Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Местные исполнительные и распорядительные органы





Местные исполнительные органы, как и Советы депутатов, являются государственными органами и обеспечивают вместе с ними решение вопросов «местного значения». При этом исполнительные органы в определенной мере организационно и функционально обособлены от представительных органов.

В Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» указывается, что единая система органов местного управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

Исполнительные комитеты можно разделить на исполкомы первичного (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения)), базового (городские (городов областного подчинения), районные), областного уровней. Все они входят в систему органов исполнительной власти и являются органами местного управления. Контроль за деятельностью исполнительных и распорядительных органов осуществляют Президент Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, а также Совет депутатов, по вопросам, отнесенным к его компетенции. Вышестоящие исполнительные и распорядительные органы осуществляют контроль над нижестоящими.

Исполнительный комитет состоит из председателя исполнительного комитета, его заместителей (заместитель), управляющего делами (секретарь) и членов исполнительного комитета, а в состав местной администрации входят глава местной администрации, его заместители и члены местной администрации. Но в то же время нет ясности о количественном составе исполкома. Считается, что председатель исполкома сам определяет количество других членов исполкома. Указом Президента Республики Беларусь от 07.12.2001г. №723 (с изменениями и дополнениями) утверждена лишь Примерная структура областного, Минского городского, городского (городов областного подчинения), районного исполкомов и местных администраций районов в городах.

Общий порядок формирования исполнительных комитетов изложен в ст.9 Закона «О местном управлении и самоуправлении» и конкретизирован в Указе Президента Республики Беларусь от 28.11.1994г.

Так, председатель областного исполнительного комитета назначается на должность Президентом Республики Беларусь и утверждается сессией областного, Минского городского Совета депутатов путем открытого голосования. В то же время председатель районного, городского исполнительного комитета назначается на должность председателем областного исполнительного комитета и утверждается сессией районного, городского Совета депутатов путем открытого голосования. Согласование кандидатуры на эту должность осуществляется в порядке, устанавливаемом Администрацией Президента Республики Беларусь. Глава местной администрации назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь или в установленном им порядке.

Кандидатура утверждается большинством голосов депутатов от числа избранных. В случае, если Совет депутатов не утвердил кандидатуру председателя областного или районного (городского) исполнительного комитета, Президент Республики Беларусь, либо председатель областного исполнительного комитета в том же порядке вносит другую кандидатуру. При повторном отказе утвердить кандидатуру, назначенную на должность председателя исполнительного комитета, решение Президента Республики Беларусь либо председателя, принятое по этой или другой кандидатуре, является окончательным.

В случае, когда должность председателя исполнительного комитета является вакантной, его обязанности выполняет первый заместитель или по решению Президента Республики Беларусь, а для председателя районного, городского исполнительного комитета – по решению председателя областного исполнительного комитета, другое лицо до назначения в установленном порядке нового председателя исполнительного комитета.

Освобождение от должности председателя областного исполнительного комитета осуществляется Президентом Республики Беларусь, а председателя районного (городского) исполнительного комитета – председателем областного исполнительного комитета в случаях:

· нарушения или невыполнения Конституции и законов Республики Беларусь, декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь, решений Правительства и Премьер-министра Республики Беларусь;

· систематического невыполнения служебных обязанностей или грубого их нарушения.

Председатель исполнительного комитета может быть освобожден от должности также по причине невыполнения своих обязанностей по состоянию здоровья в течение 4 месяцев подряд, при наличии его заявления об отставке и в других случаях, предусмотренных законодательством.

Первый заместитель председателя, заместители председателя, управляющий делами и члены областного (Минского городского) исполнительного комитета назначаются на должность и освобождаются от должности председателем исполнительного комитета по согласованию с Президентом Республики Беларусь, первый заместитель председателя, заместители (заместитель) председателя, управляющий делами (секретарь) и члены районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитета – председателем соответствующего исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполнительным комитетом. Заместитель (заместители) главы местной администрации назначается на должность и освобождается от должности председателем городского исполнительного комитета. Руководители отделов и других структурных подразделений администраций районов назначаются главами администраций по согласованию с соответствующими комитетами, управлениями и отделами горисполкома.

Таким образом, если формирование исполнительных комитетов включает вертикальный (назначение вышестоящим должностным лицом) и горизонтальный (утверждение соответствующим местным Советом) принципы формирования, то местные администрации формируются только по вертикальному принципу.

Руководство исполнительным комитетом осуществляет председатель исполнительного комитета. В зависимости от уровня местных исполнительных и распорядительных органов председатели имеют разное количество заместителей (до четырех – у председателя областного исполнительного комитета (в том числе один первый); до пяти заместителей у председателя Минского городского исполнительного комитета; до трех заместителей у председателя городского исполнительного комитета и до четырех заместителей председателя районного исполнительного комитета).

В структуре комитетов, отделов, управлений исполкома и местной администрации законодательством определен ряд направлений.

Так, органами по экономическому развитию являются: комитет экономики (управление, отдел), фонд государственного имущества (облисполком), финансовое управление (отдел), управление торговли и услуг (отдел); управление областной службы занятости населения.

Развитие социальной сферы осуществляют следующие структурные подразделения: комитет (управление) по труду и социальной защите, управление здравоохранения (комитет, отдел), управление (отдел) образования, отдел по делам молодежи, управление культуры (отдел); управление физической культуры, спорта и туризма (отдел).

В сфере сельского хозяйства в областях и районах создаются комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию. Органами по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству являются: комитет по строительству и архитектуре (управление, отдел); управление строительного комплекса (отдел); управление жилищно-коммунального хозяйства (отдел); управление энергетики, топлива и коммуникаций (отдел). К органам по охране прав граждан и организационно-кадровой работе относятся: управление внутренних дел (отдел), управление юстиции, управление организационно-кадровой работы (отдел), управление делами.

Исходя из закрепленного в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» принципа разделения функций представительной и исполнительной власти, исполкомы получили «собственную» компетенцию, включающую, по мнению некоторых ученых, многие вопросы управления, относящиеся к ведению Советов, кроме отнесенных к их исключительной компетенции.

Так, исполнительный комитет:

1) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет схему управления местным хозяйством и коммунальной собственностью, предложения по организации охраны общественного порядка и защиты прав граждан;

2) разрабатывает и вносит для утверждения в Совет проекты программ экономического и социального развития, местного бюджета, принимает меры по осуществлению программ и исполнению местного бюджета, представляет Совету отчеты об их выполнении.

В процессе исполнения местного бюджета исполнительные комитеты вправе вносить в соответствующий Совет свои предложения об изменениях по доходам и расходам этого бюджета.

3) обеспечивает на соответствующей территории соблюдение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, выполнение решений Совета и решений вышестоящих государственных органов, принятых в пределах их компетенции;

4) организует получение доходов местного бюджета и их использование по целевому назначению, принимает решения о выпуске местных ценных бумаг и проведении аукционов;

5) распоряжается коммунальной собственностью админи-
стративно-территориальной единицы в порядке, установленном Советом;

6) принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации предприятий, организаций, учреждений и объединений коммунальной собственности; в порядке, определенном соответствующим Советом, утверждает режим работы таких предприятий, организаций, учреждений и объединений, а также согласовывает режим работы других предприятий, организаций, учреждений и объединений независимо от форм собственности, расположенных на подведомственной ему территории, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь; дает согласие на размещение на подведомственной ему территории предприятий, организаций, учреждений и объединений, не находящихся в коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы;

7) заключает договоры с юридическими и физическими лицами;

8) кооперирует с согласия собственников средства предприятий, организаций, учреждений и объединений, организует их долевое участие в социальном и экономическом развитии территории;

9) осуществляет в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, контроль на подведомственной ему территории за использованием коммунальной собственности;

10) отменяет в пределах своей компетенции решения руководителей иных органов местного управления, принятые с нарушением законодательства Республики Беларусь или противоречащие решениям Совета и исполнительного комитета;

11) образует по вопросам своей деятельности комиссии, определяет их полномочия и руководит их деятельностью;

12) принимает меры по обеспечению и защите интересов территории, местного хозяйства в судебном порядке, а также в вышестоящих органах государственного управления и иных государственных органах;

13) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы землеустройства и землепользования;

13-1) обеспечивает разработку градостроительных проектов на подведомственной ему территории.

14) принимает решения, направленные на защиту прав и удовлетворение законных интересов граждан, организует прием населения руководителями исполнительного комитета и его структурных подразделений, рассматривает обращения граждан и принимает по ним решения;

15) решает в соответствии с законодательством Республики Беларусь вопросы охраны здоровья, образования, социального и культурного обеспечения, торгового, транспортного, коммунального, бытового и иного обслуживания граждан на соответствующей территории;

16) организует разъяснение законодательства Республики Беларусь и оказание юридической помощи населению;

17) обеспечивает законность и общественную безопасность на соответствующей территории;

18) оказывает нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям необходимую помощь;

19) содействует развитию народных традиций и обычаев на подведомственной территории;

20) обеспечивает исполнение законодательства Республики Беларусь по вопросам военной службы всеми должностными лицами и гражданами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на подведомственной территории;

21) осуществляет полномочия, предусмотренные Избирательным кодексом Республики Беларусь и иными актами законодательства Республики Беларусь о выборах, референдуме, отзыве депутата, а также по организации обсуждения других важнейших вопросов местного и республиканского значения; вносит в установленном порядке предложения о представлении к государственным наградам и поощрениям;

22) может выступать учредителем местных средств массовой информации;

23) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

Исполнительный комитет также решает вопросы, отнесенные к компетенции соответствующего Совета, в пределах полномочий, предоставленных ему Советом или им делегированных.

Кроме того, исполнительные комитеты обладают и другими полномочиями в области управления. Недостатком законодательного регулирования является тот факт, что компетенция исполнительных комитетов всех территориальных уровней в общем плане изложена в ст.9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» без определения ее для исполнительных комитетов конкретного территориального уровня (как это сделано для местных Советов в ст.24–26 указанного закона). Поэтому, например, сельский исполнительный комитет не может реализовать ряд полномочий, предусмотренных в пунктах 9 (отмена решений руководителей органов управления), 18 (оказание помощи нижестоящим исполнительным комитетам и местным администрациям) и некоторых других пунктах ст.9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь». Местные администрации наделены сходной компетенцией, однако они не осуществляют ряд полномочий, характерных для исполнительных комитетов (разработка проекта местного бюджета и отчета о его исполнении, подготовка для утверждения Советом программ экономического и социального развития и другие). Такая ситуация связана с тем, что на территориях районов в городах, где созданы местные администрации, отсутствуют соответствующие местные Советы депутатов.

В системе органов местного управления особой компетенцией наделены председатели исполнительных комитетов (главы местных администраций). В своей деятельности председатель областного (Минского городского) исполнительного комитета подотчетен и подконтролен Президенту Республики Беларусь, Совету Министров Республики Беларусь по вопросам, входящим в компетенцию Правительства Республики Беларусь, председатель исполнительного комитета первичного и базового уровней – Президенту Республики Беларусь и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, а по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, подотчетен соответствующему Совету.

Председатель исполнительного комитета возглавляет исполнительный комитет, обеспечивает взаимодействие исполнительного комитета и соответствующего Совета; назначает в установленном настоящим Законом порядке первого заместителя, заместителей (заместителя) председателя, управляющего делами (секретаря), иных членов исполнительного комитета; назначает заместителя (заместителей) главы местной администрации (для городов, имеющих районное деление; определяет структуру и штаты исполнительного комитета, его управлений, отделов и других подразделений, руководит ими; по согласованию с соответствующими комитетами, управлениями, отделами вышестоящих исполнительных комитетов назначает на должности руководителей структурных подразделений исполнительного комитета; организует работу по подготовке заседаний исполнительного комитета, ведет заседания, обеспечивает контроль за реализацией принятых решений; подписывает решения и протоколы заседаний исполнительного комитета, издает в пределах своей компетенции распоряжения.

Председатель исполнительного комитета является распорядителем кредитов по расходной части местного бюджета и внебюджетных средств; осуществляет общее руководство деятельностью подведомственных исполнительному комитету предприятий, организаций, учреждений и объединений, назначает на должности и освобождает от должностей их руководителей; назначает по согласованию с исполнительным комитетом на должности и освобождает от должностей руководителей предприятий, организаций, учреждений и объединений, основанных на коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы.

Председатель исполнительного комитета (глава местной администрации) осуществляет и иные полномочия.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.