Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Практикум с методическими рекомендациями





ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

 

 

Практикум с методическими рекомендациями

По написанию рефератов

 

Уфа – 2008

 

УДК 378:658

ББК 74:58:60:54

Р 13

 

 

Рекомендовано к изданию методической комиссией факультета информационных технологий и управления (протокол № 6 от 13 марта 2008г.)

 

Составитель: доцент кафедры философии, социологии

и педагогики Игебаева Ф.А.

 

 

Рецензент: декан ФИТУ, доцент кафедры истории

и культурологии. Зиязетдинов Р. М.

 

 

Ответственный за выпуск: зав. кафедрой философии,

социологии и педагогики, доцент Урманцев Н.М.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

I ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 5

Тема 1. Общение как социокультурная проблема 5

Тема 2. Психическая структура личности и практика делового общения 9

Тема 3. Психологические характеристики деловых партнеров 12

Тема 4. Вербальные средства в деловой коммуникации 15

Тема 5. Невербальные средства в деловом общении 19

Тема 6. Этические основания и национально—культурные различия

деловой коммуникации 22

Тема 7. Деловое общение в коллективе 25

Тема 8. Психология конфликта и способы его разрешения 28

Тема 9. Психологические и этические особенности проведения деловых

переговоров, совещаний, бесед 32

Тема 10. Имидж как средство повышения эффективности делового общения 36

Тема 11. Этические основания письменного делового общения 40

II МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТА 42

2.1 Цель и задачи написания реферата 42

2.2 Выбор темы реферата 42

2.3 Изучение источников и литературы 42

2.4 Составление плана реферата 43

2.5 Написание реферата 44

2.6 Оформление реферата 44

2.7 Примерная тематика рефератов 45

БИБЛИОГРАФИЯ 46

 

ВВЕДЕНИЕ

Практикум по курсу «Деловое общение» подготовлен для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» с квалификацией «менеджер», и соответствует требованиям ГОС ВПО, утвержденного министерством образования Российской Федерации 17.03.2000г. за № 233 эк/СП, рабочим учебным планам ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», рабочей программе дисциплины.

Цель данного учебного курса: дать студентам глубокие знания в области психологии и этики делового общения, необходимые любому человеку, претендующему на звание «культурного и образованного», помочь развить у будущих специалистов коммуникативную и психическую компетентность, высокую культуру делового взаимодействия, от которых зависит эффективность реализации намеченных целей и программ, способствовать формированию у студентов соответствующих психологических и нравственных качеств, как необходимых условий их успешной профессиональной деятельности, обучить студентов технологии личного обаяния.

Структурно данный практикум состоит из трех разделов.

В первой части данных указаний представлены планы практических занятий, где каждая тема содержит вопросы для обсуждения, контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы студентов, тестовые задания, вопросы для размышления, деловые ситуации и упражнения.

Во вторую часть практикума включены методические рекомендации по написанию рефератов.

Изучение курса предусматривает активное использование электронных ресурсов и программных средств обучения.

 

I ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Тема 1. Общение как социокультурная проблема (2 часа)

Вопросы

1. Основные характеристики делового общения (предмет, функции,

содержание, стили).

2. Общение как коммуникация.

3. Восприятие и понимание в процессе общения.

4. Общение как взаимодействие.

5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

1.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. В чем заключается предмет «делового общения»? Каковы его значение и роль в профессиональной деятельности личности?

2. Назовите основные стороны общения и объясните их взаимосвязь.

3. Какова сущность делового общения как процесса?

4. Что собой представляет общение как коммуникация?

5. Эффект коммуникации, как вы его понимаете?

6. Что представляет собой интерактивная функция общения?

7. Какие теории взаимодействия вы знаете?

8. Каковы функции восприятия в процессе общения?

9. Каковы основные характеристики делового общения?

 

Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1. Выберите верное определение понятия «деловое общение»:

а) это обмен мыслями, чувствами, переживаниями;

б) это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом;

в) общение, обеспечивающее успех какого-либо дела и создающее необходимые условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.

2. К видам общения относятся:

а) «контакт масок»;

б) вербальное общение;

в) ролевое общение;

г) деловое общение;

д) невербальное общение;

е) светское общение;

ж) все ответы верны;

з) все ответы неверны.

3. Процесс обмена информацией отражает:

а) интерактивную сторону общения;

б) когнитивную;

в) коммуникативную;

г) перцептивную.

4. Процесс восприятия партнером друг друга называется:

а) идентификацией;

б) перцепцией;

в) интеракцией.

5. К перцептивным барьерам общения относятся:

а) стереотипизация;

б) привлекательность;

в) интроекция;

г) превосходство.

6. Осмысление каждым деловым партнером того, как он воспринимается другим, связано с проявлением социально-психологического механизма:

а) аттракции;

б) идентификации;

в) рефлексии;

г) каузальной атрибуции.

7. Объектная атрибуция связана с приписыванием причин действия:

а) тому, кто совершает эти действия;

б) обстоятельствам, в которых совершаются эти действия;

в) тому, кому адресованы эти действия.

8. Эмпатия - это:

а) осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению;

б) понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека;

в) это когда человек как бы ставит себя на место другого и определяет как бы он действовал в подобных ситуациях.

9. Автором «Теории управления впечатлениями» в межличностном взаимодействии является:

а) Дж. Мид;

б) З.Фрейд;

в) Э.Гофман;

г) Дж.Хоманс.

10. К основным функциям делового общения относятся:

а) мировоззренческая;

б) интегративная;

в) социализации;

г) траслирующая;

д) перцептивная;

е) дистанционная;

ж) инструментальная;

з) интерактивная;

е) социального контроля;

и) коммуникативная;

к) экспрессивная;

л) эмоциональная;

м) самовыражения.

11. Приписывание приятному человеку своих достоинств, а неприятному – своих недостатков называется:

а) «эффектом ореола»;

б) «эффектом проекции»;

в) «эффектом упреждения».

12.Успех студента на экзамене оценивается членами группы как везение – удалось воспользоваться шпаргалкой. В данном примере действует:

а) внешняя атрибуция;

б) внутренняя атрибуция;

в) стимульная атрибуция.

13. Приписывание причины поведения другому человеку в условиях дефицита информации – это:

а) стереотипизация;

б) каузальная атрибуция;

в) все ответы верны;

г) все ответы неверны.

2. Задание. Заведите глоссарий (тетрадь). Впишите в глоссарий основные понятия и термины темы: «коммуникация», «интеракция», «перцепция», «эмпатия», «аттракция», «идентификация», «рефлексия», «каузальная атрибуция», «заражение», «внушение», «убеждение», «подражание», «ритуальный», «манипулятивный», «гуманистический» стили общения. Выучите их наизусть.

3. Задание. Какой из предложенных в таблице 1 социально-психологических механизмов межличностного познания Вы используете для создания позитивного эмоционального фона общения?

 

Таблица 1. Социально-психологические механизмы межличностного познания деловых партнеров

Тип социально-психологического механизма Характер его реализации в перцептивно-когнитивных технологиях делового общения
Идентификация Взаимное уподобление партнеров друг другу
Рефлексия Осознание партнерами того, как они воспринимаются друг другом
Эмпатия Аффективное понимание партнерами чувств и эмоций друг друга
Аттракция Формирование взаимного тяготения партнеров друг к другу
Каузальная атрибуция Приписывание партнерами друг другу причин и мотивов поведения в условиях дефицита информации

4. Задание. Внимательно изучите таблицу 2 перцептивных барьеров, возникающих в процессе делового общения. Проанализируйте причины их возникновения и проявления в межличностном восприятии партнеров. Выделите барьеры, доминирующие в практике Вашего делового общения.

 

Таблица 2. Типология перцептивных барьеров

 

Барьеры Причины возникновения Особенности проявления
Статусный Неравенство статусов партнеров Недооценка или переоценка партнерами личностных свойств друг друга
Предрасположенности Благосклонное или негативное отношение партнеров друг к другу Смягчение или ужесточение оценочных суждений партнеров по отношению друг к другу
Снисходительности Смещение оценочной шкалы суждений воспринимающего партнера в сторону позитивных характеристик Смягчение оценочных суждений по отношению к воспринимаемому партнеру
Ореола Галоэффект (перенос общего оценочного впечатления о партнере на восприятие всех его психологических характеристик) «Окрашивание» одним психологическим свойством всех остальных
Первого впечатления Первичный сенсорный фон общения партнеров Выделение «ядерных» психологических свойств партнера путем особого оценочного суждения
Привлекательности Отличие эстетических представлений деловых партнеров о красоте и имидже Приписывание позитивных или негативных свойств партнеру
Стереотипизация Наложение стереотипов партнеров на реальные образы друг друга Схематизация и упрощение партнерами образов друг друга

 

5. Что называют стилем общения? Перечислите стили общения и проведите их сравнительный анализ. Какой (ие) стиль(и) общения, по- Вашему мнению, наиболее приемлемы и типичны в Вашей сфере государственного управления и почему?

6. Раскройте понятие «коммуникативная культура». Из каких компонентов складывается коммуникативная культура в целом, и в сфере государственного управления, в частности?

Делового общения (2 часа)

Вопросы

1. Структура психики по З.Фрейду.

2. Модель психической структуры личности в аналитической психологии К.Юнга.

3. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.

4. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

2.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Каковы особенности психической структуры личности в психоанализе З.Фрейда?

2. Какое значение имеет бессознательное в практике делового общения?

3.Что такое «коллективное бессознательное» и какова его роль в аналитической психологии К.Юнга?

4. Как трактует Юнг проявление совести в деловом общении?

5. Объясните взаимосвязь систем психики в концепции психической структуры К.Юнга.

6. Как проявляют себя в деловом общении мыслительный, ощущающий, эмоциональный и интуитивный типы партнеров?

7. Каково содержание закона конгруэнтности и какова его роль в деловом общении?

8. Что означает понятие «личностный конструкт» в теории Келли?

9. Какие психологические типы личности выделяют Кречмер, Хорни?

 

Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1. К ошибочным действиям делового партнера относятся:

а) оговорки;

б) архетипы;

в) очитки;

г) забывания;

д) влечения.

2. Предсознательное как система психики деловых партнеров включает психические процессы:

а) памяти;

б) мышления;

в) чувствования;

г) предвосхищения.

3. К механизмам психологической защиты деловых партнеров относятся:

а) сублимация;

б) индивидуализация;

в) проекция;

г) психическая инфляция;

д) рационализация.

4. Экстравертивная установка личности направлена:

а) на внешние объекты;

б) на свои собственные суждения и ощущения;

в) на других субъектов общения.

5. К рациональным психическим функциям делового партнера относятся:

а) мыслительная;

б) ощущающая;

в) интуитивная;

г) чувствующая.

6. Установите соответствие между системами психической структуры личности и психологами, разработавшими эти системы:

 

Психолог Система психики
«Сверх-Я» «Оно» Персона «Эго-Я» Самость Тень
А Б В Г Д Е
1. З.Фрейд            
2. К.Юнг            

 

7. Архетипы в деловом общении реализуются как:

а) бессознательные образцы инстинктивного поведения;

б) архетипические образы;

в) спонтанная предрасположенность деловых партнеров к определенному восприятию;

г) эмоциональные реакции.

8. Анима – это архитипический образ женского начала в мужчине – партнере?

а) да;

б) нет.

9. Выделите потрясения, которые могут возникнуть в деловом общении:

а) личностная инфляция;

б) синдром ригидности;

в) индивидуализация;

г) частичная диссоциация.

10. Каким образом может проявиться высшая сфера бессознательного

«Сверх-Я» в деловом общении:

а) осуществлении нравственного контроля за поведением партнера;

б) предпочтении более «выгодного» партнера;

в) отказе от деловой операции, связанной с финансовыми нарушениями;

г) нарушении деловой этике.

11. Бессознательное в деловом общении проявляется в:

а) оговорках;

б) обмолвках;

в) затянувшихся паузах;

г) осознанных мотивациях;

д) продуманных репликах.

12. Коллективное бессознательное в деловом общении может проявляться в:

а) непроизвольных спонтанных психических образах;

б) бессознательных моральных психических образах;

в) осознанных психических переживаниях;

г) в символизме передаваемой информации.

13. Приведите в соответствие типы модальных деловых партнеров со способами восприятия ими и нформации:

Типы модальных партнеров Способы восприятия
Посредством слуховых ощущений Посредством зрительных образов Посредством осязательных и телесных ощущений
А Б В
1.Визуальный      
2.Аудиальный      
3.Кинестетичеcкий      

 

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите наизусть основные понятия и термины темы: «анима», «анимус», «архетипические образы», «архетипы», «бессознательное», «влечения», «комплексы», «оговорки», «предсознательное», «самость», «персона», «интроверсия», «экстраверсия», «индивидуализация», «конгруэнтность», «конструкт».

3. Используя типологию личностей, предложенную К. Юнгом, попробуйте проанализировать поведение деловых партнеров – государственных служащих в различных ситуациях. Приведите примеры.

4. Поразмышляйте над высказыванием К.Юнга «нет такого безумия, жертвой которого не становились люди под влиянием архетипа». На Ваш взгляд, какую роль, в настоящее время, играет «архетип Совести» в деловом общении в сфере государственного и муниципального управления? Аргументируйте свой ответ.

5. Подумайте, какие негативные проявления могут возникнуть при нарушении границ между бессознательным, предсознательным и сознательным в психике личности делового партнера, представляя при этом в качестве делового партнера – чиновника.

 

Вопросы

1. Способности личности и их роль в деловом общении.

2. Индивидуальные особенности личности.

3. Характер и волевые качества в деловом общении.

4. Мотивационная сфера личности.

5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

 

3.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Каковы особенности развития способностей делового человека?

2. Назовите основные типы темперамента. Объясните их сильные и слабые стороны.

3. Каковы структура и параметры мотивационной сферы личности?

4. Что такое характер человека? Раскройте основные черты и структуру характера.

5. Какое значение в деловом общении имеем понятие «социальный характер»?

6. Расскажите о классификации потребностей Г. Меррея.

7. В чем состоит значение воли в организации социальных контактов в деловом общении?

8. Какова роль социальных установок в прогнозировании поведения деловых партнеров?

Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1. Способности – это:

а) знания, умения, навыки,

б) генетически обусловленные задатки индивидуальной психики;

в) эрудиция и интеллект;

г) индивидуально- психологические особенности, обеспечивающие успешность выполнения какой-либо деятельности.

2. С чем связаны коммуникативные способности?

а) с высоким уровнем интеллектуальной деятельности;

б) с быстрым запоминанием и воспроизведением большого объема информации;

в) с успешным решением проблем межличностного общения.

3. Креативность делового партнера характеризует:

а) его способность воспринимать деловую ситуацию под новым углом зрения;

б) продуцирование им нестандартных решений деловой проблемы;

в) системный анализ деловой ситуации;

г) оригинальность и нетривиальность предлагаемых им идей.

4. Какие психологические феномены переживаются деловым партнером в наиболее сильной и динамичной форме?

а) эмоции;

б) чувства;

в) аффекты.

5. Чувство справедливости в межличностных отношениях деловых партнеров может проявиться в связи с:

а) нарушением равновесия взглядов и отдачи в межличностные отношения;

б) переоценкой вклада в межличностные отношения;

в) недооценкой вклада в межличностные отношения;

г) установлением равноправных доверительных отношений между партнерами.

6. Какому именно темпераменту делового партнера соответствуют такие проявления его личности, как хладнокровие и выдержка?

а) сангвиническому;

б) флегматическому;

в) холерическому.

7. Организующие волевые усилия делового партнера способствуют:

а) преодолению препятствий и трудностей межличностной коммуникации;

б) координация его поведенческих действий в деловых ситуациях;

в) произвольной направленности внимания на действия других деловых партнеров.

8. Мотивация деловых партнеров характеризуют психические процессы:

а) побуждающие его к деятельности;

б) придающие его поведению энергетический импульс;

в) обеспечивающие психическую регуляцию поведенческих актов и действий;

г) формирующие его защитные реакции.

9. Проприативные мотивы выступают в деловом отношении как:

а) самодостаточные;

б) придающие личности делового партнера единство;

в) его бессознательное мотивы;

г) менее значимые для него вторичные мотивы.

10.Что характеризует деловых партнеров с ведущим мотивом достижения успеха?

а) ставят перед собой положительные цели в деловом общении;

б) уверены в успехе и одобрении своих действий;

в) осуществляют полную мобилизацию своих ресурсов на достижение поставленной цели;

г) предъявляют неуверенность в деловом общении и боятся любой критики.

11. Мотив власти в межличностной коммуникации деловых партнеров связан с их склонностью:

а) рассматривать других партнеров как объект манипуляции;

б) доминировать в деловом общении;

в) контролировать поведение других партнеров;

г) приспосабливаться к действиям других партнеров;

д) уменьшать последствия своих агрессивных поведенческих актов

12.Установите соответствие между типами неплодотворной ориентации характера делового партнера и их основными характеристиками:

Ориентация характера Основные характеристики
1. Рецептивная А. Целеустремленная, готовая к обмену, общительная, экспериментирующая, манипулятивная
2. Эксплуататорская Б. Берущая, сговорчивая, легковерная, восприимчивая, лишенная в уверенности в себе
3. Стяжательная В. Активная, инициативная, импульсивная, агрессивная, способная предъявить требования
4. Рыночная Г. Практичная, экономная, сдержанная, подозрительная, инертная, педантичная, жадная

.

13. Социальные установки деловых партнеров:

а) побуждают его к определенной деятельности;

б) определяют общую направленность поведения деловых партнеров;

в) содействуют выбору мотива;

г) способствуют преодолению препятствий в межличностном общении.

 

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «аффект неадекватности партнера», «вербальный интеллект», «когнитивная компетентность», «креативность партнера», «мотивация», «мотив аффилиации», «воля», «социальный характер», «темперамент», «относительная депривация», «субсидирующая потребность», «фасцинация».

3.Как Вы думаете, почему в современной России, в т.ч. и в сфере государственного управления, получили распространение психологические типы характера с неплодотворной ориентацией: рецептивный, стяжательский, эксплуататорский и рыночный. Аргументируйте свой ответ.

4. Охарактеризуйте такие ведущие волевые качества личности, определяющие деловой успех, как целеустремленность, терпеливость, упорство, настойчивость, самообладание, выдержка, смелость, решительность, инициативность, дисциплинированность. Попробуйте оценить степень их развития у Вас.

5. Каким образом типология темперамента влияет на характер межличностного взаимодействия деловых партнеров? Проанализируйте, как бы Вы вели себя с деловыми партнерами разного типа темперамента.

 

Вопросы

1. Культура речи в деловом общении.

2. Коммуникативные барьеры и приемы их преодоления.

3. Виды и техника слушания.

4. Обратная связь: правила и способы эффективной коммуникации.

5. Социально- психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

 

4.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Назовите четыре вида речевой деятельности.

2. Каковы причины, затрудняющие передачу информации?

3. Что такое коммуникативные барьеры?

4. Как сделать речевую коммуникацию успешной?

5. Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?

6. Каковы трудности эффективного слушания?

7. В чем особенности нерефлексивного слушания?

8. Какова специфика рефлексивного слушания?

9. Обратная связь. Каковы ее виды и способы осуществления?

10. Назовите пять правил эффективной обратной связи.

 

Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1. К вербальным средствам делового общения относятся:

а) мимика;

б) жесты;

в) речевые конструкции;

г) позы;

д) социальные диалекты;

е) чтение;

ж) интонация;

з) слушание.

2. Выделите основные функции речевой деятельности:

а) релятивистская;

б) коммуникативная;

в) экспрессивная;

г) эмотивная;

д) воздействие на адресата;

е) аффективная;

ж) защитная;

з) конструктивная.

3. Что определяется степенью совпадения с тем, что сказал выступающий и как его воспринял слушатель:

а) коммуникативность;

б) эффективность общения;

в) критика.

4. К коммуникативным барьерам делового общения относятся барьеры:

а) снисходительности;

б) семантический;

в) фонетический;

г) превосходства;

д) категоричности;

е) логический;

ж) предрасположенности;

з) стилистический.

5. Какие виды слушания выделяют:

а) когнитивное;

б) суггестивное;

в) направленное, критическое;

г) информативное;

д) эмотивное;

е) рефлексивное;

ж) эмоциональное;

з) нерефлексивное.

6. «Правило рамки» в деловом общении означает:

а) посадка деловых партнеров друг против друга;

б) посадка деловых партнеров за прямоугольным столом;

в) усиление своей речи в начале и конце разговора;

г) наличие на столе переговоров фотографии делового партнера в рамке.

7. Укажите правильный ответ. Какие позиции соответствуют эффективному деловому общению:

а) в процессе делового общения собеседник занят своими мыслями, переживаниями;

б) в ходе общения партнеру предоставляется возможность полностью изложить свою точку зрения на решаемую проблему;

в) партнер слышит только то, что хочет услышать;

г) в процессе общения лучшим собеседником является тот, кто умеет хорошо говорить;

д) лучшим собеседником является тот, кто умеет слушать;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

8. Нерефлексивное слушание делового партнера включает такие приемы, как:

а) уточнение информации;

б) внимательное молчание;

в) минимизацию отвлечений;

г) перефразирование.

9. В каких случаях может быть эффективно «нерефлексивное слушание»:

а) у коллеги плохое настроение и нет желания разговаривать;

б) партнеру необходимо высказаться о «наболевшем»;

в) подчиненный стремится получить активную поддержку со стороны руководителя;

г) коллега переполнен эмоциями по поводу предстоящей аттестации и стремится как можно скорее высказать свое отношение к этому событию.

10. Какие понятия по смыслу соответствуют: 1) выяснению; 2) отражению чувств; 3) перефразированию; 4) резюмированию?

а) слушание, в процессе которого подытоживаются основные мысли и идеи собеседника;

б) стремление показать собеседнику, что Вы понимаете его состояние (чувства, эмоции);

в) обращение к собеседнику за некоторыми уточнениями;

г) пересказывание мысли собеседника своими словами для проверки точности понимания.

11. Какой прием рефлексивного слушания отражается в следующих фразах: «Вашими основными идеями являются…»; «Если подвести итог сказанному, то…»; «Из сказанного можно сделать вывод …»:

а) выяснение;

б) перефразирование;

в) резюмирование;

г) отражение чувств.

12. Аргументы применяются с целью:

а) доказательства своего превосходства;

б) защиты своих взглядов и намерений;

в) уговоров партнера что-либо сделать.

13. Отметьте позиции, которые способствуют успеху делового общения:

а) учитывать интересы собеседника;

б) говорить только о себе;

в) видеть положительное в собеседнике,;

г) ориентироваться на ситуацию и обстановку;

д) находить общее с собеседником;

е) выделять свое «Я»;

ж) проявлять искренность и доброжелательность;

з) навязывать свою точку зрения;

и) не забывать о «золотом» правиле нравственности.

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «культура речи», «коммуникативные барьеры»: «логический,» «стилистический», «семантический», «фонетический»; «тезаурус», «направленное критическое», «эмпатическое», «нерефлексивное», «рефлексивное слушание», «обратная связь», «выяснение», «перефразирование», «отражение чувств», «резюмирование».

3. Поразмышляйте над высказыванием: «Культура речи – это одежда мысли, по которой сразу и, как правило, безошибочно определяют уровень образованности и воспитанности человека» (И.Львов). Как бы Вы охарактеризовали состояние культуры речи государственных служащих в современном обществе? Приведите конкретные примеры.

4. Ситуация: Вы – менеджер. В процессе деловой коммуникации у Вас возникла необходимость в краткой и доступной форме сообщить партнеру о сложившейся в вашей организации системе обучения персонала. Cоставьте примерный текст устного сообщения, используя речевые формы, в наибольшей степени способствующие пониманию смысла вашего сообщения. При подготовке текста сообщения используйте таблицу 1.

 

Таблица 1. Классификация лексических форм вербального кодирования деловой информации

 

Формы, усложняющие понимание смысла деловой информации Формы, способствующие пониманию смысла деловой информации
Речевая избыточность Ясность
Многословие Краткость
Тавтологии Точность
Пропуск слов, нарушающий смысл информации Логичность
Жаргонные слова («сам», «наехать», «баксы» и т. п.) Лексическая строгость
Профессионализмы («обкатка», «накрутка», «оперативка») Релевантность (соответствие коммуникативному запросу)
Ненужные повторы Лаконичность
Слова-паразиты («вот», «значит», «как бы» и т.п.) Аргументированность
Речевые канцеляризмы («за счет», «по мнению», «в части» и т.п. Последовательность в развитии темы
Лексическая и семантическая несочетаемость слов («в силу слабой», «до истечении» и т.п. Лексическая и семантическая сочетаемость слов
Употребление многозначных иностранных терминов (бренд, рансферт и т.п.) Доступность

 

5. В приведенную ниже матричную карту (таблица 2) основных приемов эффективного слушания впишите по предлагаемому образцу их краткие содержательные характеристики и проведите их сравнительный анализ.

Укажите типичные деловые ситуации в сфере государственного и муниципального управления, в которых применение этих приемов является наиболее целесообразным. Какой стиль слушания характерен для Вас?

 

Таблица 2. Основные приемы эффективного слушания

 

Приемы эффективного слушания Характеристика приемов Типичные деловые ситуации
Нерефлексивное слушание Внимательное молчание и минимизация ответов Партнер обращается с жалобой; он взволнован, испытывает настоятельную потребность высказаться; партнер робок, застенчив, испытывает трудности в формировании высказываний
Рефлексивное слушание
Направленное критическое слушание
Эмпатическое слушание

 

6. Перечислите правила для говорящего и слушающего. Какие из них Вы не выполняете? Почему?

7. Какие достоинства речи лично Вы считаете наиболее значимыми и почему?

 

Вопросы

1. Визуальные средства общения:

а) кинесика: мимика, взгляд, жест, поза, походка, осанка;

б) проксемика: зоны и дистанция деловой коммуникации.

2. Акустические средства общения – просодические (качество голоса, тембр, интонация, громкость, тональность) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, кашель, плач, вздохи, хлопанье).

3. Тактильные средства общения – такесика (рукопожатие, похлопывание, объятие, поцелуй).

4. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры).

5.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной

Компетентности

1. Какие виды средств входят в группу невербальных?

2. Чем занимается кинесика?

3. Какие преимущества дает деловому партнеру умение «считывать» невербальные сигналы?

4. О чем «говорят» мимика и взгляд?

5. Каково значение позы в невербальном общении, о чем «говорят» сигналы тела?

6. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении?

7. О чем свидетельствует рукопожатие, какие его виды вы знаете?

8. Что относится к просодическим средствам невербальной коммуникации?

9. Какие бывают зоны и дистанции в деловом межличностном общении?

10. Каковы особенности невербальных сигналов у зарубежных партнеров?

 

5.3 Задание для СРС (2часа)

1. Выполните тесты:

1. К системе невербальной коммуникации относятся:

а) такесика;

б) кинесика;

в) паралингвистика;

г) письменное сообщение;

д) проксемика.

2. Во всех культурах есть свои сходные жесты. Какие из них относятся к

коммуникативным?

а) приветствия;

б) одобрения;

в) растерянности;

г) привлечения внимания.

3. Что изучает «кинесика»:

а) прикосновения в процессе общения;

б) внешнее проявление человека;

в) расположение собеседников в пространстве.

4. Какие виды жестов выделяют?

а) коммуникативные;

б) описательные;

в) выражающие оценку и отношение к ситуации;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

5. Как вы считаете, какой вид оценки является классическим?

а) скрещивание рук на груди;

б) прикрывание обеими руками рта;

в) подпирание шеки сжатыми в кулак пальцами.

6. Укажите правильный ответ. Количество и качество невербальных сигналов зависит от:

а) возраста;

б) пола;

в) социального статуса;

г) типа темперамента;

д) национальности;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

7. В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо полностью обращено к собеседнику. Это:

а) презрение;

б) интерес к собеседнику и его признание;

в) проявление подчеркнутого неуважения.

8. Рука, поданная для рукопожатия вертикально, означает:

а) превосходство;

б) партнерские отношения;

в) стремление к подчинению.

9. Критическая оценка со стороны собеседника обычно проявляется в жесте:

а) руки, скрещенные на груди;

б) указательный палец, вытянутый вдоль щеки, а остальные располагаются под подбородком;

в) прикрытие рта ладонью.

10. Какое состояние собеседника может характеризовать поза: напряжено выпрямленное туловище, ноги плотно стоящие на полу, взгляд отсутствующий?

а) отсутствие интереса;

б) отключение от проблем с демонстрацией внимательного слушателя;

в) недостаток уверенности.

11.Определяющим фактором дистанции между общающимися являются:

а) культурные различия;

б) социально- возрастные различия;

в) половые различия.

12. Установите позиции общающихся партнеров за столом в соответствии с характером делового общения.

 

Характер общения Позиция
1.Сопернический или оборонительный А. Расположение по диагонали
2. Кооперативное деловое взаимодействие Б. Напротив друг друга
3. Независимое общение В. Угловая позиция
4. Дружеское деловое взаимодействие Г. По одному сторону стола

 

13. Какой зоны общения не существует:

а) интимной;

б) общественной;

в) взаимовыгодной;

г) персональной.

2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «язык тела», «кинесика», «визуальный контакт», «проксемика», «просодика», «экстрал







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.