|
Топливо и процессы его горения
Топливо - горючие вещества, предназначенные для получения теплоты в промышленном масштабе. Оно бывает природное и искусственное, твердое (каменный уголь, антрацит, кокс, дрова), жидкое (нефть, мазут, бензин), органическое, ядерное и газообразное (природный газ, генераторный, доменный газы). Органическое топливо состоит из следующих основных химических элементов: углерода С, водорода Н, серы S, кислорода О, азота N, минеральных примесей (золы) А и влаги W. Состав топлива по элементарному содержанию выражается формулой Cp + Hp + Op + Np + Spл + Ар + Wp = 100% (3.1) где индексом р отмечается рабочее топливо. Горючими элементами топлива являются углерод С, водород Н и летучая сера Sл. Углерод С является основной горючей частью топлива. Удельная теплота сгорания углерода – 33,65 МДж/кг. Содержание С в топливе 50 - 93%. Водород Н также является горючей частью топлива. Удельная теплота сгорания – 142 МДж/кг, содержание Н в топливе 2 – 10%. Сера S, входящее в состав топлива, разделяется на 3 разновидности: серо колчеданная Sк, серо органическая Sо и серо сульфатная Sc. Первые две разновидности принято называть летучей серой Spл. Срл + Spo = Spл (3.2) Эта сера является горючей частью топлива. Её теплота сгорания равна 9,5 МДж/кг, общее содержание в топливе 2 – 15%. Сера сульфатная в горении не участвует и переходит в золу. Сера относится к вредным примесям топлива, т.к. продукты её сгорания SO2 и SO3 вызывают коррозию аппаратуры и загрязняют атмосферу. Кислород и азот являются негорючей частью топлива и составляют внутренний балласт топлива. Зола – твердый негорючий остаток, получаемый при сгорании топлива. Она состоит из химических соединений: SiO2, Al2O3, FeO, CaO. Содержание золы в топливе колеблется от 0,3% в мазуте, до 5-25% в каменных углях и до 40-60% в горючих сланцах. Влага является балластной примесью и уменьшает теплотворную способность топлива. Одной из важнейших характеристик топлива является её теплотворная способность, т.е. количество теплоты, выделяемое при сгорании 1 кг топлива. Различают высшую и низшую теплотворную способность. Высшей теплотворной способностью Qpв называется теплота сгорания, которая определяется без учета расхода теплоты на испарение влаги топлива. Низшей теплотворной способностью Qpн называется теплота сгорания, определяемая с учетом расхода теплоты на испарение влаги W. Низшую теплотворную способность можно определить по приближенной формуле Менделеева Qpн = 0,3390р + 1,03Нр – 0,109(Ор – Spл) – 0,025 Wp. (3.3) Для сопоставления между собой различных видов топлива пользуются понятием «условное топливо», под которым подразумевают топливо с теплотворной способностью Qpн = Qус = 29,33 МДж/кг (7000 ккал/кг). Перерасчет натурального топлива в условное осуществляется по формуле Вус = В. , (3.4) где В – расход натурального топлива. Процесс горения топлива
Процесс горения топлива – это процесс химического соединения горючих элементов топлива с кислородом воздуха. Конечными продуктами сгорания топлива являются дымовые газы и зола. Необходимый теоретический расход воздуха для реакций окисления горючих элементов топлива
C + O2 = CO2,
2H2 + O2 = 2H2O, S + O2 = SO2 определяется по формуле: l0 = 0,115 Cp + 0,345 Hp + 0,043(Spл - Op) кг топливакг воздуха. (3.5)
Различают полное горение, при котором происходит реакции полного окисления горючих компонентов топлива, и неполного горения, когда указанные реакции не завершены. В практических условиях при теоретическом расходе воздуха полного сгорания топлива достичь не удается вследствие несовершенства процесса смесеобразования. Поэтому процесс ведут с некоторым избытком воздуха. Отношение действительного расхода воздуха Vв к теоретически необходимому V0 называется коэффициентом избытка воздуха, a = Vв / V0. Величина a зависит от вида топлива, способа сжигания, топливной конструкции топки и лежит в интервале a = 1,05 – 1,15.
Котельные установки.
Котельные установки предназначены для получения пара заданного давления и температуры. На рис.3.1. представлена схема котельной установки. Она состоит из колоагрегата, представляющего собой барабан 2 с водяными экранами 3, размещенными внутри топки 1, опускными циркуляционными трубами коллекторами 4. Вода, нагреваемая в экранных трубах, поднимается по ним в барабан 2, а по опускным трубам опускается вниз к коллекторам 4, образуя таким образом циркуляционный контур. В барабане котла пар отделяется от кипящей воды и в результате образуется насыщенный пар, который затем поступает в пароперегреватель 6, где образуется перегретый пар, направляемый потребителю. Дымовые газы из топки 1, пройдя пароперегреватель 6, поступают в экономайзер 7, где нагревают питательную воду котла. Затем дымовые газы поступают в воздухоподогреватель с помощью вентилятора 10. Охлажденные дымовые газы дымососом 12 направляются в дымовую трубу. Питательная вода котла подается питательным насосом 11, подогревается в теплообменнике 9, а затем дополнительно нагреваясь в экономайзере 7, направляется в барабан котла 2. Паровые котлы подразделяются на котлы малой, средней и большой теплопроизводительности. Котлы малой теплопроизводительности имеют производительность до 10 т пара в час при давлении пара 0,9 – 1,4 МПа; средней производительности 10 -75 т/час с Р до МПа и большой производительности – свыше 75 т/час с Р до 25,5 МПа Водоподготовка. Чтобы котельные агрегаты работали надежно и экономично, необходимо обеспечить безнакипный режим работы котла. С этой целью проводится специальная обработка питательной воды. Естественная вода содержит примеси, часть которых находится в растворенном состоянии (соли натрия, кальция, магния и газы), а часть – в нерастворённом состоянии – песок, глина, коллоидные примеси.
Рис. 3.1-Схема котельной установки; 1 – топка; 2 – барабан котла; 3 – экранные трубы; 4 – коллектор; 5 – опускные циркуляционные трубы; 6 – пароперегреватель; 7 – водяной экономайзер; 8 – воздухонагреватель; 9 – теплообменник; 10 – вентилятор; 11 – питательный насос; 12 – дымосос. Растворенные соли Са и Mg характеризуют её жесткость. Накапливаясь в котловой воде по мере её испарения, соли жесткости осаждаются на поверхностях котлов в виде плотного осадка – накипи, которые ухудшают теплопередачу и могут привести к прогоранию труб. Для обработки питательной воды применяются следующие процессы: осветление, умягчение, дегазация. Осветление воды проводит в отстойниках и фильтрах. В воду добавляют специальные реактивы – коагулянты, которые укрупняют мелкодисперсные и коллоидные частицы, улучшая их осаждение и фильтрование воды. В качестве коагулянтов используют сульфаты алюминия и железа. Умягчение воды. При этом способе из воды удаляют ионы кальция и магния. Умягчение воды проводят термическим (нагреванием до 85 – 100 оС) или химическим методами. Одним из химических методов является катионный обмен, в основе которого лежит способность твердых веществ – катионов извлекать из воды ионы Са++ и Mg++. Дегазация питательной воды. Растворенные в питательной воде кислород и другие агрессивные газы удаляются из воды, преимущественно, термическим способом. Дегазация воды осуществляется в специальном аппарате – деаэраторе, где питательная вода нагревается до температуры кипения и разбрызгивается на мелкие струйки с целью облегчения газовыделения. Газотурбинные установки. Газотурбинные установки(ГТУ) применяются для привода насосов и компрессоров на магистральных нефте- и газопроводах, в турбореактивных двигателях самолетов, приводов судов и т.д. Газотурбинные установки обладают малыми габаритами и массой, могут работать на жидком и газообразном топливе, что обеспечило их широкое применение в технике. На рис.3.3 представлена схема газотурбинной установки. Воздух засасывается компрессором 3 и сжимается, затем поступает в теплообменник 5, где нагревается за счет тепла отходящих газов. Нагретый воздух подается в камеру сгорания 1, куда поступает топливо. Продукты сгорания поступают в газовую турбину, приводя во вращение рессор 3 и генератор электрического тока 4. Отработанные газы, пройдя теплообменник 5, выбрасывают в атмосферу. Мощность турбины зависит от разности температур газа на входе в турбину Т1 и на выходе из нее Т2. Удельная работа l одного кг газа, прошедшего через лопатки турбины равна l=СР(T1 – T2) e, (3.6) где Ср – изобарная теплоемкость, ; e - Кпд установки ( e =0,1-0,3);
Рис.3.2-Схема газотурбинной установки:
1- камера сгорания; 2- турбина; 3- компрессор; 4- генератор; 5- теплообменник
Турбореактивные двигатели. Широкое применение турбореактивные двигатели нашли в авиации. На рис. 3.4. показана схема турбореактивного двигателя. В нем газовая турбина 4 приводит во вращение осевой компрессор 2. В диффузоре 1 используется скоростной напор набегающего воздуха для повышения давления перл компрессором. Компрессор 2 сжимает воздух и подает его в камеру сгорания 3. Продукты сгорания направляются в газовую турбину 4, где газы частично расширяются, совершая работу. На выходе из турбины газы расширяются в сопле 5, создавая реактивную тягу самолета. Турбореактивные двигатели отличаются компактностью, легкостью, большой мощностью, которая достигает 30000 КВт. 1- диффузор; 2- компрессор; 3- камера сгорания; 4- газовая турбина; 5- сопло. Рис. 3.3-Схема турбореактивного двигателя
Холодильные машины
Холодильная машина – устройство для отвода теплоты от охлаждаемого тела, температура которого должна быть ниже, чем температура окружающей среды. Холодильные машины используются для получения температур от 10 до -1500 С.Область более низких температур относится к криогенной технике. Холодильные машины отнимают теплоту от охлаждаемого тела и передают охлаждающей среде (воде или окружающему воздуху) с затратой энергии. Применяются несколько типов холодильных машин: - воздушные холодильные машины; - паровые компрессорные холодильные машины; - абсорбционные холодильные машины. Воздушная холодильная машина. Хладагентом в ней служит воздух. Принцип ее действия заключается в следующем. Воздух из охлаждаемой камеры 3 засасывается компрессором 1, где подвергается адиабатическому сжатию. Сжатый воздух поступает затем в теплообменник 2, где охлаждается водой. Далее воздух направляется в расширительную машину – детандер 4, где расширяется и производит полезную работу. Температура воздуха при расширении снижается до -60…-700 С. Охлажденный воздух затем поступает в холодильную камеру 3, где отнимает тепло от охлаждаемого тела. Холодильный коэффициент теоретического цикла воздушной холодильной машины равен , (3.7) где q1 - количество теплоты, отнимаемого от охлаждаемого тела, ; q2 - количество теплоты, передаваемое охлаждающей воде, .
Рис.3.4-Схема воздушной холодильной машины
Паровая компрессорная холодильная машина. Рабочим телом такой машины являются низкокипящие тела: аммиак, фреоны и др. При атмосферном давлении температура их кипения ниже 00 С. Компрессор 1 сжимает пары рабочего тела, которые затем поступают в конденсатор 2, где отдают теплоту при постоянном давлении. Пары при этом конденсируются, превращаясь в жидкость за счет охлаждения водой. Далее жидкость проходит через дроссельный клапан 4, где расширяясь, превращается в пар. Затем рабочее тело виде пара поступает в охлаждаемую камеру 3 (испаритель), где при постоянных давлении и температуре насыщенный пар превращается в нагретый, отнимая теплоту от охлаждаемого тела. Далее пар подается в компрессор и цикл повторяется. Холодильный коэффициент машины равен . (3.8) где q2 – количество теплоты, отнимаемое от охлаждающего тела, ; l – затраченная работа, ; i1 и i2 – энтальпия рабочего тела на входе и выходе из компрессора, ; i - энтальпия рабочего тела на входе в испаритель, . Рис.3.5-Схема паровой компрессорной холодильной машины
Паровая компрессорная холодильная машина имеет более высокий КПД, чем воздушная.
Абсорбционная холодильная машина. В основу принципа действия абсорбционной холодильной машины положено свойство растворов изменять температуру кипения в зависимости от концентрации. В этих машинах в качестве рабочего тела используется водно-аммиачный раствор, температура которого снижается с повышением концентрации аммиака в растворе (рис.3.12.). Абсорбционная холодильная машина работает следующим образом. Пары аммиака из генератора 1 сжижаются в конденсаторе 2 и через редукционный вентиль 3 поступают в испаритель 4, находящийся в охлаждаемой камере. При дросселировании давление паров падает от рк до давления в испарителе рх, а температура снижается от t1 до t4. Рабочее тело при этом переходит в газожидкостное состояние, отнимая теплоту Qx.
1 – генератор; 2 – конденсатор; 3 – редукционный вентиль; 4 – испаритель; 5 – абсорбер; 6 – насос. Рис.3.6-Схема абсорбционной холодильной машины
Образовавшиеся в испарителе пары аммиака направляются в абсорбер 5, где поглощаются слабым водно-аммиачным раствором. Здесь использовано свойство слабого аммиачного раствора поглощать холодные пары аммиака. В абсорбер 5 из генератора 1 поступает слабый раствор аммиака, который по мере поглощения паров NH3 понижает свою концентрацию, а также давление паров рх и температуру t5. Насыщенный раствор аммиака насосом 6 перекачивается в генератор 1. В генераторе 1, благодаря подводу извне теплоты Qген, происходит кипение раствора при давлении рк с выделением почти чистого аммиака NH3. По мере отгонки аммиака раствор обедняется и отводится через редукционный вентиль в абсорбер 5. Выделенные пары аммиака поступают в конденсатор 2, где сжижаются путем отвода теплоты Qk. Перекачивающий насос 6 повышает давление раствора от Рх до Рк. Теплота растворения аммиака в абсорбере Qa отводится охлаждающей водой или воздухом. Эффективность работы абсорбционной холодильной установки оценивается коэффициентом использования тепла , (3.9) где qx – холодопроизводительность, т. е. тепло, отбираемое в испарителе; q1 – количество тепла, подведенное греющим паром в генераторе; qH – затраты тепла на работу насоса. Абсорбционная холодильная машина имеет ряд преимуществ, благодаря которым они получили широкое распространение: простота обслуживания, невысокая стоимость, возможность использования отработанного тепла. К недостаткам относятся низкий КПД, большой расход воды. Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|