|
Правовой статус работников образования, ЮРИДИЧЕСКИЕ ГАРАНТИИ ИХ ПРАВ И законныХ интересОВ§1. Содержание правового статуса работников образования. Категории работников образования. Права и законные интересы педагогических работников. § 2. Юридические гарантии прав и законных интересов работников образования. Нормативно-правовые гарантии аттестации педагогических работников. Социальные гарантии педагогических работников. Содержание правового статуса работников образования Категории работников образования. работники образования – лица (индивиды), осуществляющие определенного рода или вида деятельность, прямо (непосредственно) или опосредованно связанную с реализацией целей и задач образования (обучения и воспитания). К прямой деятельности можно отнести педагогическую деятельность, осуществляемую педагогическими работниками (учителями, воспитателями, преподавателями учреждений профессионального образования), т.е. деятельность, непосредственно связанная с обучением и воспитанием обучающихся и воспитанников. Все остальные виды деятельности связаны с обеспечением основного вида деятельности – педагогической: управленческая, организаторская, кадровая, финансово-экономическая деятельности, деятельность по материально-техническому и социальному обеспечению образовательного и воспитательного процесса и т.д. Такое разделение прямой и опосредованной деятельности в области образования носит, как можно видеть, достаточно условный характер, поскольку осуществление той же педагогической деятельности невозможна в современных условиях без иных – обеспечительных – видов деятельности. Тем не менее, все же именно педагогическая деятельность и, соответственно, педагогические работники являются смысловым, центральным элементом всей образовательной системы. Классификация работников образования может проводиться по самым разным основаниям. Наиболее распространенным является разграничение категорий работников по видам профессиональной деятельности на: а) педагогических работников; б) научных работников; в) административно-управленческий персонал; в) учебно-вспомогательный персонал; г) технический персонал. При этом речь идет об основной их профессиональной деятельности, Соответствующей их должностным обязанностям и функциям. В то же время работники, принадлежащие к одной группе, могут совмещать свою основную деятельность с другой, хотя их «принадлежность» к той или иной группе определяется все же по основной их должности. Педагогические работники, в свою очередь, как и все другие работники, могут быть сгруппированы в зависимости от типа и вида образовательного учреждения, в котором они профессионально осуществляют свою педагогическую деятельность: работники дошкольных учреждений, работники учреждений общего образования, учреждений профессионального образования и т.д. Исходя из приоритета педагогической деятельности, в дальнейшем рассматриваются главным образом именно эта категория работников образовательной сферы, т.е. работников, занимающих должность педагогических работников в образовательном учреждении определенного типа и вида. Права и законные интересы педагогических работников. Термин «права» в данном случае обозначает два понятия (и, соответственно, два правовых явления): во-первых, наличие у педагогических работников предусмотренных действующим образовательным законодательством субъективных прав и, во-вторых, наличие у них присущих как всякому человеку и гражданину, а также как присущих именно педагогическому работнику (учителю, преподавателю) прав и свобод, предусмотренных международными актами и документами, Конституцией РФ. Законный интерес – это отраженная в объективном праве (т.е. действующем законодательстве) гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта а) пользоваться определенным социальным благом и б) обращаться в необходимых случаях за защитой к компетентным органам в целях удовлетворения такого своего интереса. Как можно видеть, понятия «субъективное право» «права» и «законный интерес» - весьма близкие понятия, но все же не совпадающие друг с другом ни по содержанию, ни по объему. Но, во всяком случае, все эти и права, и законный интерес входят в число основных элементов правового статуса (здесь - работника образования). Из множества прав и законных интересов педагогических работников обратим внимание на те, которые имеют существенное значение для последнего и юридические гарантии которых представлены в действующем законодательстве более или менее полно. Это, во-первых, интересы, которые связаны с профессиональным ростом (карьерой) и социальной защитой.
Юридические гарантии прав и законных интересов Работников образования Нормативно-правовые гарантии аттестации педагогических работников. Проблема профессиональной карьеры и, более широко, профессионализмом в целом, педагогического работника непосредственно связано в нормативно-правовым регулированием его аттестации. Вопросам аттестации посвящено более двухсот нормативных источников федерального уровня, большинство из них непосредственно регулируют аттестацию работников. При этом обращает на себя внимание разобщенность нормативных актов по аттестации, их принятие отдельными ведомствами при отсутствии единых подходов в решении принципиальных положений, затрагивающих интересы работников. Так в Трудовом Кодексе Российской Федерации (ТК РФ) есть лишь упоминание об аттестации. В ст. 81 ТК РФ говорится о том, что недостаточная квалификация, подтвержденная результатами аттестации, может явиться причиной расторжения трудового договора. В ст. 82 ТК РФ указывается, что при проведении аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников в соответствие с подпунктом «б» пункта 3 статьи 81 ТК РФ, в состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается член комиссии от соответствующего выборного профсоюзного органа. Наиболее общие вопросы аттестации кадров были сформулированы еще в советский период Постановлением СМ СССР от 26.07.1973 № 531 "О введении аттестации руководящих, инженерно-технических работников и других специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи" (с изменениями от 21.02.1986). На его основе для практической реализации указаний правительства было принято Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5.10.1973 № 470/267 (новая редакция от 22.10.1979 с изменениями от 14.11.1986). К числу характерных признаков, присущих аттестации работников, также можно отнести: − проведение аттестации либо в той организации, с которой у работника заключен трудовой договор, либо в организации, специализирующейся на процедурах аттестации; − определение в качестве объекта проверки теоретическую и практическую подготовленность работника занимать определенную должность или выполнять определенную работу; − периодичность проведения аттестации (один раз за период от одного до пяти лет); − осуществление аттестационных процедур в специально создаваемых комиссиях. По форме проведения аттестация может осуществляться в виде: − собеседования; − зачета; − написания реферата; − письменного или компьютерного тестирования; − творческих отчетов, защиты научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др. В современных нормативных актах выделены следующие виды аттестации: − регулярная основная, развернутая с периодичностью один раз в три-пять лет; − регулярная промежуточная, упрощенная, ориентированная на оценку итогов текущей работы, проводится для руководителей и специалистов один-два раза в год; − нерегулярная, вызванная неожиданными обстоятельствами (появление вакансии, неплановое направление на учебу, структурные изменения, введение новых условий оплаты труди и т.д.). По целям проведения можно выделить аттестацию: − на право занятия должности; − на соответствие занимаемой должности; − на право повышения квалификационной категории. Применительно к общей характеристике аттестации необходимо также выделить основные принципы ее проведения: − гласность, т.е. широкое ознакомление работников о порядке и методике проведения аттестации, кроме того, на аттестуемого составляются отзыв, который нередко обсуждается в коллективе структурного подразделения; − демократизм предполагает широкое участие общественности в проведении аттестации; − результативность – обязательное и оперативное принятие действенных мер по результатам аттестации; − объективность аттестации проявляется в принятии решения аттестационной комиссией большинством голосов, в возможности обжалования решения комиссии. В большинстве нормативных документах достаточно подробно описываются одни и те же вопросы, связанные с аттестацией: сроки, виды, порядок проведения аттестации, состав аттестационных комиссий и т.д. Нередко в приложениях приводятся образцы протоколов заседаний аттестационных комиссий, формы удостоверений, а также основные понятия, термины, определения, требования к кандидатам на аттестацию. И все же отсутствие унифицированных подходов к аттестации естественно порождает отличие нормативных актов по аттестации друг от друга, как по содержанию, так и по трактовке одних и тех же явлений. В большинстве нормативных актов вопрос об аттестации членов аттестационных комиссий не нашел разрешения, хотя логично предположить, что проверять знания и навыки других может только тот работник, который сам подтвердил свое профессиональное мастерство. В отдельных актах данная проблема решена, но варианты решений различны. Так, например, встречаются такие формулировки: «при аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемый в голосовании не участвует» или «лица, входящие в состав аттестационной комиссии, обязаны пройти аттестацию в соответствующем порядке, установленном настоящим Положением, и иметь удостоверение о прохождении аттестации». По вопросам аттестации работников образования на данный момент в Российской Федерации действует несколько нормативных актов. В них раскрыты вопросы, связанные аттестацией, как преподавательского На данный момент в Российской Федерации действует несколько законодательных актов, регулирующих вопросы аттестации работников образования и, в частности, работников учреждений высшего образования. В них раскрыты вопросы, связанные аттестацией, как преподавательского состава учебных заведений, так и других работников. На данный момент в Российской Федерации действует несколько законодательных актов, регулирующих вопросы аттестации работников образования и, в частности, работников учреждений высшего образования. В них раскрыты вопросы, связанные аттестацией, как преподавательскогоСреди таких нормативных актов можно назвать федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; письмо Министерства общего и профессионального образования РФ «Ответы на вопросы, возникающие по аттестации руководящих и педагогических работников, оплате их труда, штатным нормативам, совместительству и другим вопросам»; приказ Минобразования России «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования, объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплате труда руководителей»; рекомендации по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений образования РФ для установления разрядов оплаты труда по ЕТС; письмо Минобразования России «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений образования РФ»; основные положения «О порядке аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании»; письмо Минобразования России «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и другие. В нормативном акте Министерства образования Российской Федерации – Положении о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений – урегулированы следующие вопросы: область действия, цель, задачи аттестации, нормативная основа для аттестации; организация и сроки проведения аттестации; требования к аттестационной комиссии, ее составу и регламенту работы; реализация решений аттестационной комиссии. В приложении приведены формы заявления на аттестацию и аттестационного листа. В остальных вышеупомянутых законодательных актах раскрываются и дополняются различные аспекты аттестации, решаются конкретные проблемы. На основании этих нормативных актов в субъектах федерации и на местном уровне создаются свои законодательные акты, регулирующие вопросы аттестации в образовательных учреждениях. На примере Свердловской области можно отметить Положение «Об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений культуры и искусства Свердловской области». Таким образом, законодательная база Минобразования России по вопросам аттестации достаточно обширна. Тем не менее, следует отметить, что в указанных нормативных документах процедуры аттестации являются, прежде всего, основанием либо присвоению квалификационной (педагогической) категории, либо получения соответствующей преподавательской должности. Вопросы, касающиеся аттестация управленческих кадров высших учебных заведений, в указанных документах не рассматриваются, лишь в п. 3 ст. 53 закона «Об образовании» говорится о том, что непосредственное управление государственным и муниципальным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель (администратор). Регулирование вопросов аттестации работников, не попадающих под действие российских актов, возможно с помощью локальных актов об аттестации. Критерием для признания законности норм локального акта будут выступать положения действующих международных и российских правовых актов, как централизованного, так и ведомственного характера. Международная практика может быть применима на основании п. 4. ст. 15 Конституции Российской Федерации, где установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В качестве универсального централизованного нормативного акта по аттестации вполне может использоваться Положение о порядке проведения аттестации, утвержденное постановлением ГКНТ СССР и Госкомтруда СССР от 5.10.1973 № 470/267 (новая редакция от 22.10.1979 с изменениями от 14.11.1986) никем, кстати, не отмененное. С учетом того, что по ряду позиций это Положение устарело и не учитывает современные трудовые процессы, необходимо сверять отдельные нормы Положения на соответствие Трудовому кодексу РФ. Например, в числе лиц, не подлежащих аттестации, в Положении названы лица, проработавшие в занимаемой должности менее одного года. Если считать, что правовая природа испытания при приеме на работу и аттестации одна, поскольку и в том и в другом случае осуществляется проверка соответствия работника поручаемой ему работе, то и сроки, установленные для испытания и освобождающие от аттестации должны быть одинаковыми. В соответствии со ст. 70 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора соглашением сторон может быть обусловлено испытание работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Этой же статьей определяется срок испытания при приеме на работу, который не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств и иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, сроков, оговоренных при заключении трудового договора, достаточно для освобождения от аттестации; работника, успешно прошедшего испытание, вполне можно включить в круг аттестуемых. В определении иных категорий лиц, не подлежащих аттестации, также можно руководствоваться ст. 70 Трудового кодекса РФ. Многообразие ведомственных (Минобразования России) нормативных актов по аттестации, также с успехом может быть использовано при формировании локальных, особое значение здесь может получить Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобразования России от 26.06.2000 № 1908, поскольку этот нормативный документ обладает наиболее системным характером. Применительно к аттестации локальное нормотворчество является действенным способом решения множества проблем, связанных с кадровой политикой организации. Аттестация и внутренние документы, посвященные ей, могут содействовать решению проблем, непосредственно связанных с адекватным существованием организации в рыночных условиях. К числу таких решений можно отнести: апробирование новых форм участия работников в принятии управленческих решений; проверку профессиональной компетенции руководителей и специалистов; проверку эффективности форм и методик повышения деловой квалификации работников; планирование персонала посредством повышения квалификации, переводов или высвобождения; изменение социальной политики организации. Для эффективного проведения аттестации в организации должны быть разработаны соответствующие локальные акты и другие документы, обеспечивающие планомерность и объективность аттестации. Заметим, что возможности локальных актов в регуляции различных аспектов трудовой деятельности достаточно широки. Например, правила внутреннего трудового распорядка представляют собой мини-кодекс в условиях конкретного производства, так как в них конкретизируются и дополняются нормы трудового договора, рабочего времени и времени отдыха, охраны труда, трудовой дисциплины. В должностных инструкциях уточняются трудовые права и обязанности работников, требования для занятия должностей. В положениях о структурных подразделениях находят отражение взаимосвязи различных участников производства, их права, обязанности и ответственность друг перед другом и т.д. Основной локальный документ аттестации – это Положение об аттестации. Такое Положение обычно принимается высшим органом управления организации (в случае вуза – ученым советом) по согласованию с представительным органом работников (например, профкомом). После проведения апробации процедур аттестации, когда проведена оценка, например, членов аттестационных комиссий, руководителей и некоторых специалистов целесообразно в Положение внести изменения и дополнения. По содержанию локальное Положение об аттестации включает в себя обычно шесть разделов: общие положения, подготовка к аттестации, проведение аттестации, оценка аттестуемого работника, правовые последствия аттестации, порядок рассмотрения трудовых споров. К документам, обеспечивающим стадии и процедуры аттестации, можно отнести приказы руководителя учреждения (в случае вуза – ректора) о проведении аттестации, отзывы на аттестуемых работников, аттестационные листы, графики проведения аттестации по категориям работников и структурным подразделениям, образцы протоколов заседаний аттестационной комиссии. Вспомогательные локальные документы – правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции. Положения о структурных подразделениях и должностные инструкции используются при аттестации для проверки деловых качеств работников. Именно в них отражаются функции, обязанности, ответственность работников в связи с выполнением ими трудовых операций по выполняемой должности. К сожалению, зачастую такого рода документы могут содержать серьезные недостатки, наличие которых не позволит объективно оценить деловые и личностные качества работников. Так должностные инструкции не всегда содержат требования для занятия должности или же эти требования носят общий характер, связанный, как правило, с одним - двумя критериями (образование, стаж работы); в раздел «права» нередко вносятся обязанности работников, а ответственность за неиспользование полномочий применять нельзя; не практикуется индивидуальность должностных инструкций, когда не учитываются особенности труда работника по занимаемой должности, связанные с режимом рабочего времени, ответственностью, субординацией служебных связей и т.д. Проверка профессиональных качеств работников может дать объективный результат, если в должностной инструкции детально прописаны такие требования для занятия должности: образование, уровень квалификации; наличие специальной подготовки, повышения квалификации; общий и специальный стаж работы; необходимые навыки и умения. В случае формирования должностных инструкций управленческого персонала и в процедурах его аттестации следует руководствоваться общепринятыми требованиями, применяемыми к менеджерам. В современных условиях роль менеджера – профессионального управляющего, обладающего специальными знаниями, умениями и навыками и осуществляющего квалифицированное руководство деятельностью организации или ее структурного подразделения, серьезным образом возрастает. По сложившемуся мнению в нашей стране и за рубежом, существенных различий в труде менеджера и руководителя (начальника, администратора) не имеется. Менеджеры (руководители) всех уровней являются центральными фигурами в системе менеджмента – такого типа управления, которое в наибольшей степени отвечает потребностям и условиям современной экономики и направлено на достижение наилучших конечных результатов при производстве товаров и услуг с наименьшими затратами, на удовлетворение конкретных общественных потребностей. Трудовая деятельность менеджеров – это специфическая область деятельности, обособившаяся под влиянием разделения и кооперации труда в условиях рыночных отношений, и способствующая эффективному решению конкретных задач предприятия, организации, учреждения. Социальные гарантии педагогических работников. В системе социальных гарантий педагогических работников основное место, безусловно, занимают вопросы, связанные с оплатой труда педагога (преподавателя). Вопросы оплаты труда регулируются преимущественно постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о социальном обеспечении. Вопросы социальной защиты отдельных категорий граждан - приказами Минобразования РФ, приказами других министерств и ведомств, решениями коллегий Минобразования РФ, выплаты пособий – приказами и письмами профильного министерства, назначение пенсий – совместными приказами Минтруда, Минобразования, Минздрава, Пенсионного Фонда РФ, вопросы общего образования – приказами Минобразования, специального образования – информационными письмами и письмами Минобразования, профессионального образования – приказами и распоряжениями министерства. Письмами Минобразования РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ утверждаются Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений (нормы рабочего времени, нормы учебной нагрузки и порядок ее распределения в образовательных учреждениях, тарификация, порядок и условия почасовой оплаты труда, порядок и условия предоставления доплат, надбавок, порядок определения уровня образования, порядок определения стажа педагогической работы и т.д.) Все виды образовательных учреждений обязаны осуществлять свою деятельность на основании данных регламентационных положений. Мероприятия Плана действий Минобразования России на 2002-2004 гг. по реализации Концепции модернизации образования в РФ были направлены, в том числе, на решение следующих основных задач модернизации образования: 1. Развитие социального партнёрства в сфере образования, в том числе привлечение работодателей, предприятий к непосредственному участию в содержании и обновлении материально-технической базы профессиональных училищ, ссузов и вузов, разработке и реализации образовательных стандартов, повышении качества подготовки работников. 2. Последовательное повышение социального статуса и улучшение материального положения работников образования; переход на систему оплаты труда педагогических работников, более полно учитывающую специфику образовательной отрасли, стимулирующую закрепляемость кадров; создание отраслевой пенсионной системы; перевод ответственности за оплату труда учителей и обеспечение общеобразовательных школ учебниками на уровень субъектов Федерации при сохранении прав собственности и ответственности за финансовое обеспечение содержания школ на муниципальном уровне. Одним из основополагающих документов, регулирующих вопросы оплаты труда работников сферы образования, студентов, их социального обеспечения является Отраслевое тарифное соглашение (ОТС). ОТС принимается по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на определенный период на уровне субъектов РФ, муниципальных образований. Его положения находят закрепление в коллективных договорах образовательных учреждений. Отраслевое тарифное соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в отрасли и устанавливающий согласованные меры по усилению социальной защищенности работников и обучающихся с определением дополнительных социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий и льгот. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые), территориальные и иные. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне; региональное соглашение - на уровне субъектов РФ; отраслевое (межотраслевое) определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (например, работникам учреждений системы образования); территориальное соглашение устанавливает те же общие условия на территории муниципального образования. Отраслевое соглашение (по системе образования) может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровне социального партнерства. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними. Соглашение вступает в силу со дня его подписания либо со дня, установленного этим соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать 3 лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более 3 лет. Реализация положений Соглашения осуществляется на основании действующих нормах, содержащихся в Конституции Российской Федерации, Трудовом кодексе, законах Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях», «Об образовании» и «О занятости населения в Российской Федерации», федеральных законах «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», «Об основах охраны труда в Российской Федерации», Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2003-2004 годы и иных нормативных правовых актах. Соглашение обязательно к применению при заключении соглашений на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, коллективных договоров в учреждениях, индивидуальных трудовых договоров с работниками учреждений и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров. В отраслевом тарифном соглашении констатируется, что тарифные ставки и оклады работников образования, устанавливаемые в соответствии с разрядами единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой законодательством Российской Федерации, являются в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» обязательными на территории Российской Федерации минимальными размерами ставок заработной платы и должностных окладов работников учреждений, соответствующих профессионально-квалификационных групп. При этом системы и формы оплаты труда, размеры доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера самостоятельно устанавливаются образовательными учреждениями в пределах имеющихся средств, в том числе из внебюджетных источников, по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях (в том числе в форме положений об оплате труда). В то же время сохраняется порядок, размеры и условия повышения (в процентах) ставок заработной платы и должностных окладов работников, предусмотренные действующим законодательством (например, повышение на 25% окладов педагогических работников в сельской местности). Кроме того, следует обратить внимание на то, что выполнение работниками дополнительных видов работ, не входящих в круг их прямых обязанностей, осуществляется за дополнительную оплату, порядок установления и размеры которой регулируются учреждением самостоятельно и закрепляются в коллективном договоре. Минобразование России и профсоюз работников образования, через Правительство России и органы исполнительной власти субъектов Федерации, принимают меры по приближению размера оплаты труда работников к нормам, предусмотренным законодательством об образовании. Среди таких мер следует отметить поэтапное доведение в 2001-2003г. размера тарифной ставки 1 разряда ETC и размера стипендии до уровня прожиточного минимума, определенного для граждан трудоспособного возраста по Российской Федерации, принятие федеральными органами государственной власти решений по повышению уровня тарифной ставки 1 разряда ETC и выделению необходимых объемов финансирования из федерального бюджета, в том числе трансфертов, направляемых в субъекты Российской Федерации из расчета ставки 1 разряда ETC не ниже минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. В соглашении говорилось о том, что наполняемость классов, групп установлена типовыми положениями об образовательных учреждениях с учетом санитарных правил и норм. Для педагогического работника она считается предельной нормой обслуживания в конкретном классе, группе, за часы работы в них и осуществляется оплата из установленной ставки заработной платы (п. 4.6.5). Превышение количества обучающихся, воспитанников в классе, группе должно компенсироваться педагогическому работнику установлением соответствующей доплаты, как это предусмотрено при расширении зон обслуживания или увеличении объема выполняемой работы. Размер такой доплаты учреждение определяет самостоятельно, что и фиксируется в коллективных договорах. Таким образом, в коллективном договоре образовательного учреждения следует определять размеры доплат за превышение нормативной наполняемости групп учащихся (воспитанников). При этом Минобразование России и ЦК профсоюза работников народного образования рекомендуют органам управления образованием определять фонд оплаты труда для работников государственных и муниципальных образовательных учреждений исходя из ставок (окладов) по ETC и ассигнований на установление доплат и надбавок в размере не ниже 25 процентов фонда оплаты труда, сформированного с учетом компенсационных выплат, а также предусматривать учреждениям средства на оплату труда работников за превышение наполняемости групп, предусмотренных типовыми положениями. Минобразование России и ЦК Профсоюза работников народного образования считают, что экономия средств (как бюджетных, так и внебюджетных) по смете расходов в соответствии с коллективным договором может направляться: на премирование, выплату надбавок и оказание материальной помощи работникам, улучшение условий труда и быта, удешевление стоимости общественного питания, организацию отдыха работников, их семей, учащихся, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников и учащихся; на укрепление материально-технической базы, содержание зданий и сооружений, капитальный ремонт, благоустройство территорий и другие производственные нужды, а также долевое участие в строительстве жилья работникам. Следующей особенностью является открытость Соглашения для присоединения к нему работников учреждений и органов управления образованием другой ведомственной принадлежности. Важной особенностью ОТС является распространение его действия на все типы и виды образовательных учреждений: от детских садов до образовательных учреждений послевузовского профессионального образования. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" к категории работников отнесены лица, обучающиеся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, то есть ОТС учитывает и интересы такой категории образовательного сообщества, как студенчество. При подготовке проекта Отраслевого соглашения на 2004-2006г. в соответствии с письмом от 26.12.2002 № 35-51-607ин/02-06/155 в адрес Минобразования России и ЦК профсоюза поступила информация из 33 регионов Российской Федерации по результатам заключенных соглашений. В рамках выполнения обязательств Отраслевого тарифного соглашения Минобразованием России совместно с ЦК профсоюза были разработаны и утверждены положения: • о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации; • об аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; • об условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска, сроком до 1 года; • разработана примерная форма коллективного и трудового договора общеобразовательного учреждения. Благодаря совместным усилиям сторон ОТС в июне 2003г. вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся финансирования общеобразовательных учреждений". Закон «Об образовании» наделяет коллектив образовательного учреждения правом разрабатывать и принимать устав учреждения. Устав принимается на общем собрании членов коллектива. З< Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|