................245

Темы рефератов, докладов, дискуссий..............................................................245

Практические задания.........................................................................................245

Материалы для текущего контроля знаний......................................................248

Литература...........................................................................................................251


Введение

Цель преподавания дисциплины

Целью учебной дисциплины является изучение реальных социально-экономических процессов, экономических струк­тур и институтов, логически корректное, доказательное из­ложение основных целей, закономерностей и направлений, способов и механизмов функционирования и развития соци­ально-экономической системы Республики Беларусь, ее кон­кретно-исторической формы – белорусской экономической модели. Приобретенные знания будут содействовать подго­товке современных специалистов-экономистов, которые долж­ны глубоко владеть основами экономической теории, уметь применять их на практике, выявлять и анализировать ключевые проблемы развития национальной экономики, обосновывать пути и механизмы их решения, осуществлять систему государственных и других мер в области научного управления развитием национальной экономики страны.

Задачи преподавания дисциплины

Основными задачами изучения курса являются:

Ø дать системное представ­ление о становлении и направлениях развития националь­ной экономики Беларуси, предпосылках и потенциалах фор­мирования высокоэффективной экономики постиндустри­ального типа, роли государства в этих процессах, о взаимо­связи с мировой экономикой и межгосударственными обра­зованиями;

Ø ознакомление с общими категориями и методами курса;

Ø изучение закономерностей формирования, функционирования и развития национальной экономики;

Ø овладение методикой оценки уровня развития общества;

Ø освоение экономического содержания рассчитываемых показателей;

Ø обучение студентов умению самостоятельно выбирать необходимые методы анализа показателей.

 


ЭКОНОМИКИ

Цель темы: студент знает предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики, типы национальных хозяйственных систем, основные макроэкономические показатели.

Задачи темы: студент понимает методы изучения дисциплины, роль и значение важнейших макроэкономических показателей и пропорций национальной экономики, а также понимает классификацию (типологизация) национальных хозяйственных систем в современной теории и практике

 

Теоретический материал

Темы рефератов, докладов

1. Приоритетные цели и направления развития национальной экономики Республики Беларусь

2. Структура национальной экономики и основные факторы, влияющие на нее

3. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития национальной экономики

4. Особенности японской экономической модели

5. Особенности шведской экономической модели

6. Особенности китайской экономической модели

 

Практические задания

Задача 1.1

По данным таблицы определите:

а) ВНП по доходам; б) ВНП по расходам; в) ВВП; г) ЧНП; д) национальный доход (НД).

 

Таблица 1.1 – Исходные данные для решения задачи

Счета млн. долл. США
Объем потребленного капитала  
Личные потребительские расходы  
Косвенные налоги на бизнес  
Заработная плата наемных работников  
Государственные закупки товаров и услуг  
Дивиденды  
Процент  
Чистый экспорт - 372
Доходы от индивидуальных вложений  
Нераспределенные прибыли корпораций  
Валовые частные внутренние инвестиции  
Налоги на прибыль корпораций  
Арендная плата  

Задача 1.2

Предпринимательский сектор состоит из двух фирм. Определить на основе представленных ниже счетов производства каждой из фирм следующие созданные в этом секторе величины: ВНП, ЧНП, НД.

 

Таблица 1.2 – Счета производства Фирмы 1

Дебет Кредит
Полуфабрикаты, купленные у фирмы 2   Комплектующие для фирмы 2  
Амортизация   Оборудование для фирмы 2  
Налоги косвенные   Предметы потребления для населения  
Заработная плата      
Дивиденды      
Нераспределенная прибыль      
ИТОГО      

 

Таблица 1.3 – Счета производства Фирмы 2

Дебет Кредит
Комплектующие, купленные у фирмы 1   Полуфабрикаты для фирмы 1  
Амортизация   Оборудование для фирмы 1  
Налоги косвенные   Предметы потребления для государства  
Заработная плата      
Дивиденды      
Нераспределенная прибыль      
ИТОГО      

 

Задача 1.3

Определите национальный, личный и располагаемый доход, исходя из следующих данных:

· чистый национальный продукт – 1020 млн. руб.;

· индивидуальные налоги – 25 млн. руб.;

· косвенные налоги – 35 млн. руб.;

· взносы на соц. страхование – 98 млн. руб.;

· налоги на доходы корпораций – 41 млн. руб.

· трансфертные платежи – 128 млн. руб.;

· нераспределенные прибыли корпораций – 30 млн. руб.

 

Тесты для контроля знаний

1. Выберите по крайне мере один ответ:

Что является предметом изучения рассматриваемой науки?

a. отношения людей в процессе производства

b. среда обитания человека в процессе жизненного цикла

c. социально-экономические про­цессы воспроизводства

d. закономерности функционирования и развития хозяйственной системы, ее структурно-функциональ­ных элементов, потенциалов и механизмов

e. социологическое развитие общества

 

2. Выберите один ответ:

Что является объектом изучения Национальной экономики Беларуси?

a. национальная хозяйственная система страны

b. промышленность Республики Беларусь

c. субъекты хозяйствования Республики Беларусь

d. производственные отношения

e. отношения между этническими группами

 

3. Выберите один ответ:

Какой основной методологический подход используется при изучении Национальной экономики Беларуси?

a. балансовый

b. нормативный

c. программно-целевой

d. комплексный

e. системный

 

4. Выберите один ответ:

Что составляет сущностный аспект национальной экономики?

a. взаимоотношения людей в обществе

b. Потенциал (как возможность и способность) развития экономи­ки определяется главным образом источниками, ресурсами, движущими силами, узлами противоречий (проблемами), направлениями и механизмами их разрешения и адаптации к внешним воздействиям

c. уровень развития производительных сил

 

5. Выберите один ответ:

Что представляет собой содержательный аспект национальной экономики?

a. способность к само­развитию в пространстве отношений и институтов в соответ­ствии с общесоциальными и общеэкономическими законами

b. свойства и характеристики, про­являющиеся в поведении при взаимодействии с внешней средой

c. раскрывается в анализе нацио­нальной экономики как области хозяйственной практики,анализе состояния, факторов, проблем, тенденций, параметров хозяйственной системы, механизмов ее развития как основы разработки экономической политики, включая цели, направле­ния и пути их достижения, методы и средства подготовки и реа­лизации макроэкономических решений органов управления и регулирования хозяйственной системы страны.

 

6. Выберите один ответ:

Что представляют собой общесистемные предпосылки и условия достаточные для трансформации национальной экономики?

a. носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества)

b. включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой

c. обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования

 

7. Выберите один ответ:

Что представляют собой системные предпосылки и условия достаточные для трансформации национальной экономики?

a. включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой

b. носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества)

c. обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования

 

8. Выберите один ответ:

Что представляют собой внутрисистемные предпосылки и условия достаточные для трансформации национальной экономики?

a. обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования

b. носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества)

c. включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой

 

9. Выберите по крайне мере один ответ:

Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщаю­щие показатели по хозяйству страны в целом:

a. национальное богатство

b. валовой национальный продукт

c. валовой внутренний продукт

d. национальный доход

e. суммарные государственные и частные инвестиции

f. общее количество денег в обращении

 

10. Выберите по крайне мере один ответ:

Макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как

a. доходы

b. заработная плата

c. занятость

d. производительность труда

 

11. Выберите по крайне мере один ответ:

Для анализа макроэкономической ситуации используются показатели

a. темпа инфляции

b. уровня занятости

c. безработицы

d. валютный курс

 

12. Выберите по крайне мере один ответ:

В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров:

a. ВВП

b. продукция промышленности

c. продукция сельского хо­зяйства

d. инвестиции в основной капитал

e. производство потре­бительских товаров, в том числе продовольственных и непродо­вольственных

f. объем внешней торговли, в том числе экспорт и импорт

g. реальные денежные доходы населения

h. розничный то­варооборот

i. платные услуги населению

j. уровень рентабельно­сти реализованной продукции промышленности

k. энергоемкость валового внутреннего продукта

l. ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования

 

 

13. Выберите один ответ:

Количественную (цифровую) информацию об уровне и воз­можностях развития экономики страны в целом предоставляет

a. налоговая система

b. Министерство финансов

c. социально-экономическая статистика (Министерство статистики и анализа)

d. казначейство

 

14. Выберите один ответ:

Обобщающий эко­номический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта

a. Валовой внутренний продукт

b. Валовой национальный продукт

c. национальный доход

 

15. Выберите один ответ:

Отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, соз­данных не только внутри страны, но и за ее пределами

a. (ВВП)

b. (ВНП)

 

16. Выберите один ответ:

Представ­ляет собой макроэкономическое, бухгалтерское, цифровое от­ражение кругооборота дохода в рамках замкнутого хозяйственного периода

a. (ВВП)

b. (ВНП)

c. система национальных счетов (СНС)

 

17. Выберите один ответ:

Укажите верное наименование страновой модели. Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов широко известная модель социального рыночного хозяйства и социального правового государства

a. британская

b. французская

c. итальянская

d. шведская

e. германская

 

18. Выберите один ответ:

Укажите верное наименование страновой модели. Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов известна ее наиболее характерная черта — дерегулирование

a. британская

b. французская

c. итальянская

d. шведская

e. германская

 

19. Выберите один ответ:

Укажите верное наименование страновой модели. Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов известна своим дирижизмом, или государственным интервенционизмом

a. британская

b. французская

c. итальянская

d. шведская

e. германская

 

20. Выберите один ответ:

Укажите верное наименование страновой модели. Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов выделяется ее характерная особенность — кооперативизм

a. британская

b. французская

c. итальянская

d. шведская

e. германская

 

 

21. Выберите один ответ:

Укажите верное наименование страновой модели. Среди наиболее представительных европейских страновых вариантов известна как «государство благосостояния»

a. британская

b. французская

c. итальянская

d. шведская

e. германская

 

22. Выберите по крайне мере один ответ:

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что в ти­пологии рыночных моделей экономики исследователи в качест­ве базовых составляющих избирают, прежде всего,

a. институцио­нальные факторы

b. правовые факторы

c. структурные факторы

d. демографические факторы

e. стоимостные факторы

 

23. Выберите один ответ:

Анализ свидетельствует о том, что в типологии рыночных моделей экономики исследователи в качестве базовых составляющих избирают, прежде всего, принципы и направления

a. формирования уровня благосостояния

b. формирования ВВП

 

 

Теоретический материал

Темы рефератов, докладов

1. Человеческий капитал и его роль в формировании экономического потенциала

2. Характеристика Республики Беларусь по уровню обеспеченности отдельными видами ресурсов (мировой рейтинг)

3. Приоритеты научно-технологического развития Республики Беларусь

4. Формирование экономики знаний в Беларуси

5. Экологические проблемы в Республике Беларусь

6. Инновационное направление развития экономики Республики Беларусь

7. Индекс развития человеческого потенциала как показатель качества жизни населения

8. Производственный потенциал Республики Беларусь

9. Роль иностранных инвестиций в экономике Беларуси

10. Проблема формирования инвестиционного климата страны

11. Роль свободных экономических зон в формировании внешнеэкономического потенциала страны

Практические задания

Задача 2.1

По данным таблицы 2.1 определите абсолютное число родившихся и умерших в Республике Беларусь за 2006 и 2007, проанализируйте динамику показателей рождаемости и смертности населения Республики Беларусь.

 

Таблица 2.1 – Показатели демографической ситуации за 1990-2007

Год Численность населения на начало года, тыс. чел. Родилось, на 1000 чел. населения Умерло, на 1000 чел. населения
  10 188,9   10,8
  10 189,8   11,2
  10 198,3 12,5 11,4
  10 234,6 11,5 12,6
  10 243,5 10,8 12,7
  10 210,4 9,9 13,1
  10 177,3 9,4 13,1
  10 141,9 8,9 13,5
  10 093,0 9,2 13,6
  10 045,2 9,3 14,2
  10 019,5 9,4 13,5
  9 990,4 9,2 14,1
  9 950,9 8,9 14,8
  9 898,6 9,0 14,5
  9 849,1 9,1 14,3
  9 800,1 9,2 14,5
  9 750,5 9,9 14,2
  9 714,5 10,7 13,7

 

Задача 2.2

Проанализируйте данные таблицы 2.2. Какие выводы можно сделать по результатам анализа представленных в таблице данных о демографических процессах?

 

Таблица 2.2 – Динамика демографических процессов по группам стран

Группы стран по уровню дохода Ежегодные темпы прироста населения (в %) Городское население (в % от всего населения) Население младше 15 лет (в % от всего населения) Население от 65 лет и старше (в % от всего населения) Общий коэффициент рождаемости (от общего числа женщин)*
1975-2001 2001-2015               1970-1975 1990-2002
Развивающиеся страны 2,6 2,4 25,9 38,9 47,6 33,1 28,1 3,1 3,4 6,6 5,4
Страны с высоким уровнем дохода 0,7 0,4 75,0 78,7 82,2 18,6 15,8 14,5 18,3 2,1 1,7

* Среднее количество детей, которых будет иметь женщина, если особенности уровня рождаемости останутся неизменными на протяжении всей ее жизни.

 

 

Задача 2.3

Проанализируйте данные о структуре населения Беларуси за ряд лет, представленные в таблице 2.3. Оцените возрастную структуру населения Беларуси в 2008 с точки зрения ее соответствия настоящим и перспективным потребностям экономики. Какие проблемы могут возникнуть в связи с такой возрастной структурой населения? Как учитываются эти особенности при формировании социально-экономической политики Республики Беларусь?

 

Таблица 2.3 – Структура населения Беларуси на начало года

Возрастные группы        
тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. % тыс. чел. %
Все население             9689,8  
В том и числе                
моложе трудоспособного возраста   31,2       24,5 1547,0 16,00
в трудоспособном возрасте     55,2   58,2   56,0 6053,3 62,5
  Продолжение таблицы 2.3
старше трудоспособного возраста   13,5   16,8   19,5 2089,5 21,5
Городское население                
В том и числе                
моложе трудоспособного возраста   28,9   25,1   26,3 1120,6  
в трудоспособном возрасте   61,8   64,2   60,4 4677,7  
старше трудоспособного возраста   9,3   10,7   13,3 1309,7  
Сельское население             2581,7  
В том и числе                  
моложе трудоспособного возраста   32,3   24,8     4263,9  
в трудоспособном возрасте   52,3   50,8   47,6 1375,6  
старше трудоспособного возраста   15,4   24,4   31,4 779,7  

 

Проанализируйте основные показатели демографического потенциала страны за 1995-2007: динамика численности населения; изменение структуры городского и сельского населения; изменения половозрастной структуры населения. Сделайте выводы.

 

 

Задача 2.4

Рассчитайте объем общего запаса древесины на одного жителя Республики Беларусь и лесистость территории, используя данные таблицы 2.4. Сравните полученные показатели со среднемировыми и среднеевропейскими.

 

Таблица 2.4 – Лесной фонд и запас лесонасаждений Республики Беларусь

Показатель Год учета лесного фонда
       
Общая площадь лесного фонда, тыс. га        
Покрытая лесом площадь, тыс. га        
Лесистость территории, % 33,9 35,5 37,8  
Общий запас лесонасаждений, млн м3        
Объем общего запаса древесины на одного жителя, м3        

 

Задача 2.5

Охарактеризуйте структуру национального богатства Республики Беларусь. Проанализируйте ее изменение за 2000 – 2007 годы.

 

Таблица 2.5 – Национальное богатство без учета стоимости земли, недр, лесов на начало года, трлн руб.

Год Всего В том числе
основные средства (по первоначальной стоимости) Из них материальные оборотные средства домашнее имущество (по полной стоимости в ценах приобретения)
в отраслях, производящих товары в отраслях, оказывающих услуги
  32,1 28,8 15,8 13,0 2,7 0,6
  368,0 297,4 150,5 146,9 37,5 33,1

 

Задача 2.6

По данным таблицы 2.6 определите показатели, характеризующие кадровый потенциал науки, за 2000 – 2010 годы:

· долю исследователей с научными степенями;

· динамику числа научных организаций и численности работников.

Проанализируйте динамику затрат на научные исследования и разработки по данным таблицы 2.7.

Сформулируйте задачи роста научного потенциала страны.

 

Таблица 2.6 – Число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, списочная численность работников в них

Показатель        
Число организаций, единиц        
Списочная численность работников, человек 32 926 30 222 32 441 31 712
в том числе исследователи 19 707 18 267 20 543 19 879
Из них имеют ученую степень: доктор наук        
кандидат наук 3 856 3 255 3 228 3 193

 

Таблица 2.7 – Затраты на научные исследования и разработки

Показатель        
Затраты на научные исследования и разработки, млрд руб. 76,3 511,2 1050,0 1303,7
ВВП, млрд руб. 9 134 65 067 137 442 162 964

 

Задача 2.7

Рассчитайте долю инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции собственного производства, проследите ее динамику и сделайте выводы.

 

Таблица 2.8 – Основные показатели инновационной деятельности организаций промышленного производства

Показатель      
Число организаций, осуществляющих технологические инновации, единиц      
Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций, процентов 13,9 14,1 5,6
Объем отгруженных (переданных) товаров собственного производства в фактических отпускных ценах (без налогов и сборов, включаемых в выручку), млрд руб. 18 377,0 46 063,1 100 055,7
из нее инновационной продукции, млрд руб. 1 733,0 7 003,6 10 192,2

 

Задача 2.8

Проведите сравнение результатов научно-технологического развития Беларуси со странами, вошедшими в группу с высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала по данным Доклада о человеческом развитии 2007-2008 годов. По результатам анализ сделайте выводы и сформулируйте предложения по совершенствованию инновационной политики.

 

Таблица 2.9 – Сравнение результатов научно-технологического развития Беларуси со странами, вошедшими в группу с высоким уровнем ИРЧП

Страны (место в рейтинге) Мобильные телефоны на 1000 жителей Пользователи Интернет на 1000 жителей Патенты, полученные резидентами на 1 млн населения Исследователи на 1 млн населения
Страны с высоким уровнем ИРПЧ        
Беларусь (64)        
Россия (67)        
Финляндия (11)        
Швеция (6)        
Бельгия (17)        
Польша (37)        

 

Задача 2.9

Проанализируйте структуру поступления иностранных инвестиций по секторам экономики, в том числе структуру поступления прямых инвестиций. Сделайте выводы.

 

Таблица 2.10 – Объемы инвестиций, поступивших в Беларусь от иностранных инвесторов по отраслям экономики за 2007, млн долл США

Показатель Иностранные инвестиции, всего В том числе
прямые портфельные прочие
Всего 5421,9 1313,5   4106,2
Промышленность 2371,2 227,1 0,6 2143,5
Сельское хозяйство 29,4 21,7 0,2 7,5
Транспорт 370,0 86,6 - 293,4
Связь 368,2 147,1 - 221,1
Строительство 52,3 25,1 0,1 27,0
Торговля и общественное питание 320,6 73,4 0,1 247,1
Материально-техническое снабжение и сбыт 16,8 1,4 0,5 14,9
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка 1631,7 623,6 - 1008,1
ЖКХ 2,2 1,7 - 0,5

Задача 2.10

Проанализируйте основные показатели внешней торговли Республики Беларусь за 1995 – 2009 годы. Определите сальдо внешней торговли, его динамику в отношении со странами СНГ, вне СНГ, сделайте выводы.

 

Таблица 2.11 – Основные показатели внешней торговли, млн дол. США

Показатель          
Объем внешней торговли Республики Беларусь          
В том числе экспорт товаров          
импорт товаров          
Из них со странами СНГ          
экспорт товаров          
импорт товаров          
Из них с Россией          
экспорт товаров          
импорт товаров          
Из них со странами вне СНГ          
экспорт товаров          
импорт товаров          

Задача 2.11

По данным таблицы определите динамику экспорта важнейших видов продукции за 2000-2009 годы. Определите долю экспорта высокотехнологичных товаров. Сформулируйте основные направления совершенствования экспортной политики страны.

 

Таблица 2.12 – Экспорт важнейших видов продукции в Беларуси

Показатель          
Нефтепродукты, млн т. 7,8 14,8 15,1 15,2 15,5
Азотные удобрения, тыс. т. 341,8 224,9 236,4 153,9 305,6
Калийные удобрения, тыс. т. 2840,2 3962,7 4354,0 3797,2 1759,0
Шины, тыс. шт. 2007,0 2636,3 3492,9 3455,7 3808,8
Химические волокна и нити, тыс. т. 150,1 153,1 160,9 151,4 156,1
Черные металлы, тыс. т. 1391,2 1825,9 1857,3 1903,9 1863,9
Холодильники, морозильники, холодильн





ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.