|
Тема 5. Невербальные средства в деловом общении (2 часа)Вопросы 1. Визуальные средства общения: а) кинесика: мимика, взгляд, жест, поза, походка, осанка; б) проксемика: зоны и дистанция деловой коммуникации. 2. Акустические средства общения – просодические (качество голоса, тембр, интонация, громкость, тональность) и экстралингвистические (речевые паузы, смех, кашель, плач, вздохи, хлопанье). 3. Тактильные средства общения – такесика (рукопожатие, похлопывание, объятие, поцелуй). 4. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры). 5.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной Компетентности 1. Какие виды средств входят в группу невербальных? 2. Чем занимается кинесика? 3. Какие преимущества дает деловому партнеру умение «считывать» невербальные сигналы? 4. О чем «говорят» мимика и взгляд? 5. Каково значение позы в невербальном общении, о чем «говорят» сигналы тела? 6. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении? 7. О чем свидетельствует рукопожатие, какие его виды вы знаете? 8. Что относится к просодическим средствам невербальной коммуникации? 9. Какие бывают зоны и дистанции в деловом межличностном общении? 10. Каковы особенности невербальных сигналов у зарубежных партнеров?
5.3 Задание для СРС (2часа) 1. Выполните тесты: 1. К системе невербальной коммуникации относятся: а) такесика; б) кинесика; в) паралингвистика; г) письменное сообщение; д) проксемика. 2. Во всех культурах есть свои сходные жесты. Какие из них относятся к коммуникативным? а) приветствия; б) одобрения; в) растерянности; г) привлечения внимания. 3. Что изучает «кинесика»: а) прикосновения в процессе общения; б) внешнее проявление человека; в) расположение собеседников в пространстве. 4. Какие виды жестов выделяют? а) коммуникативные; б) описательные; в) выражающие оценку и отношение к ситуации; г) все ответы верны; д) все ответы неверны. 5. Как вы считаете, какой вид оценки является классическим? а) скрещивание рук на груди; б) прикрывание обеими руками рта; в) подпирание шеки сжатыми в кулак пальцами. 6. Укажите правильный ответ. Количество и качество невербальных сигналов зависит от: а) возраста; б) пола; в) социального статуса; г) типа темперамента; д) национальности; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 7. В процессе делового общения взгляд партнера прямой, лицо полностью обращено к собеседнику. Это: а) презрение; б) интерес к собеседнику и его признание; в) проявление подчеркнутого неуважения. 8. Рука, поданная для рукопожатия вертикально, означает: а) превосходство; б) партнерские отношения; в) стремление к подчинению. 9. Критическая оценка со стороны собеседника обычно проявляется в жесте: а) руки, скрещенные на груди; б) указательный палец, вытянутый вдоль щеки, а остальные располагаются под подбородком; в) прикрытие рта ладонью. 10. Какое состояние собеседника может характеризовать поза: напряжено выпрямленное туловище, ноги плотно стоящие на полу, взгляд отсутствующий? а) отсутствие интереса; б) отключение от проблем с демонстрацией внимательного слушателя; в) недостаток уверенности. 11.Определяющим фактором дистанции между общающимися являются: а) культурные различия; б) социально- возрастные различия; в) половые различия. 12. Установите позиции общающихся партнеров за столом в соответствии с характером делового общения.
13. Какой зоны общения не существует: а) интимной; б) общественной; в) взаимовыгодной; г) персональной. 2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «язык тела», «кинесика», «визуальный контакт», «проксемика», «просодика», «экстралингвистика», «такесика». 3. Ситуация: Вы – руководитель. В деловой коммуникации при обсуждении позиций, касающихся решения проблемы, Вы обнаружили рассогласование поступающих от партнера вербальных и невербальных сигналов информации. Выражая словесно (вербально) готовность к компромиссному решению деловой проблемы, он бросает на Вас случайный презрительный взгляд. Какие сигналы - вербальные или невербальные, Вы изберете в качестве коммуникативных ориентиров в дальнейшем общении с ним? Что Вам следует предпринять для нейтрализации возникшего дискомфортного фона общения? Дайте обоснование своей коммуникационной ориентации. 4. Известно, что 85% людей строят свое впечатление о человеке на основе его внешнего облика (Панферов В.Н.). Подумайте, входите ли Вы в число таких людей? На что Вы обращаете внимание? Что позволяет Вам делать те или иные выводы? Часто ли Вы изменяете свое мнение о человеке после длительного с ним общения? 5. Проанализируйте свое невербальное поведение. Какие его элементы Вы используете чаще всего? От каких из них Вам хотелось бы избавиться? Чему бы еще Вы хотели научиться в этом плане? 6. Отреагируйте невербально на слова коллеги: «Нам всем дают премию за этот месяц». Удивитесь словам вашего коллеги; обрадуетесь его словам; продемонстрируете незаинтересованность в этой информации; выразите восторг по поводу сообщенного Вам; выразите сомнение в том, что произойдет. 7. В транспорте, на улице, при общении с другими людьми обратите внимание на их позы, пластику, мимику, походку и т.д. Какие недостатки вы видите у них? Что бы вы могли им посоветовать в качестве имиджмейкера?
Тема 6. Этические основания и национально – культурные различия Деловой коммуникации (2 часа). Вопросы 1. Общие этические принципы и характер делового общения. 2. Классификация деловых культур по Р. Д. Льюису. 4. Особенности национального этикета и учет их в деловой коммуникации. 5. Социально – психологический практикум (тесты, упражнения, игры). 6.2 Контрольные вопросы для выявления коммуникативной Компетентности 1. Каковы основные нормы и правила общегражданского этикета? 2. Каково значение «эмпатии» и «аттракции» для эффективного делового общения? 3. Существуют ли, на Ваш взгляд, дискриминация по признаку пола в современных деловых отношениях? 4. Почему необходимо учитывать национальные особенности собеседников, партнеров в ходе построения отношений? 5. Расскажите о классификации деловых культур, предложенной Р.Д. Льюисом? 6. Какие национальные особенности присущи деловым людям разных стран? В чем своеобразие их поведения в различных ситуациях делового общения? 7. Что характерно для делового поведения россиян? 8. Какова роль комплиментов в общении? 9. В каких случаях в деловом общении целесообразно вручать подарки?
Задание для СРС (2часа) 1. Выполните тесты: 1.Нормами этикета являются: а) упорство, настойчивость; б) принципиальность, беспрекословность, в) вежливость, тактичность. 2. Укажите правильный ответ. Соблюдение чувства меры в разговоре это: а) дипломатичность; б) тактичность; в) предупредительность; г) категоричность; д) вежливость; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 3. К какому понятию относятся следующее определение: «Система теоретико-прикладных этических знаний и практических рекомендаций, направленных на качественное исполнение административно- хозяйственных функций»: а) служебный этикет; б) административная этика; в) хозяйственная этика; г) деловой этикет; д) управленческая этика. 4.Укажите, какие позиции делового взаимодействия соответствуют нравственным критериям: а) современный коммерсант при совершении сделки должен быть убежден, что честь превыше прибыли; б) не доверяй никому и уважай себя; в) нужно быть внимательным и вежливым в общении, корректным с окружающими (коллегами, начальством и клиентами, партнерами по общению), уметь щадить самолюбие собеседников. г) принципом деловых отношений должна быть только конкуренция (противоборство); д) следует быть тактичным в общении, т.е. предоставлять возможность партнеру выйти из затруднений с честью и достоинством, не потеряв своего «лица»; е) всегда нужно ориентироваться на конечную цель (к примеру, получение прибыли, заключение крупного контракта). Следовательно, цель оправдывает средства. 5. Какие «заповеди» относятся к деловому этикету: а) делайте все вовремя; б) громко не смейтесь; в) сдерживайте свое раздражение; г) не болтайте лишнего; д) будьте любезны, доброжелательны и приветливы; е) думайте о других, а не только о себе; ж) не будьте неряшливы; з) одевайтесь как положено; и) говорите и пишите хорошим языком. 6. Если следовать правилам критики, то как нужно поступать в случаях обнаружения ошибок у других: а) указывать на их ошибки прямо и бесповоротно; б) указывать на ошибки других косвенно; в) не указывать на ошибки других, а следить за собой. 7. Выберите те приемы, которые не усиливают личного обаяния при беседе: а) необходимо быть хорошим, терпеливым и внимательным слушателем; б) необходимо при возможности льстить и заискивать перед собеседником; в) стараться доминировать во время общения: больше говорить, чем слушать. г) стараться понять и поддерживать собеседника; д) умение признавать свои ошибки; е) стремиться к быстрым поспешным выводам. 8. Влияние на первое впечатление о человеке оказывает: а) образование; б) социальный статус; в) внешний вид; г) возраст; д) манера поведения; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны. 9. Хороший вкус- это: а) стиль; б) элегантность; в) мода. 10. Манера- это: а) умение оказывать небольшую услугу; б) внешнее проявление внутреннего эмоционально- психологического состояния; в) способ держать себя, внешняя форма поведения; г) умение вовремя сгладить неловкость; д) моральное осознание человеком своих действий. 11. Инициаторами рукопожатия в большинстве случаев должны быть: а) мужчины; б) женщины; в) младшие по возрасту; г) младшие по положению (подчиненный). 12. Отличаются ли визитные карточки женщин от визитных карточек мужчин? Выберите правильный ответ: а) отличаются по размеру; б) не отличаются; в) отличаются по цвету; г) отличаются за счет «украшательств». 13. Кому принадлежат слова: «Людей надо учить так, как если бы Вы их не учили. И незнакомые вещи преподносить как забытые»? а) Э.Фромму; б) З. Фрейду; в) Э. Холлу; г) Д. Карнеги; д) У. Юри. 2. Задание. Внесите в глоссарий и выучите основные понятия и термины темы: «этика», «профессиональная этика», «этикет»: «придворный», «дипломатический», «военный», «общегражданский», «деловой», «национальный», «комплимент», «»манеры поведения», «деловые культуры мира», «моноактивные», «полиактивные», «реактивные». 3. Определите нормы этики в сфере государственного и муниципального управления. Выделите основной вид ответственности за совершенные поступки. Какие действия, обеспеченные сводом общих этических законов, помогают решить проблему? 4. Подготовьте 5-ти минутное выступление на одну из двух тем: 4.1. В чем главное предназначение этического кодекса государственных служащих Российской Федерации? 4.2. Каковы же качества – и общечеловеческие и специфические, – составляющие профессиональный и этически привлекательный образ государственного служащего? 5. Как Вы думаете, какие противоречия встречаются сегодня на пути формирования профессиональной этики госслужащих? Почему? 6. Попытайтесь проанализировать свое поведение с деловыми партнерами моноактивного, полиактивного и реактивного типов. Выявите, что может быть общего и особенного в этих взаимодействиях? Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|