Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







КАЧЕСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ





Качество образования и качество обучения. В любой сфере деятельности стремятся достичь максимально возможного качества этой деятельности. Не является исключением и сфера образования, где стоят проблемы повышения качества образовательных услуг и эффективного функционирования самой системы образования.

Следует заметить, что понятие «качество образования» трактуется сегодня достаточно произвольно и это связано, прежде всего, с тем, что само слово “качество” многозначно. С одной стороны, качество - это существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого. С другой стороны, качество – это степень ценности, пригодности чего-либо. Одни по­нимают под «качеством образования» процент учащихся, закончивших отчетный период без троек, т. е. на «4» и «5», другие - качество обучения и воспитания, третьи - степень раз­витости личности, четвертые - количество выпускников, поступивших в вузы.

В.М. Полонский трактует качество образования выпускников как опреде­ленный уровень знаний и умений, умственного, физического и нравственного развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соот­ветствии с планируемыми целями обучения и воспитания. Качество образования можно рассматривать как результат применения знаний и навыков, полученных в процессе обучения. Здесь важно дать прогноз реализации ре­зультатов обучения и воспитания, и от того, как, в какой форме они будут реа­лизованы, можно судить о качестве образования. Также очевидно, что нельзя говорить о качестве образовательных услуг, если не позаботиться о достойных условиях протекания образовательного про­цесса, если не обеспечить образовательные учреждения квалифицированными педагогами, если не платить им достойную заработную плату и т. д.

Качественная оценка чего-либо всегда связывается с неким эталоном, стандартом, который необходимо достичь. С данных позиций качество образования следует рассматривать как степень реального соответствия его результатов государственным образовательным стандартам. Это значение существенно для решения задач экспертных оценок в образовании, где соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартов.

В Законе «Об образовании» объектом оценки качества образования яв­ляется личность самого выпускника. Однако, содержание, образовательный уровень и качество подготовки выпускника достигаются не только в результате реализации образовательных услуг, но и являются следствием образовательной деятельности самого обучающегося, его самостоятельной умственной, психической работы, связан­ной с затратами усилий и проявлением воли. Знания присуши личности им­манентно. Очевидно, что оценка личностных свойств обучающегося по освоению образовательной программы только косвенным образом может свидетельствовать об уровне и качестве предоставления самой образовательной услуги.

Качество образовательных услуг является предметом аттестации и проверяется раз в пять лет после аккредитации образовательных учреждений (ст. 19,20 Закона РФ «Об образовании» и ст. 10,26 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). Таким образом, законодательно обеспечен постоянный контроль за качеством образовательных услуг только аккредитованных образовательных учреждений.

Качество образования включает в себя качество обучения и качество воспитания. Качество обучения связано с оценкой знаний, умений и навыков обучающихся в соответствии с эталонными представлениями, описанными в учебной программе. Как процесс, оценка знаний, умений и навыков может происходить в ходе текущего контроля, промежуточной или итоговой аттестации обучающихся. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята 4-х бальная система отметок:

«5» - владеет в полной мере (отлично);

«4» - владеет достаточно (хорошо);

«3» - владеет недостаточно (удовлетворительно);

«2» - не владеет (неудовлетворительно).

В мире существуют и другие шкалы отметок за знания: девяти -, десяти-, двенадцатибальные системы отметок. Вальдорфская и некоторые другие школы предпочитают обходится без числовых отметок, давая словесные содержательные характеристики успехам ученика.

Критерии оценки качества обучения. Оценка результатов обучения составляет по существу, процесс измерения уровня усвоения и является одной из фундаментальных и труднорешаемых проблем дидактики – проблемой педагогических измерений. Измерение и оценка успехов в обучении требует анализа вопроса о том, что подлежит измерению, а также вопроса и критериях, показателях, шкалах и единицах измерения и, наконец, вопроса об инструментах, приборах измерения. Все эти понятия пока что слабо разработаны в дидактике, особенно в отечественной, поскольку традиционно до начала XX века, и в большинстве стран до сих пор, оценка достижений обучающихся производилась и производится экспертом, то есть педагогическим работником. Каждый экзаменатор решает, насколько уровень знаний учащегося соответствует требованиям программы, пользуясь при этом критериями, хотя и рекомендованными методикой по предмету, но сильно скорректированными субъективными представлениями экзаменатора о нужном качестве знаний.

Основной недостаток экспертной оценки – субъективизм. Исследования показывают большой разброс оценок, поставленных разными преподавателями за один и тот же ответ. Таким образом, экспертная оценка является не точной, грубой. Да и сама шкала измерений, условно-числовой балл – тоже дает очень общее представление об уровне знаний. Балл – отметка несет в себе очень мало сведений о качестве учебного процесса и не дает информации также для его совершенствования. Тем не менее, в силу удобства пользования, дешевизны такая процедура оценки и выставления отметки имеет повсеместное распространение.

Методики оценки качества обучения. В XX веке дидактика стремится четко управлять учебным процессом на всех его стадиях, от разработки целей и содержания до проверки результатов. Поэтому в науке идет интенсивный поиск объективных методов контроля. Некоторые ученые считают, что «современная научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики» (К. Ингенкамп). Речь идет об объективном контролере, то есть таких методах педагогической диагностики, когда преподаватель пользуется средством, дающим точные и полные сведения об уровне знаний, качестве учебного процесса. Таким средством наука считает дидактические тесты. Уточним, что в дидактике известны два типа тестов по тому, что они измеряют: тесты достижения, измеряющие уровень знаний, и личностные тесты, которые обнаруживают социально-психологические качества личности. По существу, это психологические тесты, адаптированные к нуждам дидактики. Тесты достижений, как было сказано выше, имеют то преимущество перед экспертной оценкой, что они объективны. Но точность и объективность оценки зависит от качества теста, в частности, от того, какие критерии положены в его основание, какие выделены показатели для обнаружения и оценки знаний и какова система оценок.

Поскольку существующие системы оценок не удовлетворяют ученых и практиков, идет поиск других систем оценивания. Так, Ш. Амонашвили изучал вопрос о словесной оценке знаний учащихся и предложил методические рекомендации по словесной характеристике знаний в начальной школе. В странах Европы и Америки имеются довольно многочисленные попытки отойти от цифровой, символьной системы. В Германии был эксперимент по введению диагностических листов, в которых давались словесные и цифровые оценки знаний учащихся, мотивов учения, развития мышления, показанных при изучении школьного предмета и отдельных его тем. Они заносились в специальные таблицы. В Англии, подобно этому, имеются так называемые «профили». Они составляют тест и результаты, сведенные в таблицу - матрицу. При этом описание результатов обучения рассчитаны не только на специалистов, но и на понимание родителей и учеников. В Германии имеется также попытка применять для характеристики школьных успехов табель-сообщение, в котором выделены следующие параметры:

- поведение учащегося по отношению к учителю, одноклассникам;

- поведение ученика во время работы;

- особые интересы, способности, навыки;

- уровень успеваемости и действительные возможности ученика в разных предметах.

По замыслу ученых, табель-сообщение ориентирован на выявление возможностей ученика и поощрение его и родителей к дальнейшим шагам. Не трудно видеть здесь аналогию с подходом Ш. Амонашвили.

Отечественный ученый В.П. Беспалько предлагает в рамках педагогической технологии свою систему объективного контроля и оценки знаний учащихся. Главное в ней составляет разработка диагностических целей обучения, описание уровней усвоения знаний и инструментарий подсчета баллов по 12-ти бальной системе отметок.

В последнее время в отечественном образовании всё чаще используется рейтинговая шкала оценки уровня обученности. Суть её заключается в том, что обучающийся получает итоговый суммарный балл (рейтинг) за достигнутые им результаты в течение определённого периода обучения. Преимущества рейтинговой системы оценки по сравнению с бальной заключаются в следующем:

* предоставляет обучающемуся возможность выбора разнообразных форм учебной работы, что гуманизирует процесс образования;

* повышает мотивацию к обучению;

* позволяет более объективно оценивать результаты обучения;

* учитывает самые разнообразные формы работы учащихся, в том числе, знания, умения, навыки, надпредметные умения (поиска информации, логического и творческого мышления и др.).

Необходимо также отметить, что, в конечном итоге, рейтинг, полученный обучающимся переводится в 4-х бальную шкалу. Это происходит во время промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и вызвано необходимостью существования единой федеральной шкалы качества обучения, какой пока является 4-х бальная шкала.

Как видно, педагогика делает активные попытки решить проблему объективного контроля и оценки знаний, но при этом сталкивается с рядом сложностей, в том числе организационных и педагогических. Дело в том, что педагогическими работниками неохотно принимаются нововведения контроля результатов обучения, так как от них требуются усилия понять новые системы и потратить время на их освоение и применение.

В последние годы в дидактике формируется единый подход к оценке обученности, выражающийся в системе следующих показателей.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.