Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ТЕМА 5. ПРАВОПОНИМАНИЕ В ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ





Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его сосуществования научный интерес к нему не только не исчезает, но и возрастает. Вопросы правопонимания принадлежит к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в

праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право. Но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Правопонимание – это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; б)юрист-профессионал,имеющий достаточный запас знании о праве, способный применять и толковать правовые нормы; в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Поэтому правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представление о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.



Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволения, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта выбора предмета изучения правопонимание может быть иным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Объективно человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определённых культурно-логическихтрадициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограниченно рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти правопонимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследова-тель-ученыйоставляет после себя ещё и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

     
В истории правовой мысли сформировалось три основных подхода в  
понимании права (три основные концепции):  
1. Нормативный.  
2. Социологический.  
3. Нравственный или естественно-правовой(ценностный или аксеоло-  
гический).  
Нормативный подход говорит, что право есть не что иное, как система  
норм, правил поведения, которые устанавливаются государством, т.е. все  
зависит от государства. Такой подход господствовал в нашей стране в пери-  
од с 1930-хпо90-егода.  
Социологический подход сформировался преимущественно в 20 веке и в  
основном в американской правовой мысли. В соответствии с этим подходом  
право рассматривается не только как нормы, установленные государством, а  
скорее, как сами общественные отношения, складывающиеся в обществе, т.е.  
мерой всех вещей является общество. (Жизнь намного богаче, разнообразнее,  
чем правовые нормы; жизнь развивается, а правовые нормы не успевают за  
развитием общества; судьи сами могут творить, создавать право).  
Согласно нравственному подходу, право – это различные правовые идеи,  
представления, взгляды людей на право (о праве), которые опираются на ес-  
тественное право. В науке ТГП существует три ответвления нравственного  
подхода: естественно-правоваятеория, психологическая теория права и соли-  
даризм. Нормы, установленные государством, сторонники нравственного  
подхода называют позитивным правом, но они указывают, что существует и  
естественное право. В этом случае мерой всего является человек.  
Существует еще и четвертый подход – интегративный или интеграль-  
ный, который включает в себя черты вышеназванных концепций. Здесь  
признается нормативность права, одновременно допускает создание норм  
судьями, когда их прецеденты соответствуют реальным обстоятельствам.  
Признаются также природные права человека, как право на жизнь, на не-  
прикосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет об-  
щесоциальное значение. Содержание его определяется социально-  
экономическим, политическим строем, классовым и национальным соста-  
вом общества, уровнем религиозности и другими факторами. Однако в на-  
стоящее время по поводу этого подхода имеются самые разные мнения, и  
проблема является дискуссионной.  
Развитие правопонимания в России. В 20-егоды советская наука рас-  
сматривала право как систему общественных отношений, охраняемых госу-  
дарством (Стучка, Пашуканис, Рейснер). Такое понимание права существо-  
вало до 1938 года.  
   
В 1938 году в Москве состоялось первое Всесоюзное совещание работни-  
ков юридической науки. На нем выступил академик Вышинский (в то время  
был Генеральным прокурором СССР), который, проводя в жизнь сталинские  
идеи и воззрения, формулирует новое определение права. Стучка, Пашуканис,  
Рейснер объявляются врагами народа, а их взгляды враждебными. Вышинский  
предложил понимать право в следующей форме: право совокупность установ-  
ленных государством норм, охраняемых принудительной силой государства.  
Акцент при этом делался на принуждение. В данном определении ясно про-  
сматривается нормативный подход в понимании права. Начиная с 1938 года,  
такое понимание права господствовало и господствует (после смерти Сталина  
определение Вышинского было модернизировано и акцент, делавшийся на  
принуждение, был снят) до настоящего времени.  
В середине 50-хгодов (примерно с 1956 года) стала высказываться  
точка зрения, что право – это единство норм и правоотношений; правовые  
нормы надо рассматривать в действии (Кечекьян, Пионтковский). Данное  
понимание права является слишком широким, и его можно считать разно-  
видностью социологического подхода. В 60-хгодах ученые стали опреде-  
лять право не как совокупность, а как систему установленных государством  
норм, охраняемых принудительной силой государства.  
Примерно в 1965 году проф. Миколенко высказал точку зрения, со-  
гласно которой право – это не только нормы и правоотношения, но и право-  
сознание, взятые в единстве. Автор этого взгляда составляет следующую  
цепочку: правосознание (идеи, взгляды, представления о праве; сначала  
право находится в правосознании) – нормы права (идеи, взгляды, представ-  
ления о праве осуществляются в нормах права, отливаются в них) – право-  
вые отношения. Всё это, взятое в единстве, и есть право. Данная точка зре-  
ния не нашла поддержки в научных кругах советской ТГП и не получила  
своих последователей.  
В 70-хгодах в науке ТГП получили распространение самые различные  
взгляды. В 1979 году журнал «Советское государство и право» (1979 г. №№  
7-8)провел «Круглый стол» по вопросу о понятии права. И узконорматив-  
ный, и социологический и нравственный подходы имели место; оказалось,  
что в нашей стране нет единства взглядов на понятие права.  
В конце 80-х– начале90-хгодов в отечественной науке стал пробивать  
себе дорогу нравственный подход в понимании права в его естественно-  
правовом варианте. Была возрождена теория правового государства. В соот-  
ветствии с этим подходом под правом понимается мера свободы, мера спра-  
ведливости, которые коренятся в естественных правах человека. Право –  
нечто зарождающееся в самой жизни, а не установленное государством.  
Этот подход в настоящее время завоевывает все больше и больше симпатий  
         

 

и получает нормативное закрепление (гл. 2 Конституции РФ исходит из естественных прав человека). Теория естественного права исходит из того, что человек обладает правами и свободами от природы или Бога. Назначение государства состоит в том, чтобы охранять и гарантировать эти права, осмыслить естественное право и закрепить, формально определить его в нормах. Нравственный подход впитывает, учитывает, основывается на нормы морали и является гуманистическим подходом.

Основные теории права. Указанные концепции правопонимания сформулированы в различных теориях права. При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства:

1) исторические условия функционирования права и рамки культуры, в которых жил и работал исследователь;

2) то, что результат правопонимания всегда зависит от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта;

3) что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек, Бог или космос) и под его сущностью (воля класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида);

4) устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям – в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определённых критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, тот факт, положительное значение имеет оно для общества или отрицательное, выступает в качестве самостоятельного социального явления или как элемент иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицалисоциально-ценностныйхарактер права (Л. Толстой, Вл. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты; проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории и т.д. При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характернытеологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только божественное происхождение, но и божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Аквинского –неотомисты – пытаются увязать религиозную сущность права сестественно-правовыминачалами и эмпири-

ческими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках реалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступает обусловленность права экономическим базисом, общеклассовый характер права, жесткая зависимость права от государства, обеспеченность его принудительной силой государства. В зависимости оттого, что рассматривается в качестве источника правообразования – государство или природа человека различают позитивистскую и естественно-правовую теории права.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в древней Греции и древнем Риме. Они связаны с именами Крита, Сократа, Платона и отражают попытки выявление нравственных, справедливых начал в праве, заложенного самой природой человека. Закон, подчеркивал Демокрит – стремится помочь жизни людей. Естественно правовая теория прошла сложный путь развития; всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций и современная эпоха перехода к правовому государству. Позитивное значениеестественно-правовойтеории заключается в следующем:во-первых,она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека;во-вторых,стали различать право и закон, естественное и позитивное право;в-третьих,она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в данной теории может состоять в том, что не всегда явления о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности;

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Т. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная естественному праву. В отличие отестественно-правовойтеории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую, совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность становления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права, структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации. К негативным моментам теории следует отвести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследования содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права – норма права, правосознание, правоотношение – сформировались

нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право

– это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой: а) право – эта система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах); б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон; в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения; г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства; д) от норм зависит формирование правосознания.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход, во-первых,позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;во-вторых,обеспечивать определенный режим законности, единообразное понимание норм ииндивидуально-властныхвелений; в третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве какформально-логическойоснове правосознания граждан;в-четвертых,право позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;в-пятых,позволяет абстрагироваться отклассово-политическиххарактеристик. Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л.И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность – правовые эмоции человека. Последние носятимперативно-атрибутивныйхарактер и подразделяется на: а) переживание позитивного права, установленного государством; б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право. Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы – психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не

изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида. Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иныхсоциально-регулятивныхявлений.

Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Закон, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право – это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения: а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления; б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений; в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственногуманистических начал, смешению одного из факторов образования права – интереса – с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПРАВЕ

Понятие и признаки права

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях:

1. Правом называют социально-правовыепритязания людей, например, право человека на жизнь, право народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

2.Под правом понимается система юридических норм. Это – право в объективном смысле, т.к. нормы создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», международное право» и т.д.

3.Этот термин обозначает официально-признанныевозможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Например, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущества, организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права.

4.Термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смыслах. А его синонимом выступает термин «правовая система»

Например, существуют такие правовые системы, как англосаксонское право, романо-германскоеправо, национальные правовые системы и т.д. В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.

5.Термин «право» употребляется также в неюридическом смысле. Существуют моральные права членов общественных объединений, партий, союзов; права, возникающие на основании обычаев и т.д. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов.

В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.

В учебных целях значительную ценность представляют определения, в которых формулируются специфические признаки права. С их помощью право выделяется из других социальных явлений. Вместе с тем для более глубокого понимания права необходимо также уяснить неспецифические признаки права, одинаковые для права и смежных с ним феноменов.

Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи выражаются в его признаках.

Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, средство, инструмент, а свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчис-

ленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора, а также от тех конкретных исторических условий, в которых автор выдвигал свое видение права и тех целей и задач, которые стоят перед обществом и государством.

Широко известно определение права, данное К.Марксом и Ф.Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии». Воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, не господствующих слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получило негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.

Принципиально иным является подход, когда признаются общесоциальная сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых современных правовых системах (англосаксонской и ро- мано-германской)приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям. Таким образом, действительная сущность права заключается в том, что она отражаетнормативно-определенную,гарантированную государством меру свободы личности. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее определение. Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Важнейшие свойства (признаки) права, которые характеризуют его как специфическую систему регулирования общественных отношений следующие.

1. Нормативность. Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера. При помощи каждой правовой нормы государство способно урегулировать поведение неопределенного круга лиц, и они рассчитаны на неопределенное число жизненных ситуаций.

Право имеет нормативный характер, что роднит его с другими нормами социального регулирования – нравственностью, обычаями и т.д. Права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами.

Нормы права следует расценивать как «рабочий инструмент», с помощью которого обеспечивается свобода человека и преодолевается социальный антипод права – произвол и беззаконие.

Нормативность в правовой сфере – это не просто формирование типичного правила, а нечто больше – гарантия осуществления субъективного права. Обладатель субъективного права не просто свободен в своих действиях, его свобода обеспечена, защищена общеобязательностью нормы, за которой стоит мощь государства. Специфика нормативности права заключается в том, что право возведено в закон, в ранг официальных правил.

Формально нормативность выражена в позитивном праве, законодательстве, где нормы существуют в чистом виде. Право посредством юридических норм каждому гражданину или организации несет информацию о том, какие действия возможны, какие запрещены, а какие необходимы.

2.Интеллектуально-волевойхарактер права. Право – проявление воли

исознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения реальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности, интересы, цели общества отдельных лиц и организаций. Однако эти потребности, интересы и цели обычно противоречивы, а иногда и противоположны. Право же выражает социальный компромисс на началах справедливости и разума.

Право есть проявление не только интеллекта, но и воли людей, ибо в нем определяется их будущее поведение, с его помощью; реализуются субъективные интересы и потребности, достигаются намеченные цели. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых,в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, т.е. формирование права опосредуется волей общества и государства. В- третьих, регулирующее действие права возможно лишь при «участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.

3.Общеобязательность. Общеобязательность (иногда нормативность называют общеобязательностью, желая подчеркнуть, что норма права не только общего, но и обязательного характера) показывает, что нормы права обязательны для всех членов общества, поэтому с помощью норм права можно урегулировать поведение всех членов общества. Право – это система общеобязательных правил поведения, т.е. нормы позитивного права, в отличие от других социальных норм, обязательны для всех членов общества. Это специфический признак права, отличающий его от иных норм социального регулирования: нравственности, обычаев, корпоративных норм и т.д.

4.Гарантированность. Гарантированность права (это свойство наиболее присуще праву, поскольку право гарантировано государством). Государство является самым мощным гарантом права. В принципе государство может добиться безусловного и неукоснительного соблюдения и исполнения правовых норм.

Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения; представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых,оно обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности, в интересах пострадавшей стороны (например, взыскание долга, возмещение причиненного ущерба).Во-вторых,в определенных законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию (лишение свободы, конфискация имущества, штраф и т.п.). Государственное принуждение – это фактор, позволяющий четко разграничить право

иобязанность, т.е. сферу свободы и ее границы.

5.Формальная определенность. Нормы права, как правило, имеют письменную форму и закреплены в определенных документах, именуемых нормативно-правовыми актами. Это делает нормы права четкими и определенными правилами поведения, т.е. из содержания правовых норм мы без труда узнаем, как регулируются те или иные общественные отношения, какими правами и обязанностями обладают и могут обладать участники этих отношений. Это свойство, также выражает связь с государством. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственны другим нормативным системам. Так, корпоративные нормы закрепляются в уставах, положениях и других нормативных актах. Религиозные нормызаповеди формулируются в священных книгах. Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придает официальную форму выражения. Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентом праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел. В обычном праве обеспечивается формулой закона, который санкционирует применение обычая, либо текстом судебного решения, принятого на основании обычая. В результате на основе норм и индивидуальных юридических решений четко и однозначно определяются субъективные права и обязанности субъектов.

Связь общества, государства и права в рассматриваемом аспекте описывается формулой – содержание права создается обществом, форма права

–государством.

6. Системность. Право это единая система норм в масштабах всего государства. Нормы, составляющие позитивное право находятся друг с другом в тесной связи и взаимозависимости. Поэтому право способно единообразно регулировать общественные отношения в масштабах всей страны. В настоящее время в свете новых подходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три структурных элемента – на естественное, позитивное и субъективное право, которые представляют системное единство. Первый элемент – естественное право, состоящее из социальноправовых притязаний, содержание которых обусловлено природой человека

и общества. Важнейшая часть естественного права – права человека, или, иначе говоря, возможности которые общество и государство способны обеспечить каждому гражданину. Второй элемент – позитивное право. Это

–законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное признание социально-правовые притязания социальных групп. Третий элемент – субъективное право, т.е. индивидуальные возможности, возникающие на основе норм позитивного права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элементов деформирует право; оно утрачивает свойства эффективного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для человека, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности

и блага, которые они обеспечивают; блага человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-правовых притязаний состоит том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-правовые притязания переходят в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важнее, гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверно, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено, которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отождествлению его с позитивным правом и игнорированию естественного права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника – формальный (нормы права, или позитивное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее сказать иллюзию того, что субъективное право – «дар» государства, законодателя, благо, отпущенное сверху. Отдельный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным. Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притязаний в источниках права, т.е. возведением естественного права в закон.

Сущность права

В вопросе о сущности права существуют два основных подхода, которые мы затрагивали в предыдущем параграфе: классовый и надклассовый (общесоциальный).

1.Классовый подход выражен в марксистско-ленинской теории. До недавних пор сущность права рассматривалась только смарксистско-ленинских позиций. Марксистско-ленинское понимание сущность права базировалось на определении, данном в «Манифесте Коммунистической партии» (1848 г.). В этом документе Маркс и Энгельс, обращаясь к буржуазии, писали: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса». Данное положение было положено в основу марксистско-ленинского понимания сущности права, и советская ТГП, исходя из этого положения, определяла право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса.

Таким образом, право рассматривалось как (сторонники марксизма ленинизма выделяли следующие признаки, характеризующие сущность права):

а) право есть воля, т.е. целенаправленный интерес; б) право – это не просто воля, а классовая воля, воля определенных

классов (отсюда вытекал классовый характер права; право – классовое явление);

в) право – это классовая воля, возведенная в закон, т.е. получившая общеобязательное значение, навязанная всему обществу. Возвести в закон волю – это, значит, сделать её обязательной для всех. Таким образом, воля одного становится законом жизни всего общества;









Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.