Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности правотворчества субъектов Федерации





Конституция РФ в соответствии ч. 4 ст. 76 предоставляет субъектам Федерации право вне пределов ведения РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных актов. Такое регулирование может быть осуществлено в сфере принятия и изменения конституций республик (уставов краев и областей), территориального устройства субъектов Федерации, государственной (на уровне субъектов РФ) и муниципальной службы, бюджета, налогов и сборов субъектов РФ.

Своеобразие правотворчества субъектов РФ заключается в следующем:

1) субъекты имеют право принимать законы, как акты высшей юридической силы. Это связано с децентрализацией российской государственности, с укреплением в ней принципов федерализма;

2) все большее место в правотворчестве регионов начинают занимать соглашения и договоры между субъектами Федерации или даже отдельными администрациями, которые регулируют вопросы, возникающие в соци-ально-экономическойи культурной сферах;

3) правотворчество субъектов РФ отличает довольно значительная самобытность, отражающая специфику и статус того или иного региона, национальные, религиозные обычаи и иные особенности. Перед субъектами РФ стоят цели – учитывать в правовом регулировании местные, региональные природные и национальные особенности, осуществлять поиск оптимальных путей развития и конкретизации положений общефедерального законодательства;

4) правотворчество субъектов РФ должно осуществляться в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами;

5) в рамках субъектов РФ принимают нормативные акты и многочисленные негосударственные структуры – прежде всего органы местного самоуправления и т.д.



Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов

Нормативные правовые акты являются одним из источников прав в ря-

ду других источников (правовые обычаи, судебные прецеденты и др.). Нормативный правовой акт – это результат правотворчества, акт, содержащий нормы права. Можно выделить следующие признаки:

1)нормативный правовой акт – это официальный документ;

2)является носителем информации, а именно информации о нормах права (правилах поведения);

3)обладает юридической силой, и обязателен для всех лиц, которым адресован;

4)это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный;

5)с помощью нормативных актов веления государства становятся общеобязательными.

Нормативный акт – это разновидность юридических актов. Его следует отличать от актов применения права, имеющих конкретный, индивидуальный характер, с помощью которых разрешаются конкретные дела (например, решение суда). В отличие от них нормативный акт носит общий характер. Его следует отличать и от актов толкования, в которых дается разъяснение норм права.

Нормативные акты составляют единую, иерархическую систему, отражая иерархическую систему государственных органов. Нормативные акты иерархически высших органов обладают и высшей юридической силой по отношению к актам нижестоящих органов. Актами высшей юридической силы являются законы.

Все вместе взятые нормативные акты составляют систему законодательства в широком смысле этого слова. В узком смысле под законодательством понимается только система законов.

Нормативные акты принимаются только в пределах компетенции соответствующих органов и согласно законодательной процедуре. Нормативные акты, принятые вне компетенции или в нарушение установленной процедуры (порядка), не являются легитимными, не обладают юридической силой, т.е. не обязательны для их адресатов.

Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.

Закон: понятие и виды

Закон – это нормативно-правовойакт (НПА), принятый высшим законодательным органом или путем референдума, обладающий высшей юридической силой. К егопризнакам относятся:

1)нормативно-правовойакт, содержащий нормы права;

2)принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом – парламентом;

3)в силу указанного, закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие нормативные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, во исполнение их. Правоприменительные, индивидуальные акты также должны выноситься на основе законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то правоприменитель должен отдать предпочтение закону;

4)принимается в особом порядке;

5)не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

 
Виды законов. Законы РФ можно подразделять по субъектам, их при-   3. Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения). Могут
нимающим, по юридической силе и по отраслям права. По субъектам при- быть как нормативными, так и индивидуальными, правоприменительными.
нятия законы делятся на: Постановления – акты, имеющие особо важные значения, распоряжения –
1) принятые на референдуме; акты по оперативным и другим текущим вопросам. Акты Правительства РФ
2) принятые Федеральным Собранием РФ; могут быть отменены Президентом РФ.
3) законы субъектов федерации. 4. Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств,
Путем референдума могут быть приняты как федеральные законы, так ведомств, госкомитетов) могут носить разные названия: инструкции, поста-
и законы субъектов федерации. новления, приказы, правила, положения, разъяснения и т.п. Эти акты при-
Федеральные законы подразделяются на федеральные конституцион- нимаются министерствами и ведомствами, могут быть как нормативными,
ные законы и на обычные федеральные (текущие) законы. так и ненормативными. Нормативные акты издаются в соответствии с ком-
Конституционные федеральные законы принимаются по вопросам петенцией соответствующих органов по специальному кругу вопросов, им
прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изме- подведомственным, на основании и во исполнение законов РФ, указов Пре-
нении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении зидента и постановлений Правительства РФ. Эти акты могут быть чисто
чрезвычайного положения (ст. 56), военного положения (ст.87), о принятии внутриведомственного значения, распространяться на органы и работников
и образовании новых субъектов федерации и об изменении их статуса (ст. только данного ведомства. Но многие из них имеют общее действие, выхо-
65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о дят за рамки данного ведомства, распространяются на широкий круг субъ-
судебной системе и высших судебных инстанциях (ст.118, 128). ектов, не входящих в данное ведомство. Например, инструкции Министер-
Законы субъектов федерации принимаются в пределах полномочий ства финансов, Государственного банка, Государственного таможенного
этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договора- комитета, Комитета санитарно – эпидемиологического надзора, Комитета
ми и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с по патентам и товарным знакам и т.д. В ряде случаев могут издаваться со-
отдельными субъектами. вместные акты, например министерств внутренних дел и юстиции РФ и др.
9.7. Подзаконные нормативные акты 5. Акты субъектов федерации по своей системе во многом совпадают с
системой федеральных актов. В их числе следует назвать, прежде всего,
Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконны- законы, принимаемые законодательными органами субъектов федерации,
ми. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не высшими из которых являются конституции республик и уставы краев, об-
должны им противоречить и во исполнение законов. Их юридическая сила ластей, автономных округов. Законы, принимаемые субъектами федерации,
определяется местом органа, их принявшего, в иерархической лестнице госу- по вопросам их исключительного ведения имеют преимущества перед фе-
дарственного аппарата. деральными актами. Ниже законов по юридической силе стоят указы и рас-
1. Акты Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной поряжения руководителей субъектов, далее – постановления и распоряже-
Думы). Кроме законов, эти палаты принимают постановления – подзаконные ния правительств. Управления, департаменты, отделы, как правило, актов
акты. В постановлениях они реализуют принадлежащие им полномочия. общего характера не принимают.
2. Акты президента (нормативные указы). Президент РФ издает указы и 6. Нормативные акты органов местного самоуправления. К числу этих
распоряжения. Указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и актов относятся акты представительных органов городов, районов, сел, по-
индивидуальными правоприменительными (например, Указы о награждениях, селков и т.п. Акты, принимаемые на сельских, поселковых сходах действу-
назначениях на государственные должности). Нормативные указы Президента ют на территории районов, городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга,
занимают второе место после законов. Они не должны противоречить Консти- являющихся городами-субъектамиРФ) (обычно там, где не создаются пред-
туции РФ и федеральным законам, обязательны для исполнения на всей терри- ставительные органы). Акты глав администрации местного самоуправления,
тории РФ (см. ст. 90 Конституции РФ). Указы Президента принимаются по а также акты, принимаемые путем референдума населением соответствую-
широкому кругу вопросов, входящих в компетенцию Президента. Распоряже- щей самоуправляющейся территории (референдумы районные, городские,
ния принимаются обычно по конкретным вопросам. сельские и т.п.). Эти акты принимаются в пределах компетенции указанных
 
       

органов, определяемой федеральными законами и законами субъектов федерации по вопросам управления муниципальной собственностью (городов, районов и т.п.), местным налогам, сборам, вопросам местного жилищнокоммунального хозяйства, благоустройства территорий, бытовому, торговому обслуживанию населения, охране общественного порядка, окружающей среды и т.п. Среди этих актов особо следует выделить уставы местных сообществ (городов, районов и т.п.), принимаемые местным референдумом или представительным органом местного сообщества.

Акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, не могут быть отменены общегосударственными органами или органами субъектов федерации, они могут быть только обжалованы в судебном порядке.

7. Локальные нормативные акты – акты, регулирующие внутреннюю жизнь предприятия, учреждений, объединений, ассоциаций, союзов и других организаций. Основными актами подобного рода являются, прежде всего, уставы этих организаций, которые (за некоторым исключением) подлежат обязательной регистрации в государственных органах, правила внутреннего трудового распорядка, коллективные договоры между администрацией предприятия, учреждения и органом профсоюза (трудовым коллективом), различного рода другие акты (по технике безопасности, должностные инструкции и т.п.).









Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.