Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Руа Ж. Ж. История рыцарства. М.,1996. С 52-55.





 

Питання та завдання:

1. Ознайомившись з наведеним фрагментом, дайте характеристику основних моральних чеснот лицарського стану.

2. Чи може образ лицаря, що зароджується в епоху Середньовіччя, розглядатися як моральний ідеал для наступних епох?

3. Як Ви вважаєте, чи сприяють обставини сучасного життя проявам лицарських якостей?

Сенгор Леопольд Седар. Негритюд: психология

африканского негра

Часто говорят – и не без основания – что негрдитя природы. Африканский негр, будь то крестьянин, рыбак, охотник или пастух, живет на лоне природы, вне земли и в то же время с ней, вступая в доверительные отношения с деревьями, животными и всеми элементами, подчиняясь суточным и сезонным ритмам. Он открывает все свои органы чувств и готов к приему любого импульса, вплоть до глубинных волн природы, без какого бы то ни было экрана между субъектом и объектом. Да, конечно, он размышляет, но на первом месте у него всегда форма и цвет, звук и ритм, запах и прикосновение. Как возглашает Эме Сезэр, поэт негритюда:

Слава тем, кто ничего не изобрел,

Тем, кто ничего не открыл,

Тем, кто ничего не покорил,

А просто отдался объятию сущности каждой вещи,

Не ведающим о поверхности, но захваченным

Движением каждой вещи,

Заботящимся не о покорении мира, а об участии

В его игре.

Именно отношение к объекту – внешнему миру, к «другому» характеризует народ и, таким образом, его культуру.

Рассмотрим сначала белого европейца в аспекте его отношения к объекту. Он являет собой объективный разум. Как человек действия, воин, хищник - он прежде всего отделяет себя от объекта. Он держит объект на расстоянии, обездвиживает его вне времени и в некотором смысле вне пространства, фиксирует и убивает его. Вооружившись точными инструментами, он безжалостно расчленяет объект, чтобы провести фактический анализ. Образованный, но движимый лишь практическими соображениями белый европеец, убив «другого», использует его для практических целей: он воспринимает его как средство.

Африканский негр, образно выражаясь, заперт в своей черной коже. Он живет в первозданной ночи и, прежде всего, не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или общества. Он не держит объект на расстоянии, не подвергает его анализу. Получив впечатление, он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь его зафиксировать или убить. Он познает «другого» на субъективном уровне. На возбуждение, идущее от объекта, он реагирует более точно: отдаваясь его ритму. Джордж Харди писал, что приобщенный к цивилизации негр, будь он даже облачен в смокинг, всегда начинает двигаться в такт, заслышав звуки тамтама.

«Я мыслю, значит, я существую», – писал Декарт, который был европейцем. Африканский же негр мог бы сказать: «Я чувствую, я танцую «другого», я существую». В отличие от Декарта, ему для того, чтобы осознать, что он существует, требуется не «словесная принадлежность», а объектное дополнение. Ему нужно не размышлять о «другом», а пережить его, пережить, станцевав его. В Черной Африке люди постоянно танцуют, потому что чувствуют, причем всегда танцуют кого-то или что-то.

Жизненная сила африканского негра вдохновляется разумом. Но разум в данном случае – это не нацеливающий разум белого человека, а некий объемлющий разум, имеющий больше общего с логосом, нежели с рацио. Разум классической Европы аналитичен, поскольку использует, разум же африканского негра интуитивен, поскольку соучаствует.

Негритюд Жан Поль Сартр определяет как «некое взволнованное отношение к миру», и которое я определил как «совокупность культурных ценностей» африканского негра. Эти два определения не противоречат друг другу. В действительности эмоциональное отношение к миру и определяет все культурные ценности африканского негра: религию, социальные структуры, искусство, литературу.

Леопольд Седар Сенгор. Негритюд: психология африканского негра //Ступени. Философский журнал. СПб, 1992, №3 (6), С.90-103.

 

Питання та завдання:

1. Охарактеризуйте ставлення представників тропічно-африканського регіону до природи. Співставте його з відношенням до природи, що притаманне європейській культурі.

2. Проаналізуйте основні риси тропіко-африканської ментальності.

Сорокин П.А. Кризис нашего времени

Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнооб­разных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не свя­занных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную, ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом вся­кой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы: в случае изменения одной из них остальные неизбежно подвергают­ся схожей трансформации. Мы живем и действуем в один из поворотных моментов че­ловеческой истории, когда одна форма культуры и общества (чув­ственная) исчезает, а другая форма лишь появляется.

Настоящий кризис представляет собой лишь разрушение чув­ственной формы западного общества и культуры, за которым по­следует новая интеграция, столь же достойная внимания, какой была чувственная форма в дни своей славы и расцвета. Точно так же как замена одного образа жизни у человека на другой вовсе не означает его смерти, так и замена одной фундаментальной фор­мы культуры на другую не ведет к гибели того общества и его культуры, которые подвергаются трансформации. В западной куль­туре конца средних веков таким же образом произошла смена од­ной фундаментальной социально-культурной формы на другую – идеациональной на чувственную форму.

Ни одна из форм культуры не беспредельна в своих созидательных возможностях, они всегда ограничены. Когда созида­тельные силы исчерпаны и все их ограниченные возможности ре­ализованы, соответствующая культура и общество или становятся мертвыми и несозидательными, или изменяются в новую форму, которая открывает новые созидательные возможности и ценности. Все великие культуры, сохранившие творческий потенциал, под­вергались как раз таким изменениям. С другой стороны, культуры и общества, которые не изменяли форму и не смогли найти новые пути и средства передачи, стали инертными, мертвыми и непро­дуктивными.

В течение последних четырех столетий преобладающей моде­лью современной культуры во всех ее компонентах была чувствен­ная форма, хотя наряду с ней существовали (как побочные) идеациональная и другие формы изобразительного искусства, религии, философии, юриспруденции, этики, образов жизни и мышления.

Теперешние наши трудности происходят от разрушения чув­ственной формы западной культуры и общества, которая началась в конце XII в. и постепенно заменила собой идеациональную форму средневековой культуры. В период своего восхождения и расцвета она создала наиболее великолепные культурные образцы во всех сек­торах западной культуры. Ни одна из конечных форм не вечна. Ей суждено исчерпать свой созидательный потенциал. Когда наступает этот момент, она начинает постепенно разрушаться и вовсе исчезает. Так случалось несколько раз в истории основных культур прошлого; то же происходит и сейчас с нашей чувственной формой, вступив­шей нынче в период своего заката. Замена одной фундаментальной формы культуры другой – идеациональной на чувственную, и на­оборот. Такие изменения очень редки. В течение трех тысячелетий это случилось только четыре раза. Но кризис производит основа­тельную и эпохальную революцию в человеческой культуре.

Каждая из трех основных культур – идеациональная, идеа­листическая, чувственная – имеет свою собственную форму изобразительных искусств, отличную от другой как внешними признаками, так и внутренним содержанием.

Идеациональное искусство выражает основную посылку идеациональной культуры – основная реальность-ценность есть Бог.

Чувственное искусство живет и развивается в эмпирическом мире чувств. Реальный пейзаж, человек, реаль­ные события и приключения, реальный портрет – таковы его темы.

Идеалистическое искусство является посредником между идеациональной и чувственной формами искусства. Его мир частично сверхчувственный, частично чувственный, но только в самых возвышенных и благородных проявлениях чувственной действитель­ности. Оноявляется посредником между идеациональной и чувственной формами искусства.

Три главные системы истины соответствуют нашим трем сверхсистемам культуры, а именно: идеациональной, идеалисти­ческой и чувственной системам истины и знания. Идеациональная истина – это истина, открываемая милостью Божией через его глашатаев (пророки, мистики, «отцы церкви»), обнаруживаемая сверхчувственным способом посредством мистического опыта, пря­мого откровения, божественной интуицией и вдохновением. Такая истина может быть названа истиной веры. Она непогрешима и дает адекватное знание о подлинно реальных ценностях. Чувственная истина суть истина чувств, постигаемая органами чувственного восприятия.

Идеалистическая истина есть синтез двух других истин, то есть синтез, созданный нашим разумом. В отношении чувственных явле­ний она признает роль органов чувств как источника и критерия достоверности или недостоверности любого утверждения. По от­ношению к сверхчувственным явлениям она заявляет, что их по­знание невозможно посредством чувственного опыта; напротив, постичь ее возможно, лишь обращаясь к прямому откровению Бога. Человеческий разум соединяет в единое целое истину чувств, истину веры и истину разума.

С изменением доминирующей сверхсистемы культуры систе­ма истины подвергается соответствующим изменениям. Что немыслимо или неверно с чувственной точки зрения, может быть возможным и совершенно истинным с точки зрения христианской истины веры, и наоборот.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.