Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет и метод правового регулирования как критерии разделения системы права на отрасли





Отрасль права – это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Подотрасль права – система однородных институтов определенной отрасли права. Например, жилищное, авторское, изобретательское право - подотрасли гражданского права, муниципальное право – подотрасль административного права и т.д.

Правовой институт – это совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права и регулирующая определенный вид (группу) отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимостном выражении (род отношений), а такие институты гражданского права, как подряд, наследственное право и др., регулируют лишь определенную часть имущественных отношений. Институт подряда объединяет все нормы, регулирующие вид имущественных отношений, которые вытекают из договора подряда, а институт наследственного права – вид имущественных отношений, вытекающих из права наследования.

Субинститут права – это упорядоченная совокупность норм права, регулирующих конкретную разновидность общественных отношений, находящихся в рамках определенного института права, т.е. часть института права. Например, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности делится на субинституты преступлений против жизни (раличные виды убийств), против здоровья (различные виды телесных повреждений) против достоинства личности (клевета, оскорбление).

В основу разграничения норм права на отдельные отрасли полжены предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют однородные общест-венные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обуславливает различие норм права и группирование их по отраслям, т.е. каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования трудового права являются трудовые отношения, административного права – отношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительнойдеятельности органов государственного управления и т.д.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенно-стей воздействия на общественные отношения. Многообразие методов правового регулирования проявляется главным образом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юридических последствий (санкций), способе защиты прав.

Метод правового регулирования проявляется также в характере оснований возникновения и движения правоотношений, т.е. в характере юридических фактов, юридических санкций, форм юридической защиты субъективных прав.

Метод правового регулирования является необходимым признаком (критерием), который наряду с предметом правового регулирования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы права на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами гражданского, административного права, но осуществляется это регулирование разными методами.

Таким образом, в качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования, ибо отдельные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Однако метод регулирования в значительной мере зависим, производен от предмета регулирования.

Отрасли российского права.

Всистему российского права входят следующие отрасли: конституционное, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, аграрное, уголовно-процессуальное,гражданско-процессуаль-ное право и др.Уголовно-процессуальныеигражданско-процессуальныеправо являются процессуальными, аостальные– материальнымиотраслями.

Для краткой характеристики отраслей права можно посредством предмета и доминирующего метода.

Конституционное право – ведущая отрасль права. Предмет - совокупность норм, которые закрепляют общественные отношения, составляющие основуобщественно–государственногостроя, правовое положение личности. Доминирующий метод - императивный.

Внормах конституционного права отражены свободы граждан, экономическая основа общества (многообразие форм собственности), система органов государственной власти, порядок их формирования и т.д. Нормы конституционного права содержатся в конституциях и других законах (например, в законах об уполномоченном о правах человека, о конституционном суде и др.).

Административное право – совокупность норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительнораспорядительной деятельности органов государственного управления. Основной метод – императивный.

Нормы административного права определяют структуру и компетенцию министерств, ведомств, их управлений, отделов, порядок деятельности различного рода предприятий, учреждений просвещения, здравоохранения, культуры и т.д. В административное право входят такие институты, как институт государственной службы, административной ответственности, контроля (ведомственного, различных инспекций и т.д.)

Гражданское право регулирует имущественные отношения в их стоимостной форме и связанные с ними личные неимущественные отношения. преобладающий метод – диспозитивный.

Оно закрепляет отношения собственности и иные неимущественные отношения, складывающиеся между различными организациями, организациями и гражданами, между гражданами. Институтами гражданского права являются институты подряда на капитальное строительство, найма жилого помещения, авторское, изобретательское, наследственное право и др.

Гражданско-процессуальноеправо регулирует отношения, складываю-щиеся в процессе рассмотрения гражданских трудовых и иных споров судами. Господствующий метод – императивный.

Оно регламентирует порядок установления подсудности дел, предъявления исковых заявлений, судебного разбирательства, вынесения решений, их обжалования и исполнения. Определяет права и обязанности участников процесса: суда, прокурора, истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, регламентирует деятельность нотариальных и арбитражных органов.

Уголовно-процессуальное право регулирует отношение, которые возникают в процессе расследования и судебного разбирательства дел, связанных с преступлениями. Главный метод – императивный.

Нормы данной отрасли права определяют порядок и условия возбуждения и прекращения уголовных дел, сбора доказательств (допроса свидетелей, изъятия документов, проведения экспертиз и т.д.), предъявления обвинения, избрания меры пресечения, передачи дела в суд, порядок судебного разбирательства, обжалования. Также регламентируют права и обязанности участников процесса: судьи, обвинителя, защитников, обвиняемого, потерпевшего, эксперта, свидетеля, и т.д.

Особой отраслью права является международное право, которое представляет совокупность норм, регулирующих отношения между государствами. Оно не входит в систему права ни одного государства. Его источниками являются международные договоры, соглашения, конвенции, заклю-чаемые государствами между собой, а так же уставы международных организаций. Соблюдение норм международного права обеспечивается государ- ствами-участникамимеждународно-правовыхотношений.

Частное и публичное право.

Традиция деления права на частное и публичное восходит к римскому праву. Римский юрист Ульпиан писал: «публичное право – то, которое относится к положению римского государства, частное относится к пользе отдельных лиц: существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении». Иначе можно сказать, что частное право выражает и защищает интересы частных лиц, публичное – общее, общегосударственные интересы. Деление права на частное и публичное характерно для систем права, входящих в семью романо-германскихправовых систем. Англосаксонское право такого деления не имеет, здесь все право является публичным. Не знает деления права на частное и публичное мусульманское право.

Существуют разные подходы к делению права на частное и публичное.

Одни за основу деления берут материальный признак. Публичное право служит государственным, публичным интересам, частное – отдельным лицам. Однако против этого приводились определенные аргументы, утверждалось, что общие интересы – это совокупность частных интересов. Защищая частные интересы, право защищает и общие и, наоборот. Можно отметить, что проблема деления права на частное и публичное нуждается в дальнейшем исследованием. Это тем более важно, что в современных условиях мы наблюдаем публицизацию частного права, которое проявляется в том, что в сферу частного права вторгаются элементыпублично-правовогорегулирования. Заметим в связи с этим, что в России мы наблюдаем противоположную тенденцию – «приватизацию» публичного права, вызванную переходом к рыночной экономике. Здесь важно не допустить как излишнюю публицизацию, так и «приватизацию» права.

Публицизация частного права была вызвана интервенцией государства в экономические и социальные отношения с целью защиты общих интересов, а так же защиты интересов слабых субъектов в рыночной экономике (рабочего – от работодателя, потребителя – от производителя и торговца). Например трудовое право отпочковалось от гражданского права в результате публицизации той части гражданского права, которая распространялась на трудовые отношения. И это было сделано в интересах субъектов, продающих свою рабочую силу.

Частноправовое регулирование характеризуется следующими принципами:

•признание и защита частной собственности;

•независимость, автономность субъектов частного права;

•равенство субъектов частного права;

•свобода договоров.

Именно в эти моменты частноправового регулирования вторгаются публично – правовые методы, что выражается в определенном ограничении права частной собственности, ограничении свободы договоров, постановке в привилегированное положение слабых субъектов рыночных отношений. Публицизация частного права, вторжение публично–правовыхначал в сферу рыночных отношений, в конечном счете, преследует цель защиты интересов всего общества: ограничить рыночную стихию и тот беспредел, который может исходить от сильных субъектов экономики. В современных условиях предпочтительной является социально ориентированная, регулируемая рыночная экономика. Такая экономика невозможна без вторжения в рыночные отношения публично – правовых начал. Излишняя публицизация сковывает инициативу субъектов рыночной экономики, а ее отсутствие ведет к хаосу, к непредвиденной стихии.

В заключение можно выделить те критерии, на основе которых система права делится на частное и публичное – к предмету и методу добавляются еще и способы правового регулирования. Они могут быть дополнены еще такими критериями как субъектный состав, интерес.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.