Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Вопрос 31.Аудит открытия и ведения расчетных (текущих) счетов клиентов





Расчетные (текущие) счета - счета в банках, открытые на ос­новании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций, ин­дивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Законодательством РФ в целях укрепления платежной дисцип­лины установлен достаточно жесткий порядок открытия и ведения расчетных (текущих) счетов клиентов.

В ходе аудита выполняются следующие проверки:

• обоснованность открытия счетов;

• соблюдение порядка ведения счетов;

• осуществление безналичных расчетов по счетам клиентов;

• соблюдение порядка закрытия счетов.

Проверка обоснованности открытия счетов. Для открытия счета клиент представляет необходимые документы юридической службе банка, которая проверяет правильность оформления документов, оформляет договор банковского счета. Сформированное юридическое дело хранится в юридической службе.

Проверка обоснованности открытия счетов предусматривает изучение на выборку юридических дел клиентов и включает не­сколько этапов:

Прежде всего проверяется комплектность юридического дела и правильность оформления документов, в него входящих. В состав юридического дела входят такие документы: заявление клиента на открытие расчетного (текущего) счета, нотариально заверенная ко­пия свидетельства о государственной регистрации, нотариально за­веренные копии устава и учредительного договора, карточки с образцами подписей и оттиска печати к каждому банковскому счету, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

В юридическом деле физического лица должна находиться ко­пия документа, удостоверяющего личность.

Документов, подтверждающих регистрацию юридических лип и индивидуальных предпринимателей в качестве плательщиков взносов в государственные внебюджетные фонды, в настоящее вре­мя не требуется.

Во многих банках для снижения операционных рисков по каж­дому юридическому делу даются заключения службы безопасности и юридической службы банка. Только после этого с клиентом за­ключается договор банковского счета, а руководителем банка дает­ся распоряжение в бухгалтерию об открытии счета.

На следующем этапе проверяется своевременность уведомле­ния банком налоговых органов об открытии налогоплательщику расчетного (текущего) счета.

Далее проверяются правильность и своевременность регистра­ции открытого банком счета в книге регистрации открытых счетов. В ней должны быть следующие данные; дата открытия счета; дата и номер договора об открытии счета; наименование клиента; на­именование (цель) счета; номер лицевого счета; порядок и перио­дичность выдачи выписок счета; дата сообщения налоговым орга­нам, фондам об открытии счета; дата закрытия счета; примечание.

Проверка соблюдения порядка ведения счетов. Обоснован­ность списания средств со счета клиента проводится выборочно на основе приложений к выписке с лицевого счета клиента. При этом необходимо учитывать следующее:

· платежи со счетов клиентов должны осуществляться банком по распоряжению их владельцев в установленной очередно­сти платежей и в пределах остатка средств на счете;

· без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается в случаях, установленных законом или предусмотренных между банком и клиентом в договоре;

· банк не имеет права определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать не предусмотренные законодательством или договором ограничения права распоряжения денежными средствами.

 

Следует также проверить, производилось ли списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, в порядке поступления документов.

 

Важным разделом проверки является контроль соблюдения:

• своевременности списания средств со счета клиента (вес до­кументы, поступающие в операционное время, оформляют и отражают по счетам кредитной организации в этот же день, а документы, поступившие во внеоперационное время, отра­жают по счетам на следующий рабочий день);

• порядка и своевременности выдачи клиентам выписок из их лицевых счетов (должны предоставляться клиентам на бу­мажных носителях в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати).

На заключительном этапе проводится проверка подтверждения остатков лицевых счетов клиентов по состоянию на 1 января прове­ряемого периода. Проверяется наличие подтверждения остатков по расчетным (текущим) счетам, представляемым клиентами в банк в письменном виде за подписью руководителя и главного бухгалтера, своевременность их представления и тождественность указанных в них остатков данным по балансу на 1 января проверяемого периода.

Проверка осуществления безналичных расчетов по счетам клиентов. Платежи по распоряжению клиента, когда инициатором выступает сам клиент (плательщик), могут осуществляться с ис­пользованием следующих форм безналичных расчетов: платежных поручений, чеков, аккредитивов. Расчеты по требованию получате­ля средств (бенифициара), предусматривающие согласие платель­щика произвести платеж (акцепт), осуществляются с помощью платежных требований-поручений. Бесспорное (безакцептное) списание средств со счета, т. е. без распоряжения (без согласия) плательщика, выполняется с помощью инкассовых поручений, пла­тежных требований.

В соответствии с этим в ходе аудита безналичных расчетов по счетам клиентов проверяемого банка выполняются следующие проверки расчетов:

• платежными поручениями;

• чеками;

• аккредитивами;

• платежными требованиями-поручениями;

• инкассовыми поручениями (платежными требованиями).

В качестве примера рассмотрим проверку расчетов платежны­ми поручениями. Прежде всего на выборку проверяется соответст­вие платежных поручений установленным требованиям. Платеж ные поручения, которые представляются в банк на бумажных носи­телях, должны быть подписаны собственноручными подписями уполномоченных лиц, заверены оттиском печати в соответствии с заявленными образцами. Подписи на документе должны быть сде­ланы чернилами или пастой шариковой ручки.

С развитием информационных технологий и внедрением в практику дистанционного банковского обслуживания вес большее значение в проведении безналичных расчетов получают платежные поручения, составленные на электронных носителях и подписан­ные аналогом собственноручной подписи.

Для электронных платежных поручений, передаваемых по ка­налам связи, каждый банк определяет порядок приема таких доку­ментов, их защиты, оформления и подтверждения в соответствии с Положением ЦБ РФ «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной под­писи, при проведении безналичных расчетов кредитными органи­зациями».

Далее проверяется выполнение требований в отношении переч­ня содержащихся в платежном поручении таких реквизитов, как номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки, на­именование плательщика, его ИНН, номер счета в банке, наимено­вание и реквизиты банка плательщика, наименование получателя средств, его ИНН, номер его счета в банке, наименование и рекви­зиты банка получателя средств, назначение платежа, сумма плате­жа (цифрами и прописью). Назначение платежа должно быть четко прописано. В случае предоплаты указывается номер договора, при оплате полученного товара - номер накладной или счета фактуры. Контролируются подчистки и исправления в исполненных банком поручениях.

После проверки правильности заполнения и оформления пла­тежных поручений обращают внимание на наличие в принятых к исполнению платежных поручениях даты поступления в банк пла­тежного поручения, штампа банка и подписи ответственного ис­полнителя.

На следующем этапе на выборку проверяется своевременность исполнения принятых платежных поручений. Для этого следует убедиться в исполнении конкретного платежа через:

1) расчетную сеть Банка России;

2) корреспондентские счета ЛОРО или НОСТРО;

3) счета межфилиальных расчетов, а также установлена ли для
конкретного платежа дата его перечисления.

Так, например, при перечислении платежа через расчетную сеть Банка России платежное поручение должно быть исполнено банком в срок, предусмотренный законодательством или в более короткий срок, установленный договором банковского счета, либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями де­лового оборота. При этом дата перечисления платежа не устанавли­вается.

Проверка осуществляется исходя из установленного Правила­ми ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, распо­ложенных на территории Российской Федерации, порядка оплаты денежно-расчетных документов через расчетно-кассовые центры (РКЦ):

· платежные поручения принимаются кредитной организацией в течение 10 дней со дня их выписки, не считая дня вы­писки;

· все платежные поручения, принятые в операционное время, заносятся в реестр принятых документов, а утром следую­щего рабочего дня составляется сводное платежное поручение и платежные документы с описью передаются в РКЦ (следует проверить, помещается ли реестр в документы это­го дня);

· соответствующие проводки по лицевым счетам клиентов и корреспондентскому счету банка в РКЦ выполняются тем же днем (хотя выписка по корсчету получена утром следующего ДНЯ);

· при наличии в проверяемом банке возможности оплаты до­кументов в день их поступления в банк следует проверить, что эти документы в реестр принятых документов не вклю­чались, а бухгалтерские проводки выполнялись (после полу­чения выписки) днем проведения операции по корреспон­дентскому счету, т. с. днем принятия документов.

Проверка соблюдения порядка закрытия счетов. В соответ­ствии со ст. 859 ПС РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время, является основанием для закры­тия счета клиента.

При этом отсутствие средств на счете клиента и наличие неоп­лаченных по этой причине расчетных документов, предъявленных к счету клиента, не ограничивают его права на расторжение договора банковского счета по своему усмотрению.

Договор может быть расторгнут судом по требованию банка! следующих случаях: когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом; либо если операции по этому счету не осуществлялись в течение года, если иное не предусмотрено договором.

На заключительном этапе проверяются факты: возврата банку чековой книжки с неиспользованными чеками и корешками по закрываемому счету; наличие отметки о закрытии счета в книге регистрации счетов и своевременность осуществления операций, связанных с переводом остатков средств по закрытому счету в другое

банк.

В ходе проверки могут быть выявлены следующие нарушения порядка открытия и ведения расчетных (текущих) счетов клиентов

• отсутствие отдельных документов в юридическом деле клиента или же документ оформлен неправильно;

• неправильно оформлены карточки с образцами подписей;

• неправильно присвоен номер балансового счета (ведет к искажению отчетности коммерческого банка);

• расхождение книги регистрации счетов и данных ведомости остатков;

• отсутствуют в книге регистрации отметки о закрытии счета; несоблюдение порядка хранения юридических дел.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.