62.
| Взгляни на человека!
1 час
| Личностные действия.
Осознание себя как ученика. Положительное отношение к школе. Самооценка. Интерес к новому. Стремление к самоизменению. Сформированность учебных мотивов.
Регулятивные действия.
Целеполагание (постановка учебной задачи, планирование, определение последовательности действий), прогнозирование (предвосхищение результата), оценка (осознание того, что усвоено и что ещё нужно усвоить).
Познавательные действия.
Общеучебные
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результата действия
Знаково-символические действия
Моделирование.
Логические
Анализ с целью выделения существенных и несущественных признаков; синтез; выбор критериев для сравнения и классификации объектов; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные действия
Умение слушать и слышать, вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; сотрудничество в группе сверстников; уважение к другой точке зрения; умение договариваться о находить общее решение; умение убеждать и уступать.
| Представить детям образ человека как проявление внутреннего мира его культуры; учить по внешним признакам (выражение лица, мимика, поза, жест, звуки голоса, интонации речи, манера одеваться, форма одежды) определять внутреннее содержание личности, характер, настроение человека, его переживания в прошлом, состояние в настоящем, мечты и надежды на будущее; воспитывать уважение к достоинству людей разного возраста.
| Умение устанавливать связи между внешним обликом человека и его внутренним миром и выражать понимание этой связи с помощью выразительного слова, музыкального звука, выбора краски соответствующего цвета.
| Беседа; работа с учебником; игровые ситуации; работа с фотографиями; подведение итога урока.
|
63.
| Всему свой черёд.
1 час
| Представить детям образ мужчины в разные возрасты его жизни; показать эмоционально-эстетическое соответствие разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; углубить знакомство с творческой личностью человека (на примере А. С. Пушкина и В. И. Даля); ввести понятие «отцовство» в связи с понятием о творчестве и мужском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте.
| Умение приблизительно определять возраст мужчины; соотносить возрастные признаки в его внешности и поведении с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в сумерки); называть возрастные этапы жизни (детство, молодость, зрелость, старость); знать пословицы об отце.
| Слушание музыки; беседа; рассказ учителя; постановка проблемного вопроса; работа с учебником; работа с пословицами; работа в тетради; подведение итога урока.
|
64.
| У каждого времени свой плод.
1 час
| Представить детям образ женщины в разные возрастные периоды её жизни; углубить понимание эмоционально-эстетического соответствия разных периодов жизни человека состоянию природы в разное время года и суток; расширить толкование понятия «творческая личность человека» на примере образа матери и в связи с понятием о женском достоинстве; продолжать воспитывать уважение к достоинству человека в разном возрасте.
| Умение приблизительно определять возраст женщины; находить сходство девочек и женщин разных возрастов с разными цветами, плодами, убранным хлебным полем; знать пословицы о матери; знать и стремиться овладеть нормой и правилами культурного отношения к женщине.
| Повторение пройденного материала; работа с учебником; беседа; работа с пословицами; работа с Приложением; рассказ учителя; работа в группах; выполнение задания в рабочей тетради; подведение итога урока.
|
65.
| Я – часть мира.
1 час
| Формировать образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве, куда входит и представление о мужском (или женском) статусе.
| Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).
| Прослушивание записи голосов природы; беседа; работа в тетради; чтение текста; беседа; завершение начатого рисунка; игровой момент; подведение итога.
|
66.
| За страницами учебника («Человек и окружающий мир»).
1 час
|
| Продолжить формировать образ «Я», связанный с миром природы, культуры и окружающих людей; учить способам выражения своего чувства единства с окружающим миром в слове, музыкальном звуке, в красках соответствующих цветов; расширить толкование понятия «творческая личность человека» в связи с понятием о личном достоинстве.
| Умение выразить личное восприятие мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов; стремиться во внешнем облике и поведении соответствовать национально-культурной норме (идеалу).
| Посмотреть спектакль; прочитать литературные произведения; конкурс сочинений «Гармония вокруг и внутри нас»; конкурс рисунков; подведение итога урока.
|
№ п\п
| Раздел. Тема урока.
| Кол-во часов
|
Характеристика деятельности учащихся
| Планируемые результаты
|
Предметные
| Метапредметные
| Личностные
|
| Мы — союз народов России.
| 1 ч.
| Знакомится с учебником, рабочей тетрадью; составлять представление о многообразии субъектов Российской Федерации — республиках, краях, областях, городах федерального значения;
углублять знания о разнообразии народов России и о том, что соединяет нас всех в едином государстве; повторять основной материал, изученный в 1 классе; Выполнять задания поискового и творческого характера. Пониматьзначение любознательности в учебной деятельности, использовать правила проявления любознательности и оценивать свою любознательность (на основе применения эталона) *.
| Знать название субъекта Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
находить и показывать субъект на политической карте России;
называть некоторые его природные и историко-культурные достопримечательности;
определять самое привлекательное в культуре народа, к которому принадлежит каждый из учащихся класса.
| Обучающийся научится вносить необходимую корректировку в текст; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога.
| Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей национальной принадлежности; Формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов.
|
|
| Мы — жители Вселенной. Наш космический корабль — Земля
| 1 ч.
| Определять взаимосвязь Земли и Вселенной, распознавать небесные тела, выносить и обосновывать своё суждение, определять по схеме в учебнике число планет Солнечной системы; выполнять задания поискового и творческого характера.
Формировать представление о горизонте, сторонах горизонта, компасе;
изучать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции);
по своим представлениям рисовать Землю — наш космический корабль;
анализировать схему в учебнике и устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу;
Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролироватьсебя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.
| Знатьв общем виде строение Вселенной, уметь называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе, узнаватьнебесные тела по их описанию, перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров.
Уметь определять стороны горизонта;
находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта; уметь определять по схеме способ обозначения сторон горизонта;
знать устройство компаса; определять стороны горизонта (действуя по инструкции); уметь
зафиксировать результаты определения, расставляя таблички.;
применять способ обозначения сторон горизонта, заполняя схемы в рабочей тетради; осуществлять самопроверку.
| Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.
| Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. Осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.
|
| Время. Сутки и неделя. Месяц и год
| 1ч.
| Изучать устройство часов, определять время по часам; определять по фотографиям в учебнике временные характеристики изображённых событий;
моделировать время на часах; сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных часов; рассказывать о старинных и современных часах.
Выстраивать правильную последовательность месяцев года; объяснять смену дня и ночи; рисовать схему; называть дни недели, их последовательность; исследовать народное творчество, сказки, в которых даны ранние представления смены дня и ночи.
Выстраивать правильную последовательность месяцев года;
осваивать старинный способ определения количества дней в каждом месяце;
устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; моделировать смену лунных фаз в виде схемы-аппликации;
отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить образы загадок с разными лунными фазами. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Уметь приводить примеры неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего, опираясь на свой опыт;
иметь представление о понятии «единицы измерения времени»;
перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения;
объяснять, как действуют солнечные, водяные, песочные часы; предлагать рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее.
Уметь давать научное объяснение смены дня и ночи, используя схему в учебнике, и связывать с этим явлением две естественные единицы измерения времени — сутки и неделю;
определять количество дней в неделе;
называть дни недели, выстраивать их последовательность.
Иметь представление о связи естественных единиц измерения времени «месяц» и «год» с наблюдением людей за движением Луны вокруг Земли, за изменениями в природе от весны до весны, когда Земля делает полный оборот вокруг Солнца; Уметь давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца, используя схему; знать последовательность месяцев года; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев; проявлять творческую активность в создании сказочного образа «месяца» и «года» в виде антропоморфных или зооморфных существ с помощью словесного или изобразительно-прикладного творчества; прослеживать по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять причины этого явления.
| Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.
.
| Обучающийся получит возможность научиться освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
Ценить и принимать базовые ценности. осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира.
|
| Времена года. Погода
| 1 ч.
| Изучать причины смены времён года; характеризовать времена года, инсценировать мини-спектакли о жизни природы в разные времена года; подбирать в языках народов своего края названия времён года и соответствующих им явлений природы. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролироватьсебя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.
Измерять температуру;
записывать показания термометра; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролироватьсебя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.
Фиксироватьпри помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда
| Уметь объяснять причину смены времен года с помощью схемы;
называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года; перечислять времена года в правильной последовательности;
называть (опираясь на годовой круг в учебнике) месяцы каждого сезона;
понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге;
наблюдать и определять реальную длительность сезонов своего края;
выявлять среди них специфические сезонные явления.
Уметь измерять температуру; записывать показания термометра; узнавать явления погоды по фотографиям в рабочей тетради; сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; определять различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку.
| Обучающийся научится определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
| Обучающийся получит возможность научиться освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению; ценить и принимать базовые ценности. Понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца.
|
| Календарь — хранитель времени, страж памяти. Праздники для всех. Народный и экологический календарь.
| 1 ч.
| Формировать умение ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря;
находить в календаре дату своего рождения и дни рождения своих близких; сравнивать календари разных типов;
обсуждать правила пользования ими;
сравнивать даты начала нового года в православном, мусульманском, буддийском, иудейском календарях.
Характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; рассказывать о каком-либо празднике; иллюстрировать рассказ фотографиями (компьютерной презентацией); определять различие между государственными праздниками России и международными праздниками. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Иметь представление о разнообразных видах и устройстве старинных и современных календарей. понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира;
Знать общегражданские праздники современного российского календаря; уметь рассказать о них. Понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.
| Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки Обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке.
| Ценить и принимать базовые ценности; осознавать необходимость уважать чужие традиции.
|
| Осенние месяцы. Осень в неживой природе.
| 1 ч.
| Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде; называть те черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Сочинять устный рассказ по картине.
Формировать представление об осенних явлениях в неживой природе, дне осеннего равноденствия; рассуждать об особенностях ранней и поздней осени, наблюдать за изменениями погоды. Рисовать осенние пейзажи. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Иметь представление о старинных осенних праздниках народов России, с обрядами и обычаями поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края; уметь рассказать о них.
Уметь понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др.); приучиться к наблюдениям за изменениями погоды
| Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.
| Формирование интереса (мотивации) к учению.
Ценить и принимать базовые ценности. Приобщится к красоте природы.
|
| Народные праздники в пору осеннего равноденствия
| 1 ч.
| Знакомство с праздниками как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям; соотносить текст и иллюстрации учебника; связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).
| Уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определять их главный нравственный смысл — благодарность природе; творчески проявлять благодарность природе в условиях современной жизни
| Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности); научится участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; научится работать в паре.
| Освоение личностного смысла учения. Формирование интереса (мотивации) к учению.
|
| Звездное небо осенью
| 1 ч.
| Знакомится с созвездиями Большая Медведица, Лебедь и древнегреческими мифами о них. Представить красоту и таинственность звёздного неба. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Понимать что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов; знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые.
| Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Овладеет способами взаимодействия со сверстниками (в процессе учёбы, во внеклассной деятельности). Научится анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты; самостоятельно делать выводы
| Освоение личностного смысла учения. Формирование интереса (мотивации) к учению.
|
| Трава у нашего дома
| 1 ч.
| Распознаватьнаиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и другие, узнавать их особенности и значение для человека. Рассказывать по своим наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью. Описывать внешний вид наиболее распространённых травянистых растений.
Фиксировать последовательность действий на втором шаге учебной деятельности, применять простейшие приёмы управления своим эмоциональным состоянием и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).
| Уметь понимать причины пожелтения травы осенью; научиться распознавать травы с помощью атласа-определителя. Определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем; Составлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем; Контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем. Сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом).
| Обучающийся научится осознавать важности школы в процессе познания окружающего мира. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; самостоятельно делать выводы.
| Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы.
|
| Старинная женская работа
| 1 ч.
| Называть последовательность трудовых операций в работе со льном;соотносить эти операции с образами загадки; изучать лоскуты ткани на ощупь. Заполнять таблицы, анализировать их данные. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; уметь выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. Могут рассказать, при выполнении каких работ женщины могли петь песни, рассказывать сказки, беседовать друг с другом. Уметь назвать известные ткани и описать словами (какая это ткань: плотная, гладкая, прозрачная, теплая, грубая).
| Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; уметь работать в группе
| Формирование интереса (мотивации) к учению.
Ценить и принимать базовые ценности.
|
| Деревья и кустарники осенью. Чудесные цветники осенью. Грибы
| 1 ч.
| Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и натуральным образцам). Описывать состояние лиственных и хвойных растений осенью. Отгадыватьзагадки об осени. Выполнять задания поискового и творческого характера.Делать общий коллаж «Осенний пейзаж».
Узнавать изученные растения на фотографиях, в рисунках и в природе; определять растения школьного цветника с помощью атласа-определителя; зарисовывать растения.
Формулировать цели «автора» и «понимающего» при коммуникации в учебной деятельности, слушать и слышать, задавать вопросы на понимание и уточнение и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона).
Сравнивать грибы по внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о строении гриба. Устанавливать связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам.
| Понимать причины листопада; знать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.
Знаютрастения цветника по материалам учебника; знают цветы в цветниках города и в собственном саду осенью; понимают, что выращивание цветов — большой труд на радость людям; продолжают развивать навыки работы с атласом-определителем и дополнительной литературой.
Понять, почему грибы выделены в особое царство живой природы; познакомиться со строением грибов; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.
| Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
| Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы.
|
| Шестиногие и восьминогие. Птичьи секреты
| 1 ч.
| Узнавать изученных насекомых на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая характерные особенности насекомых. Рассказывать о разнообразие насекомых. Описывать осенние изменения в жизни пауков и насекомых.
Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов)
Сравнивать рисунки в учебнике, объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; различать перелетных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц; классифицировать их (перелётные, зимующие), приводить примеры: перелётные, зимующие; рассказывать об осенних явлениях в жизни птиц, знакомится со страничками народного календаря, связанного с птицами. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Знать, чем отличаются насекомые от паукообразных; познакомиться с этапами развития бабочки и стрекозы. Устно описывать паука-крестовика и его сеть.
Уметь различать перелётных и зимующих птиц; узнавать на рисунке изученных птиц и классифицировать их по известным признакам; приводить примеры птиц; знать причины, по которым перелётные птицы покидают родные края.
| Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
| Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.
|
| Как разные животные готовятся к зиме
| 1 ч.
| Устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений в жизни животных. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Понимать и уметь объяснить какие осенние изменения происходят в жизни зверей и других животных, с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме.
| Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
| Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.
|
| Невидимые нити в осеннем лесу
| 1 ч.
| Устанавливать взаимосвязи между растениями и животными в осеннем лесу; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу; объяснять значение связей между растениями и животными в осеннем лесу; моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем-аппликаций и графических схем. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Знать о взаимосвязях между растениями и животными в осеннем лесу, уметь выявлять их; приводить примеры невидимых нитей в осеннем лесу. Уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.
| Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
| Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.
|
| Осенний труд
Будь здоров! Охрана природы осенью.
| 1 ч.
| Рассказыватьо многообразной работе осенью в городах и сёлах; соотносить осенние работы с особенностями в мире осенней живой и неживой природы. Ставить цель своей учебной деятельности, выбирать средства её достижения и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталонов).
Повторять и расширить полученные ранее сведения о правилах здорового образа жизни в осенний период, формулировать правила здорового образа жизни в осенний период; рассказывать об игровой культуре народов России. Выполнять задания поискового и творческого характера.
Осваивать правила сбора грибов, ягод, орехов; формулировать правила поведения по отношению к перелетным и зимующим птицам, к животным парка и леса в предзимнюю пору; обсуждать различные ситуации; обосновывать необходимость выполнения данных правил; изучать страницы Красной книги, обращая внимание на исчезновение растений, животных, грибов из-за вредных для природы действий людей осенью.
| Знать некоторые виды работ, выполняемых осенью с культурными растениями и домашними животными; проявлять заботу о животных накануне предстоящей зимы; уметь выполнять некоторые виды посильной работы по подготовке дома и двора к зиме; уметь извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе.
Выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; знать и уметь объяснить товарищу правила двух-трех народных игр, подходящих для осени (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края); уметь контролировать во время игры свое поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила, предусмотренные игрой.
Знать правила охраны природы осенью, правила сбора грибов, ягод, орехов. Защищать и охранять природу.
| Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
| Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.
|
| Зимние месяцы
| 1 ч.
| Различать признаки зимних явлений природы в старинных названиях зимних месяцев; описывать красоту зимней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; называтьте черты в судьбе и произведениях художников, которые вызвали эмоциональное переживание у каждого из учащихся. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Уметь соотносить признаки зимы в природе со значением старинных названий зимних месяцев в языке народов своего края, знать с зимние приметами и присловья.
| Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции
| Формирование чувства гордости за свою Родину; освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано.
|
| Зима — время науки и сказок
| 1 ч.
| Находить зимние народные приметы на погоду; объяснять, чему учат народные сказки, выявлять нравственное значение сказок народов России;. рассказать о персонажах картин А. И. Морозова и братьев-художников А. П. и С. П. Ткачевых, опираясь на сюжет этих произведений; расширять знание народных погодоведческих примет;наблюдать за красотой зимней природы. Выполнять задания поискового и творческого характера.
| Знатьнесколько зимних народных примет на погоду; уметьобъяснить, чему учат сказки, как в них оцениваются такие качества, как скупость, жадность, хитрость.
| Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции.
| Освоение личностного смысла учения; формирование интереса (мотивации) к учению.
Приобщится к красоте природы; осознание ответственности за происходящее; формирование потребности в добром поступке; понимание, что все в мире взаимосвязано; ценить и понимать следующие базовые ценности через сказку: «добро», «мир», «красота», «желание понимать друг друга».
|
| Зима в неживой природе
| 1 ч.
| Понаблюдать за формой снежинок (подготовка к усвоению сведений о кристаллизации замерзающей воды); рисовать снежинки; рассуждать о зимних природных явлениях, опираясь на собственный жизненный опыт, находить информацию о зимнем солнцестоянии и поговорках о нём; описывать красоту зимней природы; рисовать и фотографировать зимние пейзажи.
| Обобщить и систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; знать дату зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря). Умение высказывать свои мнения о том, как писатели и художники передают красоту окружающего мира.
| Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, пол |