Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подготовка реформы 1861 года





К середине XIX века в России сложилась предкризисная ситуация. Вследствие не заинтересованности работника в результатах производства в России сохранялась низкая производительность труда, основой причиной чего было крепостничество. Наметилось экономическое и социальное расслоение крестьянства, обнищание одних и успешное вхождение в рыночные отношения – других. Происходило прогрессирующее обезземеливание крестьян – их превращение в отходников, либо – чрезмерное увеличение работы на барщине. Промышленный переворот, начавшийся в стране, порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе, а также в емком рынке сбыта промышленной продукции. Однако крепостное право, сохраняя личную зависимость крестьянина от помещика, затрудняло его переход в категорию наемных рабочих. Крестьянин-отходник был обязан делиться заработком с помещиком, а это удорожало рабочую силу. Также крепостная система консервировала бедность подавляющей массы населения, её низкую покупательскую способность, а это тормозило развитие рынка сбыта промышленной продукции. Также, в связи с поражением в Крымской войне, значительно ухудшилось финансовое положение, вырос дефицит бюджета. Т.О. без отмены крепостного права оказалось невозможным укрепить и усовершенствовать государственную систему управления, кризис которой, после правления Николая I, стал очевиден для наиболее просвещенной и патриотически-мыслящей части правящей элиты. Кроме того, без реформ невозможно было преодолеть отсталость страны, вернуть ей утраченные после крымской катастрофы величие и международное влияние. 30 марта 1856 на престол вступил новый император – Александр II, который, выступая перед предводителями дворянства, заявил, что лучше отменить крепостное право сверху, чем это произойдет снизу. Таким образом, сразу было заявлено о намерении реформ. В начале 1857 года был создан Секретный комитет по крестьянскому делу, но его деятельность оказалась малоэффективной. Тогда по указанию царя были учреждены губернские дворянские комитеты по подготовке реформы и Главный комитет в Петербурге. При нем были образованы Редакционные комиссии (руководитель Ростовцев), призванные составить проект реформы, передать его для обсуждения в губерниях, а затем обобщить результаты. С 1858 г. подготовка реформы стала гласной и дискутировалась на страницах прессы. В ходе острых дискуссий выявилось 3 основных подхода к решению проблемы.



1) Консерваторы (Шувалов, Гагарин) допускали освобождение крестьян, но без земли или с маленьким наделом. За это выступали в основном помещики черноземных губерний.

2) Либералы (Кавелин, Н.Милютин) защищали идею освобождения крестьян с землей, которой они владели, но за выкуп. Они считали, что выкупную операцию должно произвести государство с учетом интересов, как крестьян, так и помещиков, что могло привести к образованию единого класса землевладельцев и предотвратило бы обезземеливание крестьян.

3) Радикалы (Чернышевский, Добролюбов) выдвинули идею перехода земли в руки крестьян без выкупа.

Проект, составленный в итоге редакционными комиссиями, носил либеральный характер, но его окончательный вариант, после обсуждения в Госсовете, был ухудшен и изменен в интересах помещиков.

34. Реформа 1861 года: содержание, реализация. Оценка реформы 1861 года в исторической науке

Основные принципы и условия отмены крепостного права были сформулированы в Манифесте и Положениях, которые Александр II утвердил 19 февраля 1861 г.:

1) Крепостное право отменялось. Крестьяне получали личную свободу, статус «сельских обывателей» и элементарные экономические и гражданские права.

2) Крестьяне становились после завершения выкупной операции собственниками земельного надела, т.е. усадьбы и пахотной земли. Размер надела, а также повинностей, которые крестьянин нес до начала выкупной операции, определялись с согласия помещика и крестьянина и фиксировались в уставной грамоте. Время её составления не должно было превышать 2 лет. В случае, если помещик и крестьянин не приходили к единому мнению, в дело вступал мировой посредник, который принимал окончательное решение по спорным вопросам. В 4-х местных положениях устанавливались максимальные и минимальные размеры наделов, которые были различны по 3 зонам:

1) В черноземной зоне был введен уменьшенный душевой надел – от 2,5 до 6 десятин

2) В нечерноземной – пределы устанавливались от 3 до 7 десятин

3) В степных районах надел мог колебаться от 3 до 12 десятин

Земли сверх нормы изымались у крестьянина и получали название «отрезков». В целом, крестьяне потеряли до 20% угодий.

Размер выкупа полевого надела исчислялся, исходя из размера оброка, который прежде выплачивался крестьянином и значительно превышал рыночную стоимость земли. Помещику крестьянин выплачивал сам 20% выкупа, а государство – остальные 80% выкупа, но эту сумму крестьянин получал в виде ссуды и должен был её возвратить государству в течение 49 лет, выплачивая 6% годовых. До перехода на выкуп крестьянин считался временнообязанным и исполнял прежние повинности в пользу помещика. Освобожденные крестьяне становились членами крестьянской общины, которая становилась юридическим собственником земли крестьян. Община распределяла землю между общинниками, занималась хозяйственными вопросами, решала вопросы о выходе крестьян из общины и о приеме новых членов, отвечала за административный, полицейский порядок, а также сбор налогов методом круговой поруки. Вводился сельский сход, который выбирал сельского старосту и сборщика податей. Несколько общин составляли волость. На волостной сход избирались представители сельских сходов, на котором избирался волостной староста и волостной суд.

Крестьяне крайне негативно восприняли освобождение без земли, и в итоге в ряде мест вспыхнули восстания, которые были подавлены властями. Однако крестьяне, участвуя в составлении уставных грамот, втягивались в трудовую деятельность, что и привело к успокоению. Надежды революционеров поднять их на борьбу после подписания грамот не оправдались. В результате реформы в России стали складываться предпосылки для развития демократического общества. Крепостническими чертами реформы были:

1) сохранение помещичьего землевладения и общины

2) большие выкупные платежи

Малоземелье и демографический рост сподвигали крестьян просить земли у помещика, но на прежних условиях. Буржуазной же чертой реформы была свобода.

Т.О. Реформа стала величайшим прогрессивным явлением в жизни русского общества. Она положила начало ускоренной модернизации страны, дала свободу миллионам людей, создала условия для дальнейших либеральных преобразований. Однако все крепостнические пережитки реформы, нехватка земли, сохранение общины заложили основы кризисов и революционных потрясений начала XX века.

35. Административно-политические реформы 60 – 70 годов XIX века

Отставание России от западных стран, требовавшее модернизации экономической, социальной и политической систем, развития науки и образования, высокий уровень социальной напряженности, рост культурного уровня населения предопределили необходимость реформ. Реформы проводились не в целях либерализации общественных отношений и развития капитализма в стране, а, прежде всего, ради укрепления государства и военной мощи, возвращения ей утраченного после Крымской войны положения великой мировой державы и международного влияния. Преобразования проводились постепенно, мирным путем, сверху, т.е., с опорой не столько на общество, сколько на бюрократию и с расчетом избежать социальных и политических потрясений.

Освобождение крестьян сыграло огромную роль в высвобождении рабочих рук, оттоке значительной части населения из сельского хозяйства. В то же время сохранение общины, привязывавшей крестьян к земле, сдерживавшей отток рабочей силы, тормозило рост социальной мобильности.

Земская реформа (1864)

Создавались всесословные, выборные, представительные органы местного самоуправления в уездах и губерниях. Земские учреждения ведали местными хозяйственными и социальными вопросами: строительством и эксплуатацией дорог, устройством лечебных и благотворительных учреждений, народным образованием, продовольственным снабжением, пожарной охраной, статистической службой, попечением местной торговли и промышленности, а также распределением податей. Выборы в земские органы проводились раз в три года по трем куриям. По первой курии крупные землевладельцы «без различия сословий» и владельцы крупной недвижимости в сельской местности избирали выборщиков на свой уездный съезд. По второй – избирались представители крупных городских торгово-промышленных заведений и городской недвижимости. Выборы по третьей, крестьянской курии имели больше ступеней – сельский сход – волостной сход – уездный сход выборщиков курии. Уездные земские собрания являлись распорядительными органами и выбирали исполнительные органы – земские управы, а также гласных в губернские земские собрания, которые строились по такому же принципу, избирая губернскую земскую управы. Председателем земских собраний автоматически становился предводитель уездного или губернского дворянства. Фактически земства находились под контролем местной администрации, которой подчинялась полиция. Земства способствовали развитию хозяйства, активизации общественной жизни на местах. Но их возможности были крайне ограничены. Реформа оказалась незавершенной, так как она распространилась не на всю территорию империи, а главное - не был создан общероссийский представительный орган.

Городская реформа (1870)

Реформа создавала новую систему городского самоуправления. Выборы происходили на основе не сословного, а имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись лишь лицам мужского пола, достигшим 25 лет и платившим в пользу города налоги и сборы, что очень ограничивало число избирателей. Избиратели, составлявшие небольшую группу городского населения, делились на три курии: крупных, средних и мелких налогоплательщиков. Каждая курия избирала 1\3 состава гласных Городской думы, являвшейся распорядительным органом. Она, в свою очередь, избирала Городскую управу – исполнительный орган во главе с городским головой. Городское самоуправление занималось благоустройством города, образованием, здравоохранением, попечением торговли и промышленности, имело свой бюджет, часть которого шла на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем. Компетенции городского самоуправления не выходили за рамки хозяйственных вопросов, его права были ещё более ограничены, чем права земств, но в целом реформа способствовала становлению элементов гражданского общества и развитию городов.

Судебная реформа (1864)

Реформа началась с введения в 1864 году новых судебных уставов. Основными принципами судебной системы стали:

1) Бессословность, что давало всеобщее равенство перед законом

2) Независимость суда от исполнительной власти

3) Гласность судебных процессов

4) Состязательность, т.е. участие в процессах прокурора и адвоката

5) Вводился институт присяжных заседателей, который определял, виновен подсудимый или нет

В основе системы общего суда находился окружной суд, охватывавший одну губернию, с присяжными заседателями. Второй инстанцией стала судебная палата, приходившаяся на несколько окружных судов. Роль высшей инстанции играл Сенат. Параллельно действовала система мировых судов, занимавшихся разбором относительно мелких дел. Такой суд состоял из одного судьи, который избирался земскими собраниями и городскими думами. Мировым судом второй инстанции являлся окружной съезд мировых судей. Вопросы суда высших госчиновников находились в ведении Высшего уголовного суда. Судебная реформа способствовала либерализации общественной жизни, стала шагом на пути к правовому обществу, судебная система в России приблизилась к стандартам западной юстиции. Однако реформа оказалась незавершенной. Для разбора конфликтов в крестьянской среде оставался сословный волостной суд. Новая судебная система вводилась не на всей территории страны, а главное, она вступала в противоречие с существовавшим режимом.

Военные реформы

Военные реформы начались сразу же после Крымской войны, и проводилась в несколько этапов. Их основной целью было сокращение армии в мирное время и возможность развертывания во время войны. В результате реформ армия сокращалась на 40%, создавались всесословные военные и юнкерские училища, вводились военные округа, отменялись телесные наказания, произошло перевооружение армии и флота современным образцами техники. В 1874 году вместо рекрутского набора была введена всеобщая воинская повинность, а срок службы был сокращен до 6 лет в армии, и до 7 – во флоте. Особенностью реформ, проводившихся под руководством Д. Милютина, стал их прогрессивный характер, непоследовательности и незавершенности было гораздо меньше, чем в других реформах.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.