Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В поисках Всемирного наследия.





Всемирное наследие. Московский Кремль. Озеро Байкал. Путешествие в Египет, Грецию, Иерусалим, Китай. Всемирные духовные сокровища.

Деятельность на уроке.

Объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их. Показывать местонахождение озера Байкал на карте. Показывать на карте местоположение Египта и его столицы, Греции и Афин, Иерусалима в Израиле, Китая и Пекина. Формулировать понятие о Всемирных духовных сокровищах.

 

Класс

Мы – граждане единого Отечества.

Общество – это мы! Российский народ. Конституция России. Права ребенка. Государственное устройство России. Российский союз равных. Государственная граница России. Путешествие за границу России. Сокровища России и их хранителей. Творческий союз.

Деятельность на уроке.

Систематизировать уже имеющиеся представления о необходимости объединения людей в сообщества, о российском народе. Различать права и обязанности гражданина России. Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребёнка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положений её Конституции. Характеризовать особенности субъектов РФ в зависимости от их принадлежности к той или иной группе. По карте определять, с какими государствами Россия граничит на суше и на море; показывать на карте государственную границу России; различать границы на суше и на море. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края.

 

По родным просторам.

Карта – наш экскурсовод. По равнинам и горам. В поисках подземных кладовых. Наши реки. Озера – краса Земли. По морским просторам. С севера на юг. В ледяной пустыне. В холодной тундре. Среди лесов. В широкой степи. В жаркой пустыне. У теплого моря. Мы – дети родной земли. В содружестве с природой. Как сберечь природу России. По страницам Красной книги. По заповедникам и национальным паркам.

Деятельность на уроке

Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира, объяснять разницу. Находить на физической карте России равнины и горы. Изучать полезные ископаемые разных регионов России. Учиться показывать реки на карте. Раскрывать значение озёр в жизни людей. Различать озёра и моря по существенному признаку. Определять по карте природные зоны России, рассказывать о них по карте. Находить на карте природных зон России зоны тундры, лесов, степи, пустыни рассказывать по карте об этих зонах, учиться показывать их на карте. Находить на карте природных зон России субтропики, рассказывать о них по карте, учиться показывать на карте эту зону. Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа. Различать Особенности бытового уклада, основных занятий и обычаев кочевого и оседлого образа жизни. Высказывать аргументированные суждения об экологических проблемах своего края и способах их решения. Знакомиться по учебнику с растениями и животными из Красной книги России. Знакомиться с заповедниками и национальными парками России.

 

Путешествие по Реке времени

В путь по Реке времени. Путешествуем с археологами. В путь по страницам летописи. Истоки Древней Руси. Мудрый выбор. Владимиро-Суздальская Русь. Москва – преемница Владимира. Начало Московского царства. Подвижники Руси и землепроходцы. На пути к единству. Начало Российской империи. «Жизнь Отечеству – честь никому!». Отечественная война 1812 г. Великий путь. Золотой век театра и музыки. Расцвет изобразительного искусства и музыки. В поисках справедливости. Век бед и побед. «Вставай, страна огромная!» Трудовой фронт России. «Нет в России семьи такой …» После Великой войны. Достижения 1950 -1970 гг.

Деятельность на уроке

На основе устных рассказов о недавнем прошлом своего края определять их значимость для сохранения народной памяти. Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике и в местном музее. Показывать на исторической карте места обитания разных племён. Показывать на карте древние торговые пути; рассказывать о берестяных грамотах. Составлять схему родственных отношений княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого; объяснять значение преемственности в их государственных поступках. Составлять схему родственных отношений древнерусских князей; Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского и его потомков; Составлять схему родственных отношений правителей Московской Руси; презентовать рассказы об основании сибирских городов. Обсуждать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны. Высказывать мотивированное суждение о необходимости отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования для развития страны и сохранения её независимости. Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Обосновывать роль М. И. Кутузова как народного полководца; характеризовать войну с Наполеоном как народную, отечественную вой- ну. Характеризовать развитие промышленности и сети железных дорог в XIX в., Характеризовать развитие театрального и музыкального искусства России в XIX в. Обобщать знания о произведениях великих русских художников и писателей. Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей. Характеризовать основные этапы Великой Отечественной войны. Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время Великой Отечественной войны. Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти. Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников в первые пять послевоенных лет. Характеризовать созидательную деятельность страны в 50—70-е гг. XX в.

 

Мы строим будущее России

Современная Россия. Здоровье России. Умная сила России. Светлая душа России. Начни с себя!

Деятельность на уроке

Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-х — 90-е гг. XX в. и первое десятилетие XXI в. Выявлять связь успехов в производстве отечественных продуктов питания с улучшением качества жизни, здоровья, долголетия сельских и городских жителей. Обсуждать значение понятия «социальная ответственность»; устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок. Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее Отечества
Материально-техническое обеспечение

 

1. Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013.

2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1-4 класс. В 2 ч. Ч.

3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1-4 класс. в 2 ч.

4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Методическое пособие с поурочными разработками. 1-4 класс.

5. Научно-популярные и художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения)

6. Детская справочная литература (справочники, атласы-определители, энциклопедии различного типа) о природе, социуме, труде людей, их вкладе в историю и культуру России и других странах мира и т.п.

7. Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1-4 класс.

8. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц

9. Экспозиционный экран

10. Персональный компьютер

11. Мультимедийный проектор

12. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

13. Стол учительский

14. Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и др.

15. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


Тематическое планирование по окружающему миру

Класс

Тематическое планирование Характеристика видов деятельности учащихся
Мы и наш мир (10 ч)
Что такое окружающий мир. Мир – это все, что нас окружает. И мы сами – часть мира. Учебный комплект (учебник, рабочая тетрадь, тетрадь по ОБЖ) – наш помощник в дороге к открытию окружающего мира. Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Безопасный маршрут от дома до школы. Домашний адрес и адрес школы. Распорядок дня. Рассказыватьо мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.Ориентироваться в конструкции и навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса.Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы. Запомнить домашний адрес и адрес школы. Составлять распорядок дня, определять в нем время ухода в школу и возвращение домой.
Природа.Природа – это все, что нас окружает, но не создано руками человека. Высказывать предположение о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке.
Неживая и живая природа.Солнце, звезды, воздух, вода, камни – неживая природа. Растения, грибы, животные – живая природа. Особое место человека в мире живой природы. Связи между неживой и живой природой. Различать и называтьобъекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (со своими наблюдениями). Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке.
Культура (2ч).Объекты культуры, предметы культуры, созданные из природных материалов, и произведения культуры, которые созданы человеком с помощью голоса и речи, движений тела, музыкальных инструментов. Древние способы хранения и передачи произведений культуры в памяти. Современные способы фиксации произведений культуры на различных носителях. Старинные и современные предметы и произведения культуры, в том числе народов своего края. Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры. Различать предметы культуры и произведения культуры. Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно». Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное. Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края.
Природа в творчестве человека. Виды природных материалов, из которых делают объекты культуры. Образы живой и неживой природы, воспроизведенные в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Рукотворная игрушка из природных материалов. Систематизироватьвиды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.Узнаватьи устноописыватьобразы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края. Читатьсхему изготовления игрушки,изготавливатьигрушку по схеме.
Мы — люди.Многообразие и красота внешнего облика людей разного возраста, этнической принадлежности. Наиболее яркие особенности традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе своего края. Выявлять и перечислять их особенности.
Как мы общаемся с миром (2 ч).Восприятие человеком красоты и своеобразия окружающего мира с помощью пяти чувств. Роль органов чувств в восприятии особенностей и красоты окружающего мира. Признаки, отличающие человека от других живых существ (человеческая речь, память, мышление). Произведения отечественных художников и А. С. Пушкина как отражение красоты окружающего мира. Определять и называть органы чувств. Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств. Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников. Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира. Называть признаки, отличающие человека от других живых существ. Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, её чёткость, правильность.
Люди — творцы культуры.Добрые дела на общую пользу и радость всех: подготовка подарков детям из детского сада, детского дома, своим товарищам в классе. Правила совместной работы. Красота человеческого труда. Радость творчества и общения друг с другом Определятьсвоими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.Работатьв группе, соблюдая правила совместной работы, контролироватьсебя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда. Фиксироватьпри помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда.
Блок внеклассной, внешкольной работы: путешествие в ближайший парк города, за околицу села в мир красок и звуков родной природы.
Наш класс (12 ч)
Наш класс в школе. Объекты природы и предметы культуры в классной комнате. Классная комната и письменные принадлежности в старину, в том числе народов своего края Различать, определять и называтьобъекты природы и предметы культуры. Сравниватьсовременную и старинную классную комнату. Различатьстаринные и современные школьные принадлежности.Моделироватьситуацию обучения в старинной школе, в том числе в школе недавнего, ХХ века
Мы — дружный класс.Мы в классе — это я, мои одноклассники, наш учитель. Отношения в классе между одноклассниками, между учащимися и учителем. Школа — содружество детей и взрослых; мир, согласие, дружба, взаимопомощь в классе и школе. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Характеризоватьсовместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках.Отмечатьяркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делатьподписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока).Сравниватьэти фотографии,определять и описыватьизменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлятьпредложения со словами «мы», «я» и словосочетанием «дружный класс».Оцениватьсложившиеся отношения в классе,выявлятьположительные примеры,предлагатьизменения негативных ситуаций.Оказыватьпосильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности.
Учитель — наставник и друг.Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Образ учителя в искусстве и жизни (Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт»; русский педагог С. А. Рачинский; учитель по рассказам родителей учащихся). Описыватьсвоими словами образ учителя в картине.Обсуждатьрассказ учителя о персонаже картины.Подбиратьпословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель».Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризоватьих облик по фотографиям из семейного альбома.
Природа в классе.Комнатные растения как часть живой природы, их значение для человека. Разнообразие комнатных растений. Рассуждатьо целях выращивания комнатных растений.Определятькомнатные растения класса (2-3 названия) с помощью атласа определителя.Узнаватьна фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения иназыватьих.Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки.Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса.Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сала (вместе со взрослыми)
Как ухаживать за комнатными растениями.Условия, необходимые комнатным растениям для жизни. Способы и средства ухода за комнатными растениями Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями.Называть средства ухода за комнатными растениями, осваиватьприёмы их использования (в ходе практической работы).
Что растёт у школы. Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы. Анализировать и сравнивать фотографию и схему, с их помощью высказывать предположения об отличительных признаках групп растений (деревьев, кустарников и трав), осуществлять самопроверку. Различать в природном окружении школы деревья, кустарники, травянистые растения, определять их с помощью атласа-определителя. Классифицировать растения по изученным признакам. Изображать с помощью схемы дерево, кустарник, травянистое растение. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении школы наиболее красивое растение (по субъективным впечатлениям), рисовать и (или) фотографировать его.
Мир за стеклянным берегом.Аквариум и его роль в классе, школе. Условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Способы и средства ухода за аквариумом. Разнообразие обитателей аквариума (растения, рыбы, улитки) Рассуждатьо целях создания аквариумов. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять обитателей школьного аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносить изображения аквариумных рыбок и их названия. Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы.
Кто ещё у нас живёт?Живой уголок школы и его обитатели (птицы, зверьки и др.). Условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка, уход за ними. Ответственность человека за жизнь и благополучие обитателей живого уголка Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлятьусловия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлятьсамопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа определителя. Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий. Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм дня животных живого уголка
Какие бывают животные.Группы животных: насекомые, рыбы, птицы, звери, их существенные признаки Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлятьсамопроверку. Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя). Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям
Делу — время.Важность организации труда в классе. Необходимость порядка в работе, выполнения правил поведения в классе и школе во время уроков. Проведение дидактической игры, моделирующей безуспешный и успешный ход работы игровых персонажей. Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятии. Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбиратьк рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать её ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русскою языка, математики, технологии, физкультуры и др.
Книга — наставник и друг. Первоначальное знакомство с историей книгопечатания, с внешним образом старинных книг, с фрагментами их содержания. Роль и место книги в жизни человека и человечества Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг»
Потехе — час.Игры — наше культурное богатство; роль игры в сохранении здоровья. Детские игрушки и детский фольклор — школа развития и общения. Правила игрового поведения — залог успешной совместной игры, способ дружеского общения друг с другом, метод физического, умственного, эстетического и этического развития Обсуждатьвторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игровою поведения. Приводить примеры развивающих игр. в том числе игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые и фал и старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»
Блок внеклассной, внешкольной работы: участие в школьном спортивном празднике с программой народных детских игр родного края. Путешествие (с участием родителей) за город, за околицу села для знакомства с природой в ее естественных формах.
Наш дом и семья (14 ч)
Мы в семье. Термины ближайшего родства, в том числе на языках народов своего края (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, брат, внук, внучка). Волшебные слова семейного счастья (любовь, уважение, симпатия, дружба, нежность и др.) Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять«волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье
Моя семья — часть моего народа.Схема родословного древа. Пословицы и поговорки о семье и её членах, в том числе из творчества народов своего края. Ласкательные формы терминов родства в семейном обиходе (например, мамуля, папуля, бабуля, дедуля, дочушка, сыночек и др.). старинные семейные традиции народов своего края, предметы быта, народные сказки, былины, предания в семье. Заполнять по образцу схему родословного древа семьи. Приводитьпримеры пословиц и поговорок о семье, в том числе из творчества народов своего края. Называть ласкательные формы терминов родства, в том числе в языках народов своего края. Представлять (в любой форме) колыбельную песню своего народа. Находить и называть ласковые слова в тексте колыбельной. Иллюстрировать текст. Называть старинные предметы быта на языке своего народа. Называть имена героев любимых в семье народных сказок, былин, преданий. Подбирать пословицы, передающие смысл данного произведения.
Природа в доме. Растения и животные в нашем доме, их разнообразие и зна­чение в нашей жизни. Наше отношение к домашним растени­ям и животным Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий. Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей жизни, в жизни семьи, оценивать своё отношение к ним. Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них. которые есть в доме. Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их.
Откуда в наш дом приходит вода, газ, электричество. Значение воды, газа, электричества в нашем доме. Путь воды в дом из подземных и поверхностных источников. Добыча и доставка в наш дом газа. Производство электричества на электростанциях и его путь в дом. Основные правила безопас­ности при обращении с водой, газом, электричеством в быту Обсуждать значение в доме воды, газа, электричества. Устанавливать зависимость жизни человека от неживой при­роды. Анализировать рисунки учебника и рабочей тетради, просле­живать по ним и объяснять путь воды, газа и электричест­ва в наш дом. Выявлять потенциальную опасность воды, газа, электричест­ва в доме, предлагать и запоминать простейшие меры без­опасности при обращении с ними. Узнавать на фотографиях электроприборы, рассказывать о мерах безопасности при их использовании
Красивые камни в нашем доме. Камни — часть неживой природы. Разнообразие и красота камней и изделий из них Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от вос­приятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде). Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней. Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме. Соотносить изделия и природные камни, из которых они из­готовлены, осуществлять самопроверку. Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы
Комнатные растения у нас дома. Разнообразие комнатных растений. Комнатные растения в на­шем доме, их названия, особенности внешнего вида. Помощь взрослым в уходе за комнатными растениями Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия комнатных растений, узнавать изученные растения на иллюстрациях и в натуральном виде. Узнавать комнатные растения по характерным признакам (например, размер, форма и окраска листьев), осуществлять самопроверку. Рассказывать о своих действиях по уходу за комнатными рас­тениями своего дома. Работать со взрослыми: определять комнатные растения у себя дома (1-2 растения), рисовать и (или) фотографировать их.
Выйдем в сад и огород. Разнообразие растений сада. Садовые деревья, кустарники, травянистые растения. Фрукты и ягоды нашего сада. Овощи нашего огорода. Как мы помогаем взрослым работать в саду (огороде) Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, клас­сифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку.Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном ви­де фрукты, ягоды, овощи. Соотносить плоды и растения, на которых они созревают. Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах. Рисовать фрукты и овощи своею сада, огорода
Овощи и фрукты на нашем столе. Овощи и фрукты — кладовая витаминов. Разнообразие овощей и фруктов. Фрукты из жарких стран на нашем столе и у себя на родине Различать овощи и фрукты. Оценивать своё отношение к различным овощам и фруктам, выделять среди них любимые, объяснять, что в них особен­но нравится (вкус, запах, цвет и т.д.). Раскрывать полезные свойства овощей и фруктов. Соотносить плоды из жарких стран с растениями, на кото­рых они созревают у себя на родине. Работать со взрослыми: учиться готовить овощной и (или) фруктовый салаты, записывать рецепт блюда.
Про хлеб и кашу, про чай и кофе. Важнейшие продукты питания и растения, которые нас кор­мят. Народная традиция особого отношения к хлебу Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, де­лать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем). Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай. кофе. Соотносить растения и получаемые из них продукты пита­ния. Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осу­ществлять самопроверку. Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста.
Дикорастущие и культурные растения. Что такое дикорастущие растения, культурные растения. Как появились культурные растения Конструировать определения понятий «дикорастущие расте­ния», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведённым в учебнике эталоном. Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появи­лись культурные растения. Приводить примеры дикорастущих и культурных растения на основе собственных наблюдений. Классифицировать растения по известному признаку (дико­растущие — культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку
Собака в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней собаки. Породы собак. Способы и средства ухода за собакой. Опираясь на материал учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком. Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям. Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать по рисункам изученные породы. Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя). Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение. Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях с ней, об уходе за собакой. Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать ее.
Кошка в нашем доме. История появления рядом с человеком домашней кошки. Породы кошек. Способы и средства ухода за кошкой. Наши взаимоотношения с кошкой. Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь. Знакомиться по учебнику с породами кошек, узнавать на рисунках изученные породы. Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение. Рассказывать о совей кошке и уходе за ней. Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки. Работать со взрослыми: написать рассказ о совей кошке, нарисовать или сфотографировать ее. Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради.
Дикие и домашние животные. Что такое дикие животные, домашние животные. Как появи­лись домашние животные: их роль в нашей житии Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные. Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку. Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным. Рассказывать о домашних животных своей семьи и об уходе за ними. Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных. Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи
С утра до вечера. Устойчивый распорядок семейных дел в течение дня. Домаш­ние обязанности. Способы самоконтроля за соблюдением рас­порядка дня ради достижения личного и общего блага в семье. Личная гигиена, правильное питание, правила обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами, безопасное поведение на улице Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С по­мощью условных знаков представлять объем домашнего тру­да каждого члена семьи. Представлять способы самоконтро­ля за соблюдением домашнею распорядка дня. Обсуждать правила здорового образа жизни, обра­щения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими. Стремление самому контролировать свой распорядок дня; знать правила обращения с огнем, водой и электроприборами в доме.
Блок внеклассной, внешкольной работы: выставка «Семейный круг» по материалам семейных архивов учащихся с использованием таблиц «Родословное древо»», составленных детьми совместно с родителями. Праздник «Семейные секреты вкусной и здоровой пищи».
Город и село (12 ч)
Красота любимого города и родного села. Облик российских городов и сёл, значение и происхождение их названий. Связь названий с особенностями окружающей природы, с памятью о соотечественниках. Ландшафт и достопримечательности городов и сел, их архитектурные доминанты. Экскурсия по родному (ближайшему) городу (селу), знакомство с особенностями ландшафта, значением и происхождением названия, с его архитектурной доминантой Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) дня выставки в классе
Мы в городе, селе.Дидактическая игра-путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй – кормилицей. Определять значение слов «земляки», «горожане» путём сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»;сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в юроде (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)
Природа в городе. Чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зо­опарк, памятник природы, ботанический сад и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоциональ­но-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставляй, их с впечатлениями от наблюдений в своём городе. Обсуждать, для чего нужна природа в городе. Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты при­роды в городе, осуществлять самопроверку, соотносить по­лученную информацию с наблюдениями в своём городе. Рассказывать о природе своего города. Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы. Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради
Что растёт в городе. Деревья и кустарники в зелёных насаждениях юрода. Листвен­ные и хвойные деревья Знакомиться по материалам учебника с разнообразием расте­ний в юроде, классифицировать растения по из<





Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.